Направления работы педагога-психолога по профилактике асоциального поведения учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №16
С углубленным изучением отдельных предметов
Утверждено:
приказ No___от ____________ 2015г.
План
Работы педагога-психолога по профилактике асоциального поведения учащихся
Педагог-психолог:
М.М. Кочеткова
Пояснительная записка:
В современном обществе на ребенка оказывают влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется в различных формах, в том числе в виде различных правонарушений. Основной задачей является выявление таких учащихся и построение эффективной системы работы с ними, а так же создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного формирования и развития личности.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание психолого-педагогических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении, поведении.
Задачи психологического сопровождения:
1. Проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды).
2. Оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).
3. Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.
Направления деятельности:
· Психологическое просвещение;
· Психологическая профилактика;
· Психодиагностика;
· Коррекционно-развивающая деятельность;
· Психологическое консультирование.
Сроки реализации: 2015-2016 у.г.
Направления работы педагога-психолога по профилактике асоциального поведения учащихся
1. Работа с педагогами и родителями.
№
| Направления работы
| Мероприятия
| Сроки
| Отметка о проведении
|
1.
| Психологическое просвещение (подробное информирование о возрастных особенностях учащихся)
| Через: выступления на педагогических советах, родительских собраниях. Подготовку и выдачу рекомендаций (в устной и письменной форме) для классных руководителей.
Информационный материал «Как сформировать желание учиться» (4-9 класс)
Памятка «Свойства темперамента, проявляющиеся в поведении учащихся»
Памятка «Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте»
Выступление на родительских собраниях: «Трудные подростки», «Возрастные и психологические особенности подростков»
| Сентябрь, октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Март
Апрель
|
|
2.
| Оказание консультативной помощи в решении проблем взаимодействия с трудными учащимися
| Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами и родителями учащихся (Журнал учета консультаций)
| В течение года
|
|
2. Работа с детьми
№
| Направления работы
| Мероприятия
| Сроки
| Отметка о проведении
|
1.
| Психологическое просвещение
| Проведение групповых занятий для трудных учащихся. Важным составляющим профилактической деятельности является - формирование навыков конструктивного взаимодействия, к которым относятся такие как:
- умение просить о помощи;
- умение понимать чувства и переживания других детей;
- навыки достойного поведения.
Тренинг - «Пойми меня».
Цель тренинга: создать условия для личностного роста учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения
Тренинг «Моделирование доверительных отношений»
Цель: коррекция, социализация и социальная адаптация детей и подростков
| Ноябрь
Март
Апрель
|
|
2.
| Психологическая профилактика
| Групповые занятия с целью профилактики употребления алкоголя, курения; пропаганды ЗОЖ.
Внеклассное мероприятие «Все в твоих руках»
Цель: профилактика употребления алкоголя.
Занятие «От берега Болезни к берегу Здоровья»
Цель: пропаганда ЗОЖ.
С целью профилактики курения:
Занятие «Курение и его последствия для организма»
Стендовая информация для учащихся – «Курение и его влияние на организм».
Занятие «Курение и его последствия» (компьютерная презентация)
| Декабрь, январь
Март
Февраль
Март
Апрель
Май
|
|
3.
| Оказание консультативной помощи
| Проведение индивидуальных консультаций с учащимися
| В течение года
| Журнал учета консультаций
|
4.
| Психодиагностика
| Индивидуальная и групповая психодиагностика учащихся
| В течение года
| Карты сопровождения учащихся
|
5.
| Психологическая коррекция
| Тренинг: профилактика и коррекция девиантного поведения подростков.
Занятие «Конфликт»
Цель: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и стратегиями поведения человека в различных конфликтных ситуациях; обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций.
Тренинг - «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков»
Цели:
— становление навыков преодоления эмоционального стресса и формирование стрессоустойчивости;
— активное переосмысление поведенческих стратегий и развитие новых, более адаптивных навыков поведения в проблемных ситуациях;
— формирование навыков принятия решения и поведения в ситуациях психологического давления;
— расширение диапазона поведенческих реакций в различных проблемных ситуациях;
— обучение способам анализа конфликтных ситуаций;
— осознание различия поведения в конфликте и конфликтного поведения.
| Ноябрь
Октябрь
Декабрь
|
|
6.
| Результативность работы
| Через: проведение психодиагностики; наблюдения
| В течение года
|
|
3. Работа с семьями
№
| Направления работы
| Мероприятия
| Сроки
| Отметка о проведении
|
1.
| Психологическое просвещение (подробное информирование о возрастных особенностях учащихся; новообразования, проблемы возраста)
| Через: выступления на родительских собраниях. Подготовку и выдачу рекомендаций для родителей.
Выступление на родительском собрании «Трудные подростки» (8 кл)
Памятки - «Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте» (родителям с 5-9 кл)
Сайт школы:
«Возрастные и психологические особенности подростков»; «Общение с ребенком. Разрешение проблем»; «Что делать если вы подозреваете что ваш ребенок употребляет наркотики»
Памятки «Права ребенка и обязанности родителей»
| Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
|
|
2.
| Психологическая профилактика
Профилактическая работа с родителями, неудовлетворительно выполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению своих детей проходит в форме бесед, входе которых родителям предлагается пересмотреть свое отношение в вопросах воспитания и содержания ребенка, даются рекомендации по гармонизации взаимоотношений со своими детьми, а так же информация о правах ребенка и обязанностях родителей.
| Групповая работа с родителями (по запросу)
Занятие – «Как сказать ребенку, что вы его любите» (совместно с социальным педагогом)
|
Декабрь
|
|
3.
| Оказание консультативной помощи
| Проведение индивидуальных консультаций с родителями учащихся (по запросу).
| В течение года
| Журнал учета консультаций
|
4.
| Профилактическая работа с детьми в контексте семьи
| В профилактической работе с детьми в контексте семьи: разговоры об отклонениях в общении и их последствиях; осознание и принятие детьми правил поведения
Учащиеся в течение года ведут «Личные книжки подростка»
Цель: систематизция изменений в развитии психологических качеств ребенка.
Беседа «Способы выхода из конфликтных ситуаций»
Занятия: «Я и закон. Правонарушения и ответственность», «Правила поведения в общественных местах, в школе. Права и ответственность»
Тренинг – профилактика и коррекция девиантного поведения
| октябрь
В течение года
Декабрь
Январь
Февраль
Март, апрель
|
|
5.
| Психодиагностика
| Индивидуальная и групповая психодиагностика учащихся
| В течение года
| Карты сопровождения учащихся
|
6.
| Результативность работы
| Через: проведение психодиагностики; наблюдения
| В течение года
| Карты сопровождения учащихся
|
Педагог-психолог Кочеткова М.М.
Воспользуйтесь поиском по сайту: