Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль внешнеэкономической деятельности для субъектов хозяйствования Республики Беларусь

Курсовая работа

Организация предконтрактной работы в области внешнеэкономической деятельности

 


 

Введение

 

Одной из важнейших сфер деятельности организаций в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики, является внешнеэкономическая сфера деятельности. Сегодня становление внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь находится на стадии реформирования экономических отношений в стране, связанной с коренным изменением форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. До падения административно-командной системы, экономика нашей страны представляла собой замкнутый механизм. Она, по существу, по всем направлениям была несбалансированной, что не способствовало росту эффективности импорта и экспорта. После падания «железного занавеса» у организаций появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировые процессы интеграции, глобализации и кооперации производства, т.к. этому принадлежит первостепенная роль в развитии ВЭС с зарубежными государствами.

В последние 10-15 лет в результате либерализации ВЭД на рынке появилось множество белорусских предпринимателей. Однако их включение во ВЭД не сопровождалось должным кадровым и информационным обеспечением: новые участники, ранее не вступавшие в деловые отношения с иностранными фирмами, оказались не знакомыми с правилами ведения международного бизнеса и не подготовленными к цивилизованной внешнеторговой работе. Внешнеторговое дело - это достаточно сложная организаторская и управленческая работа, а для успешной работы на внешнем рынке требуются глубокие профессиональные знания. Это прежде всего обстоятельное знание собственно внешнеторгового дела, включая международный маркетинг, конъюктурно-ценовые, валютно-финансовые, таможенные, транспортные, страховые, правовые процессы, а также приобретение необходимого минимума знаний в смежных областях: товароведении, банковском, бухгалтерском, патентном, рекламном деле и др.

Объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений, поэтому изучение различных аспектов и форм ВЭД для организаций и организаций Республики Беларусь представляет большой практический интерес. Поэтому тема курсовой работы «Организация предконтрактной работы в области внешнеэкономической деятельности» представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении, поскольку от проведения предконтрактной работы в основном зависят результаты внешнеэкономической деятельности.

Целью курсовой работы является исследование организации предконтрактной работы в области внешнеэкономической деятельности в организации и разработка направлений по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

исследовать роль внешнеэкономической деятельности для субъектов хозяйствования Республики Беларусь;

изучить структура и содержание предконтрактной работы;

оценить организацию предконтрактной работы организации и разработать направления повышения ее эффективности.

Объектом исследования в курсовой работе выступает РУП «Гомельский завод Гидропривод», предметом исследования - предконтрактная работа в области внешнеэкономической деятельности.

Решение поставленных задач анализа осуществлено с помощью специальных приемов и способов таких как: наблюдение, сопоставление, абстрактно-логический метод, системный подход, метод обобщения теоретического и практического материала, документальное исследование, сравнение, табличный, графический.

Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, учебники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет и другие источники, соответствующие темы исследования. Изучением проблематики фирменного стиля занимались такие авторы как: Байбардина Т.Н., Брасс А.А., Болт Г.Дж., Герчикова И.Н., Голубков Е.П., Гольман И.А., Гончаров В.И., Годин А.М., Казначевская С.Б., Максименко Г.Б. и другие.

 


 

Роль внешнеэкономической деятельности для субъектов хозяйствования Республики Беларусь

предконтрактный внешнеэкономический хозяйствование

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Понятие внешнеэкономической деятельности в настоящее время наиболее приемлемо к внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Связано это с результатом реформирования внешнеэкономической сферы, в результате которой: роль государства во внешнеэкономической деятельности коренным образом изменилась. Во ВЭД государство выступает в основном регулятором этой деятельности, в отличие от его роли при осуществлении межправительственных экономических связей, где оно является непосредственным субъектом этих связей; центром внешнеэкономической деятельности становятся субъекты хозяйствования, а сама ВЭД осуществляется в основном на уровне производственных структур (фирм, организаций, организаций и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Организацией является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность организации - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне оганизации внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства организаций Республики Беларусь. Развитие внешнеэкономической деятельности дает организации новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

Отличия внешнеэкономической деятельности организации от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность организации оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых организация осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Законодательством Республики Беларусь предопределено, что организациям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Организация самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности организации.

