Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и требования к содержанию курсовой работы




Выбор темы курсовой работы

Выбор темы курсовой работы производится студентом либо на основе собственных предпочтений, либо в рамках тематики, предложенной руководителем. При определении темы работы следует учитывать:

- интерес студента к определенной тематике;

- возможности студента по подбору испытуемых в рамках предполагаемой тематики;

- понимание возможностей использования конкретных методов и приемов исследования при проведении работы;

- возможность продолжения исследования по выбранной теме.

Большое значение при выборе темы курсовой работы имеет практическая значимость тех результатов, которые предполагается получить, поскольку это придает работе дополнительный вес и интерес не только с позиции учебной студенческой работы, но и с позиции исследования, результаты которого могут использоваться в реальной жизни.

Для консультации студента определяется руководитель курсовой работы, который осуществляет ее текущее руководство. Руководство включает в себя оказание организационной и научно-методической помощи студенту в форме систематических консультаций в объеме 3 учебных часов, контроль за выполнением работы в соответствии с планом, проверку содержания и оформления завершенной работы.

При выборе темы работы из приведенного ниже списка следует учитывать, что темы, приведенные в нем, сформулированы достаточно широко и нуждаются в уточнении формулировки в соответствии с выбранной концепцией исследования указанной проблемы. После выбора студентом темы работы он должен обсудить и утвердить ее с руководителем курсовой работы, а также написать заявление с просьбой о закреплении за ним этой темы. Заявление должно быть подписано руководителем работы и заведующим кафедрой психологии.

 

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине

«Экспериментальная психология»

  1. Психологические факторы агрессивного поведения
  2. Стиль родительско-детских отношений как фактор формирования личностных особенностей ребенка.
  3. Гендерные особенности формирования ценностных ориентаций.
  4. Психологические факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
  5. Состав семьи как фактор формирования личностных особенностей ребенка.
  6. Влияние сиблинговой позиции ребенка на развитие эмоционально-волевой сферы личности.
  7. Факторы формирования психологической готовности к школьному обучению.
  8. Социально-психологические условия профилактики зависимостей у подростков группы риска.
  9. Влияние информационных технологий на формирование особенностей личности.
  10. Особенности эмоционально-волевой сферы личности людей, занимающихся командными видами спорта.
  11. Личностные особенности поведения в конфликтной ситуации.
  12. Гендерные особенности девиантного поведения подростков.
  13. Влияние типа родительско-детских отношений на самооценку ребенка (на примере различных возрастов).
  14. Возрастная динамика формирования самооценки у детей.
  15. Изучение личностных особенностей у людей с недостатками зрения (близорукость, дальнозоркость, косоглазие).
  16. Изучение особенностей познавательных процессов у леворуких детей.
  17. Психологические факторы удовлетворенности браком.
  18. Психологические аспекты аддиктивного поведения (на примере различных возрастов).
  19. Изучение влияния психологических характеристик родителей на тип фрустрационной реакции ребенка.
  20. Исследование стресса в профессиональной деятельности (на примере различных профессий).
  21. Личностные предпосылки эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере различных профессий).
  22. Изучение доминирующих копинг-стратегий у представителей различных профессий (на примере конкретных профессий).
  23. Особенности развития познавательных процессов у людей с различным стажем управления транспортным средством.
  24. Психологические детерминанты уровня субъективного контроля личности.
  25. Психологические особенности юношей, прошедших срочную службу.
  26. Психологические особенности преподавателей с различным стажем профессиональной деятельности (возможно на примере других профессий).
  27. Психологические особенности представителей различных субкультур в подростковом возрасте.
  28. Психологические особенности личности, влияющие на выбор профессии.
  29. Социально-психологические причины формирования школьной тревожности в младшем школьном возрасте.
  30. Изучение психологических факторов формирования самооценки в подростковом (юношеском) возрасте.
  31. Исследование психологических детерминант формирования уровня притязаний личности.

