Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 с.
58. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Мол. Гвардия, 1979. - 335 с. 59. Ульянова, И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся общеобразовательной школы в педагогическом взаимодействии: Монография./ И.В. Ульянова, - Владимир: ВГПУ, 2007. - 210 с. . Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. - Собрание соч. т.2 М.: Педагогика, 1998. - С. 78. . Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли (до начала XX века) / Ю.В. Харланова // Образование в современной школе. - 2004. - №4. - С. 52-62. . Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли (XX - начало XXI века) / Ю.В. Харланова // Образование в современной школе. - 2007. - №12- С. 45-57. . Хаустов В.М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №4. - С. 325-331. . Юносова К.А. Этническая идентификация личности как фактор патриотического воспитания // Педагогика. - 2009. - №1. - С. 43-47.
Приложение 1.
Нормативно-правовая база патриотического воспитания в Российской Федерации
Утверждение идеи патриотизма в условиях современной России осуществляется на новых концептуальных основах и регламентируется рядом правовых актов. июля 1992 г. был принят действующий и поныне Закон РФ «Об образовании», где в качестве одного из принципов государственной политики в области образования объявлен принцип патриотического воспитания. Этим законом подчеркивается идея о том, что воспитание патриотизма - государственная проблема, и ее реализация главном образом происходит в образовательных учреждениях. [3, с.50]. Однако в этот Закон не вошло понятие об обязательной начальной военной подготовке, военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях могла проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей.
июня 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации были утверждены Основные направления государственной молодежной политики, которые содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. На базе этого документа 15 сентября 1994 г. Указом Президента РФ была утверждена Программа «Молодежь России». В рамках Программы действовали 14 подпрограмм, в том числе подпрограмма «Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи», главными целями которой являлись разработка и внедрение в практику новых подходов к решению проблем формирования у молодежи патриотизма, гражданственности, реализации экспериментальных проектов и поддержка программ в этой области. Программа также предусматривала организацию совместно с Министерством обороны РФ, Министерством образования РФ, Российской оборонной спортивно-технической организацией экспериментальных оборонно-спортивных лагерей, фестивалей патриотических объединений, этнокультурных и исторических экспедиций в целях распространения новых форм работы.[50, c.51] В 1995 году Государственная Дума приняла Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который устанавливает основания и правила оказания поддержки молодежным и детским общественным организациям РФ. мая 1996 г. Указом Президента РФ дается ряд поручений Министерству обороны РФ по определению порядка предоставления на безвозмездной основе военно-патриотическим объединениям учебно-материальной базы воинских частей для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи, разработки порядка передачи указанным военно-патриотическим объединениям снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования, по учету при призыве на военную службу членов военно-патриотических молодежных и детских объединений профиля их подготовки и предоставлению имущественного права при поступлении в военно-учебные заведения юношам, прошедшим соответствующую подготовку [50, c. 51].
Также в 1996 г. Указом Президента РФ была утверждена «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», в которой отмечается, что в условиях переходного этапа в жизни нашей страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России. Сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации является одним из основных принципов государственной национальной политики. Среди ее основных целей и задач выделяются упрочнение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности, формирование Федерации, отвечающей современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России. В духовной сфере формирование чувства российского патриотизма является одной из неотложных задач. Безусловно для эффективной реализации Концепции необходимо также уделять большое внимание, по мнению В. Ю. Микрюкова, одного из исследователей данной проблемы, формированию уважительного отношении к военнослужащим у российских граждан, развитию стремления стать защитниками Отечества [50, c. 53]. С этой целью 31 декабря 1999 г. было издано Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». В соответствии с данным Положением обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: - получение начальных знаний в области обороны; - подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионально образовании и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности;
- военно-патриотическое воспитание; - подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; - медицинское освидетельствование и медицинское обследование; - проведение лечебно-оздоровительных мероприятий [50, c. 51] В этой же связи в 2005 году, в Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. были внесены изменения, призванные дать обучающимся начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и дать возможность обучающимся приобрести навыки в области гражданской обороны, а также подготовить обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военную службу, к военной службе. В целях реформирования системы образования России Министерством образования и науки РФ в 2000 году разработана «Стратегия модернизации содержания общего образования», где описывается процесс гуманизации образования, который предполагает наполнение его ценностными смыслами нравственной ответственности и гражданской активности. Гуманизация образования определяет формирование гуманистически ориентированной культуры, включающей в себя выработку образовательных ценностей: самокритичности, осознание вреда догматических и конформистских деформаций в результатов познания, осознание реальных опасностей антинаучных тенденций. Главный смысл этого документа - воспитание готовности и способности молодежи, оканчивающей школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и за благополучие общества, умение отстаивать свои права и обязанности, формирование высокого уровня правовой культуры. Результатом деятельности общеобразовательных учреждений признается не система знаний, умений, навыков, а набор ключевых компонентов в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информативной и других сферах.
