Тема 1. Институциональная теория. Определение институтов
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины«Институциональная экономика» является формирование компетенций, направленных на изучение основных направлений институциональной теории, ее значения для развития современной экономической науки.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Цикл, к которому относится дисциплина:
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
Институциональная теория является междисциплинарной наукой, связанной с изучением проблем, как в области экономики, так и в области социологии, общественной психологии, культурологи, истории и других гуманитарных наук.
Курс «Институциональная экономика» занимает одно из ключевых мест при подготовке специалиста в области экономической теории и в области социологии. Базой для изучения курса являются знания, полученные по предметам; «Экономическая теория», «Социология», «Психология», «История».
Изучение Институциональной экономики позволит развить аналитическое мышление, расширить кругозор бакалавров экономики.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИ
общекультурные компетенции:
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
профессиональные компетенции:
· способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач; способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50);
· способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
· учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16) способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;
· способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
В результате освоения дисциплины студент должен:
Студент должен знать:
· место и роль институтов в экономической жизни общества;
· организационные основы формирования общественного выбора;
· информационное обеспечение институциональной экономики;
· роль государства в неоинституциональной экономической теории;
· теорию организаций: разнообразие соглашений в развитой рыночной экономике
· экономический анализ прав собственности;
· значение учета и управление трансакционными издержками.
Студент должен уметь:
· применять теоретические знания в практической деятельности;
· анализировать современные проблемы экономического развития с позиций институциональной теории;
· применять теорию прав собственности и трансакционных издержек;
· теорию организаций. Институциональный подход
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий
| Форма обучения
|
Очная
| Заочная
|
полный срок
| сокращенный срок
| полный срок
| сокращенный срок
|
Виды и объем учебной работы, в ч
|
Общая трудоемкость дисциплины
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144)
| 4 (144)
|
Аудиторные занятия:
|
|
|
|
|
лекции
|
|
|
|
|
практические занятия
|
|
|
|
|
семинарские занятия
|
|
|
|
|
лабораторные работы
|
|
|
|
|
другие виды аудиторных занятий
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа:
|
|
|
|
|
изучение теоретического курса
|
|
|
|
|
Курсовая работа
|
|
|
|
|
контрольная работа
|
|
|
|
|
домашние задания
|
|
|
|
|
подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
Вид промежуточного контроля
| Экзамен
| Экзамен
| Экзамен
| Экзамен
|
График изучения дисциплины
|
Курс
| I
| I
| I
| I
|
Семестр
| 1-й
| 2-й
| 7-й
| 2-й
|
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Полный срок обучения (очное)
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
|
1.
| Институциональная теория. Определение институтов
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
|
2.
| Этапы развития институциональной теории.
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2
|
3.
| Норма как базовый элемент институтов.Соглашения
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 3.
|
4.
| Рациональность как норма поведения
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 4.
|
5.
| Экономический анализ прав собственности
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 5.
|
6.
| Трансакционные издержки
Теорема Коуза
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 6.
|
7.
| Институт плана и институт рынка
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 7.
|
8.
| Изменение институтов во времени
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 8.
|
9.
| Внелегальная экономика
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 9.
|
10.
| Теория государства.Теория фирмы
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. –10;Участие в практ. занятии – 10.
|
11.
| Логика экономической организации.Теория контрактов
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. –11;Участие в практ. занятии – 11.
|
12.
| Теория игр и моделирование взаимодействий
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. –12;Участие в практ. занятии – 12.
|
13.
| Теория общественного выбора
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. –13;Участие в практ. занятии – 13.
|
14.
| Становление рыночных институтов
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. –14;Участие в практ. занятии – 14.
|
15.
| Трансформация экономического сознания
| I I
|
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. –15;Участие в практ. занятии – 15.
|
| Подготовка к экзамену
| I I
|
|
|
|
|
|
|
Итого за 1 семестр
|
|
|
| | Экзамен
|
|
Всего за курс
|
|
|
| | Экзамен
|
| |
| | | | | | | | | |
Таблица 2.2
Сокращенный срок обучения (очное)
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
|
1.
| Экономика и экономическая наука: практика и теория хозяйственно-экономической деятельности
|
| 1,2
|
|
|
| Еженед.
| Эссе – 1;
Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 1,2.
|
2.
| Своеобразие экономического образа мышления. Принципы экономической теории
|
| 2,3
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3.
|
3.
| Методы и инструменты экономического анализа
|
| 3,4
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
|
4.
| Теория экономического блага
|
| 5,6
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
|
5.
| Воспроизводство: фазы и их экономическое содержание. Простое и расширенное воспроизводство
|
| 7,8
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
|
6.
| Типы хозяйства и экономические системы
|
| 9,10
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10.
|
7.
| Домохозяйство, фирма, государство как экономические субъекты
|
| 11,12
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 12.
|
8.
| Рынок и деньги как основные институты современной экономики
|
| 12,13, 14
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13; Поверочная работа – 14.
|
9.
| Отношения собственности: социально-экономическое содержание и организационно-правовые формы.
|
| 14,15
|
|
|
| Еженед.
| Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
|
| Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого за 2 семестр
|
|
|
| | Экзамен
|
|
Всего за курс
|
|
|
| | Экзамен
|
| |
| | | | | | | | | |
Содержание разделов (тем) дисциплин
Тема 1. Институциональная теория. Определение институтов
Новый инструментарий. Объяснение правил. Метод анализа. Методологический индивидуализм и холизм. Фокальная точка. Концепция «человека экономического» и ее критика. Системность и междисциплинарность институционального подхода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: