Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильное употребление форм глагола




И местоимения

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Современный русский язык: Учебник /Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981. С. 281-289, 301-308.

2. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т.1. С. 483-530, 531-539.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С.179-220

4. Розенталь Д.Э. Русский язык. М.: Изд-во Московского университета, 1994. С. 328-329, 333-335.

5. Орфоэпический словарь русского языка /Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1997.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Образуйте видовые пары следующих глаголов: затронуть, освоить, оспорить, усвоить, успокоить, застроить, удвоить, обусловить, подытожить, узаконить, уполномочить, удостоить.

 

2. Образуйте форму 3 лица единственного числа настоящего времени от глаголов: полоскать, плескать, махать, колыхать, кликать, кудахтать, мурлыкать, мяукать, сыпать, щипать.

 

3. Исправьте предложение, объясните ошибки в употреблении местоимений.

Мальчик теперь сирота, отец умер, когда ему было три года.

Сзади его шла нагруженная вещами телега.

Группа сдала все зачеты и просила переэкзаменовать их в первую очередь.

Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным, они их ждали с нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Больной попросил сестру налить себе воды.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Раскройте скобки, измените инфинитив на соответствующую глагольную форму; укажите возможные синонимичные варианты, дайте их стилистическую оценку.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 5. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 6. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 7. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня об этом. 8. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

 

2. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений. Отредактируйте предложения.

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров 14 вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмов сериалов. 3. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру. 4. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 5. Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии. 6. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе! 7. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению.

 

3. Исправьте предложения, укажите характер ошибок в употреблении форм глагола.

1. Войска сосредотачивались для нанесения решающего удара по противнику. 2. Легкий морозец приятно щипет лицо и руки. 3. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету. 4. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 5. Где слыхали об этом? 6. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 7. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.

 

 

Практическое занятие № 11

Правильное употребление форм числительных и предлогов

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Современный русский язык: Учебник /Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981. С. 281-289, 301-308.

2. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т.1. С. 483-530, 531-539.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С. 168-179.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык. М.: Изд-во Московского университета, 1994. С. 151, 154, 330-335.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Поставьте словосочетания в дательный, творительный, предложный падежи.

573 метра, 74 экспоната, 15 экземпляров, 48 метров, 61 минута.

 

2. Образуйте от данных словосочетаний сложные прилагательные и запишите их: 28 дней, 473 грамма, 8 минут, 2 часа, 1,5 километра, ¼ финала, 3 литра.

 

3. Перепишите предложения, ставя слова в скобках в нужном падеже.

Действуйте согласно (приказ). По (окончание) вуза я поеду по (назначение). Она всегда скучает по (вы). В (виду) недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно. Димка решил, что в (виде) исключения на этот раз Жиган не врет. Трудно было понять, какое удобство имел в (виду) столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. Привалясь к стволу сосны, не щадя махорки, на войне (на) счет войны вел беседу Теркин. (В) течени… всей дороги Касьян сохранял упорное молчание. (В) продолжени… ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Запишите словами числительные.

Располагать 3894 книг…, к 573 прибавить 208, от 785 вычесть 47, пароход с 2655 пассажир…, сделать работу к 2005 год…, вспоминать о 1913 год…

 

2. Образуйте порядковые числительные от следующих количественных:

1, 2, 11, 40, 73, 90, 100, 341, 400, 648, 3 тысячи, 200 миллионов, 120 миллиардов.

 

3. Раскройте скобки, цифры напишите прописью.

Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг). Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. Разность между (87 и 58) составляет (29). Второй советский искусственный спутник Земли находился в космосе (163 суток). Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба-обе) сторонам живописной реки, привлекает много туристов. Можно было обойтись (полторы тысячи рублей).

Практическое занятие № 12

Синтаксическая стилистика. Вариантность в форме согласования.

Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С.244-271.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001. С.315-320.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 143-146.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Вставьте необходимые буквы; выбор формы сказуемого мотивируйте. Укажите возможные варианты.

1. Теперь против Валерки был… четверо. 2. Нас оставал…сь только трое из восемнадцати ребят. 3. По дороге шл… трое. 4. Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил… в вуз. 5. Теперь шестеро из них сидел… за деревьями, держа ружья. 6. Нас, офицеров, здесь трое. Двое мирно сп…т. 7. По неуважительным причинам отсутствовал… четверо. 8. Пятеро сдал… экзамен досрочно.

