Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая оценка финансового состояния

В данной главе мы рассмотрим такие задачи:

1 анализ финансовой устойчивости предприятия,

2 проведем оценку финансового состояния данного предприятия.

Самая молодая отрасль энергетики Газовая промышленность Казахстана стала развиваться относительно недавно, в 70‑е годы прошлого столетия. В «Казахской Советской энциклопедии» за 1981 год отмечено, что «наличие больших промышленных запасов природного газа, высокая эффективность его использования и сравнительно низкая капиталоемкость позволяют в короткие сроки изменить структуру топливного баланса республики в пользу газа. Перспектива развития газовой промышленности в Казахстане велика». Создание в СССР единого народнохозяйственного комплекса послужило причиной построения на территории Казахстана крупнейших магистральных газопроводов Бухара – Урал, Средняя Азия – Центр и Бухара – Ташкент – Фрунзе – Алма-Ата, по которым до сих пор голубое топливо доставляется потребителям. Единая газотранспортная система управлялась из центра, в республике же основное руководство осуществлял Казглавгаз. Туркменский и узбекский газ нужно было доставлять на север по территории Казахстана. Примечательно, что магистральные газопроводы проектировались и проводились по западным регионам Казахстана, именно там, где расположены основные месторождения казахстанских углеводородов.

С обретением Казахстаном независимости управлением магистральной частью газотранспортной системы занималась отечественная государственная структура «Казахгаз». Однако эффективное хозяйствование требовало значительных капитальных вложений, и не только для оперативной работы и подержания сетей в исправном состоянии, но и для их развития. «Казахгазу» в силу объективно сложившихся обстоятельств не удалось решить эти проблемы, и на правительственном уровне было принято решение о привлечении иностранных инвесторов.

Летом 1997 года бельгийская компания «Трактебель С.А.» и Республика Казахстан заключили Договор концессии внутренней и международной газотранспортных систем. Договором предусматривался первоначальный срок – 15 лет с возможностью пролонгации при соблюдении всех условий. Под концессию попала значительная часть системы – 10 магистральных газопроводов, 21 компрессорная станция с перекачивающими установками и три подземных хранилища газа.

Потенциальный инвестор специально под договор создал две компании – «Интергаз Центральная Азия» (оператор газопроводов) и монополиста «Алматы Пауэр Консолидейтед». Кроме того, именно с появлением концессионера в стране резко снизилось потребление газа, так как инвестор занимался лишь транспортировкой газа, а никак не его поставкой за счет своих внутренних резервов. Для потребителей же это означало повышение цен на периодически подаваемые газ и электроэнергию. Привычные к социальной защите потребители едва ли не впервые столкнулись с отключениями тепло- и электроснабжения за неуплату в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, а также с судебными разбирательствами с поставщиками. Три года города южного региона серьезно страдали от нехватки газа и тепла, и свидетели утверждают, что мерзнущее население активно вырубало зеленые насаждения в парках и скверах. В Алматы стали привычными митинги протеста, особенно этим отличалось движение пенсионеров «Поколение». Чувствуя неустойчивое свое положение, «Трактебель» не стремился вкладывать в отрасль какие-либо средства, и уже в 1999 году руководство компании стало высказывать сомнения насчет целесообразности своего присутствия в Казахстане. Проблему управления газотранспортной системой следовало решать в срочном порядке, тем более что узбекские поставщики слишком часто стремились повысить цены. В феврале 2000 года национальной транспортной компанией «КазТрансОйл» создана дочерняя структура «КазТрансГаз», которая владеет 100% акций компании «Интергаз Центральная Азия». На «КазТрансГаз» возложена задача представлять интересы государства на газовом рынке страны и в мире. Компания управляет транспортировкой природного газа по магистральным газопроводам, занимается продажей газа на внутреннем и внешнем рынках, разрабатывает, финансирует, строит и эксплуатирует трубопроводы и газохранилища. За три года на газовом рынке страны достигнуты более чем значительные результаты.

Финансовые отношения в промышленности тесно переплетаются с кредитными. Банковский кредит является важным источником обеспечения нужд расширенного воспроизводства, в частности формирование оборотных средств предприятия и финансирования, капитальных вложений.

АО «КазТрансГаз» имеет активы зарубежом.

В мае 2006 года «КазТрансГаз» приобрел имущественный комплекс АО «Тбилгаз» в Грузии. Компания рассматривает газовый рынок Тбилиси, как перспективный, имеющий достаточные для обеспечения окупаемости инвестиций и получения прибыли уровень потребления и потенциал развития. Так, в Тбилиси создана дочерняя компания «КазТрансГаз-Тбилиси» со 100% участием АО «КазТрансГаз» в его уставном капитале. АО «КазТрансГаз» принял на себя обязательства по бесперебойному обслуживанию абонентов города Тбилиси, обеспечение трудоустройства кадров, рост фонда заработной платы и самое главное обязательство – реабилитация тбилисских газораспределительных сетей.