Из широкого круга задач этого документа можно выделить две, которые отражают проблему патриотического воспитания: 1) усиление социально-гуманитарной ценностной ориентированности общего среднего образования, обеспечение расширения и конкретизации его социального и культурного контекста; 2) обеспечение знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы, повышение роли коммуникативных дисциплин в целом. В Постановлении Правительства «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» от 24 июля 2000 г. было дано определение военно-патриотического молодежного (детского) объединения под которым понимается созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности и при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Нужно отметить противоречие между данной нормой и нормами ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений». Так как, исходя из такого определения, рассматриваемого в системной связи с нормами указанного Закона, любое формирование, отвечающее всем указанным признакам, но не являющееся юридическим лицом более одного года с момента государственной регистрации и (или) имеющее менее 3000 членов, не будет считаться военно-патриотическим объединением. Для того чтобы иметь право на государственную поддержку необходимо соблюдение двух указанных условий, закрепленных в ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений». Данное противоречие либо лишает отдельные молодежные объединения возможности государственной поддержки, либо вовсе отказываем им в праве называться военно-патриотическими молодежными (детскими) объединениями. Правительством Российской Федерации в 2001 году утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». Программа требует объединения усилий федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ. Она определяет пути развития системы патриотического воспитания граждан, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству; ориентирована на все социальные слои и возрастные группы. Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечит решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и политической стабильности, упрочению единства дружбы народов Российской Федерации. Для достижения цели Программы решаются следующие задачи:
- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственно системы патриотического воспитания; - формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; - воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту государственных интересов страны; - формирование комплекса нормативного, правового, организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Реализация Программы осуществлялась в течение 2001-2005 в два этапа. На первом этапе предусматривалась разработка ее организационных основ; создание нормативной правовой базы патриотического воспитания; разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ подпрограмм; проведение ведомственных и региональных мероприятий патриотической направленности. На втором этапе осуществлялась реализация основных мероприятий программы, содержание которых входит освещение героических событий российской истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, в которых выражены нравственные идеалы. Программа обеспечивает социально-экономический, духовный, культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. июля 2005г. Правительством РФ была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 гг.», которая является логическим продолжением предыдущей и определяет дальнейшие пути развития системы патриотического воспитания граждан России, ее совершенствования. В настоящее время все вышеперечисленные нормативно-правовые акты не способны в полной мере обеспечить скоординированную работу по организации комплексной патриотической на всех уровнях, в том числе из-за содержащихся в них ряде противоречий и неточностей. В связи с этим органами законодательной предстоит вести работу по следующим направлениям: - упорядочение, отмена устаревших и потерявших свою значимость правовых актов, регулирующих отношения в сфере патриотического воспитания; - закрепление статуса военно-патриотических молодежных (детских) организаций за организациями, занимающимися военно-патриотическим воспитанием молодежи и не попадающими под определение военно-патриотических молодежных (детских) объединений, пользующихся государственной поддержкой, либо создание условий по обязательному закреплению статуса таких организаций на уровне субъекта; - расширение и увеличение количества льгот, которыми смогут пользоваться военно-патриотические молодежные (детские) объединения.
