Три основных принципа рационального питания
ПЕРВЫЙ И ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ – ЭТО ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ПИТАНИЯ. Очень часто мы с вами переедаем, забывая, что на самом деле, человеку нужен не определенный объем пищи, а энергетическая ценность того, что было съедено. Так, зачастую, при большом объеме пищи, мы не получаем достаточного количества калорий или напротив, отведав несколько кусочков торта «набрать» разом суточную норму, при этом совершенно не наевшись. Согласно традициям российской кухни мы потребляем каждый день много хлеба, картофеля, сахара, животных жиров, тем самым приводя организм к дисбалансу: потребляем мы в энергетическом смысле больше, чем можем потратить. Такой режим питания приводит к ожирению, которое, в свою очередь, обеспечивает нам не только уныние относительно нашей бесформенной фигуры, но и ряд развивающихся на этой почве заболеваний – от болезней ЖКТ, до сахарного диабета и в конце это все ведет к депрессии. Таким образом, если мы хотим сохранить здоровье, то предстоит начать считать калории в потребляемой пище. Энергетическая ценность питания зависит от многих факторов: от пола (женщинам нужно меньше калорий, чем мужчинам), возраста (детям особенно необходимо большое количество калорий) и рода занятий (людям с высокой физической активностью нужно больше энергии). ВТОРОЙ ПРИНЦИП – ЭТО РАЗНООБРАЗИЕ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ В ПИТАНИИ. Каждый день, чтобы быть здоровыми, мы должны получать из еды до 70 разных веществ. Среди них всем известные белки, жиры и углеводы. И все они должны присутствовать в ежедневном рационе. Естественно, нам необходимы эти вещества в разном количестве – к примеру, углеводов, из которых наш организм вырабатывает энергию, должно быть больше, чем белков или жиров, но и исключать какое-то из этих веществ недопустимо. Также невозможно, вопреки мнению вегетарианцев, полностью заменить животные белки растительными, так что без мяса рацион человека не будет полноценен, особенно рацион детей.
Кроме жиров, белков и углеводов нашему организму необходимы витамины и минеральные вещества. Именно поэтому все мы постоянно слышим о пользе овощей и фруктов. Остается только добавить к этой истине, что не все витамины хорошо усваиваются вне сочетания с другими продуктами. Именно поэтому морковь для зрения полезна именно тогда, когда ее едят со сметаной. ТРЕТИЙ ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ – ЭТО СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА. В первую очередь, чтобы не подвергать организм стрессу от нерегулярного питания, лучше всего составить для себя четкий график приема пищи. Лучше всего, если вы будете есть 3-4 раза в день. Именно это количество приемов пищи считается оптимальным. Конечно, каждый сам для себя составляет свой режим питания, в зависимости от рабочего графика, занятий и прочих обстоятельств, но специалисты рекомендуют следующее время для еды с 8:00 до 9:00, с 13:00 до 14:00 и с 17:00 до 18:00. Именно в это время обыкновенно пищевые железы у человека вырабатывают наибольшее количество пищевых ферментов. Однако каждый организм индивидуален, поэтому лучше всего прислушаться к его желаниям (если они не касаются пары бутербродов на сон грядущий – есть перед сном действительно вредно). Еще один важный момент – это количество пищи в каждый «присест». Помните поговорку – «ужин нам не нужен»? Все верно, именно в ужин надо съедать меньшее количество пищи, зато завтрак в начале трудового дня – это время плотно поесть, даже плотнее, чем в обед. Немного практики Есть еще несколько правил, которые могут помочь рационализировать питание: · Фрукты необходимо употреблять в пищу отдельно от других блюд, причем желательно за 20 минут до еды и через 1-2 часа после еды, можно сочетать с орехами.
