Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспоминания, сновидения, размышления




Мировоззрение Юнга

 

Интерес к философии у Карла Густава Юнга проявился еще в молодые годы. Ближе других философов ему оказались греки, особенно Пифагор, Гераклит, Эмпедокл и Платон (хотя его «Диалоги» он посчитал чересчур растянутыми). «Они были столь же прекрасны и академичны, как те запомнившиеся мне фигуры в античной галерее, но и столь же далеки» - напишет Юнг в своих «Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях». Философию средневековой схоластики и аристотелевский интеллектуализм Фомы Аквинского Юнг считал «безжизненными, как пустыня». Юнг напишет: «Все они хотят воспроизвести нечто при помощи логических кунштюков - нечто такое, чего изначально в них самих нет, чего они не чувствуют и о чем в действительности не имеют ни малейшего представления». Скептицизм XVIII века не был ему близок, он прошел мимо него. «Нулевые года» просвещенцев были для него, человека строгого аристократического воспитания, признаком дикарства и волюнтаризма. Юнг, прекрасно знавший историю, помнил, чем закончились «светлые» лозунги просвещенцев, а именно - баррикадами и кровью, пролитой в ходе якобинского террора. Гегель же напугал его своим языком, «вымученным и претенциозным». «Я не испытывал к нему никакого доверия, он показался мне человеком, который заключен в тюрьму из собственных слов и который с важным видом прохаживается в ней».

Главным же, как признается Юнг, философом, рассказавшим ему о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле - обо всем том, чего Юнг почти не замечал до знакомства с его творчеством, о том, чего не замечали или умалчивали другие философы. Шопенгауэр не рассуждал о совершенном благе, о мудром провидении, о космической гармонии, он прямо сказал, что «все беды человеческой истории и жестокость природы происходит от слепоты творящей мир Воли». По Шопенгауэру, в человеке адекватным проявлением воли становятся его чувства, и прежде всего половое влечение, представляющее собой «настоящий фокус воли».

«Критика чистого разума» Канта, несмотря на то напряжение с которым Юнг его осиливал (как он сам признается), просветила его гораздо больше, чем «пессимистический» взгляд Шопенгауэра. Шопенгауэр «совершил смертельный грех, переводы в некий реальный план категорию метафизическую, чистый ноумен, «вещь в себе».

О Ницше в то время говорили всюду и, причем большинство воспринимало его идеи крайне враждебно. Чего стоило одно его «Бог умер!». Мир просто еще не впал в «Великую депрессию», чтоб понять и возлюбить философию Ницше, чтоб прислушаться к нему. А в то время Ницше вызывал неприязнь даже в академических философских кругах. «В большинстве своем они Ницше не читали, а говорили в основном о его слабостях и чудачествах: о его желании изображать «денди», о его манере играть на фортепиано, о его стилистических несуразностях, которые вызывали такое раздражение у добропорядочных жителей Базеля».

Этот как сегодня можно выразиться «черный» пиар поспособствовал, явился толчком, к проявлению интереса к нему. Юнг испытывал тайный страх быть похожим на него (что Ницше, что Юнг - происходили из семей священников; Юнг тоже хотел поступить на филологический факультет, а Ницше был профессором филологии), хотя бы в том, что касалось его отверженности; он боялся быть непонятым как Ницше. Труды Ницше были подобны тому самому запретному плоду, что весел в Эдеме, для Юнга. И вот, он сорвал этот плод с ницшеского древа Познания - «Несвоевременные мысли» попали первыми ему в руки. За ними следовали откровения Заратустры. «Как и гётевский «Фауст», «Так говорил Заратустра» стал настоящим событием в моей жизни».

Так говорил Юнг.


Юнг как гуманист

 

В своем автобиографическом очерке Юнг признается, что долго работал, прежде чем смог набрать необходимый багаж для работы с пациентами. С того самого момента он осознает, что «человеческая душа, безусловно, более сложна и менее доступна для исследования, нежели человеческое тело». Юнг, человек с еще детской мечтой, ставшей целью, осознает, что неграмотный человек не может помочь человеку. Он страстно читал, испытывая «абсолютное желание… читать каждый кусочек печатного материала, попадавший мне в руки».

В то время, как в тоталитарных государствах хотят создать «нового человека» с помощью политической воли «всезнающего» вождя, Юнг говорит об излечении души индивида.

