Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционная модель государственной власти в РФ




Тема №16

Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

 

1. Положение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в системе государственной службы РФ.

2. Порядок назначения и выборов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

3. Полномочия депутатов Федерального Собрания РФ.

4. Депутатская неприкосновенность.

5. Социальные гарантии депутатов Федерального Собрания РФ.

6. Формы деятельности депутатов парламента Федерального Собрания РФ.

 

Методические рекомендации

При раскрытии данной темы нужно руководствоваться федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», с последующими дополнениями и изменениями, Регламенты палат. Необходимо раскрыть основные принципы депутатской деятельности, к примеру, принципы несовместимости, означающий, что одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты парламента осуществляют свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

Следует особо подчеркнуть, что мандат депутата Государственной Думы не носит императивного характера, он является свободным.

Важнейшим элементом правового статуса депутатов является депутатский иммунитет, или депутатская неприкосновенность. Необходимо раскрыть содержание понятия депутатского индемнитета.

Далее необходимо проанализировать материальные и социальные гарантии депутатов парламента, их полномочия и формы деятельности.

Список рекомендуемой литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 8 мая 1994 г., в ред. ФЗ от 10 января 2003 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

3. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

4. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

5. Федеральный закон от 31 июля 1995 г., в ред. ФЗ от 7 ноября 2000 г. «Об основах государственной службы РФ».

6. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

7. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г., в ред. от 22 июня 2001 г. «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

8. Регламент Совета Федерации ФС РФ от 30 января 2002 г.

9. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ».

10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Российская газета. 1999 г, 19 октября.

11. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». // Российская газета. 2001, 4 июля.

12. Авакьян С.А. Федеральное Собрание России; перспективы совершенствования организации и деятельности // Вестник МГУ. Сер. Право.- 2002.- № 2.- С. 3-16.

13. Алейник А.А, Правовая природа мандата депутата представительного (законодательного) органа в РФ // Вестник МГУ. Сер. Право.- 1997.-№3.-С. 108-115.

14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов.- 2-е изд. -М.: Норма: Инфра-М,1999.

15. Бессарабов В. Парламент и законотворчество // Законность.- 1999.-№4.-С. 22-26.

16. Большой энциклопедический словарь./ Под ред A.M. Прохорова.-2-е изд.-М, 1997.

17. Генри М., Роберт Правила парламентской процедуры. -Вашингтон, 1992.

18. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. - 2003.-№ 1.-С. 39-47.

19. Закс В. Российский парламент как орган сословного представительства // Свободная мысль.- 2002.- № 4.- С. 69-71.

20. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб, 1894.

21. Королев А.Н., Плешакова О.В. Право «неприкасаемых» // Юридический мир.- 2002.-№ 5.- С. 15-19.

22. Любимов А.П., Царев А.Ю. Состояние и перспективы развития системы федеральных органов государственной власти // Представительная власть.- 2002.- № 2-3.- С.30-35.

23. Малько А.В., Суменков С.Ю. Правовой иммунитет: теоретический и практические аспекты // Журнал российского права.- 2002.- № 2.-С. 16-23.

24. Миронов О.О. Истоки российского парламентаризма // Представительная власть. - 1996.- № 4-5.- С. 98-105.

25. Миронов С.М. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти // Журнал российского права..- 2003.- № 1.- С. 3-8.

26. Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дисс....канд. юрид. наук. Ростов - на - Дону, 1997.

27. Общая и прикладная политология. - М., 1997.

28. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб, 1907.

29. Парламентское право. Учебное пособие под ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Дмитриева. М.: Юриспруденция, 2002. – 128 с.

30. Постовой Н.В. Обсуждение проблем статуса депутатов палат Федерального собрания // Государство и право.- 1994.- № 6.- С. 152-156.

31. Романов P.M. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. - 1998.- № 4.- С.210-225.

32. Рощин В.А. За рамками правового поля: что показал анализ ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Журнал российского права.- 2000.- № 4. С. 84-99.

33. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления..- М.: Юристъ, 1994.

34. Рыбкин И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: Авторефер. дисс.- М., 1995.

35. Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. - Ярославль, 1919.

36. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. - 1998.- № 7.- С.5-13.

37. Хвостов В.М. Общая теория права.. - СПб.- М., 1914.

38. Цветков В.Ю. Иммунитет от уголовного преследования в российском праве // Консультант Плюс.

 

Тема №17

История развития парламентаризма в России

 

1. Понятие «парламента» и «парламентаризма».

2. Возникновение и деятельность Государственной Думы в начале 20 в.

3. Деятельность высшего представительного органа власти в СССР.

4. Деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета в 1989-93 г.г.

5. Формирование и деятельность Федерального Собрания РФ.

 

Методические рекомендации

Изложение темы целесообразно начать с определения парламента, как общенационального представительного органа, осуществляющего законодательные функции. Далее следует разъяснить понятие «парламентаризм», как формы правления.

Затем нужно кратко рассказать о создании и деятельности Государственной Думы в начале 20 в.

Говоря о первых четырех Государственных Думах, следует пояснить, почему именно в начале 20 в. возник в России парламент, какова была компетенция этоговысшего представительного органа, что он сделал для России и как оценить в целом его работу.

После октябрьской революции 1917 г. компетенция представительных органов определяется Конституциями. Следует показать, как формировались данные органы власти, как менялась их компетенция, почему советский парламент не играл сколько-нибудь заметной роли.

В Российской Федерации в 90-х г.г. (до октября 1993 г.) действовали Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

В 1990 г. в Верховном Совете РСФСР были сформированы две палаты – Совет республики и Совет национальностей. Однако фактически, Верховный Совет функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами и весьма серьезную роль играли общие для Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета. Целесообразно показать, что в данное время принципиально изменился подход к роли, функциям парламента в России. Следует кратко охарактеризовать структуру, порядок формирования и компетенцию Федерального Собрания РФ.

Список рекомендуемой литературы

1. Конституция РФ. 1993 г.

2. Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. 1995. №50. (утратил силу)

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства. 1999. №26. (утратил силу).

4. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. 1994. №2. (в редакции ФЗ №8-ФЗ от 10.01.03).

5. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2000. 8 августа.

6. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2002. 25 декабря.

7. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №7 (утратил силу).

8. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с измен. От 29 марта, 29 мая 2002 г.).

9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-11ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (в ред. от 20 марта 2002 г.).

10. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М., 1999.

11. Аврех А.И. Столыпин и 3 Государственная Дума.

12. Вьюницкий В. Прошлое и будущее российского парламентаризма.

13. Горобец В.Д. Парламент РФ. М., 1998.

14. Горобец В.Д. Система комитетов и палат Федерального Собрания // Государство и право. 1998. №8.

15. Гучков А.И. А.И. Гучков рассказывает.

16. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания // Ред. Е.Ф. Варварина. М., 1995.

17. Дякин В.С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 г.г.

18. Иванова В.И. Парламент РФ. Правовое регулирование и организация деятельности: Учеб. Пособие. М., 1995.

19. Калинин Г.С. История государства и права СССР. М., 1976.

20. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. №9.

21. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары.

22. Кухтин С.Н. Законодательная власть в субъектах РФ: сравнительный анализ // Конституционное и муниципальное право. 1998. №1.

23. Милюков П.Н. Воспоминания.

24. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II.

25. Самигуллин В.К. Законодательная деятельность субъектов федерации и пути ее совершенствования // Журнал российского права. 1998. №4-5.

26. Сборник документов: Советы Народных Депутатов (статус, компетенция, организация деятельности). М., 1980.

27. Слезельников С.М. Образование и деятельность I Государственной Думы.

28. Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М., 1989.

29. Старцев В.И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905-1917 г.г.

30. Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные проблемы и регулятивно-целевые ориентиры формирования // Государство и право. 1994. №11.

31. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия.

32. Туинов Е.В. Злая книга или Думские дни. Аврора. 1994. №7.

33. Уманский Я.Н. Советское государство и право. М., 1976.

 

Тема №18

Гражданство РФ

 

1. Понятие и основные принципы российского гражданства.

2. Правовое регулирование гражданства. Приобретение и прекращение гражданства РФ: порядок и основания.

3. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей.

4. Производство по делам гражданства в государственных органах РФ.

5. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство.

6. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище.

 

Методические рекомендации

В начале работы студент должен раскрыть понятие российского гражданства, его морально-политическое содержание и юридическую природу как субъективного права, правоотношения и правового института.

Рассмотрение первого вопроса предполагает и анализ конституционных основ, принципов российского гражданства.

Освещая второй вопрос плана, необходимо проанализировать законодательство о российском гражданстве, обратить внимание на ФЗ от 11 ноября 2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве РФ»».

В работе необходимо изложить порядок приобретения и прекращения признания гражданства, а также сведения о производстве по делам о гражданстве в государственных органах РФ, исполнении решений по делам о гражданстве РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что российское законодательство предусматривает возможность принятия второго гражданства для граждан РФ на основании международных договоров РФ, следует охарактеризовать статус лица с двойным гражданством.

Далее в работе необходимо раскрыть правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

В отношении иностранных граждан в нашей стране установлен национальный режим, это означает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Необходимо обратить внимание на правовые режимы пребывания иностранных граждан в РФ, установленные данным законом: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание (вид на жительство).

Список рекомендуемой литературы

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О гражданстве РФ»».

3. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ.

4. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. «О вынужденных переселенцах» (с изменениями от 7 августа 2000 г.)

5. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. «О беженцах» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г.)

6. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. №746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

7. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство, 1997, №6.

8. Астахов И. Через тернии к гражданству // Домашний адвокат, 2002, №15.

9. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право, 1996, №11.

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М: 2002.

11. Белов А.В. Двойное гражданство и проблемы лояльности. // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2002, №2.

12. Блинов А.Б. Гражданство России: проблемы и перспективы. // Конституционное и муниципальное право, 2002, №4.

13. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства // Законность, 2002, №12.

14. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: 1997.

15. Волох В. Приоритетное право на занятие вакансий - за российскими
гражданами. // Человек и труд, 2002,№ 7.

16. Гудвин-Гилль. Статус беженца в международном праве, Будапешт: 1997.

17. Герасименко Ю. В. Лица, не являющиеся гражданами России как субъекты конституционно-правовых отношений. // Государство и право, 2002, № 6.

18. Каламкарян Р. А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь
(Материалы международной конференции, посвящённой Всеобщей декларации
прав человека и гражданина). // Государство и право, 2000, № 3.

19. Камышев Д. Как стать русским // КоммерсантъВласть, 2002, № 17 – 18.

20. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право. М: Юристъ, 1999.

21. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. / Под ред. Андриченко Л. В., Белоусова Е. В., М: Юридическая
литература, 1998.

22. Красинец Е. С., Кубишин Е., Тюрканова Е. Нелегальная миграция в Россию., М: Рос. акад. наук, 2000.

23. Лазарев Л. В., Марышева Н. И., Пантелеева И. В. Иностранные граждане., М: 1992.

24. Международное право. / Под ред. Колосава Ю. М., Кривчикова Э. С. М: 2000.

25. Никитин Е. Статус беженцев и вынужденных переселенцев // Российская юстиция, 1996.

26. Основы конституционного право Российской Федерации: структур.-логич. схемы. / под ред. Лозбякова Е. П., М: Закон и право: ЮНИТИ, 1999.

27. Пронская Е. Иммиграция: беда или спасение. // Человек и труд, 2002, № 7.

28. Хлестова О. И., Марышева Н. И. Правовое положение российских граждан за границей, М: «Юристъ», 1994.

29. Чернега Ю. Вероятные приключения иностранцев в России // КоммерсантъВласть, 2002, № 42.

30. Щербаков М. Приобретение российского гражданства // Человек и закон,
2002, №8.

31. Яковлев А. А. Использование термина «гражданство» в международном и внутригосударственном праве: сравнительный анализ. // Международное публичное и частное право, 2002, № 3.

 

Тема 19

Конституционная модель государственной власти в РФ

1. Понятие и признаки государственного органа.

2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

3. Система государственных органов РФ. Государственный аппарат.

