Работа с эмпирической базой
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ Кафедра Уголовного процесса и правоохранительной деятельности
«УТВЕРЖДАЮ» ___________________
«____» ____________ 20 г.
ПРОГРАММА
Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция
Программа подготовки 40.04.01.03 Судопроизводство в Российской Федерации
Степень (квалификация) выпускника магистр юриспруденции
Курс, семестр II курс 4 семестр Трудоемкость 432 часов 12 зачетных единиц Ижевск, 2016 г. 1. Требования ФГОС: Область профессиональной деятельности: включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
Объекты профессиональной деятельности: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
Виды профессиональной деятельности: а) правотворческая; б) правоприменительная; в) правоохранительная; г) экспертно-консультационная; д) организационно-управленческая; е) научно-исследовательская; ж) педагогическая.
Задачи профессиональной деятельности: а) правотворческая деятельность: подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; г) экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; д) организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций; е) научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; ж) педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания. 2. Место практики в структуре ООП ВПО: Дисциплины, на освоении которых базируется практика: - история и методология юридической науки; - актуальные проблемы правового регулирования реализации судебной власти; - проблемы конституционного процесса; - проблемы административного процесса; - актуальные проблемы арбитражного и гражданско-процессуального права; - актуальные проблемы уголовно-процессуального права; - теория и методология процессуального доказывания; - актуальные проблемы судопроизводства по трудовым и социальным делам; - судебные и экспертные ошибки; - защита прав личности в Европейском Суде по правам человека; - методика преподавания юриспруденции в высшей школе и другие. Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ООП: производственная практика базируется на изученных дисциплинах теоретического цикла и освоенных студентами методах научно-исследовательской деятельности. В ходе практики студенты отрабатывают навыки преимущественно научно-исследовательской деятельности, которые требуют, в том числе, наличия навыков профессионально-юридической и педагогической деятельности, собирают эмпирический материал для выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
Производственная практика включает в себя: научно-исследовательскую часть, составляющую основное содержание данной практики, и на выбор студента дополняется юридическим консультированием или педагогической практикой. Круг задач, решаемых при прохождении практики, определяется видом практики. Конкретные задачи практики для каждого студента определяются с учетом его индивидуального плана.
3. Цель практики: Научно-исследовательская часть имеет своей целью: - установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой; - овладение методами научного исследования; - выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение им навыков анализа своего труда, формирование потребности в постоянном самообразовании; - сбор материалов по теме квалификационной работы. Юридическое консультирование имеет своей целью: - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы по специализации; - закрепление навыков самостоятельной работы с законодательством и его применением для разрешения конкретных правовых ситуаций; - установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой; - выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, приобретение им навыков анализа своего труда, формирование потребности в постоянном самообразовании; - сбор материалов по теме квалификационной работы. Педагогическая часть имеет своей целью: - приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания;
- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами с практикой; - ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы, с передовым педагогическим опытом; - ознакомление студентов с организационно-правовой структурой управления образованием; - воспитание у студентов любви и уважения к профессии преподавателя.
4. Задачи практики: Научно-исследовательская часть: - анализ действующих нормативных правовых актов и разработка предложений по их совершенствованию; - анализ судебной практики, выявление дискуссионных вопросов правоприменения, разработка предложений по их разрешению; - исследование эффективности деятельности судов; выявление проблем, влияющих на достижение назначения судопроизводства, разработка предложений по их устранению; - осуществление правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов; - проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы; - участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей научно-исследовательской работы;
Юридическое консультирование: - обоснование и принятие решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм по вопросам консультационной деятельности; - составление юридических документов; - участие в обеспечении законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; - защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в рамках обращений граждан и представителей юридических лиц; - защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за консультацией; - оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
Педагогическая часть: - осуществление организационно-управленческих функций в рамках педагогической деятельности; - проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы;
- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей научно-исследовательской работы; - преподавание юридических дисциплин в соответствии с дисциплинами кафедры; - осуществление правового воспитания.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики: Научно-исследовательская часть: - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).
Юридическое консультирование: - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); - готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); - способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); - способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); - способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7).
Педагогическая часть: - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); - способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); - способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); - способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14); - способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
6. Сроки и место проведения практики: Согласно графику учебного процесса в 4 семестре. Место проведения практики: кафедры Института права, социального управления и безопасности, юридическая клиника, суды Удмуртской Республики. Место проведения практики определяется ее видом. 7. Структура и содержание практики: Производственная практика состоит из следующих этапов: - подготовительный (ознакомление студента с программой прохождения практики, составление и согласование с руководителем практики плана прохождения практики, посещение собрания по практике и получения необходимых документов, в том числе, направления на практику и дневника практики); - научно-исследовательская работа студента (сбор эмпирического материала по направлению своей научно-исследовательской работы, проведение научных исследований по правовым проблемам, соответствующим направлению индивидуальной научно-исследовательской работы); - практическая деятельность (юридическое консультирование или педагогическая практика); - подготовка и оформление отчета по практике; - сдача зачета по практике.
