Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с эмпирической базой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра Уголовного процесса и правоохранительной деятельности

 

«УТВЕРЖДАЮ»

___________________

 

«____» ____________ 20 г.

 

 

ПРОГРАММА
производственной практики

 

Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция

 

Программа подготовки 40.04.01.03 Судопроизводство в Российской Федерации

 

Степень (квалификация) выпускника

магистр юриспруденции

 

 

Курс, семестр II курс 4 семестр

Трудоемкость 432 часов 12 зачетных единиц

Ижевск, 2016 г.


1. Требования ФГОС:

Область профессиональной деятельности:

включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.

 

Объекты профессиональной деятельности:

общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

 

Виды профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

 

Задачи профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.

2. Место практики в структуре ООП ВПО:

Дисциплины, на освоении которых базируется практика:

- история и методология юридической науки;

- актуальные проблемы правового регулирования реализации судебной власти;

- проблемы конституционного процесса;

- проблемы административного процесса;

- актуальные проблемы арбитражного и гражданско-процессуального права;

- актуальные проблемы уголовно-процессуального права;

- теория и методология процессуального доказывания;

- актуальные проблемы судопроизводства по трудовым и социальным делам;

- судебные и экспертные ошибки;

- защита прав личности в Европейском Суде по правам человека;

- методика преподавания юриспруденции в высшей школе и другие.

Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ООП: производственная практика базируется на изученных дисциплинах теоретического цикла и освоенных студентами методах научно-исследовательской деятельности. В ходе практики студенты отрабатывают навыки преимущественно научно-исследовательской деятельности, которые требуют, в том числе, наличия навыков профессионально-юридической и педагогической деятельности, собирают эмпирический материал для выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Производственная практика включает в себя: научно-исследовательскую часть, составляющую основное содержание данной практики, и на выбор студента дополняется юридическим консультированием или педагогической практикой. Круг задач, решаемых при прохождении практики, определяется видом практики. Конкретные задачи практики для каждого студента определяются с учетом его индивидуального плана.

 

3. Цель практики:

Научно-исследовательская часть имеет своей целью:

- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой;

- овладение методами научного исследования;

- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение им навыков анализа своего труда, формирование потребности в постоянном самообразовании;

- сбор материалов по теме квалификационной работы.

Юридическое консультирование имеет своей целью:

- закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы по специализации;

- закрепление навыков самостоятельной работы с законодательством и его применением для разрешения конкретных правовых ситуаций;

- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой;

- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение им навыков анализа своего труда, формирование потребности в постоянном самообразовании;

- сбор материалов по теме квалификационной работы.

Педагогическая часть имеет своей целью:

- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания;

- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой;

- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы, с передовым педагогическим опытом;

- ознакомление студентов с организационно-правовой структурой управления образованием;

- воспитание у студентов любви и уважения к профессии преподавателя.

 

4. Задачи практики:

Научно-исследовательская часть:

- анализ действующих нормативных правовых актов и разработка предложений по их совершенствованию;

- анализ судебной практики, выявление дискуссионных вопросов правоприменения, разработка предложений по их разрешению;

- исследование эффективности деятельности судов; выявление проблем, влияющих на достижение назначения судопроизводства, разработка предложений по их устранению;

- осуществление правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей научно-исследовательской работы;

 

Юридическое консультирование:

- обоснование и принятие решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм по вопросам консультационной деятельности;

- составление юридических документов;

- участие в обеспечении законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в рамках обращений граждан и представителей юридических лиц;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за консультацией;

- оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

 

Педагогическая часть:

- осуществление организационно-управленческих функций в рамках педагогической деятельности;

- проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей научно-исследовательской работы;

- преподавание юридических дисциплин в соответствии с дисциплинами кафедры;

- осуществление правового воспитания.

 

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

Научно-исследовательская часть:

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).

 

Юридическое консультирование:

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).

 

Педагогическая часть:

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

 

6. Сроки и место проведения практики:

Согласно графику учебного процесса в 4 семестре.

Место проведения практики: кафедры Института права, социального управления и безопасности, юридическая клиника, суды Удмуртской Республики. Место проведения практики определяется ее видом.

