Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По педагогической практике

ОТЧЁТ

Направление 38 04 01 Экономика

Наименование магистерской программы Экономика фирмы и отраслевых рынков

Заочная форма обучения

 

Выполнил: магистрант 2-го курса

Кудрявцева Кристина Николаевна

Руководитель педагогической практики к.э.н., доцент кафедры экономики Иванова Л.А.

 

Руководитель магистерской программы

к.э.н., доцент Быстрицкая А.Ю.

 

Курск 2017

Содержание

Введение. 3

1. Изучение основного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки 380301 Экономика. 6

2. Разработка рабочей программы по дисциплине «История экономики» по направлению подготовки 380301 Экономика, профиль Экономика организаций и предприятий; квалификация (степень) Бакалавр. 16

3. Разработка конспектов лекций по дисциплине «История экономики». 19

4. Разработка комплекса семинарских занятий по дисциплине «История экономики» 20

5. Составление заданий в тестовой форме по дисциплине «История экономики» 24

6. Контрольная работа по дисциплине «История экономики». 30

7. Темы эссе и рефератов по дисциплине «История экономики». 35

8. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине «История экономики» 40

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 42

Приложения. 44

Приложение 1. Рабочая программа по дисциплине «История экономики» по направлению подготовки 380301 Экономика, профиль Экономика организаций и предприятий; квалификация (степень) Бакалавр. 45

Приложение 2. Разработка конспектов лекций по дисциплине «История экономики».......................................................… 62

Приложение 3. Разработка фонда оценочных средств по дисциплине «История экономики».......................................................… 87

Введение

В процессе профессиональной подготовки специалистов образования значительное место занимает педагогическая практика. Именно во время прохождения практики магистранты имеют возможность апробации своих сил и возможностей в реальной образовательной среде в соответствии с профессиональной направленностью.

Целью педагогической практики является изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высшем учебном заведении. Магистрант Курского государственного университета приобретает опыт педагогической работы, навык научно-исследовательской деятельности, а именно способностями:

1) применять современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных ступенях обучения в различных образовательных учреждениях;

2) формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики.

А также готовность:

1) к разработке и реализации методических моделей, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях;

2) к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области;

3) проектировать новое учебное содержание, методики обучения.

Учебная дисциплина относится «История экономики» опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Экономическая теория», «История экономических учений», «Экономика России», «Экономическая история» и «История мировой экономики».

Задачи практики:

1) развитие практических навыков ведения педагогической работы в ВУЗе;

2) вооружение общепедагогическими аспектами реализации компетентностных подходов к образовательному процессу, к умению наблюдать, анализировать учебный процесс, выявлять его проблемы;

3) адаптация к реальным условиям образовательного учреждения;

4) формирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;

5) получение практических навыков в технологии преподавательской деятельности;

6) внедрение новых форм преподавания в учебный процесс;

7) подготовка методических разработок лекций и семинарских занятий с использованием интерактивных форм преподавания;

8) проведение лекций и семинарских занятий по экономическим дисциплинам с применением компьютерных технологий;

9) приобретение практических навыков работы с различными образовательными программными продуктами.

Структура отчета по учебной практике:

1) разработанная рабочая программа по дисциплине «История экономики» по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата);

2) разработана лекция с презентацией на тему: «Предмет, функции, периодизация истории экономики. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития»;

3) планы семинарских занятий на темы: «Предмет, функции, периодизация истории экономики»; «Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития»; «Варианты развития феодальной экономики»; «Становление индустриальной экономической системы»; «Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале ХХ в. Монополизация экономики»; «Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах. Становление экономической системы государственного социализма в ССС»; «Попытки изменения советской экономической системы».

4) материалы для проверки знаний студентов: тестовые задания; вариант контрольной работы, задания для самостоятельной работы.


 

1. Изучение основного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки 380301 Экономика

 

В период практики мной было изучено Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069), был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата).

Признан утратившим силу:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2010 г., регистрационный № 16500)».

2. Пункт 70 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр", утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Высшее образование по программам бакалавриата в рамках данного направления подготовки (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) может быть получено только в образовательных организациях. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

Обучение по программе бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной форме обучения.

Обучение в очно-заочной или заочной формах допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

Срок получения образования по программе бакалавриата: в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года.

Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

В очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.

При обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

1) экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

2) финансовые, кредитные и страховые учреждения;

3) органы государственной и муниципальной власти;

4) академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

5) учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; организационно-управленческая; педагогическая; учетная; расчетно-финансовая; банковская; страховая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

1) ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

2) ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

1) учетная деятельность;

2) документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;

3) ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;

4) проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

5) составление и использование бухгалтерской отчетности;

6) осуществление налогового учета и налогового планирования в организации;

7) расчетно-финансовая деятельность:

8) участие в осуществлении финансово-экономического планирования в секторе государственного и муниципального управления и организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

9) ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

10) составление финансовых расчетов и осуществление финансовых операций;

11) осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность;

12) участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления;

13) банковская деятельность:

14) ведение расчетных операций;

15) осуществление кредитных операций;

16) выполнение операций с ценными бумагами;

17) осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций;

18) выполнение внутрибанковских операций;

19) страховая деятельность:

20) реализация различных технологий розничных продаж в страховании;

21) организация продаж страховых продуктов;

22) сопровождение договоров страхования (определение франшизы, страховой стоимости и премии);

23) оформление и сопровождение страхового случая (оценка страхового ущерба, урегулирование убытков);

24) ведение бухгалтерского учета и составление отчетности страховой организации.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

1) способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

2) способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

3) способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

4) способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

5) способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

6) способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

7) способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

8) способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

9) способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

1) способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

2) способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

3) способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);

4) способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

учетная деятельность:

1) способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ППК-1);

2) способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ППК-2);

3) способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов – во внебюджетные фонды (ППК-3);

4) способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ППК-4);

5) способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ППК-5);

расчетно-финансовая деятельность:

6) способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ППК-6);

7) способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ППК-7);

8) способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ППК-8);

9) способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ППК-9);

10) способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ППК-10);

11) банковская деятельность:

12) способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ППК-11);

13) способностью оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ППК-12);

14) способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ППК-13);

15) способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль выполнения резервных требований Банка России (ППК-14);

16) способностью вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ППК-15);

страховая деятельность:

17) способностью осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ППК-16);

18) способностью документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации (ППК-17);

19) способностью осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ППК-18);

20) способностью вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ППК-19).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата.

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и вид деятельности.

При проектировании программы бакалавриата образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.

2. Разработка рабочей программы по дисциплине «История экономики» по направлению подготовки 380301 Экономика, профиль Экономика организаций и предприятий; квалификация (степень) Бакалавр

 

Учебная дисциплина «История экономики» принадлежит к циклу ОПД (общепрофессиональные дисциплины)общеобразовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

Цель курса – приобретение студентами представления о многовариантности исторического опыта хозяйственного развития; изучение основных типов экономических систем, в рамках которых организуется хозяйственная деятельность человека; механизм их функционирования, взаимодействия и взаимовлияния.

Основными задачами курса являются:

1) усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее многообразии;

2) приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития разных стран;

3) формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы хозяйственной деятельности человечества;

4) выработка экономического мышления, придание ему реализма, историзма и масштабности;

5) осмысление вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.

Данная учебная дисциплина относится к блоку дисциплин профиля «Экономическое образование», что означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления. Учебная дисциплина является частью читаемых кафедрой дисциплин в области истории экономики.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Экономическая теория», «История экономических учений», «Экономика России», «Экономическая история» и «История мировой экономики». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании исторических событий в экономике стран, специфика управления и оценка их роли.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1) знать историю возникновения, развития, противоборства и смены экономических идей, систематизированных в экономические учения; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; теоретико-методологические аспекты и пути развития экономики в России; закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики;

2) уметь ориентироваться в мировом историческом процессе; ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам истории экономики, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции; оценивать экономические идеи в историческом развитии общества и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости; использовать в практической деятельности основные понятия и категории;

3) владеть представлением об экономических процессах и явлениях, происходящих в стране и в мире; методами разработки и принятия ответственных экономических решений в соответствии с поставленной задачей и объяснение полученных результатов; теоретико–методологическими аспектами развития экономики; навыками поиска и использования информации о развитии экономической истории в разрезе исторических эпох; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

Приоритетные формы, методы, технологии обучения.