Приложение 2
Анкетирование с использованием элементов «Методики определения уровня сформированности социально-ориентированных отношений в подростковой группе» В.М. Сергеева
Подросткам предлагалось ответить на вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько главных, с вашей точки зрения, качеств патриота. Как бы Вы его охарактеризовали?». Вопрос был открытым, подросток мог дать любое количество ответов. Техника открытого опроса использовалась для того, чтобы в максимальной степени уловить неповторимость черт личности, характеризующих патриота, нюансы эмоциональных реакций, нравственные нормы, стоящие за той или иной оценкой школьника. На первом этапе анализа синонимичные высказывания объединялись в первичные смысловые группы, получившие условные наименования, бытующие в разговорной речи. Например, смысловая группа «Общественная активность» включала высказывания типа «выполняет полезные дела для школы и класса», «стремится что-то делать», «откликается на просьбы учителей, товарищей» и т.д. При формировании групп учитывался и знак оценки - положительный или отрицательный. Часто положительная характеристика «уравновешивалась» симметричной ей отрицательной (например, воспитанный - невоспитанный, любит свою страну - равнодушен ко всему, происходящему в России и т.п.). При этом количество первичных смысловых групп и баланс оценок в каждом конкретном случае был разным. На втором этапе из смысловых групп формировались категории качеств личности. Уточним, что часть ответов на вопрос о качествах патриота содержались «диффузные оценки». Сюда включались нерасчлененные, недетализированные, смутные впечатления, зачастую эмоционально - позитивно или негативно - окрашенные. К диффузным оценкам подросток прибегал тогда, когда он не мог вычленить наиболее яркую характеристику личности патриота, но имел к нему в целом положительное или в целом отрицательное отношение («нормальный человек», «тот, кто воевал в Афганистане или Чечне», «не знаю таких» и т.п.) К категории диффузных оценок также относятся метафоры-ассоциации («герой», «предатель», «враг», «Александр Матросов» и т.п.) Таким образом, нами было выделено двенадцать категорий: - общественная активность; - знание и понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества; - гражданская ответственность; - любовь к своей Родине и своему народу; - умение поддержать дружбу и товарищество в коллективе; - уважение государственных символов, традиций своего народа и страны; - участие в сохранении и защиты природы родного края; - знание и бережное отношение к истории своего народа; - понимание значимости своего труда для развития родного края и города; - взаимоуважение и взаимопонимание в коллективе и семье; - идейная убежденность; - духовное богатство.
Приложение 3
Опросник «Патриотизм - это…»
Для оценки понимания подростками сущности понятия «патриотизм» нами был составлен опросник «Патриотизм - это…». С целью получения информации о сформированности знаниевого компонентов патриотизма старшеклассников мы исходили следующих принципов: - подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих надежную информацию; - исключение подсказок в формулировках вопросов; - предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; - использование предварительной проверки степени понимания опросника на небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание опросника; - предоставление возможности анонимного заполнения. Опросник представил собой перечень из 15 высказываний, которые отражают сущность патриотизма: - любовь к Родине; - готовность защищать свою Родину; - стремление служить интересам Отечества; - уважение к историческому прошлому, национальным и культурным традициям; - способ сохранения национальной независимости, государственного суверенитета; - преданность своей стране, своему народу; - национальное достоинство; - сознание гражданской ответственности; - готовность и умение идти на контакты с лицами других национальностей; - уважение государственных символов, традиций своего народа и страны; - бережное отношение к природе родного края; - чувство единства с согражданами, сопричастности их судьбе; - нетерпимость к расовой и национальной неприязни; - источник мужества и героизма; - источник творческого начала. Учащимся предлагалась следующая инструкция: «Перед Вами перечень высказываний. Пожалуйста, прочитайте его внимательно и отметьте те высказывания, которые, по Вашему мнению, имеют непосредственное отношение к патриотизму». Основываясь на исследованиях патриотического сознания В.А. Коробанова [63, с. 328], мы посчитали целесообразным результаты диагностики оценивать следующим образом: Если отмечено от 1 до 4 высказываний, то уровень понимания сущности понятия «патриотизм» следует оценивать как начальный уровень характеризующийся архетипными представлениями о Родине. от 5 до 9 - средний уровень, основанный на чувствах, побуждающих к активным проявлениям; от 10 до 15 - оптимальный уровень исходит из принятия патриотических ценностей, осознания своей принадлежности к обществу, побуждающих к действиям согласно установленным высшим духовно-нравственным ориентирам.
