Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка, написание и опубликование статей

Для аспирантов и магистрантов

Составил: В.М. Шадрин

 

Лекция

Подготовка, написание и опубликование статей

Литература

Основная:

1. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 2. Логика правового исследования (Как написать диссертацию) – М., 2004.

2. Регирер Е. И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука. 1969.

 

 

Существует множество видов научных публикаций - это тезисы, научные статьи, монографии, методические разработки, учебные пособия и др. Наиболее важной из них считается статья, которая может быть опубликована в специализированном периодическом (реже непериодическом) издании. Другие формы научных публикаций либо отличаются большим объемом и поэтому печатаются редко (например, монографии), либо недостаточно информативны, как тезисы докладов на конференции.

Статья — это небольшая по объему работа, посвященная изложению какого-либо научного вопроса, проблемы. Объем статьи может быть самым различным, в пределах от 8000 до 80 000 знаков, или от 0,2 печатного листа до двух печатных листов (условный печатный лист, примерно, 15-17 стр. машинописного текста в формате А-4)[1]. Таким образом, минимальный объем статьи должен быть чуть больше тезисов, а максимальный — не может превышать размеров, характерных для брошюры.

Статьи могут быть подготовлены по любому вопросу, представляющему интерес для широкого круга читателей. Это самая универсальная форма научных публикаций, предназначенная для обнародования любых знаний, которыми располагает наука. В правоведении в форме статей публикуются результаты теоретических, исторических, конкретно-социологических, сравнительно-правовых, формально-юридических и иных исследований, даются комментарии к законодательству и правоприменительной практике, излагаются результаты статистических наблюдений правовых и иных явлений. Наиболее часто, написание научных статей строится на базе диссертационной работы (докторской, кандидатской, магистерской). В публикуемой статье, как правило, приводятся основные положения и выводы, изложенные в диссертации.

В числе основных особенностей статьи как разновидности научной публикации можно отметить определенную узость ее тематики, допустимость постановки проблемы без надлежащего обоснования, аргументирования, невозможность опубликования в качестве отдельного и самостоятельного издания.

Статья имеет своим предметом, как правило, какой-либо один вопрос правовой науки и/или практики. Это может быть обоснование содержания какого-либо понятия (например, правоотношения, юридической ответственности, правового пространства), авторское видение конкретной актуальной проблемы (понимания судебной практики в качестве источника права, юридической природы правовых позиций Конституционного Суда РФ, конституционной ответственности и др.), отдельный, требующий дальнейшего совершенствования вопрос законотворческой или правоприменительной практики.

Ограниченный объем статьи не позволяет рассматривать исследуемый предмет комплексно, всесторонне, что характерно для монографии. Однако от этого научная ценность статьи никак не умаляется. Наоборот, она имеет определенные преимущества перед другими публикациями, в том числе и перед монографией. В частности, статья позволяет:

1) оперативно обнародовать всякую новую, свежую мысль, идею, которая еще находиться в стадии разработки, но является весьма актуальной и представляет интерес для других специалистов;

2) успешно вести дискуссии по актуальным проблемам правовой науки и практики;

3) информировать юридическую общественность об итогах правовой деятельности органов государства, основных результатах исследований, проводимых учеными-юристами.

В статье разрешается ставить новые проблемы правовой науки и практики без их обстоятельного аргументирования, обоснования. Всякая оригинальная идея, положение могут длительное время существовать в форме гипотезы, правдоподобного знания, которое в порядке постановки, развития объективируется чаще всего в форме статьи. Обоснованное решение проблем-гипотез, перевод правдоподобного знания на уровень достоверного, истинного знания достигается лишь на уровне монографического исследования. Со статейных публикаций постановочного плана берут начало все идеи, составляющие научную парадигму современных российских правоведов: правового государства, защиты прав и свобод личности, распространения режима законности на законотворческую деятельность государства, осуществления конституционного контроля деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Статья не достигает объема, позволяющего ее опубликование в виде отдельного издания. Поэтому она всегда помещается в каком-либо сборнике, журнале. При этом от сборника не требуется связанности статей однородной тематикой. Таковы, например, все юридические журналы, труды или ученые записки, издаваемые юридическими вузами или научными учреждениями. Однако могут издаваться и тематические сборники, в которых формируются статьи по предметному признаку, статья попадает в такой сборник постольку, поскольку она соответствует его теме.

