Понятие, исторический очерк,
Стр 1 из 86Следующая ⇒ Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2006. — 552 с, 48 с. вкл. — (Сер. «Классический университетский учебник»). ISBN 5-7749-0430-Х Книга представляет собой развернутый учебный курс по тематике «паб-лик рилейшнз» (связи с общественностью). Большое внимание уделяется творческому синтезу теории и эмпирического материала, разработке новых схем и концепций; анализу отечественного и зарубежного опыта в названной сфере. Приводится большое число первичных PR-документов, в том числе корпоративного и конфиденциального профиля, содержится около 150 цветных иллюстраций и таблиц. Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, исследователей-теоретиков и практических специалистов, работающих в области связей с общественностью. УДК 659.4(078.5) ББК76.0я73 ISBN 5-7749-0430-Х © Издательство «Дело», 2003 © Издательство «Дело», 2006, с изменениями © Художественное оформление. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ О книге....................................................................................................................................... 14 Примеры «нормального» пиара......................................................................................... 14 Вклад в развитие российского PR...................................................................................... 15 Расширяя наши возможности.............................................................................................. 17 Предисловие............................................................................................................................. 19 Откуда появилась эта книга................................................................................................ 19 О целях учебного пособия.................................................................................................... 20 Благодарности партнерам................................................................................................... 21
Раздел I «ПАБЛИКРИЛЕЙШНЗ»: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК, МЕСТО В КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 23 Глава 1. «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» - УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕМС ПОМОЩЬЮ СОЗНАТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХКОММУНИКАЦИЙ...................................................................... 23 Глава 2. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В XX И XXI ВЕКАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 30 PR в мире: исторический очерк........................................................................................... 30 PR в современной России: хронология развития, статистика, тенденции.................................................................................................................................. 44 Хронология развития и статистика................................................................................ 44 Некоторые тенденции........................................................................................................... 47 Глава 3. МЕСТО PR В РАЗЛИЧНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ 50 RACE- ROSIE- глобальный подход к PR........................................................................... 51 PR в системе ИМК.................................................................................................................. 52 PR в универсальной коммуникационной системе......................................................... 57 Раздел II ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП И СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 61 Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ...................................................................... 64 Выборка..................................................................................................................................... 70 Программные требования.................................................................................................... 70 Типы и виды выборок............................................................................................................. 71 Методы сбора информации................................................................................................. 75 Социологическое наблюдение.............................................................................................. 75 Анализ документов.................................................................................................................. 78 Опросы........................................................................................................................................ 80 Повторный (мониторинговый, сравнительный) анализ............................................... 92 Глава 2. МЕДИАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ................................................................... 94
Глава 3. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................. 97 Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ......................................... 101 Глава 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АУДИТ И СОСТАВЛЕНИЕ МЕДИАПОРТРЕТА.............................................................................................................. 107 Глава 6. ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.... 123 Раздел III УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ 130 Глава 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА......................... 130 Корпорация и корпоративное позиционирование...................................................... 130 Имидж — корпоративный мир-дом и тотальная коммуникация............................ 133 «Подземный фундамент» корпоративного дома: миссия, видение, корпоративная философия................................................................................................ 135 Надземный фундамент: история-легенда..................................................................... 144 Внешний облик: узнавание, надежность, стабильность.......................................... 146 Кто и как в доме живет: корпоративные кодексы....................................................... 147 Виртуальные персонажи дома: несколько слов о домовых, феях, Карлсонах, музыке и песнях............................................................................................. 153 За воротами дома: флора и фауна, друзья, недруги и конкуренты....................... 154 Другие территории: чтобы друзей стало больше...................................................... 158 Слоган: еще одна скрепка корпоративной конструкции........................................... 161 Глава2.БРЕНДИНГ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 164 Брендинг в бизнесе: виртуальные конструкции в эпоху «исчезновения» товара 164 Товар и бренд: кто есть кто............................................................................................. 164 Куда «исчез» товар и почему необходимо различать товарное и брендинговое позиционирование 167 Брендировать можно не только товар. Брендировать можно все 174 Бренды за пределами цифры «7»..................................................................................... 181 Брендинг в политике: когда телега едет впереди лошади........................................ 185 Политический товар накануне виртуального взрыва................................................ 185 Модели брендирования:развивать или замещать?.................................................... 186 Параллельное позиционирование —работа с неформальными образами............ 188
