Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, исторический очерк,




Чумиков А.Н., Бочаров М.П.

Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2006. — 552 с, 48 с. вкл. — (Сер. «Классический университетский учебник»). ISBN 5-7749-0430-Х

Книга представляет собой развернутый учебный курс по тематике «паб-лик рилейшнз» (связи с общественностью). Большое внимание уделяется творческому синтезу теории и эмпирического материала, разработке новых схем и концепций; анализу отечественного и зарубежного опыта в названной сфере. Приводится большое число первичных PR-документов, в том числе корпоративного и конфиденциального профиля, содержится около 150 цветных иллюстраций и таблиц.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, исследователей-теоретиков и практических специалистов, работающих в области связей с общественностью.

УДК 659.4(078.5) ББК76.0я73

ISBN 5-7749-0430-Х © Издательство «Дело», 2003

© Издательство «Дело», 2006, с изменениями © Художественное оформление. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

О книге....................................................................................................................................... 14

Примеры «нормального» пиара......................................................................................... 14

Вклад в развитие российского PR...................................................................................... 15

Расширяя наши возможности.............................................................................................. 17

Предисловие............................................................................................................................. 19

Откуда появилась эта книга................................................................................................ 19

О целях учебного пособия.................................................................................................... 20

Благодарности партнерам................................................................................................... 21

Раздел I «ПАБЛИКРИЛЕЙШНЗ»: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК, МЕСТО В КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 23

Глава 1. «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» - УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕМС ПОМОЩЬЮ СОЗНАТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХКОММУНИКАЦИЙ...................................................................... 23

Глава 2. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В XX И XXI ВЕКАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 30

PR в мире: исторический очерк........................................................................................... 30

PR в современной России: хронология развития, статистика,

тенденции.................................................................................................................................. 44

Хронология развития и статистика................................................................................ 44

Некоторые тенденции........................................................................................................... 47

Глава 3. МЕСТО PR В РАЗЛИЧНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 50

RACE- ROSIE- глобальный подход к PR........................................................................... 51

PR в системе ИМК.................................................................................................................. 52

PR в универсальной коммуникационной системе......................................................... 57

Раздел II ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП И СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 61

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ...................................................................... 64

Выборка..................................................................................................................................... 70

Программные требования.................................................................................................... 70

Типы и виды выборок............................................................................................................. 71

Методы сбора информации................................................................................................. 75

Социологическое наблюдение.............................................................................................. 75

Анализ документов.................................................................................................................. 78

Опросы........................................................................................................................................ 80

Повторный (мониторинговый, сравнительный) анализ............................................... 92

Глава 2. МЕДИАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ................................................................... 94

Глава 3. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................. 97

Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ......................................... 101

Глава 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АУДИТ И СОСТАВЛЕНИЕ

МЕДИАПОРТРЕТА.............................................................................................................. 107

Глава 6. ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.... 123

Раздел III УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ 130

Глава 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА......................... 130

Корпорация и корпоративное позиционирование...................................................... 130

Имидж — корпоративный мир-дом и тотальная коммуникация............................ 133

«Подземный фундамент» корпоративного дома: миссия, видение,

корпоративная философия................................................................................................ 135

Надземный фундамент: история-легенда..................................................................... 144

Внешний облик: узнавание, надежность, стабильность.......................................... 146

Кто и как в доме живет: корпоративные кодексы....................................................... 147

Виртуальные персонажи дома: несколько слов о домовых, феях,

Карлсонах, музыке и песнях............................................................................................. 153

За воротами дома: флора и фауна, друзья, недруги и конкуренты....................... 154

Другие территории: чтобы друзей стало больше...................................................... 158

Слоган: еще одна скрепка корпоративной конструкции........................................... 161

Глава2.БРЕНДИНГ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 164

Брендинг в бизнесе: виртуальные конструкции в эпоху «исчезновения» товара 164

Товар и бренд: кто есть кто............................................................................................. 164

Куда «исчез» товар и почему необходимо различать товарное и брендинговое позиционирование 167

Брендировать можно не только товар. Брендировать можно все 174

Бренды за пределами цифры «7»..................................................................................... 181

Брендинг в политике: когда телега едет впереди лошади........................................ 185

Политический товар накануне виртуального взрыва................................................ 185

Модели брендирования:развивать или замещать?.................................................... 186

Параллельное позиционирование —работа с неформальными образами............ 188

Партийный брендинг: о том, как в лесу появились пчелы......................................... 188

Кобрендинг: приобщиться и вовлечь............................................................................... 192

Персональный брендинг в политической кампании: генерал и победа.................. 193

Социальный брендинг: мирный захват территорий и аудиторий......................... 198

Брендинг как режим «отсроченной покупки»............................................................... 198

О брендах, которых нет в крупнейшем российском университете........................ 199

...Икоторые есть на далекой Камчатке......................................................................... 200

