Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные средства для дизайна интерьера.

Технические средства

- Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.

- Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

- Компьютер.

Методические материалы

- Кейс практического психолога.

- Практические материалы для психологической работы в ДОУ.

- Набор игрушек и настольных игр.

- Набор материалов для детского творчества.

- Библиотека практического психолога.

- Раздаточный материал для детей, родителей, воспитателей.

Документация

- График работы.

- Годовой план и перспективные планы работы.

- Карты психологического изучения детей.

- Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).

- Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

- Бланки для регистрации результатов обследования.

- Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.4. Мебель со скругленными формами и установлена по плавным кривым.

- Рабочий стол психолога.

- Шкаф для пособий; шкаф для техники.

- Рабочие места детей.

- Журнальный стол.

- Кресла.

- Стулья.

Дополнительные средства для дизайна интерьера.

- Цветные сменные перегородки помещения.

- Цветы.

- Клетка для птиц.

- Аквариум.

График работы кабинета обеспечивает возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и воспитателей время.

 


Приложение 4

 

Рабочие зоны детского психолога

 

Первая зона - пространство взаимодействия с детьми

Мебель и оборудование Детский столик, 2-3 детских стульчика. Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер. Видео и магнитофоны. Кассеты с разнохарактерными видео и музыкальными произведениями.
Стимульный материал Стимульный материал к диагностико-коррекционными методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.
Технический материал Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики. Картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата.
Вспомогательный материал. Набор объемных геометрический форм (куб, цилиндр, призма, конус). Набор плоскостных мозаик их картона и пластмассы. Мелкодетальный конструктор типа «Лего». Несколько атрибутов сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов – заместителей. Простые детские музыкальные инструменты. 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы, журналы.

 

Вторая зона психологического кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги)

 

Мебель и оборудование Мягкий диван или кресло (малогабаритные).
Стимульный материал Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам.
Вспомогательный материал Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетенции, школьной готовности, адаптации к социальным условиям. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждений (центры, консультации, больницы, поликлиники)

Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога

 

Мебель и оборудование Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс.
Технический материал Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера
Вспомогательный материал Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности
Интерпретационный материал Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.

 


Приложение 5

 

Функциональные зоны кабинета психолога детского сада

 

Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Здесь мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов), искусственное освещение (бра).

Вспомогательный материал: распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях; литература (или картотека) по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, по вопросам школьной готовности и т.д.

Зона игровой терапии имеет особое значение. К ней предъявляются требования, направленные на устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательными здесь являются мягкое покрытие пола, наличие игрового сюжета в оформлении зоны, игрушки, детские поделки. Поскольку дети наиболее легко могут выразить свои чувства посредством игры, очень важны игрушки и материалы, используемые для игровой терапии. Рекомендуется подбирать их по трем направлениям: игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, игрушки для творческого самовыражения ребенка.

Игрушки из реальной жизни: кукольная семья, кукольный домик, кукольная мебель, машина, грузовик, лодка, касса.

Игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции: игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый нож, мишень с дротиками для метания, наручники.

Игрушки для творческого самовыражения: песок, вода, кубики, конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.

Яркое цветовое решение зоны игровой терапии в стиле детского пространства.

Зона релаксации и психического расслабления помогает снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При ее оформлении использовались спокойные тона, ненавязчивое искусственное освещение, мягкую мебель. Обязательные элементы: фитодизайн, водопады и фонтанчики, музыкальное сопровождение включает записи природных шумов и звуков, классическую музыку в негромком фоновом звучании.

Зона развивающих занятий должна стимулировать психическую активность детей - здесь расположены столы для занятий, доска, ТСО.

Зона недирективной терапии предназначена для решения задач релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Здесь разместили «Центр воды и песка». Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. «Центр» представляет собой большой ящик, разделенный на 3 части. В одну часть вставлена емкость для воды, в другую насыпан песок, а третья часть разделена пополам: в одном отделении находятся природные материалы (камушки, галька, ракушки) и водоплавающие игрушки, а в другом — игрушки для игры с песком (лопатки, грабли, формочки для песка, ведерки). Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно.

В этой же зоне мы выделили место для «боксерской груши». Стены и пол обшили мягким покрытием. Размер и вес груши подбирали соответственно возрасту детей. Детям очень нравится снимать агрессию в этом уголке.

