Изменение высоты голоса, то есть расширение его диапазона
Упражнение 24. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. Упражнение 25. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!" Упражнение 26. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания: Чтоб овладеть грудным регистром, Упражнение 27. “Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту: Отработка благозвучности голоса Упражнение 28. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М. Упражнение 29. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы. Тренировка полетности голоса Упражнение 30. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы. Упражнение 31. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу. Выработка подвижности голоса
Упражнение 32. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали". Упражнение 33. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением: Божья коровушка, Упражнение 34. Прочитайте стихотворение в заданном темпе: Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп) Упражнение 35. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения: Мы идем по кругу, Упражнение 36. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста: Убежало молоко, Упражнение 37. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания. Работа над тоном речи Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.
Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками: Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом) Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением) Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением) Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством) Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно) Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой) Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением) Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова: Реплики "Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..." "И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?" "Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь." "Я ни в чем не виновата!" "Да-а-а, с тобой каши не сваришь..." Авторские слова — с сожалением протянула она. — сказала она тихо, но решительно. — кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками. — сказала она веселым голосом. — сказала она кающимся голосом. Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский. Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера. Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи. Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?
Дикция Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы. При произнесении гласных звуков в безударном положении надо помнить, что они подвергаются редукции. Звуки И, Ы, У в слабой позиции не меняют своих основных артикуляционных особенностей, они становятся лишь более краткими, то есть подвергаются количественной редукции. Гласные А, О, Э в безударном положении изменяют свое качество в зависимости от расположения по отношению к ударению и от твердости или мягкости предшествующего согласного (качественная редукция). В русском языке различают две степени редукции: первая, когда гласные произносятся достаточно отчетливо (в абсолютном начале слова и в первом предударном слоге), и вторая степень, когда гласные становятся очень краткими, неотчетливыми в произношении. Изменение гласных звуков в безударном положении приведено в таблице:
Значок [ъ] указывает на очень краткий гласный, средний между [а] и [ы]; [ь] обозначает очень краткий гласный, средний между [и] и [э]; [^] обозначает безударный гласный звук [а]. Русская орфоэпическая норма не предполагает произнесения слишком кратких гласных в первой степени редукции и, напротив, достаточно отчетливых и долгих, “открытых”, — во второй степени редукции. Следовательно, нельзя сказать: [м^л^ко'], надо [мъл^ко']; нельзя произносить [скъжу'], надо [ск^жу']; не [л'ит'э'л^], а [л'иэт'э'лъ].
Для произнесения гласного в нужной степени редукции надо следить за широтой раствора рта и за силой струи выдыхаемого воздуха. Для речи как бы стесняющихся активно артикулировать, характерны “закрытые” гласные звуки [мълъко']; чрезмерная “открытость” гласных часто является отличительной особенностью представителей Кавказа. Отсутствие редукции гласных О и Э в безударном положении является нормой лишь в некоторых словах иноязычного происхождения: [к^ка'о], [ко'дэкс], [ра'д'ио]. Некоторые слова произносятся с безударным О только в высоком произносительном стиле: [поэ'т], [ноктю'рн], [фойе']. Перечисленные выше особенности произношения гласных звуков имеют лишь частичное отношение к технике речи, подробно эти вопросы рассматриваются в курсах фонетики и орфоэпии. В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности: — определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии); — проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука; — отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко; — отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов; — при возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|