· Зерновые и бобовые между собой смешивать нельзя. Исключение составляют блюда, обильно приправленные зеленью и некрахмалистыми овощами. · Овощи не употребляют с фруктами, исключая случаи, когда они «встретились» в одном соке. · Плохи для желудка блюда, в которых тесто совмещено с мясом – чебуреки, макароны по-флотски, пирожки, блины с мясом и пельмени. · Цельное молоко вообще не стоит совмещать с другой пищей, и помнить, что взрослый организм может и не воспринимать его. · Жидкости стоит употреблять перед едой. Также лучше начинать прием пищи с сырых овощей, это очистит желудок от лишних веществ. · Не стоит есть блюда с хлебом. · Наиболее благоприятное соотношение основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) для взрослых составляет 1:1:4 — это так называемая формула сбалансированного питания. Для спортсменов эта формула выглядит иначе: 1:0,8:4 или даже 1:0,7:4. Это связано с тем, что при выполнении спортивных упражнений нередко возникает кислородный голод. Билет 19-1
Билет 19-2 Для живых организмов Земли основным источником энергии является солнечный свет, благодаря которому прямо или косвенно удовлетворяются их энергетические потребности. В процессе фотосинтеза растения, водоросли, цианобактерии с помощью специальных пигментов поглощают солнечную энергию и преобразуют ее в энергию химических связей органических веществ. При этом исходными соединениями для синтеза органических веществ служат бедные энергией неорганические вещества — углекислый газ и вода. Таким образом, фотосинтез (от греч. фотос — свет) — это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов. Фотосинтез происходит в две фазы — световую и темновую. Световая фаза осуществляется в хлоропластах на мембранах тилакоидов и только при наличии света. Реакции темновой фазы протекают в строме хлоропласта и не требуют света, однако для их прохождения необходимы продукты световой фазы. Поэтому темновая фаза идет практически одновременно со световой.
Световая фаза фотосинтеза. Процессы, протекающие в световой фазе, можно представить следующим образом. 1. Пигменты обеих фотосистем поглощают свет, полученная энергия передается в реакционные центры на молекулы хлорофилла а (молекулы-ловушки), которые переходят в возбужденное состояние и отдают электроны переносчикам. Кислород, который образуется при фотолизе воды, выделяется из хлоропласта в гиалоплазму клетки, затем в окружающую среду, а протоны (Н+) накапливаются внутри тилакоида. 2. Накопление протонов внутри тилакоида ведет к возникновению электрохимического потенциала на его мембране. И синтезируется АТ Ф. Таким образом, в ходе световой фазы энергия света поглощается и преобразуется в энергию макроэргических связей АТФ, происходит расщепление воды с выделением кислорода и накопление атомов водорода (в форме НАДФ'Н+Н+). Продуктами световой фазы фотосинтеза являются АТФ, восстановленный НАДФ и кислород. Кислород — побочный продукт фотосинтеза, он выделяется в окружающую среду. АТФ и НАДФ*Н+Н+ используются в темновой фазе фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Из окружающей среды в хлоропласта поступает углекислый газ, а в строме хлоропластов происходит его восстановление до органических веществ. Это сложный многоступенчатый процесс, который можно выразить общим уравнением: 6С02 + 12НАДФ-Н+Н+ + 18АТФ ->• С6Н1206 + 12НАДФ+ + 18АДФ + 18Н3Р04. Из приведенного уравнения видно, что для синтеза одной молекулы глюкозы необходимо окислить 12 молекул НДДФ*Н+Н+ (служит источником атомов водорода) и расщепить 18 молекул АТФ (служит источником энергии для синтеза глюкозы). Таким образом, в темновой фазе фотосинтеза энергия макроэргиче-ских связей АТФ преобразуется в энергию химических связей органических веществ. В темновой фазе фотосинтеза, как уже отмечалось ранее, используются продукты световой фазы (НАДФ'Н+Н+и АТФ), поэтому реакции темновой фазы проходят почти одновременно с реакциями световой фазы. Если объединить процессы, протекающие в обеих фазах, исключив все промежуточные стадии и вещества, можно получить суммарное уравнение процесса фотосинтеза:
свет 6С02 + 6Н20-> С6Н1206 + 602. пигменты Значение фотосинтеза. Уникальность и биологическое значение фотосинтеза определяются тем, что жизнь на нашей планете всем своим существованием обязана этому процессу. Фотосинтез является основным источником питательных веществ для живых организмов, а также единственным поставщиком свободного кислорода на Земле. Из кислорода сформировался и поддерживается озоновый слой, защищающий живые организмы Земли от губительного воздействия коротковолнового ультрафиолетового излучения. Кроме того, благодаря фотосинтезу поддерживается относительно постоянное содержание С02 в атмосфере. · Билет 20-1 Суточные биоритмы в жизни человека Pитмы присущи всем. И галактикам, и клеткам. Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Включающими и выключающими факторами являются физические изменения внешней среды, например, изменение интенсивности светового потока, связанного с движением Солнца и фазами Луны.. · Время максимальной активности человека в его суточном биоритме:
Максимальные показания температуры тела и давления крови наблюдаются в 18 часов, веса тела - в 20 часов, минутного объема дыхания - в 13, лейкоцитов в крови в 24 часа. Установлено, что снижение температуры тела способно вызывать перестройку физиологических ритмов. Биологические часы замедляются. Жизнь человека продлевается.
