Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толерантность – залог выживания человека

“Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.”

Вольтер

 

Почему я выбрал эту тему? Тому есть две причины. Первая кроется во мне самом. С детства я множество раз обдумывал проблему межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений. В разные периоды моей жизни мне был свойственен то крайне консервативный, то крайне либеральный взгляд на эту проблему. Это же эссе поможет мне разобраться в самом себе и определить, какое воззрение на эту проблему является действительно объективным. Второй же причиной моего выбора является необычайная актуальность этой темы для человечества и России в частности. События на Манежной площади, постоянные конфликты между представителями нетрадиционной сексуальной ориентацией и ортодоксальными православными, заявления многих политиков о крахе мультикультурализма и теракты Брейвика, да и вообще нарастание ксенофобских настроений в Европе доказывают, что эта тема для нас актуальна как никогда.

Цель моего эссе - демонстрация важности правильной толерантности для общества на примерах из истории и современности, а затем описание оптимального, по моему мнению, способа достижения максимального распространения этой социальной парадигмы.

Но для начала следует дать определение толерантности, ведь этот термин имеет огромное множество толкований. Итак, толерантность – желание и способность относиться с уважением и терпимостью к носителям отличных культурных норм.

Наиболее красноречивым примером влияния толерантности на развитие взаимоотношений между нациями является история еврейского народа. Евреям в России жилось по-разному и в зависимости от того, как к ним относилась власть, они либо активно помогали ей, либо эмигрировали и участвовали в антиправительственных движениях. Со времен Ивана Грозного евреям в нашей стране были не рады, но, когда государство включило в свой состав Польшу, пришлось создавать национальную политику в отношении евреев. Руководство нашей страны то активно начинало способствовать ассимиляции еврейского населения, обеспечивало его льготами, то начинало на него гонения, потворствовало погромам и вводило жесткую цензуру. В свою очередь каждый такой “перепад” очень резко отражался на патриотизме евреев: Когда их начинали притеснять, они замыкались в себе, в их сердцах росло недоверие и ненависть к русскому народу и власти, в их числе появлялись революционеры, и наоборот, когда власть проявляла толерантность к ним, они активно включались в общественную жизнь, способствуя развитию экономики и культуры. Апогеем этой тенденции стала Революция 1917 года и Гражданская война. Тогда страна разделилась на “красных” и “белых”. Первые сделали своим принципом равенство всех национальностей, отмену сословий, толерантность, интернационализм, вторые же были преисполнены имперскими, националистическими идеями. И естественно было то, что евреи начали активно поддерживать первых, вступая в добровольческие отряды, активно участвуя в организации и жертвуя средства для обеспечения нужд Революции. Чему учит нас этот пример? Тому, что интолерантые общества создают внутри себя нестабильность, которая может быть использована противниками режима для дестабилизации обстановки; тому, что интролерантое отношение к малым национальностям исключает их из общественной жизни и делает их замкнутыми. Помимо этого существует множество примеров, когда крупные социумы подавляли малые, формируя то, что я называю «Колониальным комплексом». Людям и целым народам, подверженным данному комплексу, свойственны болезненная гордость и агрессивность, нежелание интегрироваться в общество, в котором они проживают. Можно сказать, что точно также как жертвы морального и физического насилия зачастую сами становятся насильниками, так и жертвы ксенофобии становятся ксенофобами, усиливая градус ненависти и злобы в обществе. Самыми яркими носителями данного комплекса являются потомки рабов завезенных в Америку из Африки, эмигранты из Марокко, проживающие в анклавах на окраинах Парижа, некоторые молодые кавказцы, приезжающие в крупные города центральной России и многие-многие другие потомки жертв колониального гнета.

Итак, толерантность важна, но как я выразился, правильная толерантность. Чтобы объяснить, что я считаю правильным и неправильным, я приведу пример современной Европы и пример СССР. В Англии, например, недавно началась настоящая кампания против празднования Рождества. Кто основные активисты данной компании? Сами англичане. Их основным мотивом является нежелание оскорблять представителей других религий, которые не отмечают этот праздник. Но проблема в том, что ни один представитель Ислама, Сикхизма, Иудаизма никогда не протестовал до этого против рождества! Многим представителям этих и других религий нравился этот праздник. Также весьма примечательно то, что британский парламент запретил христианам надевать крестики на работу. Таких примеров великое множество. Что это если не самоликвидация европейской культуры? В итоге подобные меры способствуют нарастанию социокультурных конфликтов. Ведь данная ситуация является, по сути, проявлением интолерантности со стороны государства к государствообразующей нации, а ее последствия были описаны мною выше. Именно такое поведение властей в сочетании с распространенностью среди некоторых эмигрантов “колониального комплекса”, на мой взгляд, способствует усилению неонацизма в Европе.

