Ключевой этап устного прочтения – логическое чтение, донесение смысла текста в грамотной, понятной форме.
Логический разбор основан на законах грамматики: слова, составляющие предложение, связаны по смыслу друг с другом. Отделяются не связанные по смыслу друг с другом слова паузами, которые называются логическими, так как они помогают верно передать мысль фразы. Заключенные между логическими паузами отдельные слова и словосочетания называются речевыми тактами. Например: Скоро (луна и звезды) потонут в густом тумане. Такт 2 такт 3 такт Речь, правильно распределенная по группам слов, точно определяет заложенную мысль. «Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К.С.Станиславский, собр. соч., т.III). Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его. Логические паузы обязывают оратора произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение. Например: 1. «Она / же ребенок» или: «Она же / ребенок»; 2. «Простить нельзя / сослать в Сибирь» или: «Простить / нельзя сослать в Сибирь»; 3 .«Казнить нельзя / помиловать» или: «Казнить / нельзя помиловать». Особенно трудно бывает донести смысл предложения в тех случаях, когда оно состоит из длинных периодов. При чтении таких предложений величина их отвлекает учащихся от слов, определяющих основную мысль. Например: «Калужская деревня /,напротив,/ большей частью окружена лесом, /избы стоят вольней и прямей, /крыты тесом;/ ворота плотно запираются,/ плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, /не зовет в гости / всякую прохожую свинью…»
(И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»). Большие периоды речи часто встречаются в произведениях И.С.Тургенева (например, в «Записках охотника»), Л.Н.Толстого (в «Севастопольских рассказах»), Ч.Диккенса (в «Записках Пиквикского клуба») и др. Отрывки из этих произведений могут служить хорошим материалом для работы по разбору логической основы текста. Паузы условно делятся на три группы: 1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///); 2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//); Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/). Кроме логических пауз, обозначаемых черточками, существуют едва заметные, так называемые люфт-паузы, обозначаемые апострофом. К.С.Станиславский определяет три вида пауз: логическую, психологическую и люфт-паузу, необходимую, чтобы перевести дыхание. Логическая пауза помогает выяснить мысль текста, психологическая – дает жизнь мысли, помогает выяснить подтекст. Логическая пауза ставится в сложных распространенных предложениях главным образом тогда, когда нам для ясности фразы следует отделить одни отрезки речи от других. Чаще всего при чтении пауза ставится между группой слов, относящихся к подлежащему, и группой слов, относящихся к сказуемому. Например: «Взбираясь по лестнице,/ ведшей к Петровичу,/ которая, надо отдать справедливость, была умощена водой, /помоями/ и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, /который ест глаза,/ и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, /- взбираясь по лестнице, /Акакий Акакиевич/ уже подумывал о том,/ сколько запросит Петрович,/ и мысленно положил не давать больше двух рублей».
(Н.В.Гоголь «Шинель»). Особого внимания требует соблюдение знаков препинания и правильное их выделение (тонирование) в произнесении текста. Если при чтении не соблюдать знаков препинания, это поведет к «пробалтыванию» текста, торопливости. «Борьба с торопливостью является изучение интонаций, диктуемых знаками препинания», - говорил К.С.Станиславский. Все знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций: точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им присущие, голосовые интонации. В этих интонациях есть воздействие на слушателей, которое обязывает к определенной реакции: вопросительная интонация – к ответу, восклицательная– к сочувствию и одобрению, восхищению, протесту, двоеточие – к внимательному восприятию дальнейшей речи – это знак полузаконченной мысли, заставляющей ждать перечисления, разъяснения. «Полюбите запятую, - говорил К.С. Станиславский, - именно в ней вы можете заставить себя слушать». Точка – это тоже знак остановки в речи, но последний слог последнего слова перед точкой должен звучать интонационно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой. Тонирование (интонирование) точек различно. Слушатели после точки не ждут продолжения фразы, так как она закончена. Например, тонирование точки в фразе, завершающей текст отрывка, будет иное, чем в первоначальных строках, когда продолжается развитие событий, мыслей. Тире – знак, не имеющий своей мелодии. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает. Например: «Фома слушал ее и - /…/ точно мед пил». «Я – мирная» (Я мирная). «А попадется - /,/ пристукнем». Многоточие – знак, обозначающий незаконченность мысли. Точка с запятой – знак, не имеющий своей постоянной мелодии. Он звучит либо точкой, смотря по смыслу, либо точкой с запятой, когда разделяются фразы. Иногда запятая может звучать точкой. Например: «Реальность нашей программы – живые люди, (.) это мы с вами». Точка звучит запятой, когда два предложения можно связать по смыслу в одну фразу.
Наряду с этим запятая может звучать восклицательно при перечислении быстрой смены явлений или событий. Например: «И всё: горшки, стаканы, скамьи, столы – Марш! Марш! Все в печку поскакало». (А.С.Пушкин «Гусар») Мы видим, что один знак препинания может перейти в другой. Студентам необходимо тренироваться, проверяя на слух правильность тонирования того или иного знака препинания; нужно читать вслух, и подбирать примеры на различное звучание знаков препинания. Знаки препинания - не только сигналы остановок, но и подсказчики интонаций: смысловой и эмоциональной. Каждая группа слов должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов. Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов. Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление, а иногда и понижение голоса. ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ. Подлежащее и сказуемое. В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место. Например: «Поля опустели; обнажились леса». 2.Правило о новом понятии: А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|