Приложение 4
Опросник с использованием элементов методик «Личностный рост учащихся»
При отборе материалов для опросника мы руководствовались следующими принципами: содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к названным категориям; формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься однозначно; тезисы опросника сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьников заведомо общественно одобряемым; предоставление права анонимного заполнения анкеты. Опросник состоял из 7 утверждений, к которым старшеклассники могли выразить свое отношение. С этой целью школьники должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4» до «-4» следующим образом: +4 - несомненно, да (очень сильное согласие) +3 - да, конечно (сильное согласие) +2 - в общем, да (среднее согласие) +1 скорее да, чем нет (слабое согласие) - на да, ни нет - скорее нет, чем да (слабое несогласие) - в общем нет (среднее несогласие) - нет, конечно (сильное несогласие) - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие) Высказывания, к которым учащиеся должны были выразить свое отношение были следующими: те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами. я многим обязан своей стране. я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности. День Победы - праздник только для ветеранов и пожилых людей. оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина. бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине. я хотел бы побывать в разных странах, но жить я предпочитаю в своей. Оценка этих высказываний показывает отношение школьника к Отечеству. При этом в ответах на вопросы 1, 4, 5 знак меняется на противоположный, а в ответах 2,3,6,7 знак остается прежним. Интерпретация результатов диагностики отношения старшеклассника к Отечеству проходила по следующей схеме: от +15 до + 28 баллов - устойчиво-позитивное отношение; от +1 до +14 баллов - ситуативно-позитивное отношение; от -1 до -14 баллов - ситуативно-негативное отношение; от -15 до -28 баллов - устойчиво-негативное отношение. Описание видов отношения подростков к Отечеству: устойчиво-позитивное отношение - подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми. ситуативно-позитивное отношение - подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встанет, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить. ситуативно-негативное отношение - подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее убогости он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставит акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется что то, что происходит со страной и с ним самим имеет мало общего. устойчиво-негативное отношение - можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое можно легко поменять на любое другое. Все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране...»). Может быть, он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память это не то, за что можно получать дивиденды.
Приложение 5.
Схема анализа занятий, с точки зрения воспитания патриотизма
Общая оценка____________________________________________________________ Приложение 6.
План проведения лекции для педагогов «Растим патриотов»
Цель: повышение готовности учителей как субъектов воспитательной среды к работе по патриотическому воспитанию школьников. Задачи: - привлечение внимания учителей к проблеме лжепатриотических проявлений в ученической среде; - раскрытие связи политико-правового, духовно-нравственного, культурно-исторического компонентов в содержании предметов гуманитарного и естественно-научного циклов; - актуализация знаний о возрастных особенностях подростков; - стимулирование стремления повышения педагогического мастерства. Время проведения: 40 - 60 мин. План лекции: 1) Статистические данные о вовлечении подростков в социальные движения националистической направленности. 2) Значение междисциплинарной интеграции содержания патриотического воспитания ) Роль общения в жизни подростков и процессе воспитания. ) Демократический подход в выборе методов, форм и средств патриотического воспитания - залог эффективности. патриотизм педагогический воспитание
Приложение 7.
