Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика США и НАТО на постсоветском пространстве

(На слайде еще висит титульник) Настя: Постсоветское пространство давно уже стало зоной столкновения интересов России и Запада. На протяжении последних лет вопросы расширения НАТО на Восток, т.е. непосредственно к границам российской Федерации, и активное вмешательство США в политику бывших советских республик постоянно повышали градус состояния международной безопасности.

 

Слайд 3: после окончания "холодной войны" постсоветское пространство приобрело для США и НАТО приоритетное значение. При этом американские и натовские стратеги исходили из того, что серьёзное влияние на их политику в этом регионе будет оказывать российский фактор, как по линии развития отношений Россия – запад, так и в плане взаимодействия Москвы с бывшими советскими республиками.

Андрей: Поначалу, как отмечают российские политологи, формулируя свою политику на постсоветском пространстве, и в частности по отношению к России, Вашингтон исходил из намерений Слайд: " применить к Москве ту же самую стратегию, которую, как ему казалось, он успешно осуществлял в отношении "поверженных соперников" после Второй мировой войны". Суть этой стратегии состояла в том, чтобы в тот же слайд: максимально возможной степени "ассимилировать" бывших противников и включить их в западные структуры (политические, экономические, безопасности), не допустив, таким образом, их отчуждения от мира западных демократий. Слайд: Известный американский исследователь Д. Каллео (фото) из Университета Дж. Гопкинса писал по этому поводу: слайд: "лучший способ сдерживать Россию в новых условиях сводился бы к включению её в западный альянс, как это было сделано с Германией в 1955 г."(т.е. когда ФРГ была принята в НАТО).

Юля: Устно: Руководствуясь подобными соображениями, лидеры США и НАТО не только сохранили североатлантический союз, но и инициировали создание под его эгидой новых организаций и программ (например, совет североатлантического сотрудничества, созданный в декабре 1991 г., или программа "партнёрство ради мира" – в 1994 г.), направленных на развитие партнёрских связей бывших стран социалистического блока с западом.

Американские и натовские эксперты осознавали неоднородность постсоветского пространства и исходили из того, что на перспективу развития отношений между странами бывшего СССР и НАТО ещё долго будут влиять некоторые объективные и субъективные факторы.

Слайд: Андрей Во-первых, во вновь образованных странах постсоветского пространства не вполне понимают принципы функционирования НАТО. Устно: Как считают натовские эксперты, большинство восточных партнёров до сих пор либо слишком мало знают о механизмах и принципах деятельности блока, либо неверно их толкуют. Чаще всего в странах СНГ не осознают, что людские, материальные и финансовые ресурсы НАТО ограничены, особенно когда речь идёт о решении проблем в сфере так называемой "мягкой" безопасности. Не во всех государствах содружества понимают, что североатлантический союз является организацией прежде всего "коллективной обороны", а не "коллективной безопасности".

В связи с этим очень часто постсоветские государства (в первую очередь, центрально-азиатского региона) ждут от НАТО материально-технической или финансовой помощи в оборонной сфере или в сфере "мягкой" безопасности (например, в области укрепления национальных границ, борьбы с контрабандой наркотиков, нелегальной миграцией и организованной преступностью), не предоставляя ничего существенного взамен, не изъявляя готовности действовать в соответствии с принципами НАТО или применять на практике её стандарты. Государства Южного Кавказа рассчитывают, что альянс выступит на их стороне в урегулировании региональных и локальных конфликтов, хотя большинство государств –членов блока выступают против подобного вмешательства (что и было наглядно продемонстрировано на примере Грузии в ходе грузино-югоосетинского конфликта).

Слайд:Юля Во-вторых, в постсоветских странах обычно переоценивают роль США в НАТО, в частности их возможности по продвижению конкретных решений. Устно: При этом забывают и о фундаментальном принципе консенсуса, на основе которого выстроена натовская модель механизма принятия решений.

Слайд: Настя В-третьих, общая проблема для этих государств состоит, по мнению натовских экспертов, в том, что они не в полной мере соблюдают или вообще игнорируют принципы и процедуры, принятые в североатлантическом союзе, и даже не разделяют демократических ценностей стран блока. Устно: Как считают натовские аналитики, проблема так называемого "разрыва ценностей" обусловлена тем, что в большинстве бывших советских республик существует частичный или полный режим авторитарного управления. В то же время несовместимость со стандартами НАТО и её демократическими принципами является серьёзным препятствием не только для политического диалога, но и для реализации конкретных инициатив по развитию партнёрства, в том числе и в области обороны и безопасности, хотя, как подчёркивается, поддержка демократических реформ государств-партнёров в военной сфере является ключевой задачей альянса.