Зона организационно-планирующей деятельности психолога помогает специалисту организовать свою профессиональную деятельность. Необходимыми здесь являются письменный стол, материалы и средства для работы (бумага, ручки, карандаши и т.д.). Материал содержит:

1) нормативную документацию: Закон РФ об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка, положение о психологической службе в системе образования, положение о практическом психологе, квалификационная характеристика практического психолога образования, положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;

2) специальную документацию: психологические заключения, коррекционные карты, выписки, психологические характеристики, протоколы диагностических обследований, карты развития;

3) организационно-методическую документацию: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в ДОУ, график работы, годовой план работы, план работы на месяц, журнал и бланки психологических запросов, отчет о проделанной работе (по итогам года), литература и периодические издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности, картотека тестов, диагностические методики и программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности, игры на развитие психических процессов и общение.

Общая схема кабинета психолога


Приложение 6

 

Тест Керна – Ирасека

 

Определение степени "школьной зрелости" по тесту Керна - Ирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10-15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Во время выполнения детьми все трех заданий обращайте внимание на то, какой рукой работает ребенок, вертится ли он, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать не в том месте, где вы ему указали или просто обводит контур образца, желает ли убедиться, что рисует красиво. Это даст возможность понять, какие трудностями вам и ему предстоят с началом учебы.

Тест состоит из трех заданий:

1) нарисовать человека;

2) срисовать короткую фразу из трех слов "Он ел суп";

3) срисовать группу точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания.

Современные исследования доказали связь изобразительной деятельности детей и общего уровня их психического развития. Существует следующая закономерность: с возрастом ребенка, его рисунок обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш рисует вместо человечков “головоножек”, то к 7 годам, как правило, у изображенного человека уже вырисовываются практически все части тела.

К нему дается следующая инструкция; "Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтому и он должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

Следующие два задания характеризуют ребенка со стороны общего психического уровня, развития тонкой моторики рук, координации зрения и движений, умения выполнять работу по заданному образцу; выявляют степень развития силы воли.

Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5-10 карточек (размеры примерно 7-8 см на 13-14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы - 1 см, заглавной - 1,5 см):

Он ел суп

Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться па строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.

После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место кладется вторая, указанного выше размера, для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм, острый угол пятиугольника, образованного точками, направлен вниз.

К 3-му заданию дается следующая инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа" показать, где).

Оценка результата.

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 3, 4 и 5.

 

 

Примерные критерии оценки задания 1 (рисунок человека).

1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице — глаза, нос, рог. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Примерные критерии оценки задания 2 (срисовывание написанного текста).

1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность — необязательна.

3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов — каракули.

 

 

 

Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек).

 

 

 

1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.

2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла — группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).

4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов — каракули.

Сумма баллов по отдельным заданиям представляет общий результат исследования.

Если малыш набрал от 3 до 6 баллов - он готов к поступлению в школу (Высокий уровень готовности).

7-9 баллов, причем эти баллы равномерно распределены между всеми заданиями, то, как правило, такие дети тоже созрели к учебе.

Если же в суммарный балл входят низкие оценки (например, общий балл – 9, и он состоит из 2 баллов за первое задание, 3 – за второе и 4 - за третье), то желательно провести более тщательное исследование, посоветоваться со специалистом, чтобы определить, готов ли ребенок в скором времени стать школьником.

Для детей, набравших 10-15 баллов, дополнительное исследование требуется обязательно. Скорее всего, им еще рано отправляться в школу (Нижняя граница среднего уровня готовности к школе – 10-11 баллов. 12-15 баллов – готовность ниже нормы.)

 


Приложение 7

 

Список слов-стимулов и псевдослов для оценки слухоречевой памяти

1-я группа: кошка, белка,
  лиса, овца,
  свинья, волк,
  медведь, лошадь,
  коза, заяц.
2-я группа: синий, рыжий,
  белый, серый,
  желтый, красный,
  черный, голубой,
  зеленый, розовый.
3-я группа: бежать, прыгать,
  молчать, ловить,
  бросать, шагать,
  стоять, хлопать,
  кричать, летать.
4-я группа: белый, стоять,
  свинья, белка,
  молчать, бросать,
  желтый, черный,
  медведь, коза.
5-я группа: солам, кирям,
  доли, вокар,
  козим, торик,
  мира, сиза,
  нулим, вига.

 

Тест построен по принципу усложнений заданий: количество запоминаемых слов постепенно увеличивается. Вначале вы читаете громко и с постоянными паузами между словами четыре слова и сразу же после этого просите ребенка повторить их. Если он воспроизвел слова в полном объеме, вы добавляете еще одно слово к предъявлявшимся ранее и зачитываете их ребенку с инструкцией запомнить все и сразу же повторить их. Результат воспроизведенного ребенком записывается в таблицу (см. табл.).