При изучении курса «Истории экономики» применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские и практические занятия, разбор конкретных ситуаций («кейс-технологии»), индивидуальные занятия; контрольные работы, тестирование, консультации, самостоятельная работа обучаемых. Основными видами занятий по данной дисциплине являются лекции и семинары. В ходе лекций преподаватель дает учащимся общее представление об основных историко-экономических структурах и тенденциях их изменения, как реализовавшихся в действительности, так и оставшихся в сфере возможного. При этом акцент делается на установлении взаимосвязи между экономикой прошлого и хозяйственными проблемами современности.

На семинарах и практических занятиях учащиеся выполняют аналитические задания, показывают степень усвоения лекционного материала и выполнения домашних заданий, обсуждают концепции экономического развития, делают доклады, посвящённые отдельным эпизодам экономической истории, историческим формам экономики и тенденциям их изменения.

После изучения курса желательно, чтобы каждый учащийся имел четкое представление о главных исторических формах экономики и тенденциях трансформации экономической жизни, понимал связь исторической и современной экономической проблематики.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет.

Программа дисциплины в Приложении 1.


 

3. Разработка конспектов лекций по дисциплине «История экономики»

 

Конспекты лекций разработаны в виде презентаций и представлены в Приложении 2.


 

4. Разработка комплекса семинарских занятий по дисциплине «История экономики»

Содержание семинарских занятий

Тема семинара 1.Предмет, функции, периодизация истории экономики.

Вопросы к обсуждению

1. Многовариантность определения предмета, междисциплинарный характер, основные этапы развития историко-экономической науки.

2. Общие и отличительные черты основных подходов к периодизации истории экономики, взаимодополняемость цивилизационного, институционального и формационного подходов.

3. Мировоззренческая, познавательная, аналитическая, критическая, прогностическая, практическая функции истории экономики.

Темы докладов

1. Предмет и функции истории экономики.

2. Методология науки и курса истории экономики.

3. Методы историко-экономического анализа.

4. Научные школы истории экономики и периодизация мирового хозяйства.

5. Место курса «История экономики» в системе образования экономиста.

 

Тема семинара 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.

Вопросы к обсуждению

1. Древнейшие цивилизации в долинах Великих рек Востока.

2. Суперимперии Древнего Востока.

3. Античные государства: геополитические факторы и стратегия.

4. Нарастание кризисных явлений.

Темы докладов

1. Хозяйственная система древневосточных цивилизаций.

2. Сущность патриархального рабства.

3. Экономика античных государств. Основные черты античной экономики.

4. Античная форма собственности.

5. Кризис рабовладения в Римской империи, возникновение новых хозяйственных отношений.

 

Тема семинара 3.Варианты развития феодальной экономики.

Вопросы к обсуждению

1. Зарождение феодализма. Расцвет феодальной экономики.

2. Киевская Русь.

3. Экономика удельных княжеств.

4. Становление государственного хозяйства.

5. Утверждение крупных феодальных владений.

Самостоятельная работа

1. Аналитическая записка «Борьба за политическое единство в период развития феодальной экономики».

Контрольная работа

1. Итоговая контрольная работа по РАЗДЕЛУ 1 «ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА».

 

Тема семинара 4.Становление индустриальной экономической системы.

Вопросы к обсуждению

1. Социально-экономическая сущность индустриальной системы, этапы эволюции.

2. Промышленная революция.

3. Буржуазные революции и реформы.

4. Утверждение рыночной экономики и инфраструктуры.

5. Система золотого стандарта, экономическая свобода, протекционизм, колониализм.

Темы рефератов

1. Англия – предпосылки индустриального первенства. «Догоняющие» варианты индустриализации стран континентальной Европы. США переселенческий капитализм.

2. Россия. Начальный этап промышленной революции: «точечная» индустриализация и крепостной базис.

3. Япония. Патерналистский вариант становления и развития промышленного капитализма.

 

Тема семинара 5.Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале ХХ в. Монополизация экономики.

Вопросы к обсуждению

1. Магистральные направления научно-технических инноваций второй технологической революции.

2. Россия. Рыночные реформы. Политика ускоренной индустриализации.

3. Япония. «Новая» экономическая политика. Приватизация и образование дзайбацу.

Самостоятельная работа

1. Написание эссе

 

Тема семинара 6.Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах.Становление экономической системы государственного социализма в СССР.

 

Вопросы к обсуждению

1. Экономические последствия первой мировой войны.

2. Мировой экономический кризис.

3. Антикризисные мероприятия государства.

4. Большевистская экономическая стратегия и тактика. «Военный коммунизм». НЭП: рыночная модель, ее кризис.

