Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее частные положения (по истории платонизма досоловьёвского периода)

Общие положения

История русского платонизма может быть представлена исторически в виде диалектического развития мысли (как, например, представлена античная философия в работе Лосева А.Ф. «История античной философии в конспективном изложении»).

 

1. До XVIII века философии на Руси не существовало. Но работа мысли никогда не прекращалась. То, что Русь могла бы сказать философски, она долгое время говорила на языке религиозного, церковного, искусства (икона, храмы, книги). Были на Руси и богословы, но их отношение к рациональной философии было весьма скептическим.

Русская философия начинается в XVIII веке и вплоть до начала XIX века характеризуется эклектизмом, смесью спиритуализма и рационализма. Существует в этот период философия в России только в качестве дисциплины, преподаваемой в Духовных Коллегиях (сначала Киевской, а потом и Московской). С середины XVIII века, с созданием Московского Университета, философия становится также и университетским предметом.

В целом вся русская «предфилософия» направлена на осмысление космоса, мироздания и места человека в нём. Метафизические тенденции ещё слишком слабо выражены, и не будет ошибкой назвать этот период натуралистическим.

 

2. В 20-е гг. XIX века натуралистический период начинает сменяться идеалистическим, что связано, прежде всего, с восприятием русскими мыслителями философии Шеллинга. Вместе же с идеализмом Шеллинга происходит формирование русского платонизма как оригинального явления в истории русской мысли.

 

3. В XX в. торжествует реалистический взгляд на человека, на мышление, на космос.

 

Частные положения (по русскому платонизму)

История русского платонизма начинается с кружка любомудров и проходит три этапа в своём развитии.

1) интуитивный идеализм (примерно до конца 50-х гг. XIX века).

2) дискурсивный идеализм (вся вторая половина XIX и начало XX века).

3) символический идеализм (период начался с 20-х гг. ХХ века, но был насильственным образом прерван в 30-е гг.).

 

Примерный порядок имён и тем в каждом из трёх периодов:

 

I. Пространство интуиции.

1. Платон на Древней Руси.

2. Эпоха Просвещения в России и интерес к Платону.

3. Шеллинг «рассказывает» о Платоне. Н.И.Надеждин.

4. Любомудры: В.Ф.Одоевский и Д.Веневитинов.

5. И.В.Киреевский.

6. Платонизм в духовно-академической философии первой половины XIX в.

· Отец Феодор Голубинский.

· Архимандрит Феофан Авсенёв.

· В.Н.Карпов и первый полный перевод сочинений Платона на русский язык.

· Платон в «Истории философии» О.М.Новицкого.

II. Пространство дискурсии.

7. Платон и платонизм в русской духовно-академической философии второй половины XIX – начала XX вв.

· В.Д.Кудрявцев-Платонов.

· А.И.Введенский.

· П.Д.Юркевич.

· С.С.Гогоцкий.

8. Платон и платонизм в философии Владимира Соловьёва.

9. Платон и школа всеединства.

· С.Н.Трубецкой.

· Е.Н.Трубецкой.

· В.Ф.Эрн.

· С.Л.Франк.

· Л.П.Карсавин.

· С.Н.Булгаков.

10. Платон и София в русской философии.

11. Платон и платоновский идеализм в философии раннего Флоренского.

III. Пространство символизма.

Начало эйдологического синтеза

12. Эйдологический синтез в философии позднего Флоренского.

13. Платон и диалектика в философии и истории эстетики А.Ф.Лосева.

14. Незавершённость эйдологического синтеза.

 

Разъяснение

1. В первый период Платон осмысляется интуитивно, на уровне общего его идеализма, без тщательного анализа и серьёзных заимствований. Так влияние Платона просматривается в работах московских любомудров, славянофилов (особенно Ивана Киреевского), некоторых преподавателей университетов и духовных академий. В основном влияние платонизма осуществляется через шеллингианство.

 

2. Во второй период происходит рациональное, философское осмысление текстов Платона, простое влияние становится уже рецепцией. Рождается платонический дискурс в русской философии. Вместе с тем рождается и сама русская философия. Здесь надо отметить тексты представителей духовно-академической философии П.Д.Юркевича, С.С.Гогоцкого, В.Н.Карпова, отца Феодора Голубинского, В.Д. Кудрявцев-Платонова, А.И.Введенского, О.М.Новицкого, архим. Феофана Авсенёва, а также Владимира Соловьёва и представителей школы всеединства С.Л.Франка, С. и Е. Н. Трубецких, Н.О.Лосского, С.Н.Булгакова и раннего П.А.Флоренского.

