Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для развития силы, полетности и звучности голоса

Техника говорения. Ораторское искусство.

Практическое занятие №3.

Тема: Компоненты техники речи. Голос.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Охарактеризуйте основные качества профессионального голоса.

2. Главная цель техники речи – научить оратора владеть своим голосом. Как вы этопонимаете? Почему важным условием владения голосом является дыхание?

3. Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют?

4. Что надо знать об атаках голоса?

5. Что такое динамический диапазон голоса? Как его развивать?

6. Что такое полетность звука?

7. Попробуйте определить недостатки собственного голоса, продумайте, как их исправлять.

8. Составьте план тренировки собственного голоса

Практическая часть.

Упражнения для развития динамического диапазона голоса.

Совет. Для усиления звука голоса необходимо умело использовать резонаторы – акустическую систему, способную усиливать звук. При направлении звука в нижние резонаторы (грудная клетка) включается грудной регистр голоса, от которого зависят сила и выразительность звука. Головной (верхний) регистр придает звуку голоса звонкость, полетность. Особого внимания требует основной регистр речевого голоса – микст – смешанный регистр. Вырабатывать верную резонацию помогают следующие упражнения.

Упражнение 1. «Колокола»

Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: бом-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!..

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... бим-бим-бимм...

Звук должен свободно возникать на кончиках губ без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: баммм... баммм... баммм... баммм... баммм...

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

Упражнение 2. «Маляр». Идите голосом за текстом, помогая движением руки:

Крашу краской я карниз:

Вверх – вниз, вверх – вниз! (работает кисть руки),

Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от локтя),

Вверх – вниз, вверх – вниз! (рука движется от плеча) –

Вот и выкрашен карниз!

Упражнение 3. «Аквалангист» (для развития грудного регистра)

Чтоб овладеть грудным регистром (центр голоса),

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь (постепенно понижайте голос),

Ниже,

А дно морское ближе,

Ближе («дно» голоса).

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

 

Упражнение 4. «Чудо-лесенка» (для развития верхнего регистра)

Начните с нижнего регистра, постепенно поднимаясь вверх по диапазону:

Чудо-лесенкой шагаю,

Высоту я набираю.

Шаг на горы,

Шаг на тучи,

А подъем все выше, круче…

Не робею. Петь хочу!

Прямо к солнцу я лечу.

 

Упражнение 5. Прочтите вслух этюд Л. Воропаевой дважды: при первом чтении произнесите однородные члены на одной высоте; при повторном – ровно повышайте голос на каждом последующем глаголе, а на последней строке понижайте голос.

Вспорхнула. Отдышалась. Прожевала. Вздохнула. Причесалась.

Накрасилась. Спросила. Рассказала. Всплакнула. Рассмеялась.

Достала. Распустила. Довязала. Примерила. Взглянула. Отложила.

Нахмурилась. Раскрыла. Прочитала. Зевнула. Позвонила. Одолжила.

Вернулась. Вскипятила. Показала. Включила. Помрачнела…

Рабочий день окончился. Устала. За целый день ни разу не присела!

Упражнения для развития силы, полетности и звучности голоса

Упражнение 1. «Скакалка»: читайте, имитируя прыжки через скакалку. Следите за сфокусированностью звука. Успевайте добирать дыхание.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки.

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз – два! Раз – два! Раз – два! Раз!

Можно прыгать целый час!

 

Упражнение 2. «Бомбы»: скандируйте текст, «подбрасывая» каждый ударный звук.

Б о мбы б у хают у б у хты:

У х-ты! У х-ты! У х-ты! У х-ты!

Упражнение 3. «Барабанщик»: читайте текст скандированно, имитируя барабанный бой.

Пара барабанов, пара барабанов,

Пара барабанов била бурю!

Пара барабанов, пара барабанов,

Пара барабанов била бой!

(И. Сельвинский)

Не идём, а летим! Мимо баров и бань.

Бей, барабан! Барабан, барабань!..