«Сегодня, как никогда прежде, становится очевидным, что опасность исходит не от природы, а от человека, она коренится в психологии личности и психологии массы».

Вслед за многими другими мыслителями рубежа XIX-XX вв. Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее надо лечить. Он предлагает свой путь лечения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет отчетливое понимание о специфике своих личностных психических особенностях. «Все в бессознательном стремится к внешним проявлениям, и личность также имеет сильное желание развиваться с учетом своего бессознательного и приобретать свой собственный опыт целостности».

Психическое расстройство представляет собой грозную опасность. Однако Юнг больше всего опасается психиатрических расстройств не масс, а отдельных «важных» личностей, тех самых, кто владеет водородной бомбой. Юнг был современником событий Хиросимы-Нагасаки, видел те ужасы, до чего дошел человеческий ум. Помешательства масс, целых народов, будет подробнее анализировать уже Эрих Фромм.

В эпоху, когда человечество стремиться исключительно к расширению жизненного пространства и увеличению любой ценой рационального знания, требовать от человека осознания своей единственности и ограниченности, по меньшей мере, претенциозно. Его век, как признается Юнг, сделал акценты на «здесь» и «сейчас» и тем самым обусловил демонизацию человека и его мира. «Задача человек, напротив, заключается в том, чтобы проникнуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, ни в коем случае, не оставаясь в нем, не отождествляя себя с ним». И тут Юнг следует в точности по Ницше, который говорил «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Самое главное в этой борьбе - самому не стать бессознательным, которое выплескивает всю скопившуюся боль, тоску, агрессию, неудовлетворенность, что сознательное подавляло.

Отношения с Фрейдом

 

Юнг в 1906-ом году отмечал, что «Фрейд - великий разрушитель, разбивший оковы прошлого», что он «подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно придает гласности порчу, поразившую души его современников».

С работами Фрейда Юнг познакомился еще в самом начале своей психиатрической деятельности. «Толкование сновидений», как признается Юнг, прочел еще в первый год издания, 1900-й. Книга показалась ему непонятной, и он вернется к ней только через три года. В своей книге Фрейд описывает так называемый «механизм вытеснения», который Зигмунд заимствовал из психологии неврозов и применял в толковании сновидений. Юнг наконец-то находит человека, который мыслит как он в одном направлении: дело в том, что ассоциативные тесты, которые практиковал Юнг были подкреплением фрейдовской аргументации. Юнг не согласен с Фрейдом по вопросу субъекта «вытеснения»: Фрейд видел причины вытеснения только в сексуальных травмах.

Пациенты Юнга искали успеха, положения, удачного брака, славы, а оставались несчастными и мучились от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. «Этим людям не хватает духовности, жизнь их обычно бедна и лишена смысла». Вопросы секса уходили на задний план, в то время как доктрина Фрейда строилась на прямом и неукоснительном движении мира вследствие подавленной еще в детском возрасте сексуальности. Юнга крайне настораживало отношение Фрейда к духовным проблемам. «Там, где находила свое выражение духовность - будь то человек или произведение искусства, - Фрейд видел подавленную сексуальность». Для человека, выросшего в семье священника, вопросы духовности имеют высокое значение. А тут Фрейд фактически отрицает бытие, внутренний мир, самого Юнга.

По воспоминаниям Юнга, Фрейд хотел создать из теории сексуальности - догму - неоспоримое знание, такое, которое устанавливается раз и навсегда и не допускает сомнений. «Ни о какой науке тогда не может идти речь, ведь это не более чем личный диктат». По мнению Юнга, Фрейд на место утраченного им Бога поставил другой кумир - сексуальность.

Есть еще одна существенная причина разрыва отношений Фрейда и Юнга. Эта причина кроется в личной жизни самого Юнга. Дело в том, что у Юнга, женатого человека с тремя детьми, была тайная связь с одной из его пациенток - Сабиной Шпильрейн. А романы с пациентами - есть нарушение врачебной этики. Слух об этом разнесся даже через Океан. Об этом своем грешке не пишет в своих «воспоминаниях» Юнг. А ведь дело было громким! Мировое психиатрическое сообщество осуждало действия Юнга. Сам Фрейд в нем еще больше разочаровался, когда Юнг попросил вмешаться в этот вопрос. Фрейд не хотел, чтоб его имя хоть как-то фигурировало в этой истории. Фрейду итак постоянно приходилось терпеть различного рода выдумки про него и его теорию.