Работоспособность органов кровообращения в различное время суток также не одинаково. Дважды в день она резко снижается - около 13 часов и около 21 часа. В это время нежелательно подвергаться большим физическим нагрузкам. Существует суточный ритм и в работе органов пищеварения. В утренние часы усиливаются перистальтика кишечника и моторная функция желудка. Очищение кишечника создает в организме дефицит поваренной соли и воды. В эти часы вырабатывается наименее кислый желудочный сок. Ритм работы органов пищеварения и выделения призывает нас регламентировать время приема пищи, ее количество и качество. В частности, в первой половине дня должна преобладать белковая и жирная пища, а во второй - углеводная и молочная. В течение суток у человека имеют место несколько подъемов физиологической активности. В дневное время они наблюдаются с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Это время наиболее благоприятно для выполнения физической работы, принятия решений, новых начинаний. Ночной физиологический подъем приходится на время от 0 до 1 часа ночи. Некоторые с успехом используют это время для творчества. В 5-6 часов утра у человека самая высокая работоспособность: давление увеличивается, сердце бьется чаще, кровь пульсирует. У вирусов и бактерий в это время меньше всего шансов внедриться в наш организм. После 14 часов самочувствие начинает улучшаться. Органы чувств и, прежде всего, обоняние и вкус, становятся особенно чувствительными. Это лучшее время для приема пищи. После 18 часов возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко возникают ссоры по пустякам. Это плохое время для аллергиков. Часто в это время начинает болеть голова. После 20 часов психическое состояние стабилизируется, улучшается память. После 21 часа почти в 2 раза возрастает количество белых кровяных телец, температура тела понижается, продолжается обновление клеток. Организм нужно подготавливать ко сну. Между 2 и 4 часами ночи ухудшаются память, координация движений, появляется замедленность в действиях, возрастает количество ошибок при выполнении умственной работы, уменьшается на 2-4 килограмма мышечная сила, и на 15-20 ударов сокращается частота сердцебиения, на 4-6 вздохов-выдохов снижается легочная вентиляция, на 4-5% падает насыщение крови кислородом. Значение суточных ритмов можно использовать для усиления, а также для снижения доз лекарственных препаратов, так как в период активности органов максимально усваиваются даже небольшие дозировки. Билет 20-2 Свойства живых организмов: 1. Единство химического состава - все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород. 2. Обмен веществ - главный признак живого: обмен веществ и энергии с окружающей средой Все живые тела природы являются открытыми системами, т. е. такими системами, в которые из окружающей среды непрерывно поступают вещества, содержащие энергию и строительный материал, а также различная информация. В результате процессов жизнедеятельности из живых тел в окружающую их среду выделяются конечные продукты распада и энергия. 3.Питание - все живое зависит от энергии, которая поступает с пищей. 4.Выделение - любой организм выделяет продукты своей жизнедеятельности в окружающую среду. 5. Рост и развитие - рост увеличение количественных признаков, развитие качественных. Живые тела природы, как и неживые, способны к росту и развитию. В ходе обмена веществ и превращения энергии отдельные клетки и ткани, целые органы и организмы не только растут, но и развиваются, а значит — переходят в новое качественное состояние. Индивидуальное развитие организмов, в процессе которого реализуется их наследственная программа, тесно связано с историческим развитием всей живой природы — эволюцией. 6. Раздражимость - ответная реакция на раздражения, характерна для всех живых организмов. Любая биологическая система, будь то клетка, организм или сообщество организмов, способна избирательно реагировать на различные воздействия, оказываемые на нее снаружи или изнутри. Это свойство организмов получило название — раздражимость. Ответные реакции живого на различные воздействия служат показателями его чувствительности и обеспечивают возможность его приспособления и выживания в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды организмов. 7. Самовоспроизведение или размножение. Это свойство важнейшее из всех остальных. Отличительная особенность живого — многократное самовоспроизведение живых структур, причем информация о них содержится в особых органических молекулах — ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). Самовоспроизведение живого лежит в основе его способности к размножению. Жизнь любой клетки или организма ограничена во времени, но благодаря размножению живое бессмертно. 8. Наследственность и изменчивость. Наследственность проявляется в способности организмов передавать свои признаки и свойства из одного поколения в другое. Она непосредственно связана с их размножением и обусловлена химическим строением молекул ДНК, составляющих наследственную программу организма. Изменчивость проявляется в способности организмов изменять свои признаки под влиянием различных причин. Наследственность и изменчивость обеспечивают возможность приспособления организмов к окружающим условиям, что позволяет им выживать и оставлять потомство. 9. Подвижность - не является основным, но большинство живых организмов способны передвигаться.
