3. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике.
Еще в конце XIX в., обогнав Великобританию, США вышли на первое место в мире по объему промышленного производства. И ныне по масштабам своей экономики они намного опережают любую другую страну мира и по уровню своего постиндустриального развития также входят в группу стран-лидеров. ВВП США превышает 7 трлн долл., что составляет более 1/5 мирового ВВП. США занимают первое место в мире по объему промышленного производства, по уровню научно-технического потенциала и выпуску высокотехнологической наукоемкой продукции, по развитию непроизводственной сферы, по финансовой мощи и степени воздействия на мирохозяйственные связи (особенно с учетом того, что доллар США, по существу, стал мировой валютой). Крупные ТНК США с помощью своих прямых зарубежных инвестиций создали в других странах большое число различных производств, которые принято называть «второй экономикой» США. Вот почему по отношению к этой стране особенно важно отличать показатель валового внутреннего продукта от показателя валового национального продукта1. Согласно имеющимся прогнозам, несмотря на снижение удельного веса США в мировой экономике, эта страна и в начале XXI в. по основным социально-экономическим показателям удержит свое лидерство в мире. Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется на выпуск как массовой, серийной, так и особо сложной, уникальной продукции. Изделия с маркой «Сделано в США» имеют хорошее качество и ценятся на мировом рынке. В промышленности США представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Тем не менее и среди них выделяются такие, которые в первую очередь определяют лицо страны в мировом хозяйстве. Это давно уже ставшее традиционным для США автомобилестроение. Это также возникшие уже после второй мировой войны авиаракетно-космическая промышленность и электроника. Очень велико значение нефтяной промышленности. Тесно связанная с развитием автомобильного и воздушного транспорта, обеспечением стратегических потребностей, эта отрасль во многом определяет не только экономическую, но и политическую жизнь страны. США лидируют также в разработке микропроцессоров, средств охраны окружающей среды, в биотехнологии и биоиндустрии, в области информационных технологий.
По размерам сельскохозяйственного производства США также значительно превосходят любую другую страну мира. США первыми перешли к агробизнесу. Производительность труда в сфере АПК растет даже быстрее, чем в промышленности. Многоотраслевое сельское хозяйство обеспечивает не только потребности страны, но и дает значительную продукцию для экспорта. На США приходится около половины мирового экспорта Основной тип сельскохозяйственного предприятия в США — ферма, производящая главную часть продукции на продажу. При этом в условиях агробизнеса получила большое развитие постадийная специализация, когда происходит расчленение единого производственного процесса на отдельные звенья. Пример . Рассаду помидоров выращивают фермеры юго-восточных штатов. Затем эту рассаду самолетами доставляют в Калифорнию, где из нее выращивают столовые сорта помидоров, и в Техас, где производят томатный сок. Такая специализация ферм позволяет максимально эффективно использовать особенности природных условий, достигать высокого качества и удешевления продукции. Однако она же делает фермеров очень зависимыми от рынков сбыта и колебаний цен. По развитию всех видов транспорта США также превосходят любую другую страну: на них приходится 1/3 общей протяженности транспортной сети и 1/4 всех перевозок стран Запада. Транспортная система США (вместе с Канадой) образует особый североамериканский тип. Для нее характерны развитие всех видов транспорта, большие размеры перевозок грузов и пассажиров, большая дальность этих перевозок, особо важная роль автомобильного транспорта. В конце 90-х гг. автомобильный парк страны достиг 200 млн машин.
Автомобиль в США стал подлинно массовым средством передвижения, неотъемлемой чертой так называемого американского образа жизни. Работа, отдых, покупки, развлечения — все это обычно не мыслится без автомобиля, культ которого начал складываться еще в 20-е гг. Есть специальные кинотеатры, банки и даже церкви, где все операции можно совершать, не выходя из машины. Автомобиль в США — это не только транспортное средство, но и своеобразный символ положения в обществе. Автомашины имеют 4/5 всех семей. Благодаря автомобилю американцы — самая подвижная нация в мире. Люди не боятся расстояний. На протяжении жизни американец в 13 раз чаще переезжает с места на место, чем в среднем жители других стран. Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, доля которой в ВВП уже превысила 70% (см. таблицу 15 в «Приложениях»). Это наглядно свидетельствует о том, что США уже вступили в стадию постиндустриального общества. На территориальную структуру хозяйства США до середины XX в. наибольшее воздействие оказывали факторы территории, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, концентрации. В эпоху НТР особенно большое значение приобрели факторы наукоемкости, экологический, ЭГП. Для современного географического рисунка хозяйства США, в отличие от зарубежной Европы, характерна концентрация экономической жизни в «окраинных» приокеанских и приозерных районах. Она имеет прямую связь с концентрацией городского населения: в пределах трех мегалополисов производится 3/5 всей промышленной продукции страны. Как и в других экономически развитых странах, в США существуют довольно сильные территориальные диспропорции, высокоразвитые районы нередко соседствуют с депрессивными. В стране проводится региональная политика, направленная на смягчение этих диспропорций, которая дала определенные результаты. Так, наметился явный сдвиг производительных сил из северных в южные и западные штаты. Но подъем некоторых депрессивных и отстающих районов происходит довольно медленно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|