В своей работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912 г.) Юнг характеризует либидо как все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Этой работой Юнг подливает масла в огонь, оказалась последней каплей, и без того сложных отношений с Фрейдом. В своей работе Юнг показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху. Для Фрейда - это все проявления «оккультизма», далекого от науки; теория Фрейда была отброшена Юнгом.

После 1913-го года два великих мыслителя больше никогда не встретятся, никогда не побеседуют, не обменяются взглядами на жизнь.

 


Заключение

 

Эрих Фромм позже в своей фундаментальной работе «Душа человека» напишет: «Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников». Юнг, которого не понимали его одноклассники в школе, был верен своей мечте, обращенной в идею, идею изменения человечества, его излечения.

Что удивительно, если посмотреть историю в динамике, то всегда были и всегда будут непонятые «смельчаки», над которыми подтрунивали, издевались, имя которых очерняли. Эта борьба порождала таких гигантов мысли как Михаил Ломоносов, Зигмунд Фрейд, Карл Маркс и т.д. Но к сожалению, не всегда эта борьба порождает добро; тому пример Наполеон, Муссолини, Гитлер и т.д.

Еще в конце XIX века метод гипноза наука не признавала, сводила его к шаманству, а уже к первой трети XX века он стал общепризнанным методом лечения неврозов. Смелость «первопроходца» Фрейда, его настойчивость не дали загубить его идеи, за которые его сначала оплевывали психологи, которые не хотели признать его теорию сексуальности. А позже, эти же самые «старики» им восхищались.

Психоанализ появился на стыке двух тысячелетий, на рубеже психологии и философии в эпоху глобальных геополитических изменений.

В мире, к сожалению, Юнга к нацистам приписывают (не смотря на то, что обвинения в пособничестве Третьему Рейху были с него сняты), даже не читая его трудов. Это как было некогда с Фрейдом, когда критиковали не столько его мысли, сколько его национальность.

Как можно заметить, Юнг в своих мыслях следует не Фрейду, не психоанализу, а Шопенгауэру и Ницше. Юнг подобно этим великим мыслителям, восхищается буддизмом, видит в своем понимании либидо - ту же самую «Волю». Идет тот же механизм «вытеснения»: тайное ведет явное. То, что восхищало Юнга в детстве, а именно философия этих двух философов, на бессознательном уровне двигало им всю последующую жизнь. Да, оно обрастало все новыми и новыми знаниями, размышлениями Юнга в области философии, психологии, но сама суть, то восхищении было его движущей силой, его Волей. Юнг, человек, которого в молодости так потрясло то отношение людей к идеям Ницше, в своей практике и в своих трудах фактически хочет доказать всему миру правоту Ницше, становится его защитником. И это происходит на бессознательном уровне.

В нашей стране отношение к психоанализу было разным: его разрешали, запрещали, разрешали. Сегодня мы можем заглянуть в наше бессознательное. только мы не должны увлекаться, эта вещь опасная. «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Когда долго общаешься с невротиками вероятность подцепить от них невроз еще более высокий. Это подобно вирусу. Деятели психоанализа тому пример, когда они изменяли своим женам с пациентками, когда они ради расширения своей теории опускались в пучину безумия и порока, когда человек утрачивал свое «Я», заменяя его «оно» (либидо).

 


Список литературы

 

1. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов под ред. И.Т. Фролов. М.: Республика, 2004.

2. Гайар К. Карл Густав Юнг // Аналитическая психология. Постъюнгианство // http://jungland.ru/node/2826

.   Дугалс К. Исторический контекст аналитической психологии, интернет-версия // сайт: http://wiki.jungland.ru/Library/KlarDuglas_HistContecst.htm

.   История философии. Под ред. Г.Ф. Александрова. - М.: Госполитиздат, 1941., Т. 2

.   Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 16

.   Лейбин В.М.М. История психоанализа в России // сайт: http://psy.rin.ru/article/618/Istorija-psihoanaliza-v-Rossii.html

.   Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1990., Т. 2

.   Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост, интернет-версия // сайт: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/04.php

.   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, Интернет-версия // сайт:

.   Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992

.   Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика, 1992

.   Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления, Интернет-версия // сайт: http://www.syntone.ru/library/news/content/1105.html

.   Юнг К.Г. Матрица безумия / К.Г. Юнг, М. Фуко. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2007

.   Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: «Универсальная книга» АСТ, 1996

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...