План подготовки мероприятия «Молодецкие забавы»
Форма проведения: конкурсная программа Время проведения: 60-90 минут Рассчитана на учащихся 10 классов; зрители-болельщики-учащиеся 8-9 классов Цель: Формирование патриотических чувств у школьников путем приобщения их к истории и культуре России. Задачи: . Знакомство детей с некоторыми особенностями жизни древних славян. . Развитие познавательной активности. . Развитие у школьников творческой активности. . Формирование командного духа и дружественных отношений между классами-участниками . Формирование уважительного отношения к истории и культуре древних славян (решается в ходе заключительного этапа) Подготовительный этап: За 2 недели · оповестить классы-участники и их воспитателей о мероприятии. · предложить в качестве домашнего задания придумать название команды, болельщикам, судьям и соперникам придумать имена; продумать командную форму; приготовить к конкурсу «Скатерть-самобранка» одно русское блюдо; подумать над творческой частью. За 5 дней · дать вопросы для подготовки (славянские мифы, традиции, еда, одежда, быт, русские народные пословицы и поговорки) За 2 дня · подготовить необходимый реквизит. · собрать у участников необходимую для выступления музыку · оповестить о мероприятии классы-болельщики Накануне · провести репетицию на месте проведения мероприятия (рассказать о последовательности проведения конкурсов; рассказать о правилах поведения во время конкурса). Реквизит: музыка (желательно русская народная, славянские мотивы), звуковая аппаратура; 3 стола; 2 ножниц, 2 пялец, 2 иголки, нитки, 2 карандаша, образец для вышивки; 2 листа с сеткой кроссворда, 2 листа с изображениями для кроссворда, 2 фломастера; леденцы (другие призы); чистые листы по числу членов жюри и ручки. Основной этап: непосредственное проведение конкурсной программы. Заключительный этап: На следующий день после проведения мероприятия провести с кассами участниками (по отдельности) беседу в кругу. Основные вопросы: Что для Вас удивило, оказалось новым? Как Вы считаете имеют ли место в современном мире славянские традиции? Как Вы к этому относитесь? Считаете ли вы это мероприятие нужным и интересным? Почему? Что для вас стало самым важным? Что удалось и что не получилось? Почему?
Приложение 8.
План проведения итогового занятия-диалога
Форма проведения: диалог. Время проведения: 40-50 мин. Ведущие: классный руководитель / социальный педагог. Цель: формирование сознания у учащихся ответственности за свои поступки перед обществом. Задачи: 1) Расширение представления подростков о проявлениях патриотизма; 2) Стимулирование оценки своих поступков; ) Формирование убежденности в значимости каждого поступка в жизни человека; ) Анализ патриотического опыта предыдущих поколений на примере пословиц и поговорок. Подготовительный этап: Учащимся было предложено в течение одной минуты написать на листе бумаги любые слова. Затем выделить те, которые имеют отношение к патриотизму. По окончании работы желающие могли прочитать свой список слов, отражающий обозначенный контекст. Слова ведущего: - Какой мы можем сделать вывод? - Прожить жизнь невозможно, не столкнувшись с нравственными проблемами. Поэтому наши мысли зачастую обращены к отношениям в семье, между друзьями, к вопросам профессионализма, жизни в коллективе и к Родине. Как вы думаете, почему? Такая завязка позволяет подросткам самостоятельно выйти на проблему патриотизма, анализируя свои мысли и опыт. Активизируя эту мысль, педагог предлагает ученикам написать 10 прилагательных, с которыми анализируются по вышеописанному способу. Такая работа позволила включить подростков в исследование собственных мыслей, выявлении причинно-следственных связей, сравнение с мыслями других. Слова ведущего: - Какой вывод вы можете сделать из результатов эксперимента? - Верно, важное место в размышления человека занимают проблемы морали, оценки отношений и поступков. А как это воплощается в опыте поведения? Основной этап: - Обратимся к вашему опыту. Выберете наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях: (возможно выполнение письменного выбора, это позволит педагогу проанализировать направленность решения учащихся) Ситуация № 1. На воскресный вечер у Вас уже имеются планы. Однако перед выходом раздается телефонный звонок. Заболев, классный руководитель, просит Вас прийти к нему домой и забрать классный журнал, чтобы завтра он был уже на первом уроке. Какой вариант Вы выберете? Прокомментируйте свой выбор. 