Таблица 1 - Протокол выполнения теста на оценку объема кратковременной слухоречевои памяти

Предъявляемые группы слов Число слов, воспроизведенных ребенком Число слов воспроизводимых по нормативу
1-я группа существительные   7-9
2-я группа прилагательные   6-8
3-я группа глаголы   4-6
4-я группа смешанная   6-7
5-я группа псевдослова   3-4

 

Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок безошибочно воспроизводит предложенные слова. Как только ребенок ошибся, вы переходите к следующей серии слов.

Обработка результатов заключается в подсчете числа правильно воспроизведенных слов из каждой серии, что рассматривается в качестве меры объема слухоречевой памяти.

Общим правилом является то, что хуже всего старшие дошкольники способны воспроизвести псевдослова, которые не имеют смысловой опоры, необходимой для запоминания. Это свидетельствует об ослаблении роли механической памяти к концу дошкольного детства. Кроме этого типичным является лучшее запоминание существительных и худшая память на глаголы.

Если ребенок воспроизводит значительно меньше слов (менее 5 существительных и прилагательных, менее 3 глаголов), то это является признаком недостаточного развития речи ребенка в целом и, в частности, слухоречевой памяти, которая совершенно необходима для освоения учебной программы в 1 классе. В данном случае необходимо тренировать память, читая ребенку вслух маленькие рассказы (в 3-4 предложения) с понятным смыслом, где все слова ребенку хорошо знакомы. После прочтения предложите ребенку повторить рассказ.

При этом обращайте внимание на передачу смысла. Чем полнее ребенок использует слова из прочитанного текста, тем лучше у него развита слухоречевая память. Если этот способ тренировки окажется неэффективным, а ребенок при этом устает, рекомендуется обратиться за консультацией к психоневрологу.

 


Приложение 8

 

Корректурная проба.

(«Перекодировка» из теста Векслера)

 

 

Корректурная проба представляет собой карту с пустыми символами в виде геометрических фигур и набором символов-образцов с вписанными знаками, выделенным отдельным рядом вверху. Тест выполняется в режиме временного ограничения. Для старших дошкольников выбирают интервал времени, равный двум минутам — в течение этого срока старший дошкольник еще не испытывает явного утомления. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на символы-образцы. Ему рассказывают о том, что он должен заполнить друг за другом (по горизонтали) как можно больше символов в карте в полном соответствии с образцами.

Для тренировки и проверки того, понял ли ребенок задачу, его просят заполнить первые шесть пробных символов. Если ребенок правильно заполнил пробные символы, то можно приступать к выполнению теста на фиксированное время, равное двум минутам (символы-образцы во время заполнения карты остаются открытыми).

Результатом теста является число правильно заполненных символов (при готовом подсчете пробные символы не учитываются). Нормальным считается выполнение этого теста в течение указанного времени без явных признаков утомления и побуждений к действию со стороны взрослого. Уровень развития произвольного внимания считается нормальным, если результаты теста имеют не менее чем 24-25 правильно заполненных символов. Хорошее развитие произвольного внимания соответствует 35-40 заполненным символам.

Если ребенок за 2 минуты правильно заполнил менее 15 символов, то это является тревожным признаком — у ребенка плохо развито произвольное внимание, и требуются значительные усилия по его формированию. Для этого могут быть использованы все развивающие игры, например, «Третий лишний», «Разложи по группам» и т. д.

 


Приложение 9

 

Слова-стимулы для проведения ассоциативного эксперимента

Слова-стимулы Словесный ответ ребенка или его реакция на стимул
1. Ботинки  
2. Кошка  
3. Кушать  
4. Сказка  
5. Красный  
б. Ленточка  
7. Конфета  
8. Кровь  
9. Бежать  
10. Ночь  
11. Плохой  
12. Лук  
13. Чулок  
14. Рука  
15. Копать  
16. Море  
17. Голубой  
18. Газета  
19. Мальчик  
20. Еда  
21. Петь  
22. Коробочка  
23. Сильный  
24. Стихотворение  
25. Волосы  
26. Замок  
27. Ехать  
28. Дедушка  
29. Большой  
30. Карусель  
31. Лисица  
32. Кровать  
33. Плясать  
34. Вокзал  
35. Глупый  
36. Весна  
37. Завтрак  
38. Одежда  
39. Строить  
40. Вода  
41. Высокий  
42. Лес  
43. Город  
44. Девочка  
45. Плакать  
46. Очки  
47. Маленький  
48. Молоко  
49. Ветер  
50. Собака  
51. Звенеть  
52. Лампа  
53. Красивый  
54. Дом  
55. Гром  
56. Стакан  
57. Спать  
58. Огонь  
59. Грязный  
60. Слон  
61. Дерево  
62. Лимон  
63. Кричать  
64. Труба  
65. Веселый  
66. Магазин  
67. Река  
68. Кольцо  
69. Мягкий  
70. Рисунок  
71. Гулять  
72. Игла  
73. Лошадь  
74. Пальто  
75. Кататься  
76. Снег  
77. Желтый  
78. Ружье  
79. Машина  
80. Ложка  
81. Смеяться  
82. Письмо  
83. Мокрый  
84. Стол  