 

2. Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного или множественного числа сказуемого.

1. За месяц израсходован… тысяча рублей. 2. На строительство детских дошкольных учреждений отпущен… миллион рублей. 3. Сколько благородных задач сто…т перед учителем! 4. Последние двое студентов успешно сдал… экзамены. 5. После революции большинство иностранных специалистов разъехал…сь по своим странам. 6. 45 минут прошл… незаметно. 8. Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или за молоком, также теснил…сь в толпе. 9. В июле 1918 года в Англии бастовал… около полумиллиона рабочих военного завода. 10. В заботах незаметно прошл… еще несколько дней. 11. Было даже как-то неловко, что столько людей пришл… встречать нас. 12. Несколько выпускников нашего училища работа…т на часовом заводе.

 

3. Выберите из данных в скобках форм сказуемого (глагола или причастий) правильную. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

1. Всеобщим голосованием (было избрано – были избраны) 85 человек. 2. Большинство, в особенности преподаватели, (жаждало – жаждали) решительных действий и (готово было – готовы были) на риск. 3. Сам предмет обсуждения – социально-экономические и политические проблемы, вопросы культуры и искусства; события международной и внутрисоюзной жизни и т.д. – казалось бы, не (терпит – терпят) никаких стилистических вольностей, не (допускает – допускают) никаких отклонений от нормы. 4. Те, кто (придет – придут) с наиболее интересными предложениями, (сможет –смогут) принять участие в создании совета фирмы, в рассмотрении и отборе поступивших проектов. 5. Немало храбрецов когда-то (пыталось – пытались) добраться сюда. 6. Три года после окончания института (работал – работала) инженер Петрова на заводе. 7. Конструктор (внес – внесла) рационализаторское предложение, внедрение которого позволило бы снизить себестоимость выпускаемых деталей. Это уже третье ее предложение.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим.

1. Операцию провел молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 2. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались хранителями чистоты литературного языка. 3. Шоссе-магистраль пересекла полотно железной дороги. 4. Поезд-выставка вчера прибыл на станцию и открылся для посетителей. 5. Группа рабочих во главе с бригадиром Ильиным и комсоргом Степановым досрочно закончили монтаж сложной машины. 6. В приемной сидела молодая женщина. Это был секретарь директора. 7. Коммунисты Западной Европы прилагали все усилия к тому, чтобы разъяснительная кампания, равно как и кампания по сбору подписей и другие формы борьбы, привели к подлинному успеху и легли в основу мощного движения в защиту мира. 8. Его малодушие, вернее, его трусость, поразила всех. 9. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы.

 

2. Правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим? Укажите возможные варианты.

1. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в трудное для меня время. 2. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не могли превзойти рекорд, установленный молодым пловцом. 3. Кто из девочек оказался самой большой шалуньей? 4. Больной смутно видел, как кто-то в белом, должно быть медицинская сестра, приблизилась к его постели. 5. Что скажут те, кто проявил себя беспечными ротозеями по отношению к расхитителям социалистической собственности? 6. Первые, кто пришел на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры. 7. Не кто иной, как родители, в первую очередь, ответствен за воспитание детей. 8. Кто из приятельниц написал вам об этом? 9. Вы те, кто призваны обновить мир.

 

3. Раскройте скобки, выберите форму согласования сказуемого с подлежащим; мотивируйте свой выбор; укажите возможные варианты.

1.Установка нового и реконструкция действующего оборудования иногда (ведется – ведутся) без соответствующей подготовки остальных звеньев производства. 2. Растениям одинаково (необходима – необходимы) как влага, так и тепло. 3. Какая-то небывалая мягкость слова и обращения (поражала – поражали) ее старых знакомых. 4. В Будапеште (состоялся – состоялись) съезд Административного совета и съезд технической комиссии Международной организации радиовещания. 5. Слава и популярность талантливого писателя все (растет – растут). 6. Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук (был слышен – били слышны) в напряженной тишине. 7. В продаже (имеется – имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия. 8. Углубление и развитие противоречий между капиталистическими странами неоднократно (вызывало – вызывали) военные конфликты. 9. В конце 1941 года (начался – начались) разгром фашистских полчищ и крушение их планов захвата Москвы. 10. Сын и дочь (поможет – помогут) вам донести вещи до станции? 12. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в коллективном труде (закреплялось – закреплялись) в языке.

