Лекция 6. Использование специальных бухгалтерских познаний в следственной и судебной практике.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Метод бухгалтерского анализа представляет собой системное исследование контрольных функций элементов метода бухгалтерского учета (баланс, счета и двойная запись; оценка и калькуляция, инвентаризация и документация) для выявления учетных несоответствий и отклонений в нормальном течении экономической деятельности, в нарушениях взаимосвязи между элементами метода бухгалтерского учета (баланс и счета, калькуляция и счета и т.д.); в отклонениях от обычного порядка отражения экономической деятельности в одном из элементов метода бухгалтерского учета (между аналитическим и синтетическим учетом, между первичными и сводными документами и т.п.); в нарушениях технологического процесса учетной работы (мнимое исправление учетных записей, нарушение правил учета, проведения инвентаризаций). Повышению эффективности выявления экономических преступлений, связанных с использованием методов бухгалтерского учета, способствует учет факторов, влияющих на увеличение риска искажений бухгалтерской отчетности. Метод документального анализа может быть представлен как ретроспективное исследование проявляющихся в особенностях внешнего оформления или в содержании учетных документов фактических обстоятельств, характеризующих процесс формирования бухгалтерских документов. Целью документального анализа является обнаружение деструктивных факторов хозяйственной деятельности, проявляющихся в форме специфических документальных несоответствий. Финансовый контроль нужен для определения эффективности, предупреждения и борьбы с хищениями, нецелевым использованием средств, коррупцией. Тем самым решаются три задачи: 1. сопоставление полученного результата функционирования денежных средств с плановыми установками;
2. предупреждение неплановых потоков денежных средств; 3. выявление нарушений, незаконной смены собственника финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению”. К основным функциям финансового контроля относят: обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств; предупреждение кризисных ситуаций в финансах; предупреждение и борьба с финансовыми нарушениями; стимулирование деятельности субъектов финансов. Его цель – последовательное и проведение финансовой политики экономических субъектов. Будучи реальным выражением контрольной функции финансов, он охватывает совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, проверке и анализу движения денежных ресурсов. Задачи: проверку правильности и своевременности формирования денежных фондов; проверку правильности и своевременности использования денежных фондов; проверку соблюдения финансовой дисциплины (правил учета и отчетности экономических субъектов); предотвращение финансовых нарушений (хищений, нецелевого использования и т.д.); выявление резервов эффективного формирования и расходования финансовых ресурсов. Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах: 1. как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2. как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Система финансового контроля состоит из двух главнейших звеньев: 1. внешнего контроля, который осуществляют государственные органы и независимые аудиторские фирмы; 2. внутреннего контроля, реализуемого собственными экономическими службами организации, в том числе ревизорами и работниками бухгалтерии. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. По времени проведения – предварительный, текущий (оперативный) и последующий. По форме проведения различают обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) финансовый контроль. Существует классификация по объекту контроля, или по сфере финансовой деятельности – бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. В зависимости от субъекта, проводящего контроль, выделяют государственный, ведомственный, независимый, (аудиторский, контроль со стороны коммерческих банков), общественный, внутрифирменный (внутрихозяйственный), правовой, гражданский финансовый контроль. В зависимости от метода осуществления финансовый контроль подразделяют не только на виды (фактический, документарный и комбинированный), но и на формы (ревизия, проверка, обследование, анализ финансово-хозяйственной деятельности (экономический анализ), надзор, наблюдение (мониторинг)). Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов. По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей).
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Исходя из содержания проверки делятся на комплексные и тематические. Документальная ревизия, осуществляемая в связи с уголовным делом, представляет собой использование специальных знаний в области бухгалтерского учета для собирания доказательств. Она осуществляется по мотивированному постановлению правоохранительного органа, а также по требованию прокурора и выражается в проведении контрольных действий ревизора по документальной и фактической проверке обоснованности совершения организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатах ее финансово-хозяйственной деятельности. Документальные ревизии как формы последующего финансового контроля имеют одно общее для всех видов контроля основание своей классификации. В зависимости от органов, осуществляющих проверку все ревизии различаются: 1. вневедомственные (проводятся органами государственного финансового контроля, например контрольно-ревизионными органами Минфина России и его местными органами, Счетной палатой Российской Федерации); 2. ведомственные (проводятся органами внутриведомственного финансового контроля); 3. внутрихозяйственные (проводятся ревизионными комиссиями общественных организаций и акционерных обществ) По объему ревизии могут быть полными, когда проверяются все стороны хозяйственной деятельности и неполные, если проверке подвергаются отдельные виды хозяйственных операций. Например, только кассовые или кредитные операции. В зависимости от полноты охвата проверяемой документации различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.
Аудит может проводиться как независимыми аудиторами (аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами имеющими соответствующие аттестат и лицензию), так и внутренними аудиторами (сотрудниками, организации, подчиненными руководству предприятия и находящимися в штате предприятия). Аудиторской деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке организаций и индивидуальных предпринимателей. Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Задачами внешнего аудита являются: организация, восстановление, постановка и ведение бухгалтерского учета; планирование и оптимизация налогооблагаемых баз и расчет налогов; анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; решение отдельных правовых, управленческих и других проблем путем консультирования руководителей и специалистов клиентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|