Региональный брендинг: Сталинград — Тамбов — Урюпинск, далее везде 202

Мышка бежалахвостиком махнула: модель «От названия».............................. 202

Тамбовский волк — из товарища в господина: модель «От народной интерпретации» 203

Урюпинск — столица российской провинции: модель «Бренд-обоснование экономической эффективности» 205

Волгоград — Сталинград — Царицын: модель «Историко-современная бренд-композиция» 208

Баня, водка, гармонь и лосось: набросок модели «Имидж страны» 211

Бренд-программа «Российское лицо Британского совета»: набросок модели «Своя страна для граждан зарубежья» 216

Медиабрендинг.................................................................................................................... 217

Хорошо забытое старое.................................................................................................... 218

Продукт для «западников»................................................................................................ 220

Бренд автора или бренд СМИ: что важнее?................................................................ 220

Антибрендинг: смерть бренда или его второе рождение?....................................... 221

Глава 3. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ: ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМАЛЬНЫХ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ 229

Фирменный стиль в общем контексте деятельности PR-специалиста 229

С чего начинать: минимальный пакет компонентов фирменного стиля 230

Как продолжить: разворачиваться в «ширину» и в «длину»................................... 232

Вовремя остановиться или не останавливаться никогда: носители фирменного стиля 233

Глава 4. КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ОКРУЖАЮЩЕЕПРОСТРАНСТВО: КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯИ ОРГАНИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ........................................................................................... 236

Глава 5. ПЛАНИРОВАНИЕ PR-МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 243

От информационного аудита к информационной стратегии.................................. 243

Рабочие форматы PR-деятельности................................................................................ 257

Глава 6. ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА PR-АКЦИИ И PR-КАМПАНИИ 260

Как это делается у них: в теории..................................................................................... 261

Бюджет с позиций PR-агентства................................................................................. 261

Бюджет с точки зрения внутрифирменного PR-отдела........................................... 264

Как это делается у них: на практике.............................................................................. 265

Формирование стоимости PR-услуг на российском рынке...................................... 269

Глава 7. ТЕНДЕР: КОНКУРС ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ PR-КАМПАНИИ 271

Организация тендера........................................................................................................... 271

Тендерная документация................................................................................................... 273

Оценка предложений........................................................................................................... 278

Неформальные тендеры..................................................................................................... 281

Раздел IV ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ PR-КАМПАНИЙ 284

Глава 1. СМИ КАК ОСНОВНОЙ КАНАЛ ВОЗДЕЙСТВИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ 284

СМИ как медиаполитическая система.......................................................................... 285

СМИ с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий 297

Телевидение............................................................................................................................. 297

Радио........................................................................................................................................ 300

Печатная пресса.................................................................................................................... 303

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОНСТРУИРОВАНИЕНОВОСТЕЙ 306

Управление средствами массовой информации и информацией........................... 306

PR как технология производства и смыслового позиционирования новостей для СМИ 308

Этапы, логикам механизмы управления информацией............................................ 315

Формирование собственного информационного потока.......................................... 316

Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией 316

Приоритетная поставка информации, информационное партнерство.............. 320

Оптимизация формы и стиля подачи материалов..................................................... 320

Приемы создания и усиления новостей.......................................................................... 321

Основной и дополнительный «вес» новости................................................................. 329

Взаимодействие PR-специалиста и СМИв процессе новостного производства:взгляде позиции журналиста 333

Глава 3. ФОРМЫ ПОДАЧИ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ТЕКСТЫ И МЕРОПРИЯТИЯ 341

Особенности PR-текстов и общие требования к их подготовке.............................. 341

PR-тексты и журналистские материалы..................................................................... 341

PR-тексты и реклама........................................................................................................... 343

Общие правила подготовки PR-текстов....................................................................... 344

Материалы для непосредственной публикации......................................................... 346

Информационные жанры................................................................................................... 346

Аналитические жанры........................................................................................................ 350

Художественно-публицистические жанры.................................................................. 356

Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий 357

Новостные PR-мероприятия............................................................................................. 363

Пресс-конференция............................................................................................................... 363

Брифинг................................................................................................................................... 374

Конференция.......................................................................................................................... 374

Презентация........................................................................................................................... 376

Пресс-тур................................................................................................................................ 378

Клубный вечер (party)........................................................................................................... 383

Diana 4. PR-КАМПАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ И ТЕЛЕФОННЫХ СЕТЯХ 386

«Всемирная паутина» и Интернет в России................................................................. 386

Типы коммуникации в Интернете.................................................................................... 388

Модели интернет-присутствия........................................................................................ 391

Особенности работы с целевыми аудиториями в Сети............................................ 398

Веб-сайт как пространство для реализации стратегии

интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК)........................................ 401

Баннер как технология создания привлекательного имиджа................................. 403

Использование Internet-mail в PR-кампании................................................................ 406

Блоги — новая сетевая реальность и начало коммуникационной революции на традиционных товарных рынках 408