Слайд:Андрей В-четвёртых, "замороженные" локальные конфликты, например в Приднестровье и Нагорном Карабахе, не просто сильно влияют на нынешнюю ситуацию в области безопасности, но и серьёзно подрывают перспективы развития "горизонтального" партнёрства между странами СНГ и НАТО, поскольку большинство натовских государств не желает втягиваться в решение сложнейших проблем, связанных с урегулированием данных конфликтов.

Слайд: Юля В -пятых, во многих странах постсоветского пространства система государственного управления всё ещё строится на старой основе, в их властных структурах превалируют советское мышление и стиль руководства, не отвечающие принципам государственного и административного управления, принятым в странах НАТО.

Настя: Устно: Кроме того, на развитие отношений по линии НАТО – постсоветские государства влияет отсутствие консенсуса внутри самого альянса по ряду важных вопросов и направлений сотрудничества. Дело в том, что подходы отдельных стран-членов к трансформации натовской военной машины, реформированию его политических и гражданских структур, взаимодействию с другими организациями по безопасности и обороне довольно существенно различаются. Особенно наглядно это проявляется в вопросах, касающихся внешней деятельности блока (как военной, так и политической). В качестве примера можно привести особую позицию ряда натовских стран (прежде всего, Германии и Франции) по отношению к войне, которую США ведут в Ираке. Естественно, что подобные разногласия отрицательно сказываются на сотрудничестве НАТО со странами СНГ.

Хотя развитие отношений с восточными партнёрами в североатлантическом союзе объявляют одним из основных приоритетов, многие входящие в альянс государства, по оценкам экспертов, считают намного более важными задачами реформирование военной и гражданской структур блока и расширение связей с ЕС.

Андрей: Слайд Кроме того, страны НАТО имеют и разные географические приоритеты. Устно: Во всяком случае, в ряде ведущих государств альянса нет ясного видения "восточной политики".

Слайд: Огромное влияние на политику альянса на постсоветском пространстве оказывает Россия. Устно: Многие натовские страны опасаются, что излишне наступательная и активная политика блока по отношению к бывшим советским республикам может вызвать негативную реакцию Москвы. между тем для большинства стран – членов блока конфронтация с Россией не приемлема, и сохранение стабильных отношений с ней – задача для них более приоритетная, чем развитие партнёрства с другими государствами содружества.

По мнению ряда экспертов, "всё это, в конечном счёте, ведёт к тому, что в общем плане политика Соединённых Штатов (НАТО) в отношении государств СНГ сводится к тому, чтобы активно, но осторожно включаться в проблемы (противоречия, разногласия, трудности, вызовы), возникающие в системе отношений этих стран, прежде всего и главным образом в системах их взаимосвязей с Россией".

Юля При этом в качестве универсального инструмента реализации подобной политики на постсоветском пространстве военно-политическое руководство альянса стало активно использовать механизмы развития международного военного сотрудничества в рамках программы Слайд: "Партнёрство ради мира" (ПРМ), которую НАТО осуществляет с января 1994 г. Следует отметить, что её главной задачей стало налаживание сотрудничества с партнёрами в центральной и Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. На первых порах в программе принимали участие 27 государств – членов ОБСЕ, а в настоящее время к ней присоединились почти 50 стран, в том числе все постсоветские государства. Устно: Официально целями ПРМ объявлены расширение и активизация политического и военного сотрудничества, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путём формирования атмосферы приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам североатлантического альянса.

Настя Однако на практике в рамках программы решаются вполне конкретные задачи: добиться "прозрачности" процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств (по мнению экспертов НАТО, формирование военного бюджета страны и его расходование должны быть как можно более открытыми для общества); установить в странах-партнёрах демократический контроль над Вооружёнными силами; повысить уровень знаний и умений, необходимых участникам программы для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях.

В рамках ПРМ страны-партнёры, участвуя в конкретных программах, сотрудничают с НАТО на нескольких уровнях, последовательно повышая степень своей интеграции с натовскими структурами.

Юля: Слайд: Программа индивидуального партнёрства (IPP)

Предусматривает широкий спектр тех видов деятельности, по которым государство-партнёр желает строить отношения с НАТО. Ежегодно в рамках IPP проводится около 1500 мероприятий. Основное внимание уделяется участию военнослужащих государства-партнёра в манёврах, проводимых НАТО. программа IPP является одним из рабочих механизмов ПРМ, и с каждым годом круг её мероприятий расширяется. Участники выбирают вид деятельности по своему усмотрению и сообщают об этом руководству НАТО. Альянс, в свою очередь, изучает предложения и принимает проекты к реализации. их финансирование в большинстве случаев возлагается на страну-партнёра.