Подготовка к написанию статьи должна начинаться с ответа на вопрос о цели работы. В публикации могут быть изложены новые результаты исследований или проведен анализ ранее напечатанных работ для обоснования некоторого положения. Еще один вариант статьи - обзор литературы по определенной теме. Каждый из этих типов статей имеет свои особенности. Например, в случае с обзором литературы автор дает срез научных знаний на некотором этапе их развития.

Поскольку в научных исследованиях существует теоретический и эмпирический уровни знаний, различают теоретические и эмпирические статьи.

Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значение имеют логические законы и правила.

Научные же статьи эмпирического характера хоть и используют ряд теоретических методов, но больше опираются на методы измерения, наблюдения, эксперимента и т.п. В заголовках этих статей часто употребляются слова «методика», «оценка», «определение».

Структура статей достаточно однородна. Чаще всего статьи пишутся по следующей схеме: 1) название; 2) введение; 3) постановка проблемы; 4) авторское видение путей ее решения; 5) аргументы в пользу авторского решения и 6) вывод о научной или практической значимости авторского решения.

Прежде чем приступить к работе, следует определиться с названием статьи. Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас — в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной. Вот классический пример неудачного названия: Александр Степанович Попов свое первое сообщение об открытии способа радиосвязи назвал «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Правильнее было бы сказать: о передаче сообщений без проводов.

Самая распространенная ошибка в названии — неадекватное представление содержания научного материала в заглавии. Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет исследования, который должен отчетливо отделяться от объекта исследования.

Если затрудняетесь с наименованием статьи, ограничьтесь в начале рабочим названием. Заканчивая работу над статьей, определить название будет намного легче.

Расширением заглавия является аннотация, содержащая несколько предложений, подробно описывающих предмет исследования. Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержанииработы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление о хорошей статье. Естественно, что возможности точного распознавания тематического адреса публикации увеличиваются во много раз, не говоря уже о том, что чтение аннотации позволяет компетентному исследователю уяснить основную идею работы за несколько минут.

Очень важен первый абзац статьи. Это, как правило, введение, и на нем лежит не менее важная функция, чем на заголовке. Трудности, испытываемые автором при формулировании первого предложения в любой научной работе, в полной мере присутствуют и при написании статьи. Ее первое предложение в любом случае должно заинтриговать читателя, вызвать у него интерес к статье в целом.

.Во введении обычно обосновывается актуальность темы статьи и формулируются задачи, которые ставит ее автор. Актуальность темы - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.Введение должно показать читателю актуальность изучаемой проблемы. В этой части статьи следует дать вводную информацию, объяснить, почему было проведено исследование, и сформулировать гипотезу. Кроме того, не лишними будут краткие сведения о ранее проведенных в данной области исследованиях.

Не затягивайте с введением, иначе основная часть или концовка получатся скомканными. В зависимости от объема текста вступление может занимать от двух абзацев до одной страницы.

В основной части статьи вы раскрываете тему и решаете (или, если это не предусмотрено, – описываете) проблему. Желательно разделить текст на примерно равные по объему подразделы. Это существенно упрощает чтение и донесение ваших идей до аудитории.

Постановка проблемы в статье может осуществляться различными способами. Это может быть констатация либо затруднений, возникающих в правоприменительной практике, либо несовершенств действующего законодательства, либо пробелов правовой науки, либо фактов несоответствия наличного теоретического знания практике, либо появление новых политико-правовых задач у государства и общества. В любом случае автор показывает, что рассматриваемый им вопрос не плод праздного размышления, а необходимый и важнейший компонент современного научного знания.

Основу, ядро статьи составляет авторское видение исследуемого вопроса, новые оригинальные знания. Собственно их наличие и оправдывает подготовку и опубликование статьи. Не простая компиляция наличного знания, а новые положения, выводы, сформулированные автором, придают статье особую ценность, выделяют ее из всей совокупности подобных научных публикаций. Статьи, оригинальность которых сводится только к фамилии и инициалам автора, имеют лишь внешнюю видимость научной публикации.

Значительную часть статьи занимают аргументы, с помощью которых автор обосновывает свои положения, выводы. Завершается же статья, как правило, положениями, в которых определяется научная и/или практическая значимость постановки и решения исследуемого вопроса.