 

Структура и требования к содержанию курсовой работы

 

Курсовая работа имеет следующие разделы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть, включающая в себя теоретический и эмпирический разделы;

- выводы (заключение);

- список использованных источников;

- приложения.

1. Введение (1–2 стр.), где должны быть кратко сформулированы: фундаментальная проблема, которой посвящена работа, актуальность исследования этой проблемы; цель проводимого исследования; задачи, которые ставит перед собой автор для достижения поставленной цели; общая гипотеза исследования; объект и предмет исследования.

Если в курсовой работе студент проводит эксперимент, т.е. осуществляет некое воздействие на испытуемых с целью вызвать изменение психологических характеристик, тогда следует выделить также зависимую и независимую переменные

Если автор работы проводит не эксперимент, а корреляционное исследование, которое не предполагает оказание активного воздействия на испытуемых (например, сравнение уровня агрессивности у детей из полных и неполных семей – подразумевается проведение диагностики на выявление уровня агрессивности, но не предполагается проводить коррекцию агрессивности), то в этом случае переменные не выделяются.

Также во введении должны быть отражены основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи. При наличии практической значимости работы, об этом следует упомянуть во введении.

2. Литературный обзор (общий объем не более 1/2 всего объема работы, т.е. порядка 12-15 стр.). В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с наличным положением дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные (не только в России, но и во всем мире) точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области.

Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой постановки проблемы исследования.

3. Эмпирическая часть (10-12 стр.). Приступая к описанию эмпирической части работы, следует дать ей соответствующее ее содержанию название (например: Изучение влияния порядка рождения детей на их интеллектуальное развитие). Эмпирическая часть работы должна включать следующие разделы:

- описание выборки испытуемых и критериев ее формирования;

- описание выбранного диагностического материала;

- описание экспериментального воздействия, оказанного на испытуемых;

- математическую обработку данных;

- анализ полученных результатов.

В начале экспериментальной части следует сформулировать точную экспериментальную гипотезу, обозначить предмет и объект исследования, выделить зависимую и независимую переменные.

При описании выборки испытуемых следует дать более полную характеристику лиц, участвующих в исследовании (пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры), с указанием их количества, принципов отбора и прочее.

Описание диагностического материала, используемого в курсовой работе, должно включать в себя его краткое описание, достаточное для понимания читателем сути используемых методик, основного материала и результатов обработки; в случае разработки (или перевода и адаптации) автором новой методики необходимо доказательство правомерности ее применения. Необходимо указывать автора используемой методики, а также источник, из которого эта методика была взята (это продиктовано тем, что в различных источниках литературы материалы могут быть представлены неодинаково, в редких случаях – неверно). При желании и по согласованию с руководителем, бланки диагностического материала или примеры его выполнения испытуемыми могут быть представлены в работе (в приложении).

Данные проведенного диагностического обследования приводятся в работе в виде сводной таблицы индивидуальных данных, в которой представлены показатели каждого испытуемого.

Описание экспериментального воздействия на испытуемых включает выделение контрольной и экспериментальной выборки (уточняется принцип, положенный в основу этого разделения), представление плана проведения эксперимента (в случае многодневного проведения желательно описание каждого дня), описание хода эксперимента.

Математическая обработка полученных данных проводится с использованием параметрических и непараметрических критериев, подсчет которых осуществляется студентом либо «ручным способом», либо путем компьютерной обработки с использованием статистических пакетов SPSS, STATISTIKA и т.п.

Как в том, так и в другом случаях, перед началом подсчетов требуется представить в виде таблицы данные, подлежащие математической обработке. К таким данным относятся: показатели, полученные в ходе диагностики до и после экспериментального воздействия; диагностические данные, подлежащие сравнению на предмет выявления различий в уровне признака и т.д.

Например: при выявлении эффективности тренинга, направленного на развитие памяти у дошкольников, был проведен эксперимент по следующей схеме: диагностика памяти у дошкольников, проведение тренинга, повторная диагностика. В таблицу заносятся имена испытуемых под соответствующими порядковыми номерами, а также данные, полученные в ходе диагностики, проводившейся до и после тренинга (см. пример оформления таблицы далее по тексту).