4. Система «сдержек и противовесов»: понятие, элементы, конституционное оформление, практика.

5. Система государственной службы РФ.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе плана следует рассмотреть некоторые теоретические понятия, т.к. «орган государства», «признаки органа государства», «виды государственных органов», «механизм государства» и др.

В следующем вопросе студент должен раскрыть принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ, т.к. принцип разделения властей, принцип единства государственной власти, баланс ветвей власти, принцип субсидиарности органов власти и др. Особо следует остановиться на механизме «сдержек и противовесов», его конституционном закреплении и проблемах реализации в РФ. Студент должен обратить внимание на то, что принцип разделения властей в нашей стране начал практически применяться только в 90-е г.г. 20 века, здесь следует сопоставить теорию и практику государственного строительства советского периода и современного, а также обозначить теоретические и практические проблемы реализации данного принципа. Следует обратить внимание на то, что существует разделение власти не только по «горизонтали», но и по «вертикали»,т.е. между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также разграничение власти между органами государственной власти и местным самоуправлением.

В третьем вопросе необходимо определить конституционно-правовой статус высших органов власти в РФ, охарактеризовать их полномочия, определить роль и место каждого из них в системе органов государственной власти.

Студент должен отразить в работе основные направления готовящейся административной реформы в нашей стране и остановиться на вопросе системы государственной службы РФ, которая устанавливается новым федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

Список рекомендуемой литературы

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

3. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. №2.

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» // СЗ РФ 1997 г. №51.

5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» // Российская газета. 1998. 4 января.

6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ» // Российская газета. 2003. 16 января.

7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2000. 8 августа.

8. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Российская газета. 2002 г. 25 декабря.

9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О конституционном Суде РФ» // СЗ РФ. 1995. №18.

10. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» // Российская газета. 1997. 6 января.

11. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ» // СЗ РФ. 1995. №18.

12. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // Российская газета. 2001. 20 декабря.

13. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе РФ» // Российская газета. 2001. 20 декабря.

14. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов в РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №30.

15. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О статусе судей в РФ» // Российская газета. 2001. 20 декабря.

16. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М., 1999.

17. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997.

18. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания // Ред. Е.Ф. Варварина. М., 1995.

19. Котенков А.В. Президент-Парламент. Становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. №9, 10.

20. Крылов Б.С. Разделение власти, система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. №6.

21. Марченко М.Н. Теория разделения властей и различные ее модификации на Западе // Журнал российского права. 1997. №4.

22. Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал российского права. 1999. №2.

23. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ // Государство и право. 1996. №1.

24. О концепции развития системы исполнительной власти в РФ // Государство и право. 1996. №8.

25. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. №9.

26. Писарев А.Н. Система высших органов государственной власти РФ, наделенных полномочиями в области обороны // Государство и право. 2000. №5.

27. Салищева Н.Г., Хамагиева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. №1.

28. Сахарова Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

29. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. №5.

 

Тема №20

Правительство РФ

1. Правительство РФ в системе органов государственной власти.

2. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

3. Полномочия Правительства РФ, организация его деятельности.

4. Акты Правительства РФ.

5. Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства РФ.

6. Правовой статус служащих исполнительной власти.

 

Методические рекомендации

В начале курсовой работы необходимо раскрыть роль исполнительной власти в государстве, ее взаимодействие с другими ветвями власти.

Необходимо подчеркнуть изменение в названии, процедуре формирования и составе Правительства РФ, связанные с принятием Конституции 1993 г., возможно провести сравнение с формированием и полномочиями органов исполнительной власти советского периода.

Деятельность Правительства РФ определяется как Конституцией РФ, так и ФКЗ «О Правительстве РФ».