 

Вначале ребенку объясняют, что он должен делать. Для пробы ему предлагается произнести первое пришедшее в голову слово в ответ на слова, сказанные взрослым. Если ребенок затрудняется это сделать, взрослый сам демонстрирует вариант ответа. После того как становится очевидным, что ребенок понял смысл игры, приступают к оценке. Взрослый вслух внятно и четко произносит слово из списка и ждет ответной реакции ребенка. Любой ответ дает ценную информацию об уровне и специфике развития вербальной сферы дошкольника. Ответы ребенка, в том числе и невербальные (жесты, улыбка, гримасы, смех и т. д.), фиксируются в таблице со строгим соблюдением порядка предъявленных слов.

Стимульный материал состоит из 84 слов, 56 из которых — существительные, 14 — глаголы и 14 — прилагательные.

Обработка результатов. Вначале просчитывается процент ответных вербальных ассоциативных реакций от общего количества слов-стимулов, который служит показателем словесной продуктивности ребенка. Критериями оценки уровня вербальных способностей служит количество слов-ассоциаций, данных на указанные слова-стимулы, а также качество выполнения теста, что оценивается по альтернативной модели «качественные — некачественные». «Некачественные» ответы вычитаются. К некачественным ассоциативным реакциям относятся:

• периферические реакции — реакции на слово-стимул, исходящие из окружающей среды — относящиеся к предметам окружающей обстановки, не связанные по смыслу с названным словом;

• стереотипные реакции — реагирование постоянно, много раз одним и тем же словом на любые слова-стимулы;

• эхолалии — повтор слова-стимула без изменения и с добавлением, как правило, частицы «не»;

• словообразования и словоизменения предъявленных слов-стимулов, например «дом — домик».

Выполнение АЭ считается качественным в том случае, если вышеуказанные реакции встречаются не чаще чем в 15% ответов. Вербальные способности, таким образом, оцениваются по объему словарного запаса (процент ответных ассоциаций, выданных ребенком на тестовый список слов) и качеству словесных реакций (отсутствие повторов, описаний обстановки).

Расчет суммарного показателя качества выполнения ассоциативного эксперимента проводится по определенной формуле.

Данная модификация так называемого свободного ассоциирования характеризуется отсутствием временного ограничения. Однако временные затраты на выполнение данного списка слов могут рассматриваться в качестве дополнительного (и существенного) показателя развития интеллекта. Обычное время на этот тест укладывается в диапазон от 3 до 4 минут. Если ребенок значительно выходит за верхний предел, то это свидетельствует о трудности задания для него. В этом случае следует обратить внимание на значение КВИ — обычно он имеет невысокие значения. Большие временные затраты и низкое качество словесного ассоциирования составят основу школьной неуспеваемости уже в первом классе. Необходимо выяснить причины такой низкой продуктивности в этом тесте. Если ребенок здоров, то необходимо интенсифицировать его интеллектуальное развитие, особенно в речевой сфере (см. рекомендации по развитию слухоречевой памяти). При этом необходимо постоянно объяснять ребенку значения тех слов, которыми вы пользуетесь.

Хорошо обученные старшие дошкольники характеризуются высокими и относительно высокими значениями КВИ, которые находятся в диапазоне значений от 74% до 92%. Если величина показателя коэффициента вербального интеллекта значительно ниже, чем 74% (например он равен 60%), имеет смысл регулярно проводить речевые игры с ребенком, объясняя ему значения отдельных слов, помогая использовать их в построении отдельных высказываний. Возможно, причина относительно низкого качества выполнения теста кроется в незнании ребенком значения предъявленных слов. Установлено, что занятия с ребенком словесным развитием в течение полугода улучшает показатели теста на 15-20%.

 


Приложение 10

 

Оценка мотивационной готовности (тест Д. В. Солдатова)

 

 

 

Стимульный материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами.

Процедура тестирования. Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.

После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют. В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно — с отрицаемым видом деятельности.

В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе — четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе — четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей — одна, оставшаяся не выбранной.

Обработка результатов. Количественной обработке — суммарному подсчету — подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности — в 1 балл и, наконец, игровой — 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

Опираясь на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4—5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности — когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 — от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.

 


Приложение 11

 

Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития

 

Развитие памяти.

Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детальн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...