Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль окрашенных средств в формировании и функционировании индивидуальных функциональных стилей.




18. 02.13

Стилистика. История формирования. Объект.Стилистика. История формирования. Объект.

Соссюр. Дихотомия язык-речь в начале 20 века.

На смену мелким единицам анализа пришло внимание к крупным единицам.

Стилистика – наука функциональная, обращённая к функционированию языка.

Она сформировалась в полной мере тогда, когда изменилась парадигма языкознания.

Сначала – сравнит-историч, потом – структурная, потом – антропоцентризм.

Стилистика появилась тогда, когда появился функционализм в лингвистике.

Середина 20го века. Дискуссия о сущности стиля в журнале «Вопросы языкознания» состоялась в 54-55 годах.

Нельзя утверждать, что раньше проблематика стилистики никогда не поднималась. Содержательная предыстория. (вопрос 1.1)

Аристотель говорил, что всякий предмет имеет структуру и функционирует, и язык тоже имеет эти две стороны.

В античной риторике явления речи и речевой деятельности изучались в связи с рекомендациями о том, как лучше воздействовать на аудиторию.

Квинтелиан выделил три рода ораторских речей, каждый имеет свою функцию. Низкий род речи – для изложения дела. Средний – для снискания благодарности или утишения сильных чувств. Высокий – для возбуждения страстей.

17 век называют как время формирования мировой лингвистической науки.

де Тьебо. С его именем связ-ся рождение французской стилистики.

В 17 веке появилась первая русская риторика Макария. Прокопович написал 2 труда «Искусство риторики» и «Искусство поэтики».

М.В. Ломоносов развивал античную теорию трёх стилей. Она хорошо «легла» на классицизм как на литературную реальность. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» 1757 год.

Ломоносов разграничивал штили на основе языковых средств.

Разграничил «речения» (слова) по происхождению, употреблению, стилистической окраске.

Ядро словаря – бог, слава и рука. Эти слова употребляются одинаково как в русском, и в церковнославянском.

Славянизмы. Такие церковнославянские слова, которые в общем употр. мало, но кот. люди слышали и знают: отверзаю, господень.

Собственно русские слова, которых нет и не может быть в церковных книгах: брюхо.

Выделением 2й и 3й групп слов положил начало разработке проблемы стилистич-й окраски.

Среднем стилем писали элегии и дружеские письма в стихах.

Низким – эпиграммы, комедии, дружеские письма в прозе.

У Ломоносова стиль избирается с учётом «материи», т.е. в зависимости от содержания речи.

Л. учитывает типы адресатов речи.

Описал актуальные для того времени жанры: проповедь, панигирик, надгробная речь, приватное письмо.

На западе с 18 века термин «стиль» используется для обозначения творческой индивидуальности.

«Стиль – это сам человек» - Бюффон.

Такое понимание особенно укрепляется в начале 19 века в период расцвета романтизма. Стиль рассматривают как свойство человека-творца, гения.

Современная лингвистическая стилистика началась с работы Шарля Балли «Трактат по французской стилистике», 1909.

Здесь даётся совершенно новое определение стиля. Б. опред. стиль как языковое приспособление человека к общей остановке.

Понятие стиля впервые получает коммуникативно-коллективное содержание. Обнажился истинный предмет лингвистической стилистки – коммуникативные навыки.

В этом же направлении разрабатывает стилистику пражский лингвистический кружок – Гавранек, Травничек, Едлечка и др.

Стиль у пражцев связан с теорией высказывания: выбор языковых единиц зависит от цели речевого акта. Такой стиль был назван функциональным.

Понятие стилистического связывается с социальными параметрами речи.

Кожина: закономерности употребления языка в разных сферах общения.

Язык и стиль.

Стиль – это свойство речи и текста. Стиль – явление динамического аспекта языка, а не его строя.

Стиль всегда связан с коммуникацией, а единицы и система языка сами по себе не обеспечивают его коммуникативную функцию.

Секрет языковой системы в том, что она заключает в себе возможность творческого использования. Чем выше уровень языка, тем ярче проявляется творческий характер.

Творческие возможности языка реализуются во внешней среде. Особенности функционирования языка не могу быть заданы его составом и строением. (Костомаров В.Г.)

Эмоция, оценка, экспрессия чужды слову языка и рождаются только в процессе его живого употребления (М. Бахтин).

Предмет стилистики. Проблематика и методы.

Объект стилистики – язык, зафиксированный в текстах.

Вопрос о предмете стилистики однозначного решения не получил.

1) Стилистическое не составляет особого уровня языка – оно пронизывает все уровни и имеется в каждом из них. Таким образом, предмет стилистики – это аспект языка, особая точка зрения на него.

