Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция воспитания В.И. Андреева

Парадигмы педагогики поддержки и сопровождения в воспитании. Их соотношения.

Под педагогической парадигмой понимается совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагоги­ческим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в каче­стве образца при решении педагогических проблем.

Понятия «поддержка», «сопровождение» вошли в педагогику относительно недавно. Они сформировались на основе концепции гуманистической педагогики, особое место в которой уделено педагогической поддержке. Основные положения теории педагогической поддержки разработаны учеными О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. Педагогическая поддержка — особое направ­ление педагогической деятельности, последова­тельно реализующее принципы личностно ориен­тированного образования. Оно не только провоз­глашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие. Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с под­держкой участии педагога.

Проанализировав литературу по видам сопровождения в педагогике можно сделать вывод, что в настоящее время активно развиваются концепции социально-педагогического( Т.Н. Гущина определяет его как целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее решению проблем самим обучающимся), психолого-педагогического( М.Р. Битянова определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучения и психологическое развития ребенка в ситуациях взаимодействия ), валеолого-педагогического( Вопросам валеолого-педагогического сопровождения уделено внимания значительно меньше, например, Л.Г. Татарниковао определяет данное узкое, на наш взгляд, направление довольно широко как помощь в интеллектуальном развитии ребенка ),информационно-педагогическое сопровождения( Информационное сопровождение гораздо шире, чем использование информационных технологий в совместной деятельности сопровождаемого и сопровождающего. В связи с педагогикой оно включает весь комплекс педагогических методов и средств, направленных на максимально самостоятельную работу сопровождаемого с информацией)

Выделим основные черты помощи детям, характерные для некоторых исторических периодов развития общества:

· В период «докрещенской» Руси оказывали помощь, поддержку, наряду с собственными детьми, детям-сиротам. Помощь детям не только в образовании, но и в выживании оказывали церкви и монастыри.

· Начиная с ХVII века под руководством царя Федора Алексеевича в России открылись первые социальные учреждения, в которых обучали детей грамоте и ремеслам. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом государственной поддержки. Дворяне царской России принимали активное участие в жизни общества: они организовывали свои благотворительные фонды или участвовали в уже существующих.

· Во время советской власти в педагогике сформировались понятия шефства и наставничества.

· Сегодня концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования.

Педагогическое сопрово­ждение рассматривается как одна из форм педа­гогической поддержки. Сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педа­гогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающе­гося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение пред­полагает непрерывную (заранее спланирован­ную) деятельность, направленную на предотвра­щение трудностей.

Концепция воспитания В.И. Андреева

В концепции В.И. Андреева ведущей является идея творческого саморазвития личности. Эта идея, полагает он, отвечает требованиям времени, складывающейся рыночной экономики, где наиболее конкурентоспособной становится непрерывно развивающаяся, творческая личность. Андреев считает, что главное в современном образовании и воспитании – это творческое духовно-нравственное саморазвитие личности. На творческое саморазвитие учащихся необходимо ориентировать деятельность классного руководителя. Эффективно сотрудничая с учреждениями дополнительного образования, детскими и подростковыми общественными организациями, родителями, он должен создавать условия для самореализации каждого ученика. При этом важно создавать благоприятный психологический климат в ученическом коллективе.

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...