Понятие «Новейшая и современная история». Периодизация мирового развития.
Наступил XXI век. Ветер будущего, ветер перемен охватил весь мир. Едва угадываются контуры нового, но ощущение новизны переживаемого времени непреодолимо. Каким далеким кажется XX век! В прошлом осталась грандиозная и трагическая эпоха индустриального общества с его достижениями и утратами, надеждами и разочарованиями. Новейшая история — период, который включает две исторические эпохи: этап завершения развития индустриального общества (1890-1960-е гг.) и этап становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг.- настоящее время). 1890-1960-е годы в экономике — это завершающий этап развития индустриального общества, этап массового производства стандартных промышленных товаров. В научно-технической сфере — этап развития достижений второй промышленно-технологической революции, открывшей эпоху электричества и нефти, автомобиля и радио. В социальной сфере — период бурного роста занятости в промышленности, подъема борьбы рабочего класса за свои права, социальных реформ и формирования общества массового потребления. В политике - период ожесточенной политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии, попыток активного государственного вмешательства в экономику и в дела общества. В сфере идеологии - период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии капитализм - социализм. В культуре - период модернизма, в рамках которого на первом месте оказывается в искусстве авторское видение мира и попытки его художественного конструирования. В науке - период неклассической картины мира, когда человек оказывается песчинкой в случайном мире атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной.
1970-е годы - настоящее время в экономике - этап становления постиндустриального информационного общества, где главными становятся сфера услуг, производство и обработка информации и знаний. В научнотехнической сфере — этап развития достижений третьей промышленно-технологической революции, информационной революции, связанной с появлением микропроцессоров, новых способов оцифровывания информации, персональных компьютеров, Интернета, а также с достижениями в области биотехнологии и нанотехнологии и др. В социальной сфере — период роста занятости в сфере услуг и информационных технологий, утраты рабочим классом своего центрального положения в социальной структуре общества, появления множества разнообразных социальных слоев, групп, меньшинств, отстаивающих свои права и интересы. В политике - период демократизации общества в условиях глобализации и поиска национальной, культурной и религиозной самоидентификации, утверждения новой роли гражданского общества и уменьшения влияния государства на дела общества. В сфере идеологии — период нарастания культурно-цивилизационных противоречий в результате демократизации и глобализации. В культуре — период постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса. В науке — период формирования постнеклассической картины мира, когда человек вновь стремится обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом. Так в рамках Новейшего времени произошла смена эпох. Только несколько передовых стран на рубеже XIX — XX вв. вступили в фазу зрелого индустриального общества, вслед за ними ряд государств пошли путем ускоренной индустриализации, для других эти задачи оставались актуальными почти весь XX век. Освоение в условиях традиционного общества опыта индустриального развития, считавшегося многими передовым, получило название модернизация, что буквально означает «быть современным, быть на уровне передовых стран и эпохи». С этим связано понятие «догоняющее развитие». Трудности модернизации, разрушение традиционного уклада жизни в странах «догоняющего развития» рождали у части населения стремление возвратиться к традициям или к поиску спасительных идей.
В последние три десятилетия XX в. отдельные страны осуществили прорыв, для них начался этап становления постиндустриального общества и информационной экономики, в других только наметилось движение к формированию нового постиндустриального общества. В тех странах, где индустриализация не была завершена и даже не начиналась, встают сложные проблемы. Для них переплетение задач первой модернизации (построение индустриального общества) с задачами второй модернизации (становление постиндустриального общества) создает как дополнительные возможности, так и дополнительные сложности. На рубеже XX—XXI вв. обозначились культурно-цивилизационные противоречия, которые свидетельствуют о том, что модернизация - это не просто копирование опыта развитых стран. Модернизация невозможна без учета традиций и опоры на национальный исторический опыт. Можно заимствовать технологические новинки, но традиции заимствовать нельзя. Традиции многогранны, одни становятся тормозом, другие высвобождают энергию людей. Авторы считали важным обратить внимание также на способы осуществления исторических задач, в том числе и модернизации. В этой борьбе выступает на первый план дилемма: реформа или революция? В Новейшее время в большинстве стран мира идет борьба между разнородными политическими силами, сторонниками реформистского, эволюционного пути развития и приверженцами революционной, насильственной ломки общественных структур. История - это смена эпох. Такое понимание истории разрабатывалось в рамках разных концепций. Первоначально в науке господствовал подход о линейном, поступательном развитии истории как о продвижении к свободе, торжеству разума и справедливости (эпоха Просвещения). Затем стало складываться понимание истории как истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет, подъем, надлом и упадок (А. Тойнби). Возник и подход, связывающий историю со сменой эпох, каждая из которых имеет свой внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему представлений (В. Дильтей). Почему происходит смена эпох? Сложилось несколько точек зрения и на движущие силы истории. Одни на первое место ставили изменения в экономике, технике (К. Маркс и др.). Другие делали акцент на политических институтах, способах господства и смене политических элит (В. Парето и др.). Третьи подчеркивали важность духовных факторов, представлений человека о мире (М. Вебер и др.) В современной науке учитывается все разнообразие концепций. Считается, что каждый из подходов делает акцент на том или ином срезе исторической реальности.