Слайд: Программа планирования процессов и анализа (PARP)

Производит оценку соответствия оборонной сферы государства-партнёра стандартам НАТО. параллельно в структурах национальных Вооружённых сил создаются миротворческие подразделения, которые принимают участие в том числе и в операциях НАТО в Афганистане и Ираке.

Андрей Слайд: План действий по индивидуальному партнёрству (IPAP)

Был обнародован на пражском саммите НАТО в ноябре 2002 г. Одной из первых его участниц среди постсоветских государств стала Грузия (в 2004 г.). IPAP охватывает конкретные мероприятия по интеграции государства-партнёра в НАТО. Одновременно план определяет те сферы, в которых члены альянса могут оказать помощь государствам-партнёрам, организуя периодические консультации по вопросам региональной безопасности, оказывая помощь в разработке стратегии безопасности и военной доктрины, совершенствовании оборонного и бюджетного планирования и взаимодействия с силами НАТО, в реформировании системы подготовки военных кадров, развитии систем управления войсками и оружием, военной науки.

IPAP подразумевает полный переход штатов и структур военных соединений государства-участника на стандарты НАТО. В настоящее время для этого на основе доктрин и концепций альянса разрабатываются новые документы и уставы.

Слайд: Юля Для государств-партнёров, которые намерены углубить отношения с НАТО, разрабатывается также План действий сотрудничества по созданию оборонных институтов (PAP-DIB), в рамках которого предлагаются конкретные оборонные реформы, направленные на достижение трёх целей: внедрение "прозрачного" и демократического контроля в сфере обороны, обеспечение гражданского участия в развитии политики безопасности, приведение в соответствие со стандартами НАТО законодательства в области обороны.

Следует отметить, что государства-партнёры, участвующие в PAPDIB, должны прежде провести реформы в рамках PARP и IPAP, поскольку они считаются первичными инструментами для достижения целей PAP-DIB.

Слайд: Таким образом, ПРМ представляет собой механизм, объединяющий союзников по НАТО и их партнёров в рамках широкой программы совместной деятельности в области обороны и безопасности, которая включает и чисто военное сотрудничество, и сотрудничество в областях, связанных с обороной (управление кризисами, гражданское чрезвычайное планирование, управление воздушным движением, разработка вооружений). При этом в работе по программе ПРМ прямо или косвенно участвуют практически все органы НАТО, поэтому углубление сотрудничества в рамках этой программы неизбежно сближает участвующие в ней страны с североатлантическим альянсом и готовит почву для принятия новых членов в эту организацию.

Слайд: Настя Выступая на слушаниях в сенатском комитете по вооружённым силам в марте 2009 г., тогдашний командующий американскими ВС в Европе и главнокомандующий ОВС НАТО генерал Б. Креддок уделил большое внимание развитию программы "Партнёрство ради мира" как ключевому инструменту достижения военно-политических целей США в Европейском регионе. По словам американского военачальника, развитие сотрудничества в рамках ПРМ во многом решает задачу доступа американских войск на региональные театры военных действий, так необходимого для проведения текущих и будущих операций. Кроме того, проводимые под эгидой "партнёрства" военные учения будут способствовать переходу вооружённых сил присоединившихся к нему стран на натовские стандарты, что позволит усилить потенциал совместных боевых действий США и их союзников. В рамках Варшавской инициативы, которая занимается вопросами повышения эффективности финансирования учений по программе ПРМ, американское оборонное ведомство выделило европейскому командованию ВС США на 2009 фин. г. 16 млн дол., что на 8 % превышает уровень расходов 2008 г.

Андрей: Устно: Внимание американских военных к развитию практического взаимодействия между военными структурами в рамках ПРМ не случайно. Согласно прогнозам натовских стратегов планомерная интеграция, в ходе которой в "евроатлантический интеграционный процесс" вовлекается всё больше стран-партнёров, не входящих в альянс, в недалёком будущем позволит существенно увеличить потенциал многонациональных сил, способных действовать под командованием блока. Таким образом, установка НАТО на расширение круга "поставщиков безопасности", а не её "потребителей" реализуется на практике.

Слайд: В то же время, как отмечает авторитетный эксперт Дж. Шерр, сегодня, "когда НАТО уже 60 лет, она превратилась в раздутую организацию, перегруженную собственными проблемами и опасениями… на постсоветском пространстве место концепции "общей безопасности" заняли жёсткая "реальная политика", а то и прямая конфронтация". Такое положение дел, по его мнению, не соответствует интересам Североатлантического союза и требует кардинального пересмотра. Сегодня запад может использовать очевидную неготовность Украины к быстрой интеграции в натовские структуры как благоприятную возможность для снижения напряжённости в российско-натовских и российско-американских отношениях.