Закончить статью следует формулировкой выводов, сопоставлением полученных результатов с заявленной целью и информацией о вкладе проведенного исследования в науку. Важно определить значение работы для будущих исследований. Вариантов может быть два: либо результаты задают направление для дальнейших исследований (и тогда его желательно вкратце обрисовать), либо станет очевидно, что дальнейшее продвижение в заданном направлении бессмысленно. Следует помнить, что отрицательного результата в науке не бывает. Любое исследование - это проверка определенной гипотезы. Вполне нормально, что некоторые гипотезы не находят своего подтверждения. Чем раньше ученый признает свою ошибку, тем меньше его времени будет потрачено на последующие бесплодные исследования. Более того, публикация негативного результата даст возможность другим ученым избежать ненужных затрат на работу в заведомо тупиковом направлении.

Выводыдолжны быть краткими и не должны содержать новой информации, которая не упоминалась до этого в тексте. И самое главное: выводы должны логически проистекать из написанного выше.

При написании статьи используются все те приемы, которые надлежит применять и при подготовке монографий. Чтобы системно описать исследуемый вопрос-проблему, нужно последовательно применять процедуры описания, формулирования понятий, классифицирования, аргументирования, критических оценок наличных положений, идей, сформулированных другими авторами. Отступления от этих требований, как правило, снижают качество подготавливаемых статей.

В числе наиболее распространенных ошибок, допускаемых при написании статей, можно отметить: описательность, априоризм, отсутствие примеров, иллюстрирующих авторские положения, многотемность, непоследовательность в изложении вопросов.

Начинающий автор, еще не освоивший в полной мере технологию подготовки научных публикаций, весьма робко и осторожно подходит к формулированию авторского видения исследуемого вопроса и этот собственный недостаток стремится компенсировать подробным описанием соответствующих правовых явлений или процессов. Подобные описания возможны и допустимы, если в этом видится основная цель статьи, например, посвященной какому-либо историческому событию, памятнику права. Но в статье на теоретическую тему, когда от автора требуется его собственное видение исследуемого вопроса, одного описания наличного бытия явно недостаточно. Описание в такой статье допустимо лишь в той мере, в какой оно необходимо для иллюстрирования, обоснования теоретических положений. При отсутствии или недостаточности последних, описание не имеет никакой ценности, равно как и статья в целом.

Другая крайность, в которую нередко впадают авторы статей, является прямо противоположной описательности — это априорный способ изложения исследуемых вопросов, при котором возникает полный разрыв между авторскими новациями и реальными правовыми явлениями и процессами. Между тем такой способ изложения является малопродуктивным как для автора, так и читателей. Автор, оставаясь в сфере собственной мысли и не предпринимая попыток придать ей земной характер, сопоставить ее с практикой, рискует дать искаженное, неверное представление об исследуемом и тем самым использовать научную форму для изложения не характерных для нее фантастических знаний. Статья, в которой мысль автора не проиллюстрирована практическим материалом, скорее всего не будет понята и читателями. Не каждый способен самостоятельно поработать за автора и в целях уяснения вопроса опустить теоретическую мысль на грешную землю.

Третья распространенная ошибка авторов состоит в том, что они пытаются поставить и рассмотреть в статье несколько принципиально важных вопросов. Но поскольку объем статьи ограничен, то, чаще всего, автору удается лишь изложить суть своих вопросов, тогда как на их обоснование не остается уже места. В таких случаях говорят, что автор «разбрасывается» между вопросами, не доводя ни одного вопроса до логического завершения. Поэтому всегда важно соизмерять объем статьи с возможностями автора достаточно четко и ясно осветить исследуемый вопрос.

Некоторые статьи страдают недостаточно последовательным изложением материала, отсутствием логичных переходов от одной мысли к другой, даже логическими противоречиями, когда например, в начале статьи говорится о том, что отрицается в ее завершении. Начав статью «за здравие», автор завершает ее положениями за «за упокой».

В ходе рецензирования научных статей, приходится часто сталкиваться с ошибками при описании актуальности:

- она занимает слишком большую часть введения;

- не употребляется сам термин «актуальность»;

- не указывается противоречие в науке или практике, которое определяет исследуемую в статье проблему;

- отсутствует формулировка проблемы исследования;

- проблема исследования формулируется не в научном смысле (осознание недостаточности знаний), а в общеупотребительном смысле (задача, препятствие).