Содержание учебной практики определяется поставленными задачами. Научно-исследовательская часть практики является основной составляющей производственной практики. Практика начинается с установочной конференции, на которой студенты знакомятся с программой прохождения практики и получают необходимые документы, индивидуальные задания на практику, проходят инструктаж по технике безопасности. В рамках конференции проводится ознакомительная лекция о методах решения поставленных перед студентом научных и практических задач, организации самостоятельной работы при прохождении практики. Конкретные задачи определяются руководителем практики с учетом пожеланий студента и содержанием его индивидуальной научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская часть: Содержание научно-исследовательской практики охватывает следующие направления: библиографическое дело и работа с эмпирической базой. В ходе практики студент-магистрант осуществляет библиографическую подготовку исследования в рамках индивидуальной программы НИРМ, производит сбор эмпирического материала и его обработку, используя полученные теоретические и практические знания, осуществляет самостоятельные научно-практические исследования в соответствии с определенными задачами практики. Библиографическое дело - изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации; - приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, библиографического поиска; - изучение требований ГОСТ к библиографическому описанию научных источников, законодательных актов, иных нормативных материалов и официальных документов; - приобретение навыков составления научно-библиографических списков; - приобретение навыков использования библиографического описания в научных работах (статьях, монографиях, рукописях). Работа с эмпирической базой - составление программы и плана эмпирического исследования; - постановка и формулировка задач эмпирического исследования; - определение объекта эмпирического исследования; - выбор методики эмпирического исследования; - изучение статистических методов сбора и анализа эмпирических данных; - освоение методик анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов); - освоение методик наблюдения и эксперимента (составление программы, создание условий, прогнозирование и анализ результатов); - освоение методик моделирования (анализ объекта моделирования, выбор вида модели и ее составление, использование модели и интерпретация полученных результатов); - приобретение навыков применения эмпирических данных в научных работах.
Юридическое консультирование: Практика проходит в одном из судов УР под руководством судьи. В ходе практики студент должен ознакомиться с принципами организации работысуда, отработать навыки оказания помощи населению в решении вопросов юридического характера, собрать эмпирический материал по теме своего исследования.
Педагогическая часть: Содержание научно-педагогической практики охватывает следующие направления учебно-воспитательного процесса: учебная, воспитательная и исследовательская работа в педагогических целях. Учебная работа: - изучение системы работы учебного заведения; - овладение умением применять на практике принципы единства обучения и воспитания, формулировать и конкретизировать обучающие, развивающие и воспитательные цели занятия; - изучение методики и техники проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий; - участие в проведении лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий; - овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы внеаудиторной работы по предмету; - овладение методикой осуществления индивидуального подхода к студентам, способов и методов работы со слабоуспевающими и сильными учащимися, опираясь на их индивидные, субъектные и личностные особенности; - формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности; - овладение инновационными обучающими технологиями. Воспитательная работа: - ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы; - ознакомление с работой куратора группы; - приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы со студентами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - формирование умения педагогически грамотно строить свои отношения со студентами и коллегами. Исследовательская работа: - изучение с помощью психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей студентов и студенческого коллектива (группы); - изучение передового педагогического опыта.
8. Организация самостоятельной работы студентов: Все этапы производственной практики реализуются студентами самостоятельно с предоставлением отчета, по которому проводится собеседование. Проблема эффективности самостоятельной работы студентов в период прохождения практики является актуальной и в настоящее время. Большое значение здесь имеет не только учебно-методическая литература, помогающая студентам реализовать требования ФГОС в части учебной практики, но и документационное обеспечение практического обучения. Студент проходит практику в индивидуальном режиме под руководством опытного преподавателя. Это позволяет грамотно и четко сформулировать задачи практики, определиться с методами решения задач, выявить допущенные ошибки в процессе прохождения практики. Для прохождения практики разработана форма отчета. Отчет – это своеобразная рабочая тетрадь разового использования, где представлен не только план-задание, но и содержание и анализ проделанной работы. Такая форма отчета позволяет систематизировать материал, организовать работу студентов, а также служит методическим руководством для выполнения практических заданий.
Программа самостоятельной работы
9. Контроль деятельности студента: По результатам практики студент представляет отчет о научно-исследовательской практике в целях учета отработанного времени и проделанной работы, который подписывается студентом и утверждается руководителем практики от профилирующей кафедры. На зачет также представляются документы, собранные и составленные студентами в период практики.
Требования к оформлению отчета о производственной практике: 1. Отчет о практике должен иметь следующую структуру: - титульный лист; - основная часть; - заключение по практике; - список использованных источников; - приложения. 2. Титульный лист является первой страницей отчета о научно-исследовательской практике и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе приводят следующие сведения: - наименование учебного заведения; - фамилию, имя, отчество лица, проходящего практику; - гриф утверждения отчета руководителем практики; - наименование отчета; - место и сроки прохождения практики; - место и дата составления отчета. 3. Основная часть отчета должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты практики. Основная часть должна содержать: - задачи, стоящие перед студентом-практикантом; - последовательность прохождения практики; - краткое описание выполненных работ и сроки их осуществления; - описание проведенных научно-практических исследований, с указанием их направления, видов, методов и способов осуществления; - характеристику результатов исследований, изложенную исходя из целесообразности, в виде текста, таблиц, графиков, схем и др.; - затруднения, которые встретились при прохождении практики. 4. Заключение должно содержать обобщение и оценку результатов практики, включающие в себя - оценку полноты поставленных задач; - оценку уровня проведенных научно-практических исследований; - рекомендации по преодолению проблем, возникших в ходе прохождения практики и проведения научно-практических исследований; - оценку возможности использования результатов научно-практических исследований в НИРМ и квалификационной работе. Формой итоговой аттестации практики является зачет. Для сдачи зачета по практике студент должен представить характеристику за подписью руководителя организации, в которой он проходил практику, заверенную печатью организации. В характеристике должен найти оценку уровень подготовки магистранта, проявленный им при выполнении заданий практики, и его отношение к работе. Зачетная оценка «зачтено» или «незачтено» выставляется с учетом критериев контроля в бально-рейтинговой системе. Минимальная сумма баллов, дающая положительную оценку учебной работе студентов – 61 балл.
Оценка работы студентов:
Студенты, не выполнившие программу учебной практики по уважительной причине, направляются на практику в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|