 

 

Практическое занятие № 13

Варианты согласования определений и приложений

С определяемыми словами

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С.272-288.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001. С. 320-322.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подберите определения к следующим сложным словам, поясните, чем обусловлен ваш выбор.

Машина-автомат, плащ-палатка, царь-пушка, павильон-беседка, автомат-закусочная, горе-ученик, крепость-герой, крем-сода, крем-брюле, кресло-качалка, диван-кровать, доберман-пинчер, сарай-кладовая, каша-концентрат, вагон-библиотека, ракета-носитель, блок-схема, бой-баба, плакун-трава.

 

2. Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме. Выбор формы мотивируйте.

1. Мне пришлось некоторое время прожить в столице (Республика Мали) городе (Бамако). 2. На острове (Крит) произрастают вечнозеленые деревья. 3. Большая плотина находится в городе (Маркала) на реке (Нигер). 4. В штате (Невада) было отмечено сильное землетрясение. 5. Белорусские биологи два месяца работали в джунглях острова (Цейлон). 6. Южнее озера (Виктория), которое находится в республике (Кения), скот часто бывает подвержен сонной болезни, вызываемой мухой цеце. 7. В курортных городах нашей страны (Ялта, Алупка, Алушта и др.) будут построены новые здравницы.

 

3. Выберите правильный вариант согласования определения при существительных – однородных членах. Мотивируйте свой выбор:

студенческие успеваемость и дисциплина – студенческая успеваемость и дисциплина, летние жар и зной – летний жар и зной, написать интересный роман или сценарий – написать интересные роман или сценарий, молодые редиска и лук – молодая редиска и лук.

 

4. Оцените со стилистической точки зрения следующие словосочетания:

известный в мире микробиолог Сергеева – известная в мире микробиолог Сергеева; инженер Николаева, выступивший на собрании – инженер Николаева, выступившая на собрании; уважаемый товарищ Титова – уважаемая товарищ Титова; интересная газета «Аргументы и факты» - интересные «Аргументы и факты».

 

5. Объясните с нормативно-стилистической точки зрения употребление следующих конструкций:

Три большие дома три больших дома
Две ученические тетради две ученических тетради
на две равные части на две равных части
четыре высокие горы четыре высоких горы
Три лисьи шапки три лисьих шапки
каждые два часа каждых два часа
целые четыре месяца целых четыре месяца
добрые три часа добрых три часа
последние два дня, проведенные… последних два дня, проведенных…
Две новые столовые две новых столовых
Два случайные прохожие два случайных прохожих

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Допишите окончания. Поясните, каким правилам подчинено согласование определений с существительными, имеющими при себе приложение.

 

1. В нашем студенческом клубе уже оформили больш… витрину-стенд, наглядно показывающ… жизнь студентов нашего факультета. 2. Рахманинск… концерт-симфония произвел… на меня большое впечатление. 3. На дорогах Закарпатья мы часто встречали машины, каждая из которых имела удобн… дачу-фургон. 4. В Самарканде нам показали высок… башню-минарет, построен… еще в XV веке. 5. В поселке строителей был… постоен… нов… сад-ясли. 6. Государствен… музей-усадьба в Ясной поляне вновь откры… для посетителей. 7. В этом году наш… участк… детск… врач И.П. Фадеева был… награжден… медалью. 8. На ученом совете факультета выступил… доцент нашей кафедры Шилова, известн… своими работами в области фонетики. 9. Уважаем… тов. Васильева! Просим Вас сдать книги в библиотеку. 10. А теперь слово предоставляется уважаем… товарищ… Титовой. 11. Одна (один) из обитателей ночлежки, Настя, всей душой стремиться встретить такого человека, который полюбил бы ее. 12. Оно [озеро - Н.Ф.] является одн… из главных рыбоводческ… баз провинции Хэйлуцзян.

 

2. Поставьте заключенные в скобках названия в нужные формы.

