Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема

 

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно - исторический феномен, подверженный влиянию общественных норм и ценностей [3, С. 142]. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время процесс изучения семейной жизнедеятельности и проблем детско-родительских отношений, как одного из главных условий благополучного развития детей, является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации, а так же имеет основную роль в ходе планирования и реализации государственной системы социальной поддержки семьи.

Цель исследования: изучение оптимизации детско-родительских отношений как психологической проблемы. Задачи исследования: 1) определить общую оценку подростка качества взаимоотношений его с родителями и пронаблюдать характер данного влияния на детско-родительские отношения; 2) предложить рекомендации для оптимизации сложившихся детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений осуществлялось у 40 подростков МОУ СОШ №37 Сульфата из разных классов: 8 классы - 16 человек (6 девочек и 10 мальчиков), 9 классы - 18 человек (8 девочек и 10 мальчиков), 10 классы - 6 человек (4 девочки и 2 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет. В ходе исследования проводилась методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) [2, С. 114-121] в виде опросника с 116-тью вопросами, объединенных в 5 групп из 19 шкал.

В результате было получено, что в целом по 20 шкалам у 77,5% семей, по мнению подростков, наблюдается не соответствие норме качества отношений данных детей с родителям по большинству шкал; и лишь у 22,5% семей, по мнению подростков, наблюдается соответствие норме. Данные результаты подтверждают, что в семьях, где общая оценка подростком качества отношений с родителями ниже нормы, детско-родительские отношения характеризуются наличием эмоциональной дистанции, авторитарности и неадекватности образа ребенка, а так же отсутствием сотрудничества и поощрения автономности.

По мнению подростков, в средней степени, детско-родительские отношения характеризуются такими критериями как, осведомленность родителя о делах и интересах подростка (30,8%), требовательность по отношению к ребенку (26,7%), контроль со стороны родителя (25,7%) и другие. В меньшей степени детско-родительские отношения характеризуются такими характеристиками как, применение наказаний к детям (8,2%), враждебность и доброжелательность в отношениях с супругов (9,2%), конфликтность в отношениях между родителями и детьми (12,3%), и другие.

Так же, в результате факторного анализа мы выделили два независимых фактора, а именно положительный полюс первого фактора определят такое качество как «эмоциональное принятие»; отрицательный - «эмоциональное не принятие». Выделение данных факторов обусловлено тем, что эмоциональное принятие или не принятие, наличие или отсутствие эмоциональной связи являются одними из ключевых моментов детско-родительских отношений. Например, при наличии эмоциональной неудовлетворенности в отношениях возможно появление у подростков различных форм социально-психологической дезадаптации, что в свою очередь может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, в частности: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, страхи, тревожность [1, С. 114-121].

Далее, были выявлены средние значения показателей оценок шкал опросника у матери и отца, в ходе, которой были получены следующие результаты (таблица 1):


Таблица 1. Средние значения показателей характеристик блоков шкал матери и отца (M±m)

Блоки шкал опросника p

Средние значения

    Мать Отец
Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка (принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция) 0,034 21,85±2,66 20,31±2,57
Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия (сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности) 0,024 18,58±7,21 17,55±6,72
Блок контроля (требовательность, мониторинг, контроль, авторитарность, особенности оказания поощрений и наказаний) 0,217 16,63±5,67 15,59±5,08
Блок противоречивости / непротиворечивости отношений (непоследовательность, неуверенность) 0,062 16,86±0,23 16,35±0,14
Дополнительные шкалы (удовлетворение потребностей, неадекватность образа ребенка, отношения с супругом, общая удовлетворенность, шкала ценностных ориентации) 0,081 16,16±7,03 15,29±6,07

Примечание: p - достоверные различия от средних значений показателей по t-критерию.

 

Таким образом, различия по средним значениям обнаружены при оценке всех 5 блоков шкал, т.е. по мнению подростков, оценка критериев шкал для матери и для отца различны. Соответственно, у родителей качественно различные отношения к наказанию и поощрению, разные эмоциональные отношения между родителями и подростками и др.

Была произведена проверка достоверности взаимосвязи шкал для матери и отца (таблица 2):

ребенок подросток родительский отношение

Таблица 2. Средние значения, показатели достоверности и корреляции характеристик блоков шкал у матери и отца (M±m)

  Корреляции p

Средние значения

      Мать Отец
эмпатия 0,239 0,067 22,42±4,662 20,50±5,720
эмоциональная дистанция 0,588** 0,000 18,95±3,816 17,65±5,366
принятие решений 0,480** 0,002 21,00 ±4,338 19,40±4,787
конфликтность 0,422** 0,007 7,85±3,043 7,60±3,365
мониторинг 0,279 0,081 22,22±4,838 19,30±6,305
сотрудничество 0,283 0,077 22,17±4,766 21,15±5,347
авторитарность 0,354* 0,025 16,78±4,440 15,73±5,028
непоследовательность 0,334* 0,035 17,03±4,135 16,45±4,690
неадекватность образа ребенка 0,513** 0,001 16,70±4,794 16,32±5,356
враждебность в отношении с супругом 0,337* 0,034 7,28±2,810 7,33±3,075
общая удовлетворенность отношениями 0,204 0,208 22,63±4,965 20,30±6,760
поощрение 0,247 0,124 12,00±2,612 11,13±3,220
наказание 0,011 0,944 7,80±2,198 7,82±2,659
удовлетворение потребностей 0,276 0,084 23,20±4,381 21,53±5,948
доброжелательность в отношении с супругом 0,790** 0,000 11,00±3,305 10,98±3,301
принятие 0,332* 0,036 24,17±4,314 22,78±5,925
контроль 0,246 0,125 20,67±5,976 19,70±6,305
поощрение автономности 0,408** 0,009 23,27±3,803 22,02±4,959
требовательность 0,509** 0,001 20,33±3,347 19,85±3,971
неуверенность 0,272 0,090 16,70±3,107 16,25±4,313

Примечание: p - достоверность различий: ** - при p<0,01; * - при p<0,05; жирным шрифтом выделены значимости по критерию Манну-Уитни; обычный шрифт соответствует значимости по критерию t-Стьюденту.

 

Таким образом, статистически достоверные различия обнаружены при оценке шкалы осведомленность родителя о делах и интересах подростка.

На основании полученных результатов исследования нами выделено наличие эмоциональной недостаточности в детско-родительских отношений подростков. В тоже время, у родителей отсутствует четкая система запретов и ограничений, родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания и идут у него на поводу. Соответственно, у таких детей эмоциональная сфера характеризуется слабой способностью дифференцировать собственные эмоции. В связи этим необходимо разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений с целью развития эмоциональной сферы подростков и их родителей.


Библиографический список

ребенок подросток родительский отношение

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. - СПб.: Речь, 2004. - 464 с.

. Прохорова О.Г. Основы семьи и семейного консультирования. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...