Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и место стран Латинской Америки в формирующейся мировой системе.




Глобальная экономическая интеграция изменила структуру власти в мире: еще более очевидным стало преимущество главных действую­щих сил и отставание периферии. Новый мировой порядок, сфор­мировавшийся в эпоху глобализации, выявил беспомощность раз­вивающихся стран в противостоянии с экономическими гигантами. Латиноамериканские страны столкнулись с новым набором угроз и вызовов.

Первой из них стала проблема геоэкономической нестабильности латиноамериканского региона. Она стала результатом использова­ния под патронажем США неолиберальной экономической модели странами Латинской Америки при их интеграции в мирохозяйственные связи.

Либеральные реформы конца 80-х в Мексике привели к социально-эконо­мическому кризису. Вслед за мексиканским кризисом последовали бразильский и аргентинский. Особенно сложная ситуация сложилась в Аргентине, также продолжающей путь либеральных реформ по рецептам МВФ (МН Валютный Фонд).

Еще одна важнейшая проблема латиноамериканских стран — резкая поляризация в обществе между стремительно богатеющей элитой и растущей нищетой большинства населения, что служит причиной перманентной социальной нестабильности в странах Латинской Аме­рики. Рост безработицы и падение уровня жизни порождают ситуа­цию гражданской войны.

Выход из этой ситуации многие латиноамериканцы видят в ми­грации в США и Канаду, которая принимает угрожающие масшта­бы. Число нелегальных мигрантов, проникающих через мексикан­скую границу в США, оценивается в 1—1,5 млн. ежегодно.

Стратегия взаимодействия и региональная интеграция

Геополитическая стратегия стран Латинской Америки ориентиро­вана на решение двух задач:

1) осознание необходимости объеди­нения латиноамериканских государств для проведения общей эко­номической политики и отстаивания общих позиций на мировой арене;

2) создание противовеса давлению США в регионе путем выстраивания новых экономических и политических отношений с Европейским Союзом и Россией. Решение этих двух задач взаимо­связано и зависит от отношений с США.

Несмотря на изменение форм и методов геополитического контро­ля, стратегия США в отношении стран Латинской Америки в по­следние годы осталась прежней — стремление к гегемонии на кон­тиненте. Если в первой половине XX в. преобладало откровенное политическое давление и даже военные интервенции США в регионе (в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику), то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демокра­тическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнер­ских отношений.

Важным инструмен­том контроля США является ОАГ (организация американских гос-в), созданная на 9-й Межамерикан­ской конференции в Боготе в 1948 г. ОАГ объединяет все 35 госу­дарств Западного полушария плюс США и Канаду (1994 г.). В 1962 г. под нажимом США от участия в работе органов ОАГ было отстра­нено нынешнее правительство Кубы.

Для повышения эффективности деятельности и содействию ОАГ в социально-эко­номической сфере в 1996 г. создан Меж­американский совет по комплексному развитию (СИДИ). Важное направление деятельности ОАГ — укрепление демократии и обеспече­ние прав человека ипроблемы континентальной безопасности. США стремятся сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотруд­ничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысле­ния концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вы­зовам — проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией, по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими.

Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамерикан­ская ассоциация свободной торговли) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамери­канских торгово-экономических союзов, имеющих антиамерикан­скую направленность.

В 1990 г. была создана Группа Рио, объе­динившая 14 наиболее влиятельных государств региона — Брази­лию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Колумбию, Коста-Рику, Чили, Уругвай, Парагвай и др. Группа Рио выступает с резким осуждением политики США, направленной на торгово-экономическую блокаду Кубы, Такая откровенно антиамериканская позиция этой организации свидетельствует о растущем стремлении латиноамериканских госу­дарств самостоятельности.

В 1991 г. был создан Южноамериканский общий рынок (МЕРКО-СУР), в который вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили. Основная его цель — способствовать более тесной экономи­ческой интеграции южноамериканских государств, отчасти — в от­вет на подписание НАФТА (США, Канада, Мексика)

Спустя более чем 150 лет США сперва организуют “независимое государство” в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои “миротворческие” войска и под видом гуманитарной помощи осуществляют экономическую экспансию.

Реализуя функцию “международной политической силы”, в начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Начиная с 50-х годов XX в. и до конца второго тысячелетия вмешательство США в жизнь стран континента практически не прекращалось.

Растущее национально-освободительное движение в Латинской Америке в первую очередь было направлено против бесцеремонного северного соседа и его ставленников.

Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро. По словам бывшего президента Гондураса П. Бонилья даже упоминание об этой... доктрине... считается в странах Латинской Америки оскорблением их достоинства и их суверенитета и в то же время угрозой их независимости.

В начале XXI в. в Латинской Америке набирают силу левоцен­тристы, которые приходят там к власти повсеместно — от Венесу­элы до Аргентины. Коренное население становится все активнее и влиятельнее, особенно в Боливии и Эквадоре. В этих странах они хотят либо ввести национальный контроль над добычей нефти и газа, либо, в ряде случаев, вообще прекратить такую добычу.

Венесуэла, являющаяся ведущим экспортером нефти в Южном полушарии, наладила самые тесные из латиноамериканских стран отношения с Китаем. Она намерена продавать ему все большее ко­личество нефти, что является частью усилий этой страны по сни­жению своей зависимости от открыто враждебного американского правительства. Венесуэла присоединилась к МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.)

Укрепляются и отношения между Венесуэлой и Кубой, причем каждая из стран вносит в них свой вклад. Венесуэла поставляет де­шевую нефть, а Куба взамен организует программы в области обра­зования и здравоохранения, направляя в эту страну тысячи высоко­квалифицированных профессионалов, учителей и врачей, которые работают в самых бедных и заброшенных районах. Куба делает это повсюду в странах третьего мира. Кубинскую медицинскую помощь приветствуют везде.

ЕС и Латинская Америка

Европейские эксперты отмечают повышение ин­тереса латиноамериканских стран к сотрудничеству с ЕС, поскольку Латинская Америка не хочет усиления односторонней зависимости от США. В качестве приоритетов сотрудничества рассматривались про­граммы региональной интеграции, экономических реформ, содей­ствия развитию экспортных возможностей, социального развития, смягчения проблемы бедности, модернизации государственного аппарата и зашиты окружающей среды. На реализацию этих про­грамм Аргентине, Бразилии, Парагваю, Уругваю выделялись миллионы евро.

Кроме развития экономического сотрудничества, между ЕС и Латинской Америкой установлены прямые связи на уровне глав и правительств и принято соглашение о стратегическом партнерстве.

Однако внутри латиноамериканского сообщества отношения с ЕС достаточно часто вызывают волну критики. Это касается затягивания переговоров по снижению барьеров на пути ла­тиноамериканского экспорта сельскохозяйственных товаров на рынки ЕС. Упорное нежелание ЕС идти на уступки в этих вопросах вполне объяснимо, поскольку в ряде стран ЕС аграрный сектор играет значительную роль. Вместе с тем, ЕС постепенно превращается в крупнейшего инвестора в регионе, в противовес США.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...