Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно - исторический феномен, подверженный влиянию общественных норм и ценностей [3, С. 142]. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время процесс изучения семейной жизнедеятельности и проблем детско-родительских отношений, как одного из главных условий благополучного развития детей, является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации, а так же имеет основную роль в ходе планирования и реализации государственной системы социальной поддержки семьи. Цель исследования: изучение оптимизации детско-родительских отношений как психологической проблемы. Задачи исследования: 1) определить общую оценку подростка качества взаимоотношений его с родителями и пронаблюдать характер данного влияния на детско-родительские отношения; 2) предложить рекомендации для оптимизации сложившихся детско-родительских отношений. Изучение детско-родительских отношений осуществлялось у 40 подростков МОУ СОШ №37 Сульфата из разных классов: 8 классы - 16 человек (6 девочек и 10 мальчиков), 9 классы - 18 человек (8 девочек и 10 мальчиков), 10 классы - 6 человек (4 девочки и 2 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет. В ходе исследования проводилась методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) [2, С. 114-121] в виде опросника с 116-тью вопросами, объединенных в 5 групп из 19 шкал. В результате было получено, что в целом по 20 шкалам у 77,5% семей, по мнению подростков, наблюдается не соответствие норме качества отношений данных детей с родителям по большинству шкал; и лишь у 22,5% семей, по мнению подростков, наблюдается соответствие норме. Данные результаты подтверждают, что в семьях, где общая оценка подростком качества отношений с родителями ниже нормы, детско-родительские отношения характеризуются наличием эмоциональной дистанции, авторитарности и неадекватности образа ребенка, а так же отсутствием сотрудничества и поощрения автономности.
По мнению подростков, в средней степени, детско-родительские отношения характеризуются такими критериями как, осведомленность родителя о делах и интересах подростка (30,8%), требовательность по отношению к ребенку (26,7%), контроль со стороны родителя (25,7%) и другие. В меньшей степени детско-родительские отношения характеризуются такими характеристиками как, применение наказаний к детям (8,2%), враждебность и доброжелательность в отношениях с супругов (9,2%), конфликтность в отношениях между родителями и детьми (12,3%), и другие. Так же, в результате факторного анализа мы выделили два независимых фактора, а именно положительный полюс первого фактора определят такое качество как «эмоциональное принятие»; отрицательный - «эмоциональное не принятие». Выделение данных факторов обусловлено тем, что эмоциональное принятие или не принятие, наличие или отсутствие эмоциональной связи являются одними из ключевых моментов детско-родительских отношений. Например, при наличии эмоциональной неудовлетворенности в отношениях возможно появление у подростков различных форм социально-психологической дезадаптации, что в свою очередь может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, в частности: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, страхи, тревожность [1, С. 114-121]. Далее, были выявлены средние значения показателей оценок шкал опросника у матери и отца, в ходе, которой были получены следующие результаты (таблица 1): Таблица 1. Средние значения показателей характеристик блоков шкал матери и отца (M±m)
Примечание: p - достоверные различия от средних значений показателей по t-критерию.
Таким образом, различия по средним значениям обнаружены при оценке всех 5 блоков шкал, т.е. по мнению подростков, оценка критериев шкал для матери и для отца различны. Соответственно, у родителей качественно различные отношения к наказанию и поощрению, разные эмоциональные отношения между родителями и подростками и др. Была произведена проверка достоверности взаимосвязи шкал для матери и отца (таблица 2): ребенок подросток родительский отношение Таблица 2. Средние значения, показатели достоверности и корреляции характеристик блоков шкал у матери и отца (M±m)
Примечание: p - достоверность различий: ** - при p<0,01; * - при p<0,05; жирным шрифтом выделены значимости по критерию Манну-Уитни; обычный шрифт соответствует значимости по критерию t-Стьюденту.
Таким образом, статистически достоверные различия обнаружены при оценке шкалы осведомленность родителя о делах и интересах подростка. На основании полученных результатов исследования нами выделено наличие эмоциональной недостаточности в детско-родительских отношений подростков. В тоже время, у родителей отсутствует четкая система запретов и ограничений, родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания и идут у него на поводу. Соответственно, у таких детей эмоциональная сфера характеризуется слабой способностью дифференцировать собственные эмоции. В связи этим необходимо разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений с целью развития эмоциональной сферы подростков и их родителей. Библиографический список ребенок подросток родительский отношение 1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с. . Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. - СПб.: Речь, 2004. - 464 с. . Прохорова О.Г. Основы семьи и семейного консультирования. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|