Для избежания вышеперечисленных ошибок в работе следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для выпускной работы достаточно в пределах одной страницы(полстраницы) машинописного текста показать главное.

2. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед наукой.исследователем в аспекте выбранного направления в современных условиях развития общества. Т.о. актуальны исследования, темы которых в определенных аспектах изучены не в полной мере, и проводимое исследование направлено на преодоление этого пробела.

3. Можно сделать краткий обзор предпосылок для исследования: что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать (указание авторов, которые занимались данной проблемой).

4. Желательно сформулировать противоречие. «Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний». Как известно противоречие (научное) - это важнейшая логическая форма развития научного познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.

5. Следующий логический шаг исследования - формулирование проблемы. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки - оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.д. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии не быть реализованы по разным причинам.

Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке - как синоним слова «задача», «препятствие» и т.п. В научном же смысле, «проблема - это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес». В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям.

Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.

В силу того, что формулировка противоречия и проблемы является важнейшим творческим шагом начинающего исследователя.

 

Существует мнение, что весьма трудно написать хорошую статью, но еще труднее ее опубликовать. И это мнение не беспочвенно. Основное заблуждение соискателя состоит в том, что он наивно верит в обязательность опубликования солидным журналом его статьи, подготовленной на актуальную тему и содержащей какое-либо новое решение. Между тем это далеко не так.

Начинающий автор, прежде чем обращаться в редакцию со своей статьей, следует проанализировать содержание журнала хотя бы за последний год и посмотреть, сколько в нем помещено статей начинающих авторов. Если там такие статьи есть или, что еще лучше, имеется рубрика типа «первые публикации», «трибуна начинающего автора», то еще какие-то незначительные шансы на опубликование его статьи сохраняются.

Однако если в журнале нет ни соответствующих рубрик, ни статей начинающих авторов, считайте, что ваше дело безнадежно. Вам, конечно, не откажут, может быть, даже найдут несколько слов в вашу поддержку, но статью все равно не опубликуют. Как в шутку говорил К.П. Горшенин, будучи членом редколлегии журнала «Советское государство и право»: «С автором нужно работать: прислал статью — поддержи его, но попроси кое-что доработать. Доработал и прислал вновь — похвали за настойчивость, но попроси еще раз кое-что улучшить. Прислал статью третий — делать нечего, придется отказывать по мотивам несоответствия статьи редакционным планам журнала или под иным безобидным предлогом».

В настоящее время ситуация с опубликованием статей несколько улучшилась. Вместо двух общесоюзных журналов по теоретическим вопросам государства и права появилось предостаточное множество как центральных, так и региональных журналов. Возможности для опубликования статей значительно расширились, но практика подбора авторов сохранилась прежней — в первоочередном порядке помещаются статьи маститых авторов, членов редколлегии, их коллег и время от времени статьи их аспирантов и соискателей. Чужой, незнакомый автор, скорее всего, в журнал не попадет.

Наибольшие шансы на опубликование статьи молодой автор имеет в ученых записках, трудах или сборниках статей, издаваемых по месту его работы либо вузом (научным учреждением), к аспирантуре или магистратуре которого соискатель прикреплен. Равным образом можно попытаться пристроить свою статью в малоизвестный журнал, при условии личных контактов с работниками его редакции. Заочная переписка, скорее всего, закончится пустыми хлопотами. Но сегодня имеется блестящая возможность самому издать свой многострадальный труд, были бы только деньги.

Соискатель вполне может пойти в любое издательство, оплатить стоимость его услуг, а также типографские расходы и в самое короткое время, за четыре-шесть месяцев, получить долгожданную публикацию в форме брошюры объемом 2-3 печатных листа и тиражом до 100 экземпляров. Подобный путь является настолько оптимальным, что им не гнушаются даже соискатели докторских степеней. Вместо длительного сколачивания порогов издательств, ведения нудных переговоров с издателем и долгих ожиданий конечного результата, соискатель за свой счет издает монографию-брошюру объемом 10 печатных листов и тиражом 100 экземпляров и тем самым снимает последнее препятствие на пути к защите диссертации.

 

Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...