Ранее в 2004 году в Киргизии было создано совместное казахстанско-кыргызское предприятие «КырКазГаз» для бесперебойного обеспечения природным газом жилищно-коммунальных хозяйств и промышленных предприятий южных областей Казахстана. СП «КырКазГаз», образованное в марте 2004 года – осуществляет транспортировку природного газа по магистральному газопроводу «Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы» на север Кыргызстана и южные области Казахстана.
Активность «КазТрансГаза» в части приобретения новых проектов, в том числе за рубежом, объясняется необходимостью его капитализации, а также как один из способов борьбы с инфляцией, которая в значительной степени зависит от выросших нефтяных доходов Казахстана.

АО «КазТрансГаз» несет ответственность за эффективное использование кредитов.

Планирование финансов на предприятии осуществляется для решения следующих задач:

1 обеспечение денежными ресурсами потребностей производства для бесперебойного его функционирования, технического и социального развития предприятия;

2 выполнение предприятием плановых заданий по платежам средств в госбюджет;

3 определения других денежных взаимоотношений с госбюджетом, банками и вышестоящими организациями;

4 взаимоувязки показателей всех разделов плана с планируемыми финансовыми показателями как по поступающим и образующим денежным средствам, так и по используемым и перечисляемым;

5 финансового контроля за правильностью образования и использования денежных ресурсов предприятия.

Исходной базой для разработки финансового плана предприятия служат следующие данные:

1 Плановая сумма выручки от реализации продукции;

2 Плановые прибыль и рентабельность производства;

3 Установленные размеры платежей в госбюджет и ассигнований из него;

4 Объемы капитальных вложений;

5 Суммы ассигнований из фондов на различные плановые цели, плановые значения фондообразующих показателей.

Кроме того, при составлении финансового плана используются нормы и нормативы образования фондов экономического стимулирования, отчислений в другие целевые фонды, платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, отчислений от суммы амортизации, платы за пользование банковскими кредитами.

Финансовый план обобщает все стороны производственно – хозяйственной деятельности предприятия, выявляет и показывает итоговый финансовый результат его работы в плановом периоде.

Предприятие разрабатывает финансовый план, заключительным разделом которого является баланс доходов и расходов. В его доходной части показывают планируемую прибыль, амортизационные отчисления, ассигнования из бюджета и другие поступления, в расходной – отчисления в бюджет, вложения в капитальное строительство и капитальный ремонт, прирост оборотных средств, отчисления вышестоящим организациям и прочие.

Поэтому финансовый план включает в себя следующие разделы:

1 План распределения прибыли;

2 Расчет оборотных средств и их прироста;

3 Расчет амортизационных отчислений

4 Финансирование капитальных вложений;

5 Расчет платежей в бюджет;

6 Расчет доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства принадлежащего предприятию;

7 Смету на подготовку кадров на предприятии;

8 Расчет финансового резерва.

Финансовый план должен обеспечивать экономически целесообразное использование денежных средств для финансирования производства и строительства, социального развития коллектива; непрерывный рост платежей в бюджет в результате увеличения прибыли; тщательную взаимоувязку основных разделов плана предприятия с его финансовыми ресурсами, а также определение финансовых взаимоотношений с вышестоящими хозяйственными органами, госбюджетом и банками; наиболее эффективное использование оборотных средств.

Финансовая деятельность АО «КазТрансГаз» основана на хозрасчете, самостоятельно распоряжается своими финансовыми ресурсами, обеспечивая максимальную экономию в расходовании и целевое их использование, а также своевременные расчеты с госбюджетом, учреждениями банков, вышестоящей организацией, поставщиками, подрядчиками, и другими организациями.

Финансовый план АО «КазТрансГаз» тесно связан с показателями по производству, себестоимости, прибыли, снабжению и сбыту продукции, а также капитальному строительству.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используется коэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости.

Коэффициент автономии характеризует независимость финансового состояния от заемных источников средств. Он показывает долю собственных средств в общей сумме источников:

 

;

 

где М – собственные средства,  – общая сумма источников.

Коэффициент устойчивости характеризует соотношение собственных и заемных средств

 

 

где М – собственные средства, К+З – кредиторская задолженность

Основной деятельностью АО «Алматы Пауэр Консолитейтед» является производство, передача и распределение электроэнергии по г. Алматы и региону Алматинской области и тепловой энергии в г. Алматы.

Единственным акционером АПК является КТГ. Анализ технического состояния имущественного комплекса АПК показал, что износ оборудования и инженерных сетей составил 60–70%, так например, изношены турбины Капчагайской ГЭС. На сегодняшний день 40% из имеющихся 44‑х подстанций перегружены в два раза, при этом потребление электроэнергии в г. Алматы ежегодно растет на 12–15%.

В 2005 году АПК, под корпоративную гарантию КТГ, получил кредит в размере 3 млрд. тенге на подготовку к отопительному сезону. В настоящее время для текущих нужд АПК нуждается во вливаниях в объеме более
2 млрд. тенге для реконструкции оборудования и ввода новых мощностей.

С целью удовлетворения потребностей города Алматы к 2015 году запланирована реконструкция двадцати существующих подстанций. Соответствующая заявка уже представлена для включения в 10‑летнюю программу развития энергетического комплекса Алматы. В этой связи «КазТрансГаз», при поддержке Правительства Казахстана, акимата города Алматы и за счет трансфертов, выделяемых в рамках развития Алматы как финансового центра, планирует в течение ближайших 10 лет направить значительные инвестиции на модернизацию АПК.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...