Все организации - участники внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота организация обладает гражданской право- и дееспособностью.

Гражданская правоспособность организации носит специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.

Гражданская дееспособность - это способность юридического лица к реализации своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы. Имущество организации составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе организации. Имущество может находиться в собственности организации и в хозяйственном ведении. За неисполнение обязательств по договорам организация несет полную ответственность своим имуществом [4].

Все организации - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок организации могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные организации, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг [17, с. 45].

Таким образом, любое организация, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе организации или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо организация может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, организации необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Белорусское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.

Классификация международных коммерческих (торговых) операций приведена в таблице 1.1.

Внешнеторговые операции, прежде всего, классифицируются на экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт.

Экспорт - это продажа и вывоз за границу продукции, товаров, иного имущества, работ, услуг иностранным покупателям (контрагентам);

 

Таблица 1.1 - Классификация внешнеторговых операций

Признак классификации Виды внешнеторговых операций
По направлениям Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные
По объекту Купля-продажа товаров, купля-продажа услуг, купля-продажа научно-технической продукции
По методу торговли Прямые, косвенные (через посредников)
По форме расчетов Денежная форма, встречная компенсационная торговля

 

Импорт - это покупка и ввоз иностранных товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков для последующей реализации их на внутреннем рынке или потреблении организацией - импортером.

Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергнувшихся в реэкспортируемой стране никакой переработке.

Реимпорт предполагает ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке.

Исходя, из объекта внешнеторговых операций выделяют: операции купли - продажи товаров; операции купли-продажи услуг; операции купли - продажи научно-технической продукции.

Купля - продажа товаров при более детальном рассмотрении включает в себя куплю - продажу продовольственных и непродовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д. По степени готовности товаров к продаже; поставку готовой продукции, комплектующих, сырья и т.п.

Купля-продажа услуг включает в себя широкий круг услуг: оказание производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные операции (в том числе, лизинг), оказание социальных услуг (в том числе, международный туризм), операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг (юридические, бухгалтерские, консалтинговые, по управлению и администрированию и т.д.), транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, банковские и т.д.

Внешнеторговые операции купли - продажи научно-технической продукции представляют собой куплю-продажу прав на пользование изобретениями, промышленных образцов, лицензий, ноу-хау и т.д. По методу торговли, различают: операции, совершаемые непосредственно между производителем и потребителем; операции, совершаемые с использование посреднических фирм.

В качестве посредников могут выступать комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы, агенты, брокеры, дилеры и т.д.

Суть деятельности комиссионеров сводится к тому, что они обязуются по поручению другой стороны (комитента) совершать сделки от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры не отвечают за выполнение условий контракта продавцами и покупателями, если это не предусмотрено договором. В договоре комиссии оговариваются цены, территория реализации, условия платежей и расчетов, порядок выплаты вознаграждения.

Разновидностью комиссии является консигнация, когда экспортеры, именуемые консигнантами, поставляют товары на склад импортерам (консигнаторам) для реализации в течение определенного времени. Консигнатор рассчитывается с владельцем товаров по мере их реализации, но не проданные к указанному сроку товары должны быть возвращены консигнанту или же частично выкуплены консигнатором.

Дистрибьюторы по сравнению с другими посредниками занимаются продажей товаров от своего имени и за свой счет.

Посреднической деятельностью занимаются также и простые агенты, которые способствуют заключению договоров или оформляют их сами от имени экспортеров и импортеров. Деятельность агентов основывается на агентских соглашениях между торговыми агентами и заказчиками, именуемыми принципалами.

С брокерами заключается простое соглашение, по которому он не выступает стороной сделок. На ряд посреднических услуг брокеров требуется специальное разрешение, или лицензия (операции с ценными бумагами).

Широкое распространение получила и торговля через торговые дома, международные товарные биржи, которая является по существу также торговлей через посредников. Формами международной торговли состязательного типа выступают аукционная торговля и международные торги.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями по реализации товаров, работ, услуг, каждая из которых завершается получением или уплатой денежной суммы за экспортный или импортный товар, в практике внешнеэкономической деятельности широкое распространение получила встречная компенсационная торговля.

Встречная торговля - это внешнеторговые операции, при которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товаров.