Некоторые возможности PR в телефонных сетях....................................................... 410

Раздел У АНТИКРИЗИСНЫЙ PR 412

Глава 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 413

Кризис как чрезвычайное происшествие и подготовка к нему............................... 413

Работа с целевыми аудиториями в условиях ЧП........................................................ 416

Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них........................... 419

Кризис как сигнал к изменению тактики PR-обеспечения бизнеса.... 426

Версия — ключевой момент в нейтрализации последствий ЧП............................. 428

Некоторые особенности психологического восприятия

информации в кризисных условиях................................................................................ 433

Глава 2. КРИЗИС КАК КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: PR-ДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ 434

Конфликти «тлеющий» кризис — повседневная реальность.................................. 434

Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации.......................................... 436

Локальные приемы и механизмы управления конфликтами................................... 441

Раздел VI ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PR-МЕТОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИОННЫХ КАМПАНИЯХ 446

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ. PR КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ.... 446

Связи с общественностью на фондовом рынке, в реальном секторе экономики и их субъекты 446

Раскрытие информации о компании............................................................................... 448

Акценты в работе с финансовой (инвестиционной) информацией......................... 450

Этапы динамической коммуникации инвестора и эмитента и сопутствующие им материалы 453

Инвестиции в «самое лучшее». Инвестиционная привлекательность компании 456

«Самым лучшим» может быть каждый. Инвестиционная

привлекательность региона............................................................................................... 457

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ КАМПАНИИ. СПОНСОРИНГ И ФАНД-РЕЙЗИНГ 464

Спонсоринг: преимущества............................................................................................... 465

Спонсоринг: основания для выделения средств.......................................................... 467

Фанд-рейзинг: как мотивировать спонсора.................................................................. 471

Фанд-рейзинг: подготовка документов и моделей...................................................... 472

Спонсорский пакет............................................................................................................. 473

Письмо-запрос...................................................................................................................... 475

Заявка........................................................................................................................................ 475

Переговоры с потенциальным спонсором..................................................................... 477

Проблема разведения спонсоров..................................................................................... 477

Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ. PR-ТЕХНОЛОГИИ НА ВЫБОРАХ 480

Избирательные технологии и PR-технологии в избирательной кампании: насколько идентичны эти понятия? 480

R (Research) — исследование: что и зачем выясняем................................................ 481

A (Action) — планирование: концепция, рабочий план, акции.............................. 486

С (Communication) — коммуникация, которая опять служит созданию корпоративного контекста 489

Е (Evaluation): необходимо подвести итоги — пусть даже заказчик этого и не требует 496

И еще немного о возможностях управления восприятием....................................... 498

Глава 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ PR - НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВИ МИРА В ЦЕЛОМ.................................................................................................................. 502

Актуализация экологического фактора........................................................................ 502

Green Extreme — Anti Green ExtremeGreen Wash: экстремалы и «отмывалыцики» 504

Green Social = Green Balanced = Green Responsibility: социально ответственный «зеленый пиар» 506

Глава 5. МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ PR-ПРОЕКТОВ 513

Идея + Технологичное исполнение = Эффективный результат.............................. 513

Корпоративный контекст проекта.................................................................................. 514

Комплект базовых материалов........................................................................................ 515

Фирменный стиль................................................................................................................. 516

Пул информационной поддержки................................................................................... 517

Презентационная акция..................................................................................................... 518

Инициирование внимания ведущих государственных и общественных деятелей 520

Организация поездок журналистов................................................................................ 522

Встреча в формате «круглого стола»............................................................................. 524

Кульминационное действие.............................................................................................. 524

Раздел VII PR-СЛУЖБА И ФИРМА: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 526

Глава 1. PR В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.................................... 526

Место PR в органах государственной власти: теоретическое обоснование 527

Государственная PR-служба: уровень минимальной достаточности.................. 528

PR-подразделения в крупных государственных структурах.................................. 529

Пресс-служба Президента РФ.......................................................................................... 529

Управление Президента РФ по связям с общественностью.................................... 531

Пресс-служба Государственной думы РФ.................................................................... 532

Управление Пресс-службы Совета Федерации.......................................................... 534

Центр общественных связей Министерства юстиции РФ...................................... 535

Информационно-аналитический отдел по связям с прессой

и общественностью при Министерстве образования РФ....................................... 536

Управление по взаимодействию с законодательными, исполнительными

и общественными организациями Министерства финансов РФ............................ 537

Управление развития общественных связей РА О «Газпром»................................ 537

Става 2. PR-ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ 539

ПтаваЗ. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ PR-ФИРМА....................................................... 542

Заключение. КРЕАТИВНОСТЬ - ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ PR-ПРАКТИКИ 545

Отношения, которые стоит поддерживать: Агентство «Международныйпресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг»: место на российском рынкеуслуг по связям с общественностью и роль в создании этой книги 548


I

«ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ»:

ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...