Не противостоят друг другу и наиболее востребованные концепции — теория модернизации и цивилизационный подход. Теория модернизации делает акцент на общих тенденциях развития, пытается осмыслить исторический процесс как движение. Цивилизационный подход подчеркивает историческое разнообразие, самобытность и уникальность исторических явлений, особую роль традиций и религий как хранителей основ цивилизаций. Возможность тех ли иных стран ответить на новые вызовы времени и вызовы со стороны других заключается в способности как преодолеть тормозящее воздействие одних традиций, так и использовать традиции, отвечающие духу времени и эпохи, актуальным задачам модернизации. 2. Новая индустриальная эпоха. Новая индустриальная эпоха. Промышленная революция XVIII - XIX вв. открыла новую страницу в истории. Началось формирование индустриального общества в странах Европы и Северной Америки. В конце XIX - начале XX в. все новые и новые трубы заводов продолжали подниматься в небо, все более крупные торговые корабли спускались на воду, гудки паровозов были слышны уже в самых отдаленных провинциях. В конце - начале XX в. завершается создание системы мировой торговли и почтовой связи благодаря бурному строительству железных дорог и пароходов. Тяжелая промышленность, производство угля и стали определяли особенности индустриализации второй половины XIX в. Вначале XX в. были построены трансконтинентальные железные дороги в США, Канаде, России. В плавание вышли гигантские океанские лайнеры, в том числе печально известный «Титаник», затонувший в 1912 г. Но это были последние аккорды «эпохи угля и стали».
Мир паровозов и пароходов отступал в прошлое. Наступал новый этап индустриальной эпохи. Быстрота изменений поражала современников. Они заметили характерную черту развития XX в., проявившуюся уже в начале века, - ускорение перемен. В 1903 г. на несколько мгновений в воздух поднялся первый самолет, а уже в 1919 г. был совершен перелет через Атлантический океан. Начался век электричества, электрических и дизельных моторов, автомобиля и самолета, телефона и телеграфа, радио. В чем причина столь кардинальных перемен? В конце XIX - начале XX в. в ведущих странах Европы и США произошел быстрый и радикальный перелом в технологическом и экономическом развитии. В это время развертывается вторая промышленно-технологическая революция. Сущность таких революций состоит в ускоренном развитии новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии. Новыми бурно растущими отраслями стали машиностроение, включая автомобильную промышленность, электротехническая и нефтехимическая промышленность. Востребованность новых технологий, их стремительное и массовое внедрение были обусловлены обострившейся конкуренцией не только между предприятиями за массового покупателя новых товаров, но и между странами, которые стремились ответить на новые вызовы времени. К началу Первой мировой войны для нескольких ведущих индустриальных стран ускоренное развитие тяжелой промышленности как основы индустриализации завершилось. Технологической зрелости в начале XIX в. достигли несколько передовых стран - Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия. «Эпоха угля и стали» в этих странах закончилась. На путь ускоренной индустриализации стали в конце XIX - начале XX в. также Россия, Швеция, Италия, часть Австро- Венгрии, Канада, Япония. В то же время развитие тяжелой промышленности оставалось важным для многих государств мира вплоть до второй половины XX в. В некоторых странах индустриализация в XIX в. еще не начиналась. Они осуществляли «догоняющее развитие» уже в XX в. Модернизация в них проходила в условиях, когда в ряде ведущих стран уже сложилось индустриальное общество. В начале века в передовых странах промышленное производство уже преобладало над сельскохозяйственным. Сельское хозяйство также постепенно становилось одной из отраслей индустриального производства благодаря применению новой техники, тракторов, удобрений. В начале века из села шел огромный отток населения в города. Выходцы из деревни пополняли прежде всего ряды рабочих. Главным вектором исторического развития индустриального общества стало увеличение числа занятых в промышленности и сокращение работников в сельскохозяйственном производстве.
