Психодинамическое направление
Научные школы и теории в современной психологии Толстых Наталья Николаевна
Лекция 08/09/2017
Научные школы – системы образования, идейная платформа.
Научная школа – является специфическим способом организации кооперативно-научной деятельности, сущность которого задается единством процесса познания и передачи научного опыта.
При капитализме происходит переход от индивидуального к коллективному исследованию. Первые научные школы возникают в университетах. Т.к. текущий уровень образования не давал практических знаний.
Вильгельм Вундт создал первую психологическую школу в конце XIX в. Титченер, Бехтерев и многие другие вышли из этой школы.
Из этой первой школы выросли остальные школы: Структурализм Функционализм Бихевиоризм и необихевиоризм Психоанализ Гештальт Французская психологическая школа Когнитивизм
Классификация научных школ (Ерошевский)
- научно-образовательные школы (когда преподаватель вуза включает дополнительно студентов) - исследовательский коллектив (группа ученых, под руководством лидера разрабатывающих программу) - направление в науке
1.Развитие науки в XIX веке дает толчок и возникает современная научная школа на базе НИИ. Происходит переходит от образовательной к исследовательской функции. 2.Должна быть собственная научная программа обязательно. ИП – это единица научной деятельности и есть 3 важных аспекта ИП: - предметно-логический – что вы изучаете, какая гипотеза - научно-социальный – важно, чтобы коллектив позиционировал себя в обществе, заявил о себе - личностно-психологический – те отношения, которые складываются в коллективе
Причины распада школ: Смерть главы школы Выход участников из-под влияния главы Исчерпание исследовательской программы Отсутствие организационной способности О научной школе можно говорить, когда есть 3 поколения ученых. Научная теория – это теоретическая модель Вселенной или какой-то ее части, дополненная набором правил, связывающих теоретические величины с нашими наблюдениями. Эта модель существует лишь у нас в голове и не имеет другой реальности, какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово. Теория считается хорошей, если она удовлетворяет 2-м требованиям: - она должна хорошо описывать широкий класс наблюдений в рамках модели, содержащей лишь несколько произвольных элементов; - она должна давать вполне определенные предсказания относительно результатов будущих наблюдений. «Краткая история времени» С.Хокинга
Парадигма (Томас Кун) – целостность эталонов профессионального мышления ученых и образцы их экспериментальной практики, кардинальным образом детерминирующее, категориальное, методологическое, феномелогическое и праксиологическое единство определенной научной дисциплины на каком-либо этапе ее стратегии.
Было 2 кардинальных смен парадигмы.
Первоначальная психология – классическая, рациональная, картезианская парадигма (Рене Декарт). Начало XX века (20-30 г.г.) Неклассическая рациональность, психология модерна Конец XX века – постклассическая психология, психология постмодерна
Слом парадигмы произошел из-за активного развития эксперимента. И из-за разного интерпретационного подхода: они поняли, что получить чистую истину невозможно, а важен именно метод ее получения и сфокусировались на способе.
Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Узнадзе, Фрейд, Левин, Бахтин, Адлер, Бинсвангер.
Постнеклассическая парадигма
ü Учет психологических параметров деятельности ученого ü Проекция и аналитика как предмет особенной работы ü Требование ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом ü Экономические и социально-политические факторы (кто за это платит, какой социально-политический эффект из этого выйдет) ü Усиление роли междисциплинарных исследований ü Исследования стали носить проблемно-ориентированную форму Современные теории
Идет размывание между научными школами.
Направления: 1. Психодинамическое (Психоанализ) – 1895 г. Первая публикация Фрейда 2. Бихевиоральное – 1913 г. 3. «Третья сила в психологии» - 1950-е года
Лекция 11/09/2017 Психодинамическое направление Его началом считается выход книги Фрейда с Бреером, посвященной истерии. Причины неврозов и истерий они видят в бессознательных влечений, вытесненных из сознания. Естественно-научный, материалистический подход. Возникла идея фрейдо-марксизма, но потом завяла. Первые отступники от фрейдовской конструкции:
1911 г. – Альфред Адлер, создатель индивидуальной психологии, отделился от Фрейда. Он считал, что в центре психики социальная основа, новый взгляд на норму и патологию, новый подход к лечению различных расстройств. Индивидуальная психология, потому что личность неделима на Ид, Эго, Суперэго. Его основная идея – стиль жизни.
1913 г. - Карл Юнг отделился на конгрессе психоаналитического общества. Создает систему Аналитической психологии. Самое известное введение – коллективное бессознательное (архетипы).
1924 г. - Отто Ранк, был правой рукой Фрейда, его ученик. 1924 г. – первая книга с критикой Фрейда, 1929 г. – «Травма рождения». Все у человека – это травмы рождения. Вводит представление о кратковременной психотерапии. Сказал, что надо обговаривать время работы с самого начала. Психолог должен сделать все, чтобы разрыв с терапевтом состоялся, чтобы человек ушел свободным. Развитие творческих способностей, теория воли.
Неофрейдисты: Гарри Стек Салливан – основоположник школы интерперсональных отношений (интерперсональный психоанализ), подчеркивал важность взаимоотношений между людьми, базовая тревога, если нет хороших взаимоотношений, может развиться даже шизофрения. Первый стал применять групповые формы работы даже с шизофрениками.
Эрих Фромм – социальный психоанализ, роль экономических оснований. Первый высказал предположение, что человек – это открытая система, он живет только во взаимодействие с другими.
Карен Хорни – «Невротик нашего времени»
Неофрейдисты отличаются интересом к социокультурному окружению, контексту. Хорни и Фромм были в Европе и потом эмигрировали и в сравнении увидели важность социокультурного окружения, т.к. неврозы все равно есть, но они другие и способы работы с ними также отличаются. В отличие от Фрейда придают бОльшее значение Эго.
Новый этап в развитие психоанализа начинается после Второй Мировой Войны – постклассический психоанализ. Акцент на социуме, но именно на роле ключевых фигур детства
1. Психология «Я» (Эго-психология). Ханс Гартнер, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Рене Спиц, Джон Булбе. Проблема материнской депривации: Спиц – госпитализм, Булбе – изучение отсутствия матери) 2. Теория объектных отношений. Мелани Кляйн, Маргарет Малер, Джордж Майкл Болен, Дональд Винникотт. Пытались затащить к себе Пиаже: тенденция к объединению с другими теориями. 3. Психология самости – Хайнц Кохут, рассматривает нарциссические расстройства, больше свойственные западной культуре. Потребность в самоуважении, потребность взаимоотношений для развития, пытается смыкаться с когнитивной психологии Всем им свойственно выходить за границы психоанализа и пересекаться с другими направлениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|