Личность в системе коммуникации
Понятие языковой личности Ю.Н.Караулов термином «языковая личность» обозначает два феномена: 1.Любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности и для достижения определенных целей в этом мире; 2.Комплексный способ описания языковой способности индивида, соединяющий системное представление языка с функциональным анализом текстов. Структура языковой личности, согласно Ю.Н. Караулову, состоит из трех уровней: вербально - семантического, когнитивного и прагматического. Вербально-семантический уровень представлен лексиконом языковой личности, включающим в себя фонд грамматических значений личности. Когнитивный уровень- уровень знаний о мире носителя языка, уровень наивно-языковой картины мира в его сознании и в его бессознательном, закрепленный в языковых структурах (идиомах, генерализованных высказываниях, пословицах, поговорках, крылатых словах, фреймах типовых национально-культурных ситуаций и т.п.)которые помимо языковой семантики несут более широкую информацию об обустройстве мира. Прагматический уровень в структуре языковой личности - уровень, ответственный за понимание позиции, места человека (говорящего) в мире; определяемый мотивами, интересами, оценками и поведенческими установками личности. Личность в системе коммуникации В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.
2. 1. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера 1. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера. Отправитель и получатель информации в системе коммуникации должны отвечать общим требованиям: - иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; - понимать общий символьный язык (код); - знать ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации; - взаимно стремиться к установлению и поддержанию коммуникации. Кроме того, они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов, – знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п. Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвязи между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов. Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип».
Американский исследователь У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначения устойчивых образов социальных объектов и событий. В качестве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п. Стереотипы социальных объектов могут иметь как положительную, так и отрицательную стороны. В последнем случае они способствуют возникновению предубеждений, неприязни как на межличностном, так и на общенациональном уровнях. В коммуникативной сфере осуществляется общественная деятельность людей в сфере духовной, политической, экономической производственной жизни. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированнсти в обмене информацией и тем самым она определяет себе роль доминанты в коммуникативной системе. Коммуникативная сфера определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|