Геополитические интересы РФ
Национальные интересы России представляется возможным сгруппировать по четырем геополитическим векторам. На западном направлении наши национальные интересы, в частности, предполагают: - участие России в создании стабильной системы общеевропейской безопасности; - укрепление Союза России и Белоруссии как высшей формы интеграции на постсоветском пространстве; - активное взаимодействие и развитие отношений в различных сферах с ведущими странами Запада - США, Германией, Францией, Великобританией, Италией; - восстановление и развитие двусторонних отношений со странами Центральной и Восточной Европы - бывшими союзниками СССР по Варшавскому договору - нормализацию отношений со странами Балтии при одновременном оказании поддержки русскоязычному населению этих государств; - принятие мер по улучшению социально-экономического положения Калининградской области, пресечение попыток вывода данного региона из состава РФ; - развитие партнерства и сотрудничества с НАТО Среди национальных интересов России на Востоке: - укрепление военно-политического и экономического сотрудничества с центральноазиатскими республиками СНГ; - развитие российского Дальнего Востока, в том числе путем его вовлечения в систему экономических отношений в АТР-азиатский тихоокеанский регион - укрепление военно-технического сотрудничества со странами региона, формирование условий для продвижения продукции российского военно-промышленного комплекса на рынки АТР; - развитие двустороннего сотрудничества с ведущими странами АТР (Китаем, Японией, Индией); - взаимодействие с США с целью решения вопросов обеспечения безопасности в АТР, в том числе в области нераспространения ядерного оружия;
- решение территориального вопроса в отношениях с Японией в пользу сохранения Южных Курил в составе России. Национальные интересы России на южном направлении - это в первую очередь: - сохранение мира и стабильности в Кавказском регионе, поддержание сотрудничества между Россией и закавказскими государствами на основе взаимного учета интересов; - укрепление политических, экономических и военных отношений с Арменией, остающейся союзником России в Кавказском регионе; - воспрепятствование усилению политического, экономического и военного влияния «третьих стран» в государствах Закавказья (чреватого вытеснением России из этого региона); - обеспечение максимально возможного участия РФ в разработке и транспортировке углеводородных ресурсов Каспия; - поддержание нормальных дружественных отношений со странами «мусульманской цивилизации», предотвращая тем самым возможное дестабилизирующее влияние исламского фактора на ситуацию в России; - участие России в ближневосточном мирном процессе, используя ее традиционно сильные позиции в Сирии, а также нормализовавшиеся отношения с Израилем; - взаимодействие с ведущими мировыми державами, активное использование механизмов ООН с целью нормализации ситуации в Ираке и решения проблем, возникших в связи с ядерной программой Ирана. Есть у национальных интересов России и северный вектор. Это: - дальнейшее освоение Северного морского пути - кратчайшей водной трассы между Европой и АТР; - сохранение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, имеющем важное политическое, экономическое и стратегическое значение; - поддержание на должном уровне военного потенциала на Севере, в том числе компонентов ракетно-ядерного комплекса морского базирования; - разработка и эксплуатация природных богатств Арктического региона под государственным контролем, недопущение обретения иностранными государствами лидирующих позиций в инфраструктуре Севера России;
- четкое определение российских северных границ, нейтрализация проблемы территориальных притязаний со стороны приграничных государств; - повышенное внимание российских государственных структур к решению социально-экономических проблем населения Арктического региона. Современные концепции геополитических интересов РФ в работах российских исследователей. Александр Дугин С начала 2000-х Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российской власти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии. Александр Дугин является основоположником неоевразийства. В своей работе «Евразийский Путь как национальная идея»он пишет, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остается постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание. По мнению Дугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетями западных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства (Владимира Путина, Дмитрия Медведева). Главными своими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальных националистов, пропагандирующих ксенофобию, обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России. В декабре 2007 года Дугин читал лекцию о «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму. о мнению Дугина, отказ от такого решения занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим во время «пятидневной войны» в Южной Осетии стал ошибкой российской власти, следствием которой может стать повторение войны между Россией и Грузией, правительство которой Дугин считает марионеткой США.
В течение 2000-х гг. Дугин регулярно выступает в прессе. Помимо пропаганды идей евразийства, консерватизма и геополитического метода в своих выступлениях Дугин активно поддерживает Владимира Путина и Дмитрия Медведева, призывает к активной внешней политике России и отстаиванию национальных интересов страны, резко критикует экономическую политику правительства, а также крупный бизнес. Владимир Колосов Актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и её внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России. Российская внешняя политика в конце XX в. стала более определенной, нацеленной на перспективу и учитывающей геополитические факторы. Но остаются серьезные проблемы, связанные с возможностями ее реализации. Они обусловлены такими обстоятельствами, как: несовпадение представлений в нашей стране и за рубежом о будущем России. Новый внешнеполитический курс, на наш взгляд, основан на следующих позициях. 1.Политика на западном направлении становится скорее проевропейской, чем проамериканской. Делается ставка на формирование треугольника Россия — Германия — Франция. 2.Формируется азиатская политика, устраняющая прозападный уклон. Россия включается в сложную систему отношений в исламском мире. 3.Контакты с ближним зарубежьем приобретают большую осмысленность, а усилия концентрируются на самых важных геополитических проблемах. 4.Россия примыкает к процессам урегулирования международных конфликтов в качестве посредника (Югославия, Ирак и Ближний Восток, Таджикистан). 5.Наше государство демонстрирует геополитический по содержанию подход к своей внешней политике. Оно деятельно вклинивается в региональные системы баланса сил и формирует собственные альянсы ("двойки", "тройки", "пятерки").
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|