Управление в процессе физического воспитания
План 1. Общая характеристика управления. 2. Планирование как функция управления. 3. Контроль как функция управления. Литература 1) Теория и методика ФВ: Учеб. для студентов фак.физ воспитания пед институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. – 287с. 2) Теория и методика ФВ/ Под ред. Б.М. Шияна. – М.: ФиС, 1988. 3) Матвеев, Л.П. Теория и методика ФК: Учеб.для ин-тов ФК. – М: Просвещение, 1991. – 543с. 1. Общая характеристика управления Деятельность специалиста в сфере ФК характеризуется разнообразным и сложным содержанием. Для достижения желаемой результативности такое содержание должно быть определенным образом систематизировано, подчинено четкой логике функционирования. В любой целесообразной и рационально организованной деятельности можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: планирование, реализация запланированного, контроль и учет результатов. Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия ФУ, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами. Управление физкультурным образованием – это целенаправленное воздействие на людей с целью достижения ими физического совершенства как составной части гармонического развития. Структура управления – это порядок воздействия на людей (рис.1.)
Условные обозначения: z – это задание (программа); u – это управляющее воздействие; y – обратная связь (информация); x – информация о внешнем воздействии; p – результат.
Функции управления – это действия системы управления по достижению поставленной цели (рис.2).
1. Планирование – это обоснование развития системы путем постановки цели и разработки программы и ее реализации. 2. Организация - это формирование субъекта (преподавателя) и объекта (учащихся) управления и наделение их правами и обязанностями. 3. Регулирование – это реализация программы развития системы. 4. Педагогическое общение – вид коммуникации (коммуникация – обмен информацией), построенный на личностном, эмоциональном уровне. 5. Контроль – это получение обратной информации о поведении объекта, о степени эффективности реализации программы. 6. Работа с информацией – это получение, обработка, хранение и использование информации.
2. Планирование как функция управления Сущность планирования в ФК в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога с целью решения задач обучения и воспитания занимающихся ФУ. Планирование – это обоснование целенаправленного достижения занимающимися физического совершенства путем разработки цели программы и ее реализации. Для того чтобы выявить особенности планирования необходимо выделить основные характеристики планирования, к числу которых можно отнести: 1. Сущность планирования, отражающую целевую направленность физкультурного образования учащихся. 2. Содержание планирования, представляющее собой совокупность элементов и взаимосвязей между ними в деятельности учащихся по достижению физического совершенства. · Формирование физкультурных потребностей и интересов (витальных, социальных, духовных); · Формирование теоретических знаний; · Формирование способов физкультурной деятельности (двигательные и методические У и Н); · Формирование способов спортивно-организационной деятельности (правила, освоение технических и тактических приемов).
3. Формы планирования как конкретные разновидности данной деятельности. Выделяют 2 классификации: · По длительности планирования: - перспективное планирование – на длительный срок (на олимпийский цикл или в школе с 1 по 11 классы); - текущее – планирование в течение года, годовое; - оперативное – от нескольких месяцев до одного занятия. · По форме записи: - графическое – положительный момент которого в его наглядности, отрицательный – в очень сокращенном содержании; - текстовое или тематическое (поурочное) – содержание отражено хорошо, но не раскрывает последовательности прохождения содержания занятий. 4. Технологию планирования как определенную последовательность действий по разработке программы достижения физического совершенства. Цель → постановка задач → определение содержания физкультурной деятельности → методы регулирования нагрузки → организация → контроль. В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования: ü Соответствие плана нормативным документам руководящих органов. Все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих органов. Они должны быть тесно увязаны с данными требованиями как по срокам, так и по содержанию. ü Учет общих принципов формирования ФК человека (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленностью ФК) при планировании должен отражать: - научно-обоснованные подходы к укреплении здоровья; - комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности; - объективные закономерности индивидуального развития человека; - целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших ДУН; последовательность решения образовательных, воспитательных задач, определяемых полом, возрастом, особенностями ЖД и другими факторами; - прикладной эффект формирования ФК человека. ü Реальность и конкретность, планирования – это учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования ФК личности. Кроме этого учитывают пол, возраст, состояние здоровья и методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность как по срокам выполнения, так и по содержанию.