7. Структура и содержание практики:

Производственная практика состоит из следующих этапов:

- подготовительный (ознакомление студента с программой прохождения практики, составление и согласование с руководителем практики плана прохождения практики, посещение собрания по практике и получения необходимых документов, в том числе, направления на практику и дневника практики);

- научно-исследовательская работа студента (сбор эмпирического материала по направлению своей научно-исследовательской работы, проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы);

- практическая деятельность (юридическое консультирование или педагогическая практика);

- подготовка и оформление отчета по практике;

- сдача зачета по практике.

 

Содержание учебной практики определяется поставленными задачами. Научно-исследовательская часть практики является основной составляющей производственной практики.

Практика начинается с установочной конференции, на которой студенты знакомятся с программой прохождения практики и получают необходимые документы, индивидуальные задания на практику, проходят инструктаж по технике безопасности.

В рамках конференции проводится ознакомительная лекция о методах решения поставленных перед студентом научных и практических задач, организации самостоятельной работы при прохождении практики.

Конкретные задачи определяются руководителем практики с учетом пожеланий студента и содержанием его индивидуальной научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская часть:

Содержание научно-исследовательской практики охватывает следующие направления: библиографическое дело и работа с эмпирической базой.

В ходе практики студент-магистрант осуществляет библиографическую подготовку исследования в рамках индивидуальной программы НИРМ, производит сбор эмпирического материала и его обработку, используя полученные теоретические и практические знания, осуществляет самостоятельные научно-практические исследования в соответствии с определенными задачами практики.

Библиографическое дело

- изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации;

- приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, библиографического поиска;

- изучение требований ГОСТ к библиографическому описанию научных источников, законодательных актов, иных нормативных материалов и официальных документов;

- приобретение навыков составления научно-библиографических списков;

- приобретение навыков использования библиографического описания в научных работах (статьях, монографиях, рукописях).

Работа с эмпирической базой

- составление программы и плана эмпирического исследования;

- постановка и формулировка задач эмпирического исследования;

- определение объекта эмпирического исследования;

- выбор методики эмпирического исследования;

- изучение статистических методов сбора и анализа эмпирических данных;

- освоение методик анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов);

- освоение методик наблюдения и эксперимента (составление программы, создание условий, прогнозирование и анализ результатов);

- освоение методик моделирования (анализ объекта моделирования, выбор вида модели и ее составление, использование модели и интерпретация полученных результатов);

- приобретение навыков применения эмпирических данных в научных работах.

 

Юридическое консультирование:

Практика проходит в одном из судов УР под руководством судьи. В ходе практики студент должен ознакомиться с принципами организации работысуда, отработать навыки оказания помощи населению в решении вопросов юридического характера, собрать эмпирический материал по теме своего исследования.

 

Педагогическая часть:

Содержание научно-педагогической практики охватывает следующие направления учебно-воспитательного процесса: учебная, воспитательная и исследовательская работа в педагогических целях.

Учебная работа:

- изучение системы работы учебного заведения;

- овладение умением применять на практике принципы единства обучения и воспитания, формулировать и конкретизировать обучающие, развивающие и воспитательные цели занятия;

- изучение методики и техники проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий;

- участие в проведении лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий;

- овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы внеаудиторной работы по предмету;

- овладение методикой осуществления индивидуального подхода к студентам, способов и методов работы со слабоуспевающими и сильными учащимися, опираясь на их индивидные, субъектные и личностные особенности;

- формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;

- овладение инновационными обучающими технологиями.

Воспитательная работа:

- ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы;

- ознакомление с работой куратора группы;

- приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы со студентами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- формирование умения педагогически грамотно строить свои отношения со студентами и коллегами.

Исследовательская работа:

- изучение с помощью психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей студентов и студенческого коллектива (группы);

- изучение передового педагогического опыта.

 

8. Организация самостоятельной работы студентов:

Все этапы производственной практики реализуются студентами самостоятельно с предоставлением отчета, по которому проводится собеседование.

