Структура и требования к содержанию курсовой работы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Выбор темы курсовой работы Выбор темы курсовой работы производится студентом либо на основе собственных предпочтений, либо в рамках тематики, предложенной руководителем. При определении темы работы следует учитывать: - интерес студента к определенной тематике; - возможности студента по подбору испытуемых в рамках предполагаемой тематики; - понимание возможностей использования конкретных методов и приемов исследования при проведении работы; - возможность продолжения исследования по выбранной теме. Большое значение при выборе темы курсовой работы имеет практическая значимость тех результатов, которые предполагается получить, поскольку это придает работе дополнительный вес и интерес не только с позиции учебной студенческой работы, но и с позиции исследования, результаты которого могут использоваться в реальной жизни. Для консультации студента определяется руководитель курсовой работы, который осуществляет ее текущее руководство. Руководство включает в себя оказание организационной и научно-методической помощи студенту в форме систематических консультаций в объеме 3 учебных часов, контроль за выполнением работы в соответствии с планом, проверку содержания и оформления завершенной работы. При выборе темы работы из приведенного ниже списка следует учитывать, что темы, приведенные в нем, сформулированы достаточно широко и нуждаются в уточнении формулировки в соответствии с выбранной концепцией исследования указанной проблемы. После выбора студентом темы работы он должен обсудить и утвердить ее с руководителем курсовой работы, а также написать заявление с просьбой о закреплении за ним этой темы. Заявление должно быть подписано руководителем работы и заведующим кафедрой психологии.
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Экспериментальная психология»
Структура и требования к содержанию курсовой работы
Курсовая работа имеет следующие разделы: - титульный лист; - содержание; - введение; - основная часть, включающая в себя теоретический и эмпирический разделы; - выводы (заключение); - список использованных источников; - приложения. 1. Введение (1–2 стр.), где должны быть кратко сформулированы: фундаментальная проблема, которой посвящена работа, актуальность исследования этой проблемы; цель проводимого исследования; задачи, которые ставит перед собой автор для достижения поставленной цели; общая гипотеза исследования; объект и предмет исследования. Если в курсовой работе студент проводит эксперимент, т.е. осуществляет некое воздействие на испытуемых с целью вызвать изменение психологических характеристик, тогда следует выделить также зависимую и независимую переменные Если автор работы проводит не эксперимент, а корреляционное исследование, которое не предполагает оказание активного воздействия на испытуемых (например, сравнение уровня агрессивности у детей из полных и неполных семей – подразумевается проведение диагностики на выявление уровня агрессивности, но не предполагается проводить коррекцию агрессивности), то в этом случае переменные не выделяются.
Также во введении должны быть отражены основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи. При наличии практической значимости работы, об этом следует упомянуть во введении. 2. Литературный обзор (общий объем не более 1/2 всего объема работы, т.е. порядка 12-15 стр.). В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с наличным положением дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные (не только в России, но и во всем мире) точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой постановки проблемы исследования. 3. Эмпирическая часть (10-12 стр.). Приступая к описанию эмпирической части работы, следует дать ей соответствующее ее содержанию название (например: Изучение влияния порядка рождения детей на их интеллектуальное развитие). Эмпирическая часть работы должна включать следующие разделы: - описание выборки испытуемых и критериев ее формирования; - описание выбранного диагностического материала; - описание экспериментального воздействия, оказанного на испытуемых; - математическую обработку данных; - анализ полученных результатов. В начале экспериментальной части следует сформулировать точную экспериментальную гипотезу, обозначить предмет и объект исследования, выделить зависимую и независимую переменные.