5. Сталинская модернизации СССР. Первые пятилетние планы.

6. Экономический потенциал страны накануне и в период второй мировой войны.

Контрольная работа

1. Итоговая контрольная работа по РАЗДЕЛУ 2 «ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА».

 

Тема семинара 7.Попытки изменения советской экономической системы.

Вопросы к обсуждению

1. Послевоенная экономическая стратегия.

2. Научно-технические достижения.

3. Нарастание кризисных явлений в экономике.

4. Политический кризис, распад СССР.

5. Радикальная экономическая реформа в Российской федерации.

6. Современная экономическая стратегия российского правительства.

Контрольная работа

1. Итоговая контрольная работа по РАЗДЕЛУ 3 «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

 

 


 

5. Составление заданий в тестовой форме по дисциплине «История экономики»

1. Отличительные черты Азиатского способа производства:

а) монополия государства на экономические ресурсы;

б) экономическая свобода производителей;

в) структурный характер товарного производства;

г) низкий уровень развития ремесленного производства.

2. Коммутация земельной ренты означала:

а) переход к денежной ренте;

б) сокращение помещичьего хозяйства;

в) переход к натуральной ренте;

г) увеличение отработок.

3. В Древней Руси денежными единицами были:

а) гривна, куна;

б) копейка, деньга;

в) грош, рубль;

г) полтинник, гривенник.

4. Первые предприниматели в банковском бизнесе:

а) менялы;

б) феодалы;

в) купцы;

г) ремесленники.

5. История экономики изучает:

а) развитие отдельных отраслей народного хозяйства;

б) типы и формы хозяйства;

в) экономическую политику государства историю экономических институтов.

6. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

а) превышение экспорта над импортом;

б) превышение импорта над экспортом;

в) рост заграничных инвестиций

7. Экспортные отрасли городского ремесла Западной Европы XI-XIV вв.:

а) текстильная, металлообрабатывающая;

б) нефтяная;

в) металлургия;

г) гончарная.

8. Последствия Аграрного переворота в Англии:

а) формирование рынка труда;

б) наделение крестьян землей;

в) личное освобождение крестьян;

г) превращение земли в свободно отчуждаемую собственность.

9. Инновации второй технологической революции:

а) электроэнергетика;

б) микроэлектроника;

в) механизация текстильного производства;

г) книгопечатание.

10. В каком из вариантов правильно сформулировано определение органического строения капитала:

а) сумма постоянного и переменного капитала;

б) разность между постоянным и переменным капиталом;

в) отношение оборотного капитала к переменному;

г) отношение постоянного капитала к переменному.

11. Когда произошло становление системы регулируемого капитализма:

а) после мирового экономического кризиса;

б) после первой мировой войны;

в) в ходе структурных кризисов середины 1970-х гг.;

г) в период наполеоновских войн.

12. Когда проводилась Новая экономическая политика (НЭП):

а) с 1918 до 1920;

б) с 1921 до 1929;

в) с 1921 до 1925;

г) с 1918 до 1922.

13. Какие типы мануфактур существовали в России во второй половине XVIII века:

а) помещичья;

б) казенная;

в) купеческая;

г) крестьянская.

14. Что, по мнению К. Маркса, создает конкурентный труд:

а) прибыль;

б) потребительную стоимость;

в) процент;

г) ренту.

15. Какой фактор несвойственен феодальной экономике:

а) сочетание крупного землевладения и мелкого землепользования;

б) господство натурального хозяйства;

в) высокие темпы развития экономики;

г) личная зависимости крестьян.

16. Что является первой стадией капитализма в промышленности:

а) крепостная мануфактура;

б) специализация труда;

в) централизованная мануфактура;

г) простая капиталистическая кооперация.

17. Ключевым моментом сталинской модернизации экономики СССР был:

а) курс на форсированную индустриализацию;

б) курс на автаркию;

в) курс на развитие внешнеэкономических связей;

г) курс на экспорт сырья.

18. Основной целью введения НЭПа было стремление добиться:

а) «смычки» промышленности с сельским хозяйством через торговлю;

б) мобилизации ресурсов в условиях гражданской войны;

в) ликвидации товарного хозяйства и переход к продуктообмену;

г) ликвидации государственных «командных» высот в экономике.

19. Где доминировал частный капитал в годы НЭПа:

а) в отраслях, производящих средства производства;

б) на железнодо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...