ü Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяющиеся условия в ходе педагогического процесса. Для реализации данного требования необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля. Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную информацию: · Уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (состояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся); · Климатические условия; · Состояние учебно-материальной базы и инвентаря; · Данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся; · Сведения о бюджете времени на занятия; · Данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий. В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное. В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. Оно оформляется на учебный год. Общий план обсуждается перед началом учебного года и утверждается руководителем учреждения. Общегодовой план по ФК является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения. При оформлении общего плана выделяются следующие разделы: · Содержание работы; · Сроки выполнения; · Ответственные за выполнение; · Отметка о выполнении. В общем плане указываются следующие виды работы: Организационная работа – комплектование учебных групп, подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка инструкторов-общественников, судий, проведение собраний по организационным вопросам, отчеты; Учебно-методическая работа – составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки);
Учебно-тренировочная работа – сроки занятий по тренировочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о соревнованиях, сроки подготовки и выполнении нормативных требований; Физкультурно- оздоровительная работа – занятия в режиме учебного дня, соревнования, спортивные вечера и праздники, туристские походы; Воспитательная работа – доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами; Врачебный контроль – сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача; Хозяйственная работа – обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями. Для реализации тех или иных видов работы, изложенных в общем плане, разрабатываются частные планы. Например, четвертной план учебно-воспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий КФК и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет, - объемными. В зависимости от сроков действия различают следующие виды планирования: · Перспективное (относительно долгосрочное) – от 1 года до нескольких лет. Программный материал распределяется по учебным периодам, четвертям, семестрам. Определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы. · Текущее планирование – отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны. Так, в школе оно предусматривает раскрытие программного материала на каждую учебную четверть. · Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планирование в ФК является одним из основных факторов успешного ее функционирования. 3. Контроль как функция управления Сущность контроля заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Контроль – это получение, анализ и обработка информации о состоянии занимающихся. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях занимающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать УВП, тем самым способствуя улучшению его качества и эффективности.
Содержание контроля составляют преимущественно две стороны: 1) получение информации о состоянии учащихся; 2) сравнение данной информации с информацией о запланированном состоянии занимающихся, и, в случае необходимости, внесение изменений в предыдущие звенья управления: планирование, организацию, регулирование. Основные требования к контролю: · своевременность – предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процесса. Нарушение этого требования приводит к ослаблению ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма, потерям в качестве и результативности педагогических воздействий; · объективность, точность и достоверность заключается в МАХ соответствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действительности. Какие-либо домыслы, субъективные поправки, искажения фактов могут привести к дезориентации, просчетам в планировании, ошибкам в обучении и воспитании, ложным оценкам; · полнота и информативность предусматривает достаточную всесторонность контроля и учета. Отсутствие достаточной полноты информации затрудняет возможность правильной оценки реальных условий, возможностей или результатов соответствующей деятельности; · простота контроля и учета предполагает доступность его форм и методов, а также возможности получения необходимых данных без лишних затрат времени и сил; · наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитываемых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности. В содержание контроля входит анализ состояния следующих видов подготовленности: - физической (кондиционной) – т.е. уровня развития физических качеств; - технической – т.е. уровня овладения ДД; - теоретической – т.е. степени сформированности физкультурных знаний; - функциональной; - координационной и др. Виды контроля: 1) Этапный – контроль за состоянием занимающихся за относительно длительный промежуток времени. Осуществляется в начале или в конце определенного этапа (учебного года), периода работы (четверти, семестра). Контроль, проводимый в начале этапа называется предварительным и служит для выявления исходных данных для разработки очередных планов, распределения учащихся на учебные группы (информация о количестве, ФР, состоянии здоровья занимающихся, их интересах). Контроль, осуществляемый в конце очередного этапа работы, называется итоговым (заключительным). Он позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги УВП. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на очередной срок. 2) Текущий - осуществляется в течение нескольких занятий, недель, месяцев (микроцикла, мезоцикла – в спортивной тренировке). Помогает оценить качество УВП, установить степень решения поставленных на данный промежуток времени задач, а также выявить повседневные изменения в состоянии занимающихся. Анализ и оценки таких изменений позволяют вносить коррективы в работу, поведение и действия занимающихся. В процессе текущего контроля регистрируются посещаемость занятий, пройденный материал, замечания о доступности, целесообразности и эффективности применяемых средств и методов, оценки ЗУН. 3) Оперативный контроль проводится в рамках одного занятия. Предназначен для получения информации об изменении состояния занимающихся непосредственно во время выполнения упражнений. Эти сведения нужны для рационального управления деятельностью занимающихся на уроке. Простейшими показателями оперативного состояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятий. Методы контроля: 1. Опрос (беседа, интервью, анкетирование); 2. Анализ документов (журнал, протоколы соревнований, отчеты, дневник спортсмена, дневник самоконтроля); 3. Методы наблюдения: инструментальные (хронометраж и др.) и визуального наблюдения (окраска кожных покровов, дыхание); 4. Измерение морфофункциональных показателей: роста, веса, типа телосложения, ОГК, ЭКГ, ЧСС, АД, ЖЕЛ, определение физической работоспособности степ-тесту, тесту Купера или велоэргометрии. 5. Измерение показателей ФП: скоростные способности, силу, силовую выносливость, общую выносливость, гибкость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|