При описании выборки испытуемых следует дать более полную характеристику лиц, участвующих в исследовании (пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры), с указанием их количества, принципов отбора и прочее. Описание диагностического материала, используемого в курсовой работе, должно включать в себя его краткое описание, достаточное для понимания читателем сути используемых методик, основного материала и результатов обработки; в случае разработки (или перевода и адаптации) автором новой методики необходимо доказательство правомерности ее применения. Необходимо указывать автора используемой методики, а также источник, из которого эта методика была взята (это продиктовано тем, что в различных источниках литературы материалы могут быть представлены неодинаково, в редких случаях – неверно). При желании и по согласованию с руководителем, бланки диагностического материала или примеры его выполнения испытуемыми могут быть представлены в работе (в приложении). Данные проведенного диагностического обследования приводятся в работе в виде сводной таблицы индивидуальных данных, в которой представлены показатели каждого испытуемого. Описание экспериментального воздействия на испытуемых включает выделение контрольной и экспериментальной выборки (уточняется принцип, положенный в основу этого разделения), представление плана проведения эксперимента (в случае многодневного проведения желательно описание каждого дня), описание хода эксперимента. Математическая обработка полученных данных проводится с использованием параметрических и непараметрических критериев, подсчет которых осуществляется студентом либо «ручным способом», либо путем компьютерной обработки с использованием статистических пакетов SPSS, STATISTIKA и т.п. Как в том, так и в другом случаях, перед началом подсчетов требуется представить в виде таблицы данные, подлежащие математической обработке. К таким данным относятся: показатели, полученные в ходе диагностики до и после экспериментального воздействия; диагностические данные, подлежащие сравнению на предмет выявления различий в уровне признака и т.д. Например: при выявлении эффективности тренинга, направленного на развитие памяти у дошкольников, был проведен эксперимент по следующей схеме: диагностика памяти у дошкольников, проведение тренинга, повторная диагностика. В таблицу заносятся имена испытуемых под соответствующими порядковыми номерами, а также данные, полученные в ходе диагностики, проводившейся до и после тренинга (см. пример оформления таблицы далее по тексту).
Далее следует сформулировать статистические гипотезы (Н1 и Н0), которые будут проверяться в ходе математической обработки. Обязательным является указание выбранного для обработки критерия и приведение формулы его подсчета (при «ручной обработке»). Сам процесс математического подсчета излагается в приложении, в эмпирической же части приводится эмпирическое значение по выбранному критерию и сравнение последнего с теоретическим (учитывая характеристики выборки). Далее делается вывод относительно уровня статистической значимости полученных результатов и относительно того, какая из выдвинутых статистических гипотез принимается.
Таблица 3.1. Данные по уровню развития памяти до и после тренинга (методика «10 слов»)
Анализ полученных результатов включает в себя развернутое объяснение итогов проделанной эмпирической работы в ее связи с теоретическим анализом поставленной проблемы. 4. Заключение (объем 0,5–1 стр.). В заключении кратко характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание в заключении нежелательно, поскольку свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах. Также в заключении возможно намечать перспективы дальнейшей работы и формулировать рекомендации. 5. В приложение выносятся вспомогательные материалы, дополняющие содержание основной части, которые могут включать в себя описания психодиагностических методик, примеры протоколов проведенных экспериментов, первичные данные диагностики, наблюдения и другое. Оформляться приложения могут либо в виде текста, либо в виде схем, таблиц, графиков. 6. В библиографический список использованной литературы включаются только те источники, авторы которых процитированы в тексте дипломной работы или на них сделана соответствующая ссылка. Ссылка на литературный источник проставляется в конце предложения в квадратных скобках (например: Фрейд делил психику человека на две части: сознательную и бессознательную. [23]). Точка в данном случае ставится после скобок. При оформлении этого списка следует придерживаться правил: · список составляется либо в алфавитном порядке и тогда зарубежные публикации и интернет-источники следуют в конце, либо в том порядке, в котором автор делает ссылки в тексте дипломной работы; · данные о литературном источнике должны включать в себя: - для монографии - имя автора (или имя первого из соавторов), название работы, имена всех соавторов (не более трех первых соавторов, если их больше – пишутся имена первых трех, а далее «и др.»), место издания, год издания и номера страниц. При этом указывается либо общее количество страниц в книге, если ссылка идет на всю работу в целом (например: Николаев, В.Г. Основы антропологии. / В.Г. Николаев. - Красноярск: СИБУП, 2002. - 112с.), либо номер страницы, содержащей цитату, которую приводит автор в своей курсовой работе (например: Николаев, В.Г. Основы антропологии. / В.Г. Николаев. - Красноярск: СИБУП, 2002. - С.20.) - для статьи из журнала или газеты - имя автора (или имя первого из соавторов), название статьи, имена всех соавторов (не более трех первых соавторов, если их больше – пишутся имена первых трех, а далее «и др.»), название периодического издания, год выпуска, номер издания, номера страниц (например: Позняков, В.П. Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности / В.П. Поздняков, О.И. Титова // Вестник РГНФ. - 2002. - № 3. - С.3-19.) - для работы из сборника трудов – имя автора публикации (или имя первого из соавторов), ее название, имена всех соавторов (не более трех первых соавторов, если их больше – пишутся имена первых трех, а далее «и др.»), название всего сборника, место и год издания, номера страниц (например: Парыгин, Б.Д. Проблема готовности в социальной психологии / Б.Д. Парыгин // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. - М., 1996. С.16.). - для публикации в сети INTERNET указывается полный электронный адрес сайта, на котором находится указываемая Вами работа: http://www.neuro.net.ru/psychology/pub1018.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|