Необходимо подробно описать порядок назначения Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, раскрыть содержание полномочий Правительства РФ. Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Постановление носит нормативный характер, а распоряжение является актами применения права. Важное значение имеет вопрос об отставке Правительства. Прежде всего надо иметь в виду, что Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Порядок отставки предусмотрен ст. 117 Конституции РФ. Однако, основания для отставки в Конституции не обозначены. Необходимо знать, что учитывая объективную необходимость непрерывной деятельности Правительства, оно в соотношении с Конституцией продолжает свою деятельность до формирования нового Правительства. Особо надо подчеркнуть, что Правительство за свою деятельность несет двойную ответственность: перед Президентом РФ, который может принять решение об его отставке, и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие или отказать в доверии. Необходимо более подробно остановиться на взаимоотношениях Президента РФ с Правительством, подчеркнув роль Президента в формировании Правительства, в осуществлении контроля за его деятельностью. Следует особо подчеркнуть, что ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 32) расширяет конституционные полномочия Президента в сфере исполнительной власти, т.к. Президент непосредственно руководит силовыми министерствами, а Правительство возглавляет систему исполнительной власти и координирует деятельность министерств, которыми руководит Президент.

Таким образом, ФКЗ «О Правительстве РФ» легализовал систему (двойное подчинение) руководства федеральной исполнительной властью.

В заключении необходимо раскрыть основные направления проводимой административной реформы в РФ, ссылаясь на федеральную программу реформирования государственной службы РФ (2003-2005 годы), утвержденную Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. (Российская газета, 2002, 23 ноября), ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ».

Следует проанализировать изменения в структуре и составе Правительства РФ, произошедшие после отставки Правительства в марте 2004 г.

Список рекомендуемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12декабря 1993 года: принята всенародным голосованием // Российская газета. 1993. 17 декабря.

2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

3. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. №20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967.

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1999 года № 1012 «О Председателе Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4048.

5. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3176; 1999. № 14. Ст. 1730; № 44. Ст. 5319; 2000. № 10. Ст. 1132; № 41, Ст. 4091.

6. Регламент Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 27. Ст. 3176; 1999. № 14. Ст. 1730; № 44. Ст. 5319; 2000. № 10. Ст. 1132; № 41. Ст. 4091.

7. Аляутдинов Ф.М. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. – М., 2001.

8. Агапов А.Б. Статус территориальных органов федеральной исполнительной власти в субъектах федерации // Труды Московской гос. юрид. акад. 1997. № 1.

9. Балытников В.В. Совершенствование организационно-правовых форм федеральных органов исполнительной власти в современных условиях // Труды Московской гос. юрид. акад. 1997. № 1.

10. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

11. Вишняков В.Г. Проблемы повышения эффективности исполнительной власти // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1996. № 2.

12. Зенкин С. Закон о Правительстве. Каким видит его Государственная Дума // Российская Федерация. 1996. № 24.

13. Зенкин С. Закон о Правительстве. Вариант третий. Последний ли? // Российская Федерация. 1997. № 10.

14. Исполнительная власть в Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. редактор А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. – М.: БЕК, 1996.

15. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: исходные позиции // ВМУ. Серия 11. Право. 1992. № 3.

16. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // ВМУ. Серия 11. Право. 1992. № 4.

17. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти // ВМУ. Серия 11. Право. 1993. № 3.

18. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года // Государство и право. 1996. № 1.

19. О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 8.

20. Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. 1999. № 4.

21. Правительство, министерство и ведомства в зарубежных странах. – М.; Юрид. лит., 1994.

22. Президент – Правительство исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М.: Зерцало, 1997.

23. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. № 2.

24. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношений // Труды Московской гос. Юрид. акад. 1999. № 4.

25. Тихомиров Ю.А., Петухов В.П., Игнатюк Н.А. Законопроектная Деятельность федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1997. № 5.

26. Хренов Ю. Правительство РФ: новые лица, новая структура, работа по-новому // Российская Федерация. 1996. № 19.

27. Чепунов О.И. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. – М.: Нормотворчество, 1999.

28. Чепунов О.И. Исполнительная власть в Российской Федерации: историко-правовой и институциональный анализ. – М.: нормотворчество, 2001.

29. Чепунов О.И. Организация исполнительной власти в федеральных округах // Осуществление политической и правовой реформ в Российской Федерации. – М.: Нормотворчество, 2001. Вып. 7.

30. Чепунов О.И. Исполнительная власть в Российской Федерации и ее субъектах: конституционно-правовое регулирование: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. – М. 2001.

Тема №21

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...