Билет 25-1 Органы слуха нужны не только для определения и распознавания звуков; во внутреннем ухе находится часть, обеспечивающая работу вестибулярного аппарата. Благодаря ей человек может поддерживать равновесие, ориентироваться в пространстве. Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. 1. К наружному уху относится ушная раковина и слуховой проход. На ушной раковине представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. На одном ухе выявлено свыше 100 биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Наружный слуховой проход выстлан тонкой кожей с тонкими волосками и видоизмененными потовыми железами, вырабатывающими ушную серу. Волоски и ушная сера выполняют защитную роль. 2. На границе между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка, которая представляет собой гибкое, эластичное образование. Её толщина всего одна десятая миллиметра. Она способна вибрировать в звуковом потоке и вызывать движения слуховых косточек среднего уха. В тоже время она служит преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, микроорганизмов. 3. Среднее ухо представляет собой замкнутую полость, объёмом около 1 см куб., расположенную в толще височной кости. Внутри неё располагаются сочлененные между собой слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, которые увеличивают давление звуковой волны при передаче с барабанной перепонки на перепонку овального окна примерно в 50 раз. Барабанная полость среднего уха соединена с носоглоткой при помощи слуховой трубы, которая поддерживает одинаковое давление снаружи и изнутри на барабанную перепонку. 4. Внутреннее ухо расположено в височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтами и внутри перепончатого лабиринта находится жидкость. Костный лабиринт состоит из трех частей: в центре - преддверие, спереди от него улитка, а сзади полукружные каналы. Внутри улитки находится собственно рецепторный аппарат уха - спиральный орган с волосковыми чувствительными клетками - слуховыми клетками (в одной улитке их около 24 тыс.). 5. Слуховой анализатор состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и участка коры больших полушарий головного мозга (слуховой зоны в височной доле), где происходит анализ и оценка звуковых раздражений. 6. Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать, имеет 20 000 колебаний в секунду (20 000 Гц), самый низкий - 12 - 24 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 000 Гц, у пожилых людей она ниже - около 15 000 Гц. 7. Адаптация. При длительном действии сильных звуков возбудимость звукового анализатора понижается, а при длительном пребывании в тишине возбудимость возрастает.