Бурный рост городов и городского населения (урбанизация) был характерен для всех стран, в которых происходило формирование индустриального общества в начале XX в. В 1880 г. в Европе насчитывалось 8 городов с населением свыше 1,5 млн человек, а в 1914 г. их число увеличилось до 29. Быстрый рост городов происходил и в США. Именно городские жители составляли основную массу покупателей товаров индустриального общества. Начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства стали в начале века наиболее важными чертами развития индустриального общества. В начале XX в. начинается массовое производство промышленных товаров. Это были лишь первые шаги на пути к массовому производству в XX в. Раньше было массовым только производство продуктов питания и одежды. В начале века появляется поточное производство и первые конвейерные линии. Первый конвейер по выпуску автомобилей был запущен Генри Фордом в 1914 г. Он внедрил предложенный Тейлором принцип разделения трудового процесса на ряд простых операций и использовал гибкие системы оплаты труда в целях интенсификации производства. Изменился сам характер труда: он становится монотонным, изнуряющим. Значительная часть промышленного рабочего класса была уже сконцентрирована на крупных предприятиях. Массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей. В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах — лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах, в США их уже миллионы. Америка была охвачена бумом строительства небоскребов. В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен. Миллионными тиражами издаются газеты. На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется все больше трамваев и автомобилей. В годы Первой мировой войны ежегодное производство автомобилей уже измеряется миллионами. В начале XX в. усилились процессы концентрации производства и капитала. Концентрация шла неодинаковыми темпами в разных странах и приобретала различные формы. В США это были корпорации, тресты, контролировавшие значительную часть добычи угля, нефти, производства стали. В рамках треста объединялись отдельные предприятия, которые становились держателями части акций единого треста. Так происходила концентрация промышленного капитала. В европейских странах, и прежде всего в Германии, концентрация в экономике проходила в форме создания координирующих структур, определявших общие правила поведения на рынке, - синдикатов и картелей. Координация усилий промышленных предприятий, вплоть до их слияния и централизованного управления, отвечала задачам массового производства стандартизированной унифицированной продукции. Концентрация производства и капитала не означала ликвидации малого бизнеса. Доля индивидуальных предприятий в производстве продукции падала в начале века во всех индустриальных странах. Мелкие фирмы разорялись. Но на их месте появлялось еще большее число новых фирм, поэтому количество мелких фирм (прежде всего в сфере услуг) в целом неуклонно увеличивалось. В начале XX в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки, способные обслуживать крупнейшие предприятия, которые требовали больших инвестиций - вложений в производство. Начался настоящий бум создания крупных акционерных обществ. Около трети всех предприятий в США были акционерными обществами. Фондовая биржа, где продавались и покупались акции предприятий, стала регулятором экономического развития. Слияние промышленного и банковского капитала привело к формированию финансового капитала. Банки уже не просто предоставляли ссуду предприятию, но и становились держателями пакетов акций предприятий и участвовали в управлении производством. Так формировался финансовый капитал. Антимонопольная (антитрестовская) политика. Европейские государства поощряли создание синдикатов и картелей, видя в них механизмы регулирования сложных экономических процессов. В США процессы концентрации в экономике сопровождались попытками со стороны корпораций и трестов установить цены по сговору, ограничить конкуренцию и получить дополнительные доходы. Началось с железнодорожных компаний, которые стали произвольно повышать цены на перевозки. В стране рос протест против засилья монополий, требовалось вмешательство государства. В США были приняты антитрестовские законы. В результате ряд трестов был расформирован, в том числе и гигантский нефтяной трест Рокфеллера — «Стандарт ойл компани» — в 1911 г. Железнодорожные тарифы не могли быть подняты выше того предела, который отныне устанавливало правительство. Антимонопольное законодательство США имело целью регулирование конкуренции,создание возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение возможности доступа на рынок новых поставщиков. Усиление роли государства в экономической жизни. К началу XX столетия исчерпал себя частнохозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Идеи классического либерализма о невмешательстве государства в экономику пришлось оставить прошлой эпохе. Постепенно (с конца XIX в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика. При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества, т. е. те базовые системы, которые обеспечивают все отрасли экономики и сами условия жизни общества: транспортная система - дороги, финансовая система - стабильная национальная валюта, энергетическая система - производство электроэнергии, социальная система — социальное страхование, образование, медицина и т. д. Важной сферой государственного регулирования становится антимонопольное законодательство и охрана природы. Так, в США первые законы об охране (консервации) природных ресурсов были приняты уже в 1906— 1908 гг. Государство путем принятия законов и создания специальных органов государственного управления стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей. Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами. Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики. В начале XX в. усилилась роль государства в сфере финансов. Для динамичного развития нужна была стабильная валюта и контролируемая финансовая система. Формы и методы государственного вмешательства в экономическую жизнь были различными. Если в США государство ограничивалось часто регулированием, то для ряда европейских стран было характерно прямое участие государства в экономической жизни: действовали государственные компании, например, в электроэнергетике, на транспорте и т. д. Усиление роли государства в экономике сопровождалось ростом государственных расходов. Это, в свою очередь, требовало повышения налогов. Во многих странах началась борьба за налоговую реформу. В центре внимания был налог на крупные состояния и высокие доходы. Противники такой реформы вели ожесточенную борьбу. Социальный реформизм в начале века. Инициатором социальных реформ стала Германия. В 1880-е гг. правительство Бисмарка начало осуществлять план социального страхования. К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Начала складываться система помощи малоимущим. Был введен 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих (в Великобритании — для горняков, работающих в ночную смену). Во многих европейских государствах в начале века был запрещен детский труд, были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Однако возраст для получения пенсий был установлен высокий — с 70 лет, во Франции — с 65 лет. Пенсионное страхование для всего населения страны было введено в 1913 г. только в Швеции. В США реформы, предусматривающие ограничение труда женщин и детей, установление 8-часового рабочего дня, действовали лишь в некоторых штатах. Важным направлением в социальной политике индустриальных стран стало развитие образования, науки, здравоохранения. В странах с католическими традициями, прежде всего Франции, Италии, Испании, в начале века был ликвидирован контроль церкви над школьным образованием. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы. К началу Первой мировой войны грамотными в индустриальных странах Запада были 9/10 взрослого населения, а срок обучения в школах в среднем составлял 8 лет. Для развития социальной сферы в начале XX в. индустриальные страны уже имели значительные средства. В начале XX в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала. Один путь — социальные реформы, перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды и т. д. Другой путь — военная и внешнеэкономическая экспансия, милитаризация. Такой путь избрали Германия, Япония. В канун войны все ведущие индустриальные страны (кроме Швеции, США и др.) были вовлечены в гонку вооружений. Демократизация. Усиление роли государства в регулировании экономических и социальных отношений затрагивало различные слои общества, которые требовали расширения представительства своих интересов на разных уровнях государственной власти. За демократизацию выступали различные политические силы: либеральные, социалистические, рабочие партии, женские организации и др. Под влиянием широкого общественного движения демократизация стала общемировой тенденцией на рубеже веков и в начале XX в. Демократизация развивалась по трем главным направлениям: расширение полномочий представительных органов власти - парламентов, расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов, снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций. В XX век вошли республики и вековые монархии. В отличие от республиканских демократий, сложившихся во Франции (парламентская республика) и в США (президентская республика), другие великие державы Европы, а также Япония были в начале века парламентскими монархиями, в рамках которых сосуществовали представительная власть и власть монарха. Но и парламентские монархии отличались друг от друга. Если в Великобритании полномочия королевы были серьезно ограничены уже к началу века, то в Германии и Японии глава правительства назначался и отправлялся в отставку императором и не зависел непосредственно от парламентского большинства. Пути и темпы демократизации политической жизни в различных странах в начале XX в. определяли исторические традиции и расстановку политических сил. Под давлением общественности в США была проведена конституционная реформа: сенат - верхняя палата конгресса - с 1913г. стал избираться, как и палата представителей, всеобщим голосованием. В Великобритании либералы выступили за расширение полномочий представительного органа власти - палаты общин - и добились ограничения прав палаты лордов. По закону 1911 г. палата лордов отстранялась от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет, а в случае несогласия с другими законопроектами могла только задержать их окончательное принятие. В то же время в Германии не удалось расширить полномочия парламента, его нижней палаты - рейхстага, которые были весьма ограничены. Общим для индустриальных стран и государств, вставших на этот путь, стало расширение избирательных прав граждан. В результате принятия конституций в последней трети XIX в. в Германии (1871), Франции (1875), Испании (1886) и избирательных законов в Великобритании (1884) и Бельгии (1893) было введено всеобщее избирательное право для мужчин с рядом ограничений. В начале века избирательная реформа была проведена в Австро-Венгрии (1907), Швеции (1907), России (1907), Португалии (1911), Италии (1912) и других странах. Эти реформы были определены современниками как введение всеобщего избирательного права, хотя его получили лишь мужчины. Собственники недвижимости, домов, владельцы предприятий, люди с высшим образованием имели во многих странах дополнительные голоса. Неграмотные и неимущие не могли голосовать. В результате право голоса приобрели примерно 30—40% населения, что было огромным шагом по пути демократизации, учитывая, что до этих реформ, например, только несколько процентов итальянцев имели право участвовать в выборах. Женщины получили право голоса лишь после Первой мировой войны, во Франции в 1946 г. Политические партии и политическая борьба в начале XX в. В XIX в. партии были скорее дискуссионными клубами или временными организациями для поддержки отдельных личностей на выборах. На рубеже веков и в начале XX в. партии становятся массовыми, централизованными, с сетью комитетов или секций на местах. Формируется партийный аппарат — слой оплачиваемых из партийной кассы функционеров. В прессе, в парламенте, в правительстве постоянно мелькают одни и те же лица, политика становится профессией. Изменяется и роль партии в общественной жизни в начале XX в. Партии начинают выпускать массовыми тиражами газеты, журналы, активно пропагандируют свои взгляды, формируют общественное мнение. В начале века была характерна идеологизация партий и партийно-политической борьбы. Партии стремились не только выработать узкую программу сегодняшнего дня, но и представить свои мировоззренческие принципы, обрисовать перспективы мирового развития. Партийная борьба в начале века развивалась в рамках нескольких главных идеологических направлений - консерватизма, либерализма, социализма и марксизма. 3. Особенности социально-экономического и политического развития ведущих стран мира (США, Великобритания, Германия, Франция, Россия, Австро-Венгрия) в начале ХХ ст. Модернизация, то есть овладение индустриальным типом производства, в конце XIX - начале XX века стала целью политики большинства государств мира. С модернизацией связывалось повышение военной мощи, расширение возможностей экспорта, поступлений в бюджет государства, рост уровня жизни. Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации, или органичного и догоняющего развития. Две модели индустриального развития. Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. Предпосылками промышленного переворота в Англии выступала, во-первых, зрелость капиталистических, товарно-денежных отношений, обусловливающая готовность внутреннего рынка к поглощению больших объемов продукции. Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое, в первую очередь, и подвергалось модернизации. В-третьих, наличие, с одной стороны, многочисленного слоя неимущих людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, с другой - слоя предпринимателей, владевших капиталом и готовых вложить его в производство. При постепенной модернизации первые паровые машины, новые станки, приводившиеся ими в движение, производились в кустарных условиях, использовались для технического перевооружения легкой промышленности (этап, который в Англии начался еще в конце XVIII века). Затем, по мере роста спроса на станки, двигатели, получила развитие тяжелая индустрия, машиностроение (эта отрасль начала развиваться в Англии с 20-х гг. XIX века), возрастала потребность в чугуне и стали, что стимулировало горное дело, добычу железной руды, угля. Вслед за Великобританией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений. Благодаря постоянному притоку эмигрантов из Европы, в этой стране росла численность квалифицированной, свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 18611865 гг. между Севером и Югом, покончившей с основанной на рабстве плантационной системой земледелия. Франция, где традиционно существовало развитое мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, пережившая реставрацию власти династии Бурбонов, вступила на путь промышленного развития после революции 1830г. Почти столетие потребовалось первым странам, где произошел промышленный переворот, чтобы освоить массовое, крупносерийное, конвейерное индустриальное производство. Условием его развития, в свою очередь, было расширение емкости рынков, в том числе зарубежных. Предпосылкой - концентрация и централизация капитала, происходившая в процессе разорения и слияния промышленных компаний. Большую роль играло создание различного типа акционерных обществ, что обеспечивало приток банковского капитала в промышленность. Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия и Япония также обладали традициями развитого мануфактурного производства. Они задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриализации ускорились. В России и Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение натурального хозяйства в деревне, сочетавшегося с различными формами личной зависимости крестьянства от землевладельцев, что определяло узость внутреннего рынка. Негативную роль играла ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность. Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством в странах догоняющего развития чаще всего исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Для Российской империи стимулом к концентрации усилий на задачах модернизации стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции. Преобразования, начавшиеся с отмены крепостного права в 1861 г., реформы в системе административногосударственного управления, армии, продолженные в XX веке, обеспечили возникновение предпосылок перехода к индустриальному развитию. Для Австро-Венгрии таким стимулом стало ее поражение в войне с Пруссией (1866). Первой из вступивших на путь модернизации стран Азии стала Япония. Она вплоть до середины XIX века оставалась феодальным государством и проводила политику самоизоляции. В 1854 г., столкнувшись с угрозой бомбардировки портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри, под давлением Англии и России, ее правительство, возглавляемое сегуном (военачальником), приняло неравноправные условия отношений с иностранными державами. Превращение Японии в зависимую страну вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате революции 1867—1868 гг. сегун был отстранен от власти. Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором. Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления. Хотя сословный строй сохранился, феодальная раздробленность и феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства постепенно перестали существовать. Государственной религией вместо буддизма, ориентирующего на пассивное, покорное восприятие судьбы, был объявлен синтоизм, традиционно японский культ богини Солнца, восходящий к временам язычества. Синтоизм, обожествляющий императора, стал символом пробуждающегося национального самосознания. При большой специфике развития стран второго эшелона модернизации их опыт выявил ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в экономике, обусловленная следующими причинами. Во-первых, именно государство стало главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были сократить сферу натурального и полунатурального хозяйства, содействовать развитию товарно-денежных отношений, обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования их в растущей индустрии. Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке удовлетворялась за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства были вынуждены прибегать к протекционизму, активизации государственной таможенной политики для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей. В-третьих, государство непосредственно финансировало и организовывало строительство железных дорог, создание фабрик и заводов. (В России, а особенно в Германии и Японии, наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям.) Это объяснялось, с одной стороны, стремлением как можно скорее преодолеть отставание, с другой - часто проявлявшейся неготовностью торгово-ростовщического капитала освоить новую для себя сферу, промышленную. Выходом было создание смешанных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше в Германии и Италии. Зарубежный капитал привлекался в различных формах, таких, как прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов. Большинство стран, осуществлявших модернизацию в рамках модели догоняющего развития в конце XIX - начале XX века, добились заметных успехов. Так, Германия стала одним из основных конкурентов Англии на мировых рынках. Япония в 1911 г. избавилась от навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств. Протекционистская политика, введение повышенных таможенных пошлин на импортные товары вели к обострению отношений с зарубежными торговыми партнерами, побуждали их отвечать такими же мерами, что порождало торговые войны. Чтобы возместить возрастающие расходы на поддержку отечественного производства, государство вынуждено было идти на непопулярные меры. Повышались налоги, изыскивались иные меры пополнения казны за счет населения. 4. Основные международные кризисы и конфликты в начале ХХ ст. Формирование военно-политических блоков. К началу XX века состояние международных отношений определялось политикой небольшой группы экономически наиболее развитых и сильных в военном отношении держав. К их числу принято относить Великобританию, Германию, США, Россию, Францию и Японию. На их долю, вместе с контролируемыми ими территориями колоний, приходилось почти 2/3 населения мира, около 80% мирового промышленного производства. Согласно воззрениям, общепринятым в XIX в., взаимоотношения между торговыми нациями, государствами с рыночной экономикой характеризуются конкуренцией, «борьбой всех против всех». Представления о том, что державное противоборство является основой мирового развития, лежали в основе геополитических теорий, приобретших большую популярность в первые десятилетия XX века. Согласно этим теориям, черты этноса (народа), такие, как особенности культуры, преобладающий тип хозяйственной деятельности, определяются особенностями территории, на которой он проживает. Соответственно, государство — это не только форма политической организации определенного пространства, но и своего рода живой организм, который, как и человек, рождается, растет, умирает. Рост государства связывался с захватом необходимых для его развития новых земель, ресурсов. В условиях свободной конкуренции держав на международной арене, каждая из них больше всего опасалась усиления остальных, нарушения равновесия сил. Угроза войной и война рассматривались и в XIX, и в начале ХХ века как законные и нормальные средства защиты интересов государств, которые применяются в тех случаях, когда дипломатические возможности достижения поставлен<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|