1. В летнем саду (Эрмитаж) прошли гастроли известного артиста. 2. Два года мой брат жил в городе (Кировск). 3. Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга). 4. Вода в озере (Нарочь) чистая и холодная. 5. Самолет подлетал к одному из самых больших островов (Новая Зеландия). 6. Мы остановились в гостинице («Минск»). 7. Наш корреспондент встретился с губернатором штата (Мичиган) в США. 8. Рабочие завода («Октябрьская революция») выдвинули своих кандидатов в городской Совет. 9. Подборка стихов поэта будет дана в следующем номере журнала («Новый мир»). 10. Автобус прибыл на автовокзал города (Тула). 11. На проезжей части улицы (Петровка) совершен наезд на пешехода. 12. На станции (Воронеж) скопилось много пустых вагонов. 13. На озере (Ладожское) образовано новое рыболовецкое хозяйство. 14. На озере (Свирь) любит отдыхать Андрей Вознесенский.

 

3. К данным существительным общего рода подберите определения; составьте с ними предложения так, чтобы показать, в чем особенность согласования в таких конструкциях:

сирота, соня, неряха, крошка, пройдоха, пьяница, горемыка, шельма.

 

 

Практическое занятие № 14

Стилистика синтаксиса. Вариантность в форме управления

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие - М.: «Логос», 2001. С. 322-326.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989. С. 160-187.

3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 1989.

4. Словарь сочетаемости слов русского языка. М.: Русский язык, 1987.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. С. 288-320.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Укажите на стилистическую окрашенность следующих словосочетаний:

Дом отца – отцов дом – отцовский дом; словарь Даля – Далев словарь; служба в армии – армейская служба; поэма Пушкина – пушкинская поэма; прохлада от реки – речная прохлада; инженер из Хабаровска – хабаровский инженер; ручка от двери – дверная ручка; красное лицо – лицо красного цвета; билет без плацкарты – бесплацкартный билет; работник почты – почтовый работник; книга для детей – детская книга.

 

2. Опишите смысловые и стилистические различия вариантов:

Идти по воду – идти за водой; наблюдение за звездами – наблюдение над экспериментальной группой; в автомобильной катастрофе – при автомобильной катастрофе; работать учителем – трудиться на ниве просвещения; быть центром – являться средоточием; химическая лаборатория – творческая лаборатория; западный фронт – фронт работ.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

 

1. Образуйте допустимые сочетания со словами, данными в скобках.

Оказать (поддержка, услуга, содействие, влияние, впечатление, встреча, доверие); одержать (верх, успех, победа, рубеж, престиж, высокая оценка); провести ( соревнование, совещание, контроль, организация, собрание, конференция, занятие ); проявить (сознательное отношение, желание, умение, воля, характер, равнодушие, образец поведения, почин, инициатива).

 

2. Слова в скобках поставьте в нужной форме (при необходимости пользуйтесь предлогами): согласно(приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), заведующий (отделение), оплатить (проезд), ждать (поезд), дай (карандаш), выпить (вода), опираться (результаты эксперимента).

 

3. Укажите на недочеты в построении словосочетаний и предложений.

Уделить внимание на производительность труда. Обратить внимание о том, чтобы… Разъяснять о вреде алкоголя. Никто в этом не запретит. Не достигли до такого уровня. Вопрос, который касается о роли. Я уже не однажды говорил с этим вопросом. Обижаться о том, что… Я об этом обращаю внимание. Ниже остановлюсь о том, что… В выступлении подчеркивается о том, что…

 

4. Слово в скобках поставьте в нужной форме в словосочетаниях с каждым из приведенных слов.

Адресовать – предназначать – рассчитывать (читатель)

Вера – уверенность (победа)

Влиять – сказываться – отражаться – наложить отпечаток (взгляды)

Вслушиваться – прислушиваться – заслушиваться (мелодия)

Внушать доверие – вселять доверие (пациент)

Гордиться – горд – гордость (достижения)

Делать различие – отличать – различать (я и он)

Жаловаться – обжаловать (приговор)

Наградить – удостоить (приз)

Надеть – одеть (пальто, ребенок)

Недоволен – разочарован (отзыв)

Нужда – нехватка (деньги)

Обратить внимание – уделить внимание – задержать

внимание - привлечь внимание (картина).

Практическое занятие № 15

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...