Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия развития науки и ее состояние в период Средневековья


    Европейское средневековье долгое время считалось эпохой дикости, невежества и технического застоя. Между тем, именно этой эпохе человечество обязано таким выдающимся достижениям, как изобретение книгопечатания, огнестрельного оружия и механических часов, массовое внедрение в производство водяных и ветряных мельниц, разработка технологий дальнего мореплавания и многое другое, без чего были бы невозможны ни географические открытия ХVI в., ни научная революция ХVII в., ни промышленная революция ХVIII в.

    В средневековье в Европе сложились такие социально-культурные условия, благодаря которым именно в Европе оказалось возможным массовое внедрение технических новинок в различные производственные процессы. Так, водяные мельницы использовались еще в античности и на Востоке, но это использование осуществлялось лишь в рамках одного технологического процесса (например, обмолота зерна). В Европе же мельницы уже в XII в. стали основой подлинной промышленной революции: их применяли практически во всех сферах производства того времени. Аналогичным образом, изобретенный в Китае порох стал основой для создания новых видов вооружения, компас позволил осуществить транс-океанические путешествия и т.д. По сути, средневековая Европа стала первой цивилизацией, в которой, в отличие от культур античности и Востока, сформировалось принципиально новое отношение к труду и природе, в рамках которого применение различных технических устройств начало рассматриваться не как сугубо вспомогательное, не меняющее традиционного взгляда на мир, а как средство его активного преобразования.
Для средневековой науки характерно было выделение свободных искусств, что составляет заимствование из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия» выделял 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Все свободные искусства делились на две части, образуя «тривиум» и «квадривиум». В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика (логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575 г.г.) - придворный короля Теодориха. В своём трактате «Руководство к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах» он предлагал соединить все науки с христианством, т.е. «…точное понимание Писания возможно только при обладании начальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и образования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки».
    В раннем средневековье Парижский университет стал центром культурной и идейной жизни средневековья. У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (1079-1142 г.г.), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 - 1154 г.г.) и др.

Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание «бакалавр свободных искусств». После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавра теологии». Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием «Сентенций» - свода теологического знания. После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром». Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии.
В средневековой науке существовало три тенденции.

Джованни Фаданца (Бонавентура) (1221-1274 г.г.) отстаивал тезис о том, что всякое знание - теологическое. Сигер Брабантский (1235-1282 г.г.) отстаивал идеи о различии теологического и научного знания и автономии науки от теологии. Промежуточную позицию занимал Фома Аквинский (1224-1274 г.г.). Он признавал различие между теологическим и научным знанием, но объявил теологическое знание более высоким. Фома Аквинский также признавал разделение знания на три сферы, но отстаивал тезис об их автономии и независимости. «Это не значит, что они равноправны с теологией. У них - разная возможность в постижении истины. Наиболее высокими истинами обладает теология»: утверждал он.
Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - ввёл Альберт фон Больштедт (Великий) (1193-1280 г.г.), но он считал, что это всё в целом христианское знание. Поэтому теология - выше науки и философии и последние не могут быть автономными, независимыми от теологии.
    В основном, проблематика соотношения теологии, философии и науки - традиционное направление исследований Парижского университета. Но в Средневековье наряду с Парижским университетом сложился второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией. Именно для этой школы характерно обращение к «опыту». «Опыт» - отношение теолога к богу, и отношение учёного к природе. Существует сфера физического познания - отношение к природе и сфера религиозного опыта - мистическое озарение. Отсюда - есть наука, и есть теология.
    Во многом «тормозом» развития науки выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии.

Научная мысль и развитие науки в средневековой Европе отставали от развития культуры арабского Востока. В конце X в. библиотека Фатимидов в Каире насчитывала более 600 000 томов. Знаменитая библиотека Сорбонны к 1340 г. имела у себя только 1720 изданий.