1) предложу забрать завтра утром; 2) зайду за журналом и возьму его с собой, он не тяжелый; ) выясню, может кто-то другой из одноклассников сможет забрать его, потом решу, как поступить; ) заберу сразу же и отнесу домой; ) откажу в помощи, объяснив причину. Ситуация № 2. Ко Дню Победы ребята подготовили 2 мероприятия: спектакль в школе и поздравление ветеранов у них дома. Всем хотелось участвовать в спектакле. Как Вы посоветуете поступить учителю? 1) раздать роли тем, кто уже проявил свои творческие способности; 2) исходить только из желания учащихся; ) распределить роли и отправить к ветеранам учащихся тех, кто еще ни разу ни в чем не участвовал; ) тянуть жребий; ) предоставить ребятам возможность самостоятельно разделиться. Ситуация № 3. В эту субботу состоится уборка школы и прилегающей территории. Как Вы отнесетесь к объявлению? Прокомментируйте свой выбор. 1) обязательно буду участвовать, потому что тот, кто любит свой город, обязательно захочет сделать его чище; 2) предложу использовать труд тех, кто не принимал участие в прошлом субботнике; 3) найду причину, чтобы не участвовать; ) предложу принести мешки для мусора или грабли, и за это не работать; ) прийти не смогу, потому что временно освобожден от физической нагрузки, но скажу, что в следующий раз буду убираться со всеми. Ситуация № 4. Прошлым летом, когда дождей не было уже больше недели, лесничий в Рязанской области увидев, как по полю огонь стремительно приближается к пересохшему лесу, побежал в деревню, чтобы поднять людей. По пути, в камышах, на берегу реки ему встретились рыбаки. - Лес горит! - Ну и что? - Как что?! Лес государственный, наш! - Не наши проблемы, пусть пожарные тушат. Мы люди маленькие. Лесничий грубо выругался. Ему даже дышать стало трудно от обиды и возмущения. Больше двух недель полыхали пожары в той стороне, погибли люди, многие семьи остались без крова. Вопросы для обсуждения: 1) Обосновано ли возмущение лесничего? Прав ли он? 2) Много ли в нашем обществе таких «маленьких людей»? Какова их роль? ) Было ли в данном случае место для подвига? ) Как бы действовали Вы, оказавшись на месте рыбаков? Ситуация выбора позволила подросткам соотнести различные варианты поведения со своим собственным, а анализ своего выбора, его выбор - задуматься о ценности мысленно совершенного поступка. Слова ведущего: - Предлагаю Вам сейчас на лист бумаги выписать выбранные решения, разделив их по колонкам в зависимости от того, в чьих интересах Вы бы действовали в каждом конкретном случае. - Подумайте, что у вас получилось? В чью пользу вы принимали решения? - Какой вариант поступка в каждой конкретной ситуации говорит об отношении к «малой» и «большой» Родине? В процессе диалога происходило осмысление подростками того, что же можно считать патриотическим поведением, а также сложность и значимость принятия наиболее верного решения. Заключительный этап: Слова ведущего: - Что же такое любовь к Родине? Стремление на словах показать «правильное» отношение к ней или в решениях и поступках? - Следовательно, патриотизм требует от человека проявления чувств и действий. - Предлагаю поразмыслить в связи с этим над следующими пословицами, в которых отражен патриотический опыт поколений: 1) Если мы едины - мы непобедимы. 2) Худая та птица, которая свое гнездо марает. ) На чужой сторонушке рад своей сторонушке. ) Без корня и полынь не растет. ) Где родился, там и пригодился. ) Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Занятие рекомендуется закончить рефлексией. Учащимся предлагается ответить на вопросы: что было интересного? Что понравилось, что нет?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|