Замятина Светлана Александровна
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Через разные виды деятельности»
Замятина Светлана Александровна воспитатель I квалификационная категория
Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: · показать значимость развития кистевой моторики у детей; · познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности; · создать условия для педагогического общения. · Введение Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока». Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений. Исходя из этого, я определила цель своей работы: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. В своей работе я ставлю следующие задачи: Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; Улучшить общую двигательную активность; Содействовать нормализации речевой функции; Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной. Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т.д. Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей 1. Область«Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения; 2.Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения; 4.Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.; 5.Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д. Работа проходила в три этапа: Этап. Ознакомительный 1.1. Изучение психолого-педагогических основ развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук.
1.2. Изучение существующего опыта (методики, технологии и т. п., на который я могла бы опираться в своей деятельности. Этап. Диагностический 2.1. Анализ развития мелкой моторики детей. 2.2. Анализ развития речи детей 2.3. Анализ работы с родителями 2.4. Анализ развивающей среды. Этап. Практический 1Блок. Пальчиковая гимнастика 2 Блок. Пальчиковые игры 3 Блок. Творческий 4 Блок. Веселый карандашик (подготовка руки к письму)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|