Баарбей, баарбан, баарбань…

(В. Маяковский)

 

Упражнение 4. «Глашатай»: произнесите тексты из пьесы

А. Н. Островского «Снегурочка» и из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» громко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, как бы созывая народ этим кличем.

 

1.Слушайте – послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор!… С красного двора в новые сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить 2.Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте; А надсмотрщикам сидеть Подле лавок и смотреть, Чтобы не было содому, Ни давёжа, ни погрому, И чтоб никакой урод Не обманывал народ!  

Упражнение 5. «Былина». Отличным тренировочным материалом для воспитания голоса может служить русская народная былина. Читать ее следует речитативом, чуть напевно (но без пения!):

 

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Стал добра коня туг он заседлывать.

На коня накладывает потничек,

А на потничек накладывает войлочек —

Потничек он клал да весь шелковенъкий,

А на потничек подкладывал подпотничек,

На подпотничек седелко клал черкасское...

 

Упражнение 6. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Рассчитывает, исчезнувшие, взяточничество, специфический, неиссякаемый, пессимистический, интеллигенция, интеллектуальный, корреспонденция, баррикадировать, нововведение, экзальтированность, воображение, однообразие, целесообразность, самоотверженность, зоологический, подчёркивается, выхватывается, своеобразное, участвовавшими, предшествовавшими, долженствовавшие, скомбинированные, взаимоотношения, реабилитация,трансформируемый,приличествующие, неврастенические, зафиксированные, детализирующие, усовершенствованиями, публицистический, рекогносцировка, экзаменационный, вспомоществование, останавливающимся, компрометирующими, усовершенствования,покровительствовавшие, облагодетельствованные, вероисповедание,переосвидетельствованными, совершенствующимися, деморализация, сосредоточивающимися, скандализированные, железоплавильные, демобилизация,децентрализация, денационализация, демуниципализировать, констатировавшими,каменноугольный, концентрационные, выкристаллизовавшимися, разнервничавшаяся, взгромоздившиеся, фантасмагорические, могущественнейшие, компетентность, неистовствующую, невыговариваемыми, безмолвствовавшая, обеззараживающие, опрокидывающимися, обусловливаемую, транспортируемыми.

 

Упражнение 7. Прочитайте стихотворение В. Брюсова «Буря с берега», добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

 

 

Упражнение 8. Выучите и многократно повторяйте скороговорки, доведя произношение до автоматизма.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Бобр добр до бобрят.

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.

Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

Клара-краля кралась к ларю.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Осип ос и п, Архип охрип. Архип осип, Осип охрип.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

 

Упражнение 9. Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

 

Упражнение 10. На сцене корнет играл на кларнете, в партере сидела дама с лорнетом, следя за дуэтом корнета с кларнетом. У корнета не было раньше кларнета, подарили кларнет корнету. Корнет на кларнете исполнил ноктюрн. Нет толку – не поднимай холку! На верхнем ярусе театралы в ярости, от топота копыт пыль по полу летит, полетели клочки по закоулочкам. Опростоволосился простак – попал впросак. Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия. На сцене Карл играл на черном кларнете, а на рояле Лара играла, Марфа на арфе и трое трубачей трубили в трубы. Исполняли либретто к опере «Риголетто». Пока Карл играл на кларнете, Клара украла у Карла кораллы. Дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, собрали свидетельства со свидетельниц. Одна врала, другая не разобрала, третья по-своему переврала. А бородатый брадобрей бормотал бессмысленный бред. По сему же протокол про протокол протоколом запротоколировали. Тому свидетели вахмистр с вахмистршей и ротмистр с ротмистршей. Дама в партере была королевой! Королева строго карала Клару за кражу коралла. Издала указание о наказании Клары в Казани. В партере триумф. На верхнем ярусе зрители в радости. Всем ворам раздумье наперед про воровство. Не воруй вор — проворуешься!

 

Литература

1. Никольская С.Т. Техника речи. – М., 1978 // http://www.rodchenko.ru/liter/books/speech/

2. Харитонов Техника речи. - http://www.litmir.net/br/?b=138766

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...