 

3. В третий период в поздних работах Флоренского и в «восьмикнижии» Лосева мы видим платонический синтез, в котором соединяется интуитивный идеализм и разумный дискурс. По сути, этот синтез должен был быть началом оригинальной русской философии (философии платонического символизма, см.: С.С.Хоружий. После перерыва. Пути русской философии), но в 30-е гг. Флоренский был сослан, а потом расстрелян, Лосев же был сослан, после ссылки уже не мог продолжать работать над своей философией. Поэтому синтез оказался незавершённым.

 

Сегодня платонизм всё ещё нуждается в синтезе, но для этого нужно провести огромную работу. К тому же, сейчас серьёзный интерес вызывает у многих не Платон, а Аристотель. В ситуации разрушения постмодернизма требуются устойчивые основания мысли. (ср. работы В.В.Бибихина).

 

 

Наиболее частные положения (по истории платонизма досоловьёвского периода)

 

1. Во второй половине 20-х годов мы наблюдаем резкий всплеск интереса к Платону (публикации в «Московском телеграфе», в ЖМНП, статьи Надеждина). Русский платонизм созревал из 20-х гг., из связи с Шеллингом, из отталкивания от философии Шеллинга и от других немецких философов.

2. В 40-е годы в России появились оригинальные философские построения (Авсенёв, Карпов и Голубинский) и логика их развития требовала того или иного отношения к платоновскому наследию. Воспитанная на немецком идеализме с одной стороны, и на святоотеческой традиции, с другой стороны, русская духовно-академическая мысль восприняла Платона в общем и целом с огромным интересом. Впоследствии (в 50-60-е гг.) именно представитель данной традиции (П.Д.Юркевич) первым сделает платонизм частью своей философии и начнёт выстраивать дискурсивное отношение к Платону (чем сильно повлияет на молодого Владимира Соловьёва).

3. Соотношение духовно-академической и светской (университетской) философии в аспекте восприятия платонизма сводится к тому, что именно первая дала толчок развитию русской оригинальной философии, обогатила светскую философию критикой немецкой философии и глубоким интересом к античному наследию, особенно к Платону, которого в Академиях знали несомненно лучше, чем в светских учебных заведениях.

4. Всё многообразие идей Платона, воспринятых и по своему интерпретированных русскими мыслителями досоловьёвского периода, можно свести к следующим четырём основным идеям:

а) идея богоподобия – идея о том, что цель человеческой жизни есть стремление к уподоблению Богу. Сюда же относится идея спокойного приятия смерти как освобождения от уз этого мира;

б) идея падения человечества и пребывания души в плену «греха» (телесного, по неоплатоникам). Эта идея интерпретировалась через концепцию о грехопадении блаж. Августина. Сюда же относится учение Платона о душе, доказательство её бессмертия и величия. В некотором смысле эта идея пересекается с первой;

в) идея о пребывании идей в Уме Бога. По этим идеям Бог создаёт мир, поэтому сюда же можно отнести христианизированную идею о творении мира (из «Тимея»);

г) идея Бога как Абсолютного Бытия (у Платона – Идея Блага). Сюда же относится идея почитания богов, благочестие как таковое. Русские платоники часто ставили в пример учение Платона о Боге – как прозрение языческого мира Божественной Истины.

Иначе говоря, эти идеи можно сформулировать так:

а) этическая идея;

б) антропологическая (или психологическая) идея;

в) идея телеологическая (творческая), вычлененная из «идеологической» концепции;

г) теологическая идея.

В конце периода русских мыслителей начинает всё больше привлекать ещё одна, эстетическая концепция. Она встречается уже у Надеждина, затем у Голубинского (особенно в отношении творческой идеи, связанной с теологической). С наибольшей силой она проявится у В.Соловьёва, а позднее у П.Флоренского.

 

Осн. тезис доклада

Русский платонизм как оригинальное явление задолго до В.Соловьёва. Первоначально (до конца 30-х гг.) общность русской философии и платонизма носила исключительно методологический характер (платонизм был воспринят в самых общих чертах как мировоззренческий идеализм, а не как философская система), с начала 40-х гг. к общей идейной близости добавляется научная и философская рецепция платоновского наследия. Таким образом, к концу 40-х гг. можно считать, что встреча русской философии и платонизма увенчалась успехом для тех, кто изначально был близок идеалистической традиции и/или христианской философии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...