Роль и место стран Латинской Америки в формирующейся мировой системе.
Глобальная экономическая интеграция изменила структуру власти в мире: еще более очевидным стало преимущество главных действующих сил и отставание периферии. Новый мировой порядок, сформировавшийся в эпоху глобализации, выявил беспомощность развивающихся стран в противостоянии с экономическими гигантами. Латиноамериканские страны столкнулись с новым набором угроз и вызовов. Первой из них стала проблема геоэкономической нестабильности латиноамериканского региона. Она стала результатом использования под патронажем США неолиберальной экономической модели странами Латинской Америки при их интеграции в мирохозяйственные связи. Либеральные реформы конца 80-х в Мексике привели к социально-экономическому кризису. Вслед за мексиканским кризисом последовали бразильский и аргентинский. Особенно сложная ситуация сложилась в Аргентине, также продолжающей путь либеральных реформ по рецептам МВФ (МН Валютный Фонд). Еще одна важнейшая проблема латиноамериканских стран — резкая поляризация в обществе между стремительно богатеющей элитой и растущей нищетой большинства населения, что служит причиной перманентной социальной нестабильности в странах Латинской Америки. Рост безработицы и падение уровня жизни порождают ситуацию гражданской войны. Выход из этой ситуации многие латиноамериканцы видят в миграции в США и Канаду, которая принимает угрожающие масштабы. Число нелегальных мигрантов, проникающих через мексиканскую границу в США, оценивается в 1—1,5 млн. ежегодно. Стратегия взаимодействия и региональная интеграция Геополитическая стратегия стран Латинской Америки ориентирована на решение двух задач:
1) осознание необходимости объединения латиноамериканских государств для проведения общей экономической политики и отстаивания общих позиций на мировой арене; 2) создание противовеса давлению США в регионе путем выстраивания новых экономических и политических отношений с Европейским Союзом и Россией. Решение этих двух задач взаимосвязано и зависит от отношений с США. Несмотря на изменение форм и методов геополитического контроля, стратегия США в отношении стран Латинской Америки в последние годы осталась прежней — стремление к гегемонии на континенте. Если в первой половине XX в. преобладало откровенное политическое давление и даже военные интервенции США в регионе (в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику), то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демократическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнерских отношений. Важным инструментом контроля США является ОАГ (организация американских гос-в), созданная на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в 1948 г. ОАГ объединяет все 35 государств Западного полушария плюс США и Канаду (1994 г.). В 1962 г. под нажимом США от участия в работе органов ОАГ было отстранено нынешнее правительство Кубы. Для повышения эффективности деятельности и содействию ОАГ в социально-экономической сфере в 1996 г. создан Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ). Важное направление деятельности ОАГ — укрепление демократии и обеспечение прав человека ипроблемы континентальной безопасности. США стремятся сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам — проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией, по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими.
Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамериканских торгово-экономических союзов, имеющих антиамериканскую направленность. В 1990 г. была создана Группа Рио, объединившая 14 наиболее влиятельных государств региона — Бразилию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Колумбию, Коста-Рику, Чили, Уругвай, Парагвай и др. Группа Рио выступает с резким осуждением политики США, направленной на торгово-экономическую блокаду Кубы, Такая откровенно антиамериканская позиция этой организации свидетельствует о растущем стремлении латиноамериканских государств самостоятельности. В 1991 г. был создан Южноамериканский общий рынок (МЕРКО-СУР), в который вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили. Основная его цель — способствовать более тесной экономической интеграции южноамериканских государств, отчасти — в ответ на подписание НАФТА (США, Канада, Мексика) Спустя более чем 150 лет США сперва организуют “независимое государство” в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои “миротворческие” войска и под видом гуманитарной помощи осуществляют экономическую экспансию. Реализуя функцию “международной политической силы”, в начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Начиная с 50-х годов XX в. и до конца второго тысячелетия вмешательство США в жизнь стран континента практически не прекращалось. Растущее национально-освободительное движение в Латинской Америке в первую очередь было направлено против бесцеремонного северного соседа и его ставленников. Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро. По словам бывшего президента Гондураса П. Бонилья даже упоминание об этой... доктрине... считается в странах Латинской Америки оскорблением их достоинства и их суверенитета и в то же время угрозой их независимости.
В начале XXI в. в Латинской Америке набирают силу левоцентристы, которые приходят там к власти повсеместно — от Венесуэлы до Аргентины. Коренное население становится все активнее и влиятельнее, особенно в Боливии и Эквадоре. В этих странах они хотят либо ввести национальный контроль над добычей нефти и газа, либо, в ряде случаев, вообще прекратить такую добычу. Венесуэла, являющаяся ведущим экспортером нефти в Южном полушарии, наладила самые тесные из латиноамериканских стран отношения с Китаем. Она намерена продавать ему все большее количество нефти, что является частью усилий этой страны по снижению своей зависимости от открыто враждебного американского правительства. Венесуэла присоединилась к МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.) Укрепляются и отношения между Венесуэлой и Кубой, причем каждая из стран вносит в них свой вклад. Венесуэла поставляет дешевую нефть, а Куба взамен организует программы в области образования и здравоохранения, направляя в эту страну тысячи высококвалифицированных профессионалов, учителей и врачей, которые работают в самых бедных и заброшенных районах. Куба делает это повсюду в странах третьего мира. Кубинскую медицинскую помощь приветствуют везде. ЕС и Латинская Америка Европейские эксперты отмечают повышение интереса латиноамериканских стран к сотрудничеству с ЕС, поскольку Латинская Америка не хочет усиления односторонней зависимости от США. В качестве приоритетов сотрудничества рассматривались программы региональной интеграции, экономических реформ, содействия развитию экспортных возможностей, социального развития, смягчения проблемы бедности, модернизации государственного аппарата и зашиты окружающей среды. На реализацию этих программ Аргентине, Бразилии, Парагваю, Уругваю выделялись миллионы евро.
Кроме развития экономического сотрудничества, между ЕС и Латинской Америкой установлены прямые связи на уровне глав и правительств и принято соглашение о стратегическом партнерстве. Однако внутри латиноамериканского сообщества отношения с ЕС достаточно часто вызывают волну критики. Это касается затягивания переговоров по снижению барьеров на пути латиноамериканского экспорта сельскохозяйственных товаров на рынки ЕС. Упорное нежелание ЕС идти на уступки в этих вопросах вполне объяснимо, поскольку в ряде стран ЕС аграрный сектор играет значительную роль. Вместе с тем, ЕС постепенно превращается в крупнейшего инвестора в регионе, в противовес США.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|