Далее следует сформулировать статистические гипотезы (Н1 и Н0), которые будут проверяться в ходе математической обработки. Обязательным является указание выбранного для обработки критерия и приведение формулы его подсчета (при «ручной обработке»). Сам процесс математического подсчета излагается в приложении, в эмпирической же части приводится эмпирическое значение по выбранному критерию и сравнение последнего с теоретическим (учитывая характеристики выборки). Далее делается вывод относительно уровня статистической значимости полученных результатов и относительно того, какая из выдвинутых статистических гипотез принимается.

 


Таблица 3.1.

Данные по уровню развития памяти до и после тренинга (методика «10 слов»)

  Имя Количество запомненных слов (результат до проведения тренинга) Количество запомненных слов (результат после проведения тренинга
  Аня Т.    
  Игорь А.    
     

 

Анализ полученных результатов включает в себя развернутое объяснение итогов проделанной эмпирической работы в ее связи с теоретическим анализом поставленной проблемы.

4. Заключение (объем 0,5–1 стр.). В заключении кратко характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание в заключении нежелательно, поскольку свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах. Также в заключении возможно намечать перспективы дальнейшей работы и формулировать рекомендации.

5. В приложение выносятся вспомогательные материалы, дополняющие содержание основной части, которые могут включать в себя описания психодиагностических методик, примеры протоколов проведенных экспериментов, первичные данные диагностики, наблюдения и другое. Оформляться приложения могут либо в виде текста, либо в виде схем, таблиц, графиков.

6. В библиографический список использованной литературы включаются только те источники, авторы которых процитированы в тексте дипломной работы или на них сделана соответствующая ссылка. Ссылка на литературный источник проставляется в конце предложения в квадратных скобках (например: Фрейд делил психику человека на две части: сознательную и бессознательную. [23]). Точка в данном случае ставится после скобок. При оформлении этого списка следует придерживаться правил:

· список составляется либо в алфавитном порядке и тогда зарубежные публикации и интернет-источники следуют в конце, либо в том порядке, в котором автор делает ссылки в тексте дипломной работы;

· данные о литературном источнике должны включать в себя:

- для монографии - имя автора (или имя первого из соавторов), название работы, имена всех соавторов (не более трех первых соавторов, если их больше – пишутся имена первых трех, а далее «и др.»), место издания, год издания и номера страниц. При этом указывается либо общее количество страниц в книге, если ссылка идет на всю работу в целом (например: Николаев, В.Г. Основы антропологии. / В.Г. Николаев. - Красноярск: СИБУП, 2002. - 112с.), либо номер страницы, содержащей цитату, которую приводит автор в своей курсовой работе (например: Николаев, В.Г. Основы антропологии. / В.Г. Николаев. - Красноярск: СИБУП, 2002. - С.20.)

- для статьи из журнала или газеты - имя автора (или имя первого из соавторов), название статьи, имена всех соавторов (не более трех первых соавторов, если их больше – пишутся имена первых трех, а далее «и др.»), название периодического издания, год выпуска, номер издания, номера страниц (например: Позняков, В.П. Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности / В.П. Поздняков, О.И. Титова // Вестник РГНФ. - 2002. - № 3. - С.3-19.)

- для работы из сборника трудов – имя автора публикации (или имя первого из соавторов), ее название, имена всех соавторов (не более трех первых соавторов, если их больше – пишутся имена первых трех, а далее «и др.»), название всего сборника, место и год издания, номера страниц (например: Парыгин, Б.Д. Проблема готовности в социальной психологии / Б.Д. Парыгин // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. - М., 1996. С.16.).

- для публикации в сети INTERNET указывается полный электронный адрес сайта, на котором находится указываемая Вами работа: http://www.neuro.net.ru/psychology/pub1018.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...