Проблема эффективности самостоятельной работы студентов в период прохождения практики является актуальной и в настоящее время. Большое значение здесь имеет не только учебно-методическая литература, помогающая студентам реализовать требования ФГОС в части учебной практики, но и документационное обеспечение практического обучения.

Студент проходит практику в индивидуальном режиме под руководством опытного преподавателя. Это позволяет грамотно и четко сформулировать задачи практики, определиться с методами решения задач, выявить допущенные ошибки в процессе прохождения практики.

Для прохождения практики разработана форма отчета. Отчет – это своеобразная рабочая тетрадь разового использования, где представлен не только план-задание, но и содержание и анализ проделанной работы. Такая форма отчета позволяет систематизировать материал, организовать работу студентов, а также служит методическим руководством для выполнения практических заданий.

 

 

Программа самостоятельной работы

№ пп Разделы практики Трудоем. в часах Виды работ Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап   Участие в установочной конференции; участие в составлении индивидуального задания на практику Участие в конференции, задание на практику
2. Научно-исследовательская часть   Работа с библиографическим материалом; составление программы эмпирического исследования, его проведение. Анализ результатов библиографического исследования, программа и анализ результатов эмпирического исследования
3. Практическая часть   Работа в суде; участие в учебно-воспитательной и учебно-методической работе кафедр университета (института) Анализ структуры работы учреждения, составленные документы, самоанализ проделанной работы
4. Отчет по практике   Сбор материалов, оформление и презентация отчета по практике Отчетные материалы, презентация отчета

 

 

9. Контроль деятельности студента:

По результатам практики студент представляет отчет о научно-исследовательской практике в целях учета отработанного времени и проделанной работы, который подписывается студентом и утверждается руководителем практики от профилирующей кафедры.

На зачет также представляются документы, собранные и составленные студентами в период практики.

 

Требования к оформлению отчета о производственной практике:

1. Отчет о практике должен иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- основная часть;

- заключение по практике;

- список использованных источников;

- приложения.

2. Титульный лист является первой страницей отчета о научно-исследовательской практике и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование учебного заведения;

- фамилию, имя, отчество лица, проходящего практику;

- гриф утверждения отчета руководителем практики;

- наименование отчета;

- место и сроки прохождения практики;

- место и дата составления отчета.

3. Основная часть отчета должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты практики.

Основная часть должна содержать:

- задачи, стоящие перед студентом-практикантом;

- последовательность прохождения практики;

- краткое описание выполненных работ и сроки их осуществления;

- описание проведенных научно-практических исследований, с указанием их направления, видов, методов и способов осуществления;

- характеристику результатов исследований, изложенную исходя из целесообразности, в виде текста, таблиц, графиков, схем и др.;

- затруднения, которые встретились при прохождении практики.

4. Заключение должно содержать обобщение и оценку результатов практики, включающие в себя

- оценку полноты поставленных задач;

- оценку уровня проведенных научно-практических исследований;

- рекомендации по преодолению проблем, возникших в ходе прохождения практики и проведения научно-практических исследований;

- оценку возможности использования результатов научно-практических исследований в НИРМ и квалификационной работе.

Формой итоговой аттестации практики является зачет. Для сдачи зачета по практике студент должен представить характеристику за подписью руководителя организации, в которой он проходил практику, заверенную печатью организации. В характеристике должен найти оценку уровень подготовки магистранта, проявленный им при выполнении заданий практики, и его отношение к работе.

Зачетная оценка «зачтено» или «незачтено» выставляется с учетом критериев контроля в бально-рейтинговой системе. Минимальная сумма баллов, дающая положительную оценку учебной работе студентов – 61 балл.

 

Оценка работы студентов:

Разделы практики Виды работ Баллы
Подготовительный этап Участие в конференции  
Задание на практику  
Научно-исследовательская часть Анализ результатов библиографического исследования  
Программа и анализ результатов эмпирического исследования  
Практическая часть Выполнение поставленных задач  
Самоанализ проделанной работы  
Отчет по практике Отчетные материалы, презентация отчета  
Всего:    

 

Студенты, не выполнившие программу учебной практики по уважительной причине, направляются на практику в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...