Тема 2. правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности
При рассмотрении этой темы необходимо ознакомиться с системой нормативно-правовых актов в области охраны труда: трудовой кодекс, гражданский и уголовный кодексы. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы: 1). Охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью. 2). Рабочее время и время отдыха. Необходимо знать, кто осуществляет надзор и несет ответственность за нарушение требований безопасности труда. Нужно знать систему стандартов безопасности труда (ССБТ), нормы, правила и инструкции. В соответствии с «Временным Положением об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации от 21.10.1996 г. следует изучить вопросы организации работы по охране труда в агропромышленном комплексе, обратить внимание на права и обязанности руководителей и специалистов производства. Изучая систему обучения и инструктажа работников производства необходимо знать ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. «Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения» и ОСТ 46.0.126-82. Нужно ознакомиться с методикой составления инструкции по охране труда, с системой управления безопасностью труда как подсистемой управления производством, изучить ее задачи и структуру. Необходимо изучить порядок расследования и учета несчастных случаев, ознакомившись с трудовым кодексом Российской Федерации. Специалисту необходимо знать, как возместить ущерб пострадавшему на производстве в соответствии с документом «Новое законодательство России о возмещении вреда, причиненного здоровью работника» от 24.12.1992 г. Необходимо обратить внимание на планирование мероприятий по охране труда в соответствии с рекомендациями по планированию (Постановление от 27.02.1995 г.). Ознакомиться с коллективным договором (соглашение по охране труда) предприятия, где работает студент.
Вопросы для самопроверки 1. Какие основные законодательные акты гарантируют безопасность и безвредность труда? 2. Какие льготы имеют трудящиеся женщины и молодежь? 3. Дайте характеристику системе стандартов безопасности труда. 4. Кто осуществляет надзор по охране труда на сельскохозяйственных предприятиях? 5. Расследование и учет несчастных случаев. 6. Кабинеты охраны труда.
Тема 3. Основы производственной санитарии
Гигиена труда – наука, изучающая влияние условий и характера труда на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих. Производственная санитария – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Задача гигиены труда и производственной санитарии – защита человека от воздействия производственных вредностей. Изучение темы начинается с изучения санитарных норм СН 245-71, СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и другие ГОСТы относящиеся к технологическим процессам, осуществляемым в хозяйстве.
Следует уяснить, как влияют вредные производственные факторы, неблагоприятные метеоусловия на организм человека, безопасность и производительность труда. Выявить основы инженерно-технического обеспечения, нормируемых параметров метеоусловий при помощи систем отопления и вентиляции. Нужно знать, что понимается под предельно допустимыми концентрациями (ПДК) и летальными дозами (ЛД) вредных веществ. Следует научиться выявлять вредные производственные факторы, определять меры борьбы с ними. Следует изучить назначение вентиляции, ее типы и способы организации воздухообмена в различных помещениях в зависимости от их назначения. Студент должен уметь выбрать и рассчитать потребность в средствах индивидуальной защиты, спецодежде и обуви, научиться проводить экономическую оценку нормируемых условий труда. Необходимо знать действие шума и вибрации на работающих в сельскохозяйственном производстве, влияние их на производительность, уметь в каждом конкретном случае определить предельно допустимые нормы. Изучить ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности». Действие ультрафиолетовых лучей, инфракрасных, ионизирующих и электромагнитных излучений на организм человека. Какое влияние оказывает освещение на здоровье и работоспособность человека. Санитарно-гигиенические требования к освещению производственных помещений (СНиП 23-05-95) «Естественное и искусственное освещение». Нормирование освещенности рабочих мест. Характеристика источников искусственного освещения.
Вопросы для самопроверки 1. Дать понятие производственной санитарии. 2. Какие приборы применяют для контроля микроклимата в производственном помещении, а также для определения запыленности и загазованности воздуха? 3. Как организовать рабочее место с учетом инженерно-психологических и эргономических требований? 4. Какие виды вентиляции применяют в административных зданиях? 5. Виды отопления и требования предъявляемые к нему. 6. Виды освещения, его нормирование. 7. Какие меры борьбы с шумом и вибрацией Вам известны? 8. Допустимые нормы переноски тяжестей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|