Юля: Слайд Необходимо отметить, что, несмотря на всю актуальность проблемы формулирования новой стратегической концепции НАТО и поиска эффективных инструментов её реализации, внимание альянса к постсоветскому пространству вряд ли ослабеет. примечательно, что председателем группы экспертов по разработке новой стратегии в сентябре 2009 г. была назначена М. Олбрайт, которая ещё в бытность государственным секретарём США, формулируя повестку дня альянса, заявила: "Управлять последствиями распада советской империи – вот задача НАТО".

Слайд: В ходе своей первой пресс-конференции в качестве генерального секретаря североатлантического союза Андерс Фог Расмуссен подчеркнул, что отношения между Россией и НАТО – один из важнейших приоритетов для альянса. По его словам, следует добиваться стратегического партнёрства с Москвой и расширять практическое сотрудничество там, где российские и натовские интересы совпадают (Афганистан, борьба с терроризмом и пиратством, контроль над вооружениями, ядерное нераспространение и т.п.). В то же время он признал, что по фундаментальным вопросам позиции сторон расходятся. Так, Расмуссен подчеркнул, что руководство альянса будет добиваться от России выполнения ею международных обязательств, уважения территориальной целостности и политической свободы соседних государств (т.е. признания за ними права интегрироваться в евроатлантические структуры).

Настя Слайд: Подобная позиция генсека альянса вполне соответствует как американским подходами к расширению блока, так и решениям юбилейного саммита НАТО в Страсбурге и Келе в апреле 2009 г. Как подчёркивается в принятой на этой встрече в верхах декларации, двери Североатлантического союза остаются открытыми для новых членов. В частности, было подтверждено решение, принятое в Бухаресте в 2008 г., что Украина и Грузия могут вступить в альянс. Однако до подписания плана действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ) этим государствам предстоит предпринять определённые шаги. Украине, например, необходимо не только продолжить реформы в сфере политики, экономики, обороны и безопасности, но и обеспечить необходимую для этого внутриполитическую стабильность. Грузии же следует "подтягиваться" до евроатлантических стандартов в проведении демократических преобразований, реформировании избирательного законодательства и судебной системы.

Со своей стороны, администрация Б. Обамы, несмотря на её заверения о прямой заинтересованности в помощи Москвы для решения афганской проблемы, а также о желании улучшить российско-американские отношения, не намерена признавать право России на особое влияние на постсоветском пространстве. По заявлению помощника госсекретаря США Д. Фрида, "США не признают сфер влияния России и не признают независимость отколовшихся от Грузии регионов – Южной Осетии и Абхазии". Комментируя мюнхенскую речь вице-президента США Дж. Байдена, в которой тот говорил о необходимости "перезагрузить" российско-американские отношения, Фрид отметил, что в Мюнхене речь шла не только о "нажатии кнопки перезагрузки", но и о предостережениях. При этом американский дипломат подчеркнул, что "каждая европейская страна имеет право участвовать в союзах, право на выбор своего пути, в частности в связи с расширением НАТО". Он указал на то, что США в своей политике должны исходить из общих с Россией интересов, но при этом помнить "о наших различиях, не отказываясь от наших друзей и от наших ценностей".

Андрей Подобный подход американцев к развитию российско-американских отношений и выстраиванию политики по отношению ко всему пространству СНГ особенно ярко проявился в ходе встречи президентов двух стран в Москве в июне 2009 г. специальный помощник президента США по российским и евразийским делам М.Макфол ещё накануне отмечал, что повестка дня встречи Обамы с Медведевым продемонстрирует, что "мы хотим фактически делать реальный бизнес с русскими в тех областях, которые имеют приоритетное значение для нашей национальной безопасности и процветания". В то же время он подчеркнул, что американская сторона не собирается давать каких-либо обещаний или заверений по такому болезненному для российских политиков вопросу, как расширение НАТО или возможный приём в неё Украины и Грузии. По его словам, это не является предметом торга для США.

Юля Результаты московского саммита подтвердили, что в настоящее время американцы заинтересованы в улучшении российско-американских отношений и расширении сферы двустороннего взаимовыгодного сотрудничества, т.е. в ходе переговоров им выгодно сконцентрировать внимание на "положительной" повестке дня. Проблемные же вопросы, которые требуют от Соединённых Штатов реальных уступок, они предпочитают пока не выносить на обсуждение.

Настя Устно: Таким образом, можно сделать вывод, что администрация Б. Обамы в целом сохраняет преемственность в том, что касается политики реформирования Североатлантического союза, в том числе и в вопросах его дальнейшего расширения. Вместе с тем США будут более гибко подходить к разрешению спорных моментов в отношениях с Россией, меняя лишь акценты, но не суть своей политики на постсоветском пространстве (и будут требовать того же от своих союзников).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...