2) Стилистическая система ЛЯ сложна и неоднородна.

3) Язык есть тогда, когда он употребляется (стилистика имеет дело с функционирующим языком).

4) Функциональные стили – это исторически сложившиеся, коммуникативно целесообразные системы средств выражения в различных сферах общения.

Самый главный водораздел проходит между статической и динамической стилистикой.

25.02.13

Понятия и категории стилистики. Стилистическая окраска. Стилистическое значение. Стил-е средство. Стил-й приём.

Стил. окраска – она же коннотация. В том же знач-и используются: окраска, функционально - стилистическая окраска, экспрессивно – эмоциональная окраска.

Сложность выделения окрашенных средств связано с неочевидностью разграничения денотативного и коннотативного, семантического и стилистического.

Не решён вопрос о соотношении понятий «стилистическое», «экспрессивное», «эмоциональное» и «оценочное». «Стилистическое» - родовое понятие по отношению к трём остальным.

Кожина говорит о трёх стилистич-х окрасках:

1)Отношение к содержанию заключено в самом значении языковой единицы (губошлёп, мешанина). Переносные значения, значения, выраженные аффиксом (книжонка, барахлишко).

2) Оценка или отношение к предмету не заключены в его значении, но как бы сопутствуют ему (стезя, стяг).

3)Коннотация определяется сферой употребления (дебет, истец).

Окрашенное средство создаётся на фоне неокрашенных, нейтральных (нулевой стилистический уровень).

Дифф. признак стил. окрашенных средств – осознание, восприятие окраски на внеконтекстном уровне.

Имеет смысл говорить о степени окрашенности или о силе стилистического впечатления.

Самая яркая стил. окраска свойственна единицам лексического уровня.

На синтаксическом уровне – свободный порядок слов в разговорной речи.

На фонетическом – бытовая скороговорка, ораторские интонации. В области морфологии трудно назвать стилистически окрашенные средства.

Окраска некоторых единиц усложняется за счёт того, что они ассимилируются в чуждой для себя среде.

Роль окрашенных средств в формировании и функционировании индивидуальных функциональных стилей.

1) Основная часть языковых средств (в т.ч. лексических) окраски не имеет.

2) Современные тексты в принципе не могут формироваться одинаково окрашенными явлениями.

3) Окрашенные средства не образуют системы. Они в разной степени свойственны разным уровням языка.

4) Стилистически окрашенные средства не принадлежат функциональному стилю, они лишь более вероятны в этом стиле, более частотны в нём.

5) Неверно думать, что стили объективно отграничиваются друг от друга лишь благодаря окрашенным единицам.

Неверно говорить, что стили отграничиваются друг от друга только окрашенными средствами, однако эти средства – своеобразные сигналы, по которым опознаётся стиль.

Исследования стилистически окрашенных средств принадлежат структурной стилистике, или стилистике ресурсов.

С этим подходам связан термин «стилистическая парадигматика».

Центральная проблематика здесь – это проблематика стилистических синонимов.

Стилистическое значение, средство, приём и др. понятия как компоненты узуально-стилевого комплекса Т.Г. Винокур (её работа «Закономерности стилистического использования языковых единиц).

С т.з. синтагматической стилистики важен не факт наличия в системе языка, а факт совместной встречаемости, соотнесённости в тексте одной единицы с другой.

На пути к достижению цели говорящий отбирает языковые средства из числа возможных, попутно творя какие-то новые средства.

В концепции Винокур принципиально важно то, что стилистическое значение по своей природе контекстуально, для его реализации нужен микроконтекст.

Соединяться могут средства как маркированные, так и немаркированные.

Стил. значение – это компонент смысла языковой единицы. Оно потенциально, реализуется только при употреблении.

При употреблении эта единица или категория, или высказывание становятся стилеобразующими в системе других стилеобразующих средств данной речевой разновидности.

В общем смысле, стилистическое значение – это всё, что способствует эффективности и выразительности речи, эффективной реализации коммуникативных задач.

Стилистическое средство относится к стилистическому значению как план выражения к плану содержания.

Любая единица языка может стать стилистическим средством.

Когда говорят о нулевом значении, имеется ввиду не то, что его нет, а то, что у единицы широкий диапазон значений.

То или иное соединение стилистических средств называется стилистическим приёмом.

Стилистический приём ведёт к выполнению экспрессивного задания.

Стилистический эффект. Может быть незапланированным.

СЗ включает экстралингвистическую составляющую, потому что указывает на типовую ситуацию, в к-ром средство является обычным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...