Что касается СССР, то его опыт бесценен в плане понимания того, какими мерами можно создать максимально толерантное общество внутри государства. Конечно, национальная политика СССР имела кое-какие недостатки, но они сейчас не так важны. Гораздо важнее достоинства этой системы, которые обеспечили сосуществование в рамках одного государства множества крайне различающихся между собой национальностей. Наиболее важной особенностью советского государства была активная деятельность по обеспечению межэтнического взаимодействия. Одним из множества примеров этой деятельности были ярмарки в ВДНХ, позволявшие представителям различных национальностей не только обмениваться производственным опытом, но и через общение друг с другом понять, что основополагающие ценности у всех жителей СССР одинаковые. Также примечательна активная пропаганда интернационализма, в целом равноправие всех национальностей, а также отказ от колониального прошлого. Иными словами, в СССР велась активная деятельность по обеспечению интеграции различных культур для постепенного создания советской нации.

Итак, теперь, когда мною доказана важность толерантности для общества, а также представлен в сжатом виде опыт различных стран, которым свойственно внутрикультурное многообразие, мне хочется представить свое виденье решения проблемы ксенофобии и интолерантности. Проблема существует на двух уровнях: личностном и национальном - на мой взгляд, решать ее на этих уровнях следует последовательно. Корень всех зол, на мой взгляд, забитость и униженность части нашего общества. Ведь, как было сказано мною выше, люди, которые были оскорблены и унижены сами становятся ретрансляторами зла внутри общества. А люди, в особенности, русские люди, которых не затронуло моральное и физическое насилие, никогда не позволяют себе оскорблять других. Решение этой проблемы одним лишь государственным вмешательством невозможно, государство должно создавать благоприятную среду для гармоничного развития человеческой личности. Делать это можно через либерализацию школы, включающую в себя создание максимально разнообразных программ обучения, подходящих для всех типов детей, учитывающих индивидуальные особенности учащихся и дающих возможности для творчества (ведь именно творчество помогает совершенствовать человеческую душу). А также через борьбу с насилием в семье и на улице по средствам организации общественных организаций по типу пионеров или скаутов. Помимо этого необходимо обеспечить любыми средствами равно широкий доступ к экономическим, социальным и культурным благам, дабы не создавать мотивов для конфликтов, способных уничтожить все благие начинания.

Когда же эта проблема будет решена, нация будет способна вести открытый, честный диалог с носителями чуждых культурных норм. Именно диалог, а не монолог является необходимым условием успешной политики в социокультурной сфере. Для реализации вышеописанных принципов существует огромное количество мер, но наиболее эффективными является создание различных интернет ресурсов. Наиболее эффективными мне кажется две концепции. Первая, создание специального интернационального школьного ресурса для проведения совместных уроков с жителями других стран и регионов. Этот ресурс поможет детям с раннего детства воспитать уважение и понимание других культур. Вторая, отчасти уже реализована сайтом “Chatroulette”. Этот ресурс обеспечивает веселое и приятное общение между жителями разных стран, представителями разных поколений и разных культур, что является одним из лучших лекарств от ксенофобии. Единственным недостатком этого ресурса является слабая модерация, позволяющая некоторым безнаказанно оскорблять собеседников. Помимо вышеописанных мер, для улучшения обстановки с толерантностью в национальном масштабе необходима активная борьба с экстремизмом через пропаганду толерантности, введение позитивных и негативных правовых санкций, а также через запрет на межгосударственном уровне информационных воин, которые стали одним из проклятий современного межкультурного и межнационального диалога. Также очень полезными для дела распространения толерантности может быть обмен студентами, а также проведение крупных международных фестивалей.

Вдобавок я хочу сказать, что мероприятия, описанные мною выше, необходимо проводить в России крайне осторожно и постепенно по трем причинам. Во-первых, толерантность это не та парадигма, которую можно пробудить быстро без последствий в виде извращения ее основных принципов (примером тому служат некоторые Европейские страны). Во-вторых, российское общество крайне патриархально и консервативно, это значит, что вначале множество из предпринимаемых шагов может натолкнуться на непонимание народа. В-третьих, сейчас внутри России сформировалось два полюса общественного мнения. Первый – население крупных городов, те, кого называют средним классом, второй – жители провинции. Эти два полюса воспримут предпринимаемые шаги совершенно по-разному, настолько по-разному, что могут возникнуть конфликты, способные усилить противоречия этих двух полюсов проявившиеся в период выборов президента и выборов в государственную думу.

В заключение я хочу сказать, что проблема толерантности крайне широка и что для полного ее раскрытия необходимо сложное научное исследование, но в тоже время я надеюсь, что я смог в достаточной мере раскрыть эту проблему. В дальнейшем я надеюсь найти себя на политическом поприще, где данная проблема является одной из самых значимых, и именно там я постараюсь внести посильный вклад в решение этой проблемы, потому что, если она будет решена, то для человечества наконец-то станет достижимо построение Царства Божьего на земле.

 

 

“А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.”

Послание к Колоссянам святого апостола Павла. Гл. 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...