Билет29-1 Железы смешанной секреции — это железы, одни клетки которых вырабатывают гормоны, а другие выделяют секреты и другие вещества (ферменты, пищеварительные соки и т.д.), которые по специальным протокам попадают в органы или в наружную среду. К типу смешанной секреции относят поджелудочную железу и половые железы. Их секрет одновременно участвует в поддержании внутренних физиологических процессов организма и при этом воздействует на внешние изменения организма. Железы смешанной секреции являются полифункциональными. Поджелудочная железа является железой смешанной секреции. Часть клеток поджелудочной железы выделяет панкреатический сок, содержащий ряд пищеварительных ферментов, который поступает через протоки в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). Другие клетки выделяют гормоны непосредственно в кровь (внутренняя секреция). Гормоны, выделяемые поджелудочной железой, регулируют уровень глюкозы в крови: · инсулин, понижающий содержание глюкозы в крови (непрерывное выделение инсулина в кровь необходимо для того, чтобы глюкоза (основной источник энергии), полученная с пищей, могла свободно переходить из плазмы крови в ткани, а её избыток откладывается в печени в виде гликогена), · глюкагон, превращающий гликоген печени в глюкозу (т.е. повышающий уровень глюкозы в крови). При уменьшении выработки инсулина увеличивается содержание сахара в крови и возникает болезнь — сахарный диабет. Больные сахарным диабетом ощущают постоянную жажду, быстро худеют. Выведение глюкозы из организма вместе с мочой свидетельствует о недостаточности функции поджелудочной железы и возможном сахарном диабете. К смешанному типу относят также женские и мужские половые железы. В фолликулах яичников у женщин синтезируются эстрогены, желтое тело в яичнике продуцирует прогестерон. Именно благодаря эстрогенам женщины приобретают характерные внешние особенности в период полового созревания. Эти гормоны отвечают за развитие половых признаков и полноценное формирование внутренних половых органов, что необходимо для воспроизведения здорового потомства. Прогестерон играет важную роль в течение беременности: этот гормон готовит матку к появлению эмбриона и контролирует его рост и развитие, предохраняя будущую мать от выкидыша. В яичках у мужчин образуются андрогены, мужские половые гормоны. Тестостерон и андростерон – гормоны, отвечающие за формирование мужских половых признаков и участвующие в нормальной работе мужской репродуктивной системы. Без стабильной работы мужских половых желез невозможно созревание сперматозоидов, а значит, невозможно воспроизведение потомства.
Билет 28-1 Спинной мозг (medulla spinalis) — часть центральной нервной системы, он имеет вид тяжа белого цвета, несколько сплющенного спереди назад в области утолщений и почти круглого в других отделах. Спинной мозг находится в специальном вместилище внутри позвонков, которое имеет название «позвоночный канал». Позвоночный канал выполняет следующие функции:
Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Ниже находятся оболочки спинного мозга, окружающие корешки нижних спинномозговых нервов. Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга, то можно увидеть, что центральную его часть занимает имеющее форму бабочки серое вещество, состоящее из нервных клеток. В центре серого вещества виден узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Снаружи от серого вещества располагается белое вещество. Оно содержит нервные волокна, связывающие нейроны спинного мозга между собой и с нейронами головного мозга. От спинного мозга симметрично парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от спинного мозга в виде двух тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже и внутренним органам. Спинной мозг в нашем организме выполняет две функции: 1. рефлекторную 2. проводящую. Рефлекторная функция спинного мозга состоит в ответной реакции нервной системы на раздражение. В спинном мозге находятся центры многих безусловных рефлексов, например рефлексов, обеспечивающих движения диафрагмы, дыхательных мышц. Спинной мозг (под контролем головного мозга) регулирует работу внутренних органов: сердца, почек, органов пищеварения. В спинном мозге замыкаются рефлекторные дуги, регулирующие функции сгибательных и разгибательных скелетных мышц туловища, конечностей. Рефлексы бывают врожденные (которые можно определить с самого рождения) и приобретенные (образуются в процессе жизни при обучении), замыкаются они на различных уровнях. Например, коленный рефлекс замыкается на уровне 3-4-го поясничных сегментов. Проверяя его, врач убеждается в сохранности всех элементов рефлекторной дуги, в том числе и сегментов спинного мозга. Проводниковая функция спинного мозга заключается в передаче импульсов с периферии (от кожи, слизистых оболочек, внутренних органов) в центр (головной мозг) и наоборот. Проводники спинного мозга, составляющие его белое вещество, осуществляют передачу информации в восходящем и нисходящем направлении. В головной мозг подается импульс о воздействии извне, и у человека формируется определенное ощущение (например, Вы гладите кота, и у Вас возникает чувство чего-то мягкого и гладкого в руке) Из спинного мозга выходят центробежные волокна, по которым импульсы идут к органам и тканям. Повреждение спинного мозга нарушает его функции: участки тела, расположенные ниже места повреждения, теряют чувствительность и способность к произвольному движению. Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга. Под контролем головного мозга находятся все сложные движения: ходьба, бег, трудовая деятельность. Спинной мозг является очень важной анатомической структурой. Его нормальное функционирование обеспечивает всю жизнедеятельность человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|