В период позднего средневековья (XIV—XV вв.) постепенно осуществлялся пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира, и складывались предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр связан, с одной стороны, с усилением критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, с трудностями в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика (средневековая университетская наука; от слова shola – школа) в логической интерпретации основных религиозных положений и догматов. Одно из главных противоречий, попытки разрешения, которого приводили к «разрушению» старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества?
    Римско-католическая церковь с самого начала установила монополию на интеллектуальное образование, она использовала некоторые знания античности при организации епископских и монастырских школ. В период средневековья в Европе были основаны: во Франции Парижский Университет, в Италии знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салеринская медицинская и Неопалитанский университет, Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский университет в Испании. В конце XV в. в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов. Занятие в университетах обычно проходили в форме лекций: профессора и магистры читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера, в которых участвовали профессора, нередко на них выступали студенты. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.

Наука в середине века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышления. При непосредственном обращении к природе она пользовалось, как правило, методами наблюдения и эксперимента; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешивающегося в естественных ход событий и не руководствующегося соображениями практической пользы.
Алхимия представляло собой специфический феномен средневековой культуры - нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология. Алхимический рецепт - это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления.

Основной прогресс в области естественных наук в Европе в этот период шел по линии обобщения и осмысления накопленной информации. Так, немец Агрикола I (1494-1555 г.г.) собрал и систематизировал сведения о рудах и минералах и описал технику горнорудного дела. Швейцарец Конрад Геснер (1516-1565 г.г.) составил фундаментальный труд «История животных». Появились первые в европейской истории многотомные классификации растений, в Европе были заложены первые ботанические сады. Знаменитый швейцарский врач Ф.А. Парацельс (1493-1541 г.г.), основоположник гомеопатии, изучал природу человеческого организма, причины болезней, методы их лечения. Весалий (1514-1564 г.г.), родившийся в Брюсселе, учившийся во Франции и Италии, автор труда «О строении человеческого тела», заложил основы современной анатомии, и уже в XVII в. идеи Весалия были признаны во всех европейских странах. Английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657 г.г.) открыл кровообращение у человека. Большую роль в развитии методов естествознания сыграл англичанин Френсис Бэкон (1564-1626 г.г.), утверждавший, что истинное знание должно основываться на опыте.

В области физики можно назвать целый ряд великих имен. Это Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.). Гениальный ученый, поэт и художник, он составил технические проекты, намного опередившие его время чертежи механизмов, станков, аппаратов, включая проект летающей машины. Я считаю, что по достижениям и открытиям Леонардо да Винчи можно было бы написать в отдельную работу, т.к. описания всех изобретений сделанных им заняли бы всю контрольную работу.

Крупный вклад в развитие физики внес итальянец Галилео Галилей (1564-1642 г.г.), активно изучавший кинематику, динамику, сопротивление материалов, акустику, гидростатику. Однако еще большую известность он получил как астроном. Он впервые сконструировал телескоп и впервые в истории человечества увидел громадное количество звезд, невидимых для невооруженного глаза, горы на поверхности Луны, пятна на Солнце. Его предшественником был польский ученый Николай Коперник (1473-1543 г.г.), автор знаменитого труда «Об обращении небесных сфер», в котором он доказывал, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Взгляды Коперника были развиты немецким астрономом Иоганном Кеплером, которому удалось сформулировать законы движения планет. Идеи эти разделял и Джордано Бруно, утверждавший, что мир бесконечен и что Солнце является лишь одной из бесконечного числа звезд, которые, как и Солнце, имеют планеты, подобные Земле.

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества. Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древнего Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения.

Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Так, например, аль-Хорезми был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни - выдающийся естествоиспытатель, астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям - философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек - великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура Улугбек, а также Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые. Труды Абу Абдалла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, вошедшем в историю культуры как крупнейший ученый первой половины IX века сыграли огромную роль в развитии математики и естествознания, вначале в обширном регионе распространения арабо-язычной культуры, а затем - с XII века после перевода его сочинений на латинский язык - и в Европе. Тот период в истории отечественной культуры и науки можно с полным основанием охарактеризовать как центрально-азиатский ренессанс, или эпоху возрождения, ведь тогда в этом регионе функционировали крупные научные центры и работали выдающиеся ученые своего времени.

Хорошо известно, что в средние века город Мерв был центром культуры и научной мысли. Правители того времени всячески поддерживали развитие наук и искусства. Именно поэтому труды ученых, работавших в Мерве, оказали большое влияние на последующее формирование научных школ Востока и Запада, поскольку в Мерве работали не только туркмены, но и греки, арабы, евреи и представители других национальностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...