Партийный брендинг: о том, как в лесу появились пчелы......................................... 188 Кобрендинг: приобщиться и вовлечь............................................................................... 192 Персональный брендинг в политической кампании: генерал и победа.................. 193 Социальный брендинг: мирный захват территорий и аудиторий......................... 198 Брендинг как режим «отсроченной покупки»............................................................... 198 О брендах, которых нет в крупнейшем российском университете........................ 199 ...Икоторые есть на далекой Камчатке......................................................................... 200 Региональный брендинг: Сталинград — Тамбов — Урюпинск, далее везде 202 Мышка бежала — хвостиком махнула: модель «От названия».............................. 202 Тамбовский волк — из товарища в господина: модель «От народной интерпретации» 203 Урюпинск — столица российской провинции: модель «Бренд-обоснование экономической эффективности» 205 Волгоград — Сталинград — Царицын: модель «Историко-современная бренд-композиция» 208 Баня, водка, гармонь и лосось: набросок модели «Имидж страны» 211 Бренд-программа «Российское лицо Британского совета»: набросок модели «Своя страна для граждан зарубежья» 216 Медиабрендинг.................................................................................................................... 217 Хорошо забытое старое.................................................................................................... 218 Продукт для «западников»................................................................................................ 220 Бренд автора или бренд СМИ: что важнее?................................................................ 220 Антибрендинг: смерть бренда или его второе рождение?....................................... 221 Глава 3. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ: ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМАЛЬНЫХ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ 229 Фирменный стиль в общем контексте деятельности PR-специалиста 229 С чего начинать: минимальный пакет компонентов фирменного стиля 230 Как продолжить: разворачиваться в «ширину» и в «длину»................................... 232 Вовремя остановиться или не останавливаться никогда: носители фирменного стиля 233 Глава 4. КОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ОКРУЖАЮЩЕЕПРОСТРАНСТВО: КОМПЛЕКСНЫЕ РЕШЕНИЯИ ОРГАНИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ........................................................................................... 236
Глава 5. ПЛАНИРОВАНИЕ PR-МЕРОПРИЯТИЙ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 243 От информационного аудита к информационной стратегии.................................. 243 Рабочие форматы PR-деятельности................................................................................ 257 Глава 6. ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА PR-АКЦИИ И PR-КАМПАНИИ 260 Как это делается у них: в теории..................................................................................... 261 Бюджет с позиций PR-агентства................................................................................. 261 Бюджет с точки зрения внутрифирменного PR-отдела........................................... 264 Как это делается у них: на практике.............................................................................. 265 Формирование стоимости PR-услуг на российском рынке...................................... 269 Глава 7. ТЕНДЕР: КОНКУРС ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ PR-КАМПАНИИ 271 Организация тендера........................................................................................................... 271 Тендерная документация................................................................................................... 273 Оценка предложений........................................................................................................... 278 Неформальные тендеры..................................................................................................... 281 Раздел IV ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ PR-КАМПАНИЙ 284 Глава 1. СМИ КАК ОСНОВНОЙ КАНАЛ ВОЗДЕЙСТВИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ 284 СМИ как медиаполитическая система.......................................................................... 285 СМИ с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий 297 Телевидение............................................................................................................................. 297 Радио........................................................................................................................................ 300 Печатная пресса.................................................................................................................... 303 Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОНСТРУИРОВАНИЕНОВОСТЕЙ 306 Управление средствами массовой информации и информацией........................... 306 PR как технология производства и смыслового позиционирования новостей для СМИ 308 Этапы, логикам механизмы управления информацией............................................ 315 Формирование собственного информационного потока.......................................... 316 Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией 316 Приоритетная поставка информации, информационное партнерство.............. 320 Оптимизация формы и стиля подачи материалов..................................................... 320 Приемы создания и усиления новостей.......................................................................... 321 Основной и дополнительный «вес» новости................................................................. 329 Взаимодействие PR-специалиста и СМИв процессе новостного производства:взгляде позиции журналиста 333
Глава 3. ФОРМЫ ПОДАЧИ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ТЕКСТЫ И МЕРОПРИЯТИЯ 341 Особенности PR-текстов и общие требования к их подготовке.............................. 341 PR-тексты и журналистские материалы..................................................................... 341 PR-тексты и реклама........................................................................................................... 343 Общие правила подготовки PR-текстов....................................................................... 344 Материалы для непосредственной публикации......................................................... 346 Информационные жанры................................................................................................... 346 Аналитические жанры........................................................................................................ 350 Художественно-публицистические жанры.................................................................. 356 Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий 357 Новостные PR-мероприятия............................................................................................. 363 Пресс-конференция............................................................................................................... 363 Брифинг................................................................................................................................... 374 Конференция.......................................................................................................................... 374 Презентация........................................................................................................................... 376 Пресс-тур................................................................................................................................ 378 Клубный вечер (party)........................................................................................................... 383 Diana 4. PR-КАМПАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ И ТЕЛЕФОННЫХ СЕТЯХ 386 «Всемирная паутина» и Интернет в России................................................................. 386 Типы коммуникации в Интернете.................................................................................... 388 Модели интернет-присутствия........................................................................................ 