Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»

Для достижения успеха и счастья в жизни необходимо слияние с её ритмом, необходимо двигаться ей в такт. Все важнее становятся такие качества личности, как предприимчивость, ответственность, способность в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям, компетентность, коммуникативность. Таким образом, от коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в личной, общественной и профессиональной сфере.

Кому-то эти способности к продуктивному общению даны с рождения, ну а большинство в силу своих индивидуальных особенностей или каких-либо обстоятельств не обладает развитой коммуникативной культурой. Именно в этом направлении строится работа по программе «Формирование коммуникативных умений и навыков общения у будущих специалистов», утверждённой на педагогическом совете колледжа.

Цель программы: актуализация иобеспечение личностного роста, и развитие коммуникативных компетенции подростка.

Особенности программы: предполагается коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой.

Задачи программы:

I. Введение в работу:

- определение понимания сути процесса коммуникации;

- актуализация у группы желания и стремления к активной продуктивной работе;

II. Стимуляция личностного роста.

Формирование коммуникативных ЗУНов

Для выяснения этого вопроса нами было проведено исследование, при помощи теста Ряховского на коммуникацию и анкеты из 17 вопросов. В исследовании принимали участие выборочно студенты групп: 32, 31, 44, 49, 47, 56.

Анализ анкет позволил выявить следующие трудности, в том числе и связанные с развитием навыков общения, это – личное волнение, стеснительность, неуверенность, низкая дисциплина на уроках, в определении индивидуально подхода к учащимся, боязнь аудитории, оценивание учащихся, распределение времени урока (в том числе заключительный этап урока). Хотелось бы отметить, что на ряду с трудностями студенты отметили удачные моменты из практики, это – достаточный запас знаний и умений, которые они получают в колледже, умение вести беседу и увлекательно и понятно излагать материал. Студенты отметили ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать молодой специалист. Это – коммуникабельность, любовь к детям и своей работе, компетентность, доброжелательность, ответственность, отзывчивость, любовь к работе, пунктуальность, целеустремлённость.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что у студентов представленных групп в целом достаточно высокий уровень коммуникативных компетенций, отклонений ниже нормы не выявлено, но по отдельным аспектам требуется индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа.
Формирование коммуникативной компетенции студента, а в будущем специалиста должно быть непосредственно связано с процессом обучения и воспитания, с досугом. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа включены мероприятия, направленные на сближение, сплочение студентов, выявление каких-либо индивидуальных особенностей личности с учетом приоритетности интересов в самоопределении и саморазвитии, развитие коммуникативной культуры и бесконфликтного поведения, навыков уверенного поведения и других важных компетенций.
В колледже проводится большая работа по данной проблеме. Это классные часы на различные темы, ролевые игры, мини-лекции, конкурсы профмастерства, конкурсы педагогического мастерства, круглые столы на различные темы.

Все это - лишь один из путей формирования коммуникативной компетенции студентов, назовем его "творческий путь".
Второй путь, избранный колледжем - неделя самоуправления, когда вся власть, но вместе с ней и все трудности и проблемы, переходят в руки студентов. Это невероятно сложно, но интересно. Становится видно, для кого профессия учитель действительно выбрана правильно, а кто должен долго трудиться. Студенты, по словам учителей, напомнили их самих в молодости - таких неопытных, но уверенно глядящих в будущее, в глаза своей судьбе. Каждый может на себе почувствовать ответственность за донесение знаний до молодого поколения. А ведь это очень важно - это уже практика, которая будущим учителям просто необходима. Главная задача: научиться общаться в процессе трудовой и организационной деятельности, добывать ценные сведения и быть в центре событий - находит свое решение. Студенты осваивают новые для них социальные роли, вживаются в свою специальность и, конечно, развивают свои коммуникативные способности, творческие и профессиональные дарования.

Третий путь, который необходимо преодолеть каждому студенту на пути формирования коммуникативной компетенции - это непосредственно педагогическая практика. Как правило, на этом этапе студенты находятся под пристальным вниманием окружающих их "взрослых", знающих свое дело людей. Прежде всего, учителя, который отдает на время свой класс в их руки. Здесь многое зависит от умения студента войти в контакт, как с взрослым человеком, так и с детьми или подростками, которые, порой, не намного младше самого практиканта. Трудности так же могут возникнуть в нахождении материала, в подготовке урока. Практикант должен работать, исходя из аксиомы: "Можно научить хорошо тому, что хорошо делаешь сам". Студенты сталкиваются с множеством источников информации, среди которых он должен найти наиболее подходящие ему в той или иной ситуации. На этом этапе проходит своеобразная проверка всего того, чему научила молодого специалиста жизнь и колледж, насколько правильно были выбраны пути формирования его коммуникативной компетенции.

Четвёртый путь это – учебная деятельность студентов. Она должна включать интересные и современные формы работы: работу в группах, проектирование, мозговой штурм, дискуссии, интерактивные уроки, уроки – презентации, публичные ответы за кафедрой, которые снимают страх перед аудиторией, дают возможность активно действовать на протяжении всего урока, мыслить и рассуждать, делать выводы. На уроках ОПМ, ППП, Психологии, Педагогики, Психологии общения и других дисциплинах больше внимания уделять выработке практических умений и навыков в области коммуникативных компетенций будущих специалистов.

В рамках Центра трудоустройства разработан план работы, составлен график работы со студентами по развитию данных качеств, который включает комплекс мероприятий, это – семинары с элементами тренинга «Имидж современного учителя» (прошли в октябре перед выходом на практику) – 31, 32 группы, Практикум «Навыки эффективного общения» (сентябрь) – 31, 32 группы; каждый студент получил памятку-рекомендацию с секретами эффективного общения; практикум «Приём на работу – биржа труда» (все выпускные группы – на февраль - март); тренинги «Успех в профессиональной деятельности» (все выпускные группы – на март - апрель), «Самопрезентация», «Саморегуляции и снятия эмоционального напряжения», лекции с рекомендациями по подготовке к экзаменам и защите К.Р. и ВКР (все выпускные группы – на апрель-июнь).

Анализируя полученные результаты и проделанную работу, мнения студентов мы пришли к выводу о необходимости продолжения и совершенствования работы по программе «Формирование коммуникативных умений и навыков общения у будущих специалистов».

Конечно, как и в любой деятельности, в формировании коммуникативной компетенции, непременно возникают трудности. Важно преодолевать их, методом "проб и ошибок" добиваться желаемой цели. Но сегодня самая большая задача состоит в том, чтобы как можно больше преподавателей включали в программу учебно-воспитательного процесса мероприятия по развитию коммуникативной культуры, у молодого поколения. Необходимо стимулирование молодежи в этой сфере: создание условий для проявления и развития способностей, для возможности делать правильные выборы. Ведь только так - все вместе – администрация, преподаватели и студенты, мы сможем сделать наше общество полноценным и развитым.


Список использованной литературы

1. Азаров, Ю.П. Искусство любить детей / Ю.П. Азаров. М., 1999.- 231 с.

2. Андреева, Г.М. Принципы деятельности и исследование общения/Общение и деятельность / Г.М. Андреева. Прага, 2001.- 115 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 2003.- 165 с.

4. Болотов, В.А., Сериков, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.А. Сериков // Педагогика. -2003.-№10.- С. 97-102.

5. Горячкина, Е.В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению / Е.В. Горячкина // Начальная школа. 1997. - № 3. – С. 67-70.

6. Звездунова, Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры / Г.В. Звездунова. Ростов, 1998. - 183 с.

7. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. 2005. - №4. - С. 23-29.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. М., 2003.- 98 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...