391 Особенности работы с целевыми аудиториями в Сети............................................ 398 Веб-сайт как пространство для реализации стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК)........................................ 401 Баннер как технология создания привлекательного имиджа................................. 403 Использование Internet-mail в PR-кампании................................................................ 406 Блоги — новая сетевая реальность и начало коммуникационной революции на традиционных товарных рынках 408 Некоторые возможности PR в телефонных сетях....................................................... 410 Раздел У АНТИКРИЗИСНЫЙ PR 412 Глава 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 413 Кризис как чрезвычайное происшествие и подготовка к нему............................... 413 Работа с целевыми аудиториями в условиях ЧП........................................................ 416 Правила поведения в кризисной ситуации и исключения из них........................... 419 Кризис как сигнал к изменению тактики PR-обеспечения бизнеса.... 426 Версия — ключевой момент в нейтрализации последствий ЧП............................. 428 Некоторые особенности психологического восприятия информации в кризисных условиях................................................................................ 433 Глава 2. КРИЗИС КАК КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: PR-ДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ 434 Конфликти «тлеющий» кризис — повседневная реальность.................................. 434 Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации.......................................... 436 Локальные приемы и механизмы управления конфликтами................................... 441 Раздел VI ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PR-МЕТОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИОННЫХ КАМПАНИЯХ 446 Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ. PR КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ.... 446 Связи с общественностью на фондовом рынке, в реальном секторе экономики и их субъекты 446 Раскрытие информации о компании............................................................................... 448 Акценты в работе с финансовой (инвестиционной) информацией......................... 450 Этапы динамической коммуникации инвестора и эмитента и сопутствующие им материалы 453 Инвестиции в «самое лучшее». Инвестиционная привлекательность компании 456 «Самым лучшим» может быть каждый. Инвестиционная привлекательность региона............................................................................................... 457 Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ КАМПАНИИ. СПОНСОРИНГ И ФАНД-РЕЙЗИНГ 464 Спонсоринг: преимущества............................................................................................... 465 Спонсоринг: основания для выделения средств.......................................................... 467 Фанд-рейзинг: как мотивировать спонсора.................................................................. 471 Фанд-рейзинг: подготовка документов и моделей...................................................... 472 Спонсорский пакет............................................................................................................. 473 Письмо-запрос...................................................................................................................... 475 Заявка........................................................................................................................................ 475 Переговоры с потенциальным спонсором..................................................................... 477 Проблема разведения спонсоров..................................................................................... 477 Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ. PR-ТЕХНОЛОГИИ НА ВЫБОРАХ 480 Избирательные технологии и PR-технологии в избирательной кампании: насколько идентичны эти понятия? 480 R (Research) — исследование: что и зачем выясняем................................................ 481 A (Action) — планирование: концепция, рабочий план, акции.............................. 486 С (Communication) — коммуникация, которая опять служит созданию корпоративного контекста 489 Е (Evaluation): необходимо подвести итоги — пусть даже заказчик этого и не требует 496 И еще немного о возможностях управления восприятием....................................... 498 Глава 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ PR - НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВИ МИРА В ЦЕЛОМ.................................................................................................................. 502 Актуализация экологического фактора........................................................................ 502 Green Extreme — Anti Green Extreme — Green Wash: экстремалы и «отмывалыцики» 504 Green Social = Green Balanced = Green Responsibility: социально ответственный «зеленый пиар» 506 Глава 5. МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ PR-ПРОЕКТОВ 513 Идея + Технологичное исполнение = Эффективный результат.............................. 513 Корпоративный контекст проекта.................................................................................. 514 Комплект базовых материалов........................................................................................ 515 Фирменный стиль................................................................................................................. 516 Пул информационной поддержки................................................................................... 517 Презентационная акция..................................................................................................... 518 Инициирование внимания ведущих государственных и общественных деятелей 520 Организация поездок журналистов................................................................................ 522 Встреча в формате «круглого стола»............................................................................. 524 Кульминационное действие.............................................................................................. 524 Раздел VII PR-СЛУЖБА И ФИРМА: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ 526 Глава 1. PR В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.................................... 526 Место PR в органах государственной власти: теоретическое обоснование 527 Государственная PR-служба: уровень минимальной достаточности.................. 528 PR-подразделения в крупных государственных структурах.................................. 529 Пресс-служба Президента РФ.......................................................................................... 529 Управление Президента РФ по связям с общественностью.................................... 531 Пресс-служба Государственной думы РФ.................................................................... 532 Управление Пресс-службы Совета Федерации.......................................................... 534 Центр общественных связей Министерства юстиции РФ...................................... 535 Информационно-аналитический отдел по связям с прессой и общественностью при Министерстве образования РФ....................................... 536 Управление по взаимодействию с законодательными, исполнительными и общественными организациями Министерства финансов РФ............................ 537 Управление развития общественных связей РА О «Газпром»................................ 537 Става 2. PR-ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ 539 ПтаваЗ. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ PR-ФИРМА....................................................... 542 Заключение. КРЕАТИВНОСТЬ - ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ PR-ПРАКТИКИ 545 Отношения, которые стоит поддерживать: Агентство «Международныйпресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг»: место на российском рынкеуслуг по связям с общественностью и роль в создании этой книги 548 I «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ»: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|