Встречные внешнеторговые операции подразделяются в свою очередь на:

товарообменные операции на безвалютной основе - предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме, когда продажа товара одновременно увязывается с приобретением другого товара и расчеты в денежной форме, не производятся;

торговые компенсационные операции на денежной основе - предполагают участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером на денежной основе;

промышленные компенсационные операции - при данной форме встречная торговля является частью промышленного сотрудничества и предполагает, в частности, что поставки оборудования для сооружения объектов будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с его помощью.

В свою очередь товарообменные операции на безвалютной основе делятся на:

бартерные операции (когда производится обмен двух товаров, оформленный одним контрактом, на основе мировых цен);

прямую компенсацию (предполагающую обмен не двумя, а несколькими товарами в течение определенного периода времени).

Исходя из времени осуществления, товарообменные сделки могут быть краткосрочными и с длительными сроками исполнения.

Встречные компенсационные операции на денежной основе делятся на: краткосрочную компенсацию; встречные закупки; операции типа «офсет»; операции типа «свитч»; авансовые закупки.

При встречных закупках экспортер обязуется закупить товары у импортера, составляющие по стоимости определенный процент от его собственной поставки. При этом основное отличие данной операции от краткосрочной торговой компенсации на денежной основе в том, что при встречных закупках платежи по первоначальной и встречной поставкам производятся независимо друг от друга.

При операциях типа «офсет» предусматривается добровольное, джентльменское соглашение закупить товары у импортера на сумму, составляющую определенную долю от экспортной поставки, причем эта сумма часто превышает сумму поставки.

При сделках «свитч» происходит передача экспортером своих финансовых обязательств по встречной закупке товара третьей стороне.

При авансовых закупках экспортер, заинтересованный в продаже своих товаров определенному партнеру, сначала закупает у него какую-либо продукцию, т.е. экспортная и импортные операции здесь меняются как бы местами.

Внешнеэкономическая деятельность включает в себя также вывоз капитала в различных формах. Под вывозом капитала понимается перемещение за границу стоимости в денежной или товарной формах в целях по лучения прибылей или достижения иных целей. Вывоз капитала может осуществляться: в форме ссудного капитала; в предпринимательской (производительной) форме.

Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде внешних займов, кредитования внешнеторговых поставок, вкладов в иностранные банки и т.д.

Предпринимательский капитал в свою очередь может выступать в виде:

портфельных инвестиций - капиталовложений, которые не связаны с прямым контролем над зарубежными организациими, а реализуются путем покупки ценных бумаг (обычно не более 25% акционерного капитала) иностранными компаниями;

прямых инвестиций - образование собственных компаний, а также вложения в иностранные организации, составляющие не менее 25% уставного капитала.

Предпринимательский капитал означает организацию за границей филиалов, совместных организаций (СП) с участием местного капитала.

Совместные организации во ВЭД - это, прежде всего, организации с участием иностранного капитала.

Кроме организаций с участием иностранного капитала вывоз капитала в инвестиционной сфере может осуществляться в форме иностранных организаций на территории принимающей страны без участия национального капитала. Вывоз национального капитала за пределы страны предусматривает такую его форму, как организацию за границей зарубежных организаций.

Одной из первостепенных проблем белорусских организаций, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того, что отечественные производители затрудняются выйти с ней на внешний рынок, они также вытесняются с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что Республика Беларусь располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения уровня конкурентоспособности производства.

В стране имеется крупная минерально-сырьевая база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки. Также страна не испытывает недостатка в трудовых ресурсах.

В целях построения высокоэффективной экономики, внешнеэкономическая политика РБ должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Модернизация организаций требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.

Весьма важным исходным пунктом для выработки внешнеэкономической стратегии организаций является анализ рынков сбыта. Поэтому для организации весьма целесообразно проводить маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики организации должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители, которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских организаций.

Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности белорусских организаций и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. Анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит организациям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает организациим возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

Включение организаций в мировой кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны.

Также белорусским организациям в мировом интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное изготовление продукции и на внутренний и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши организации к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Организациям Республики Беларусь требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства организаций.

На стадии формирования планов стратегического партнерства организации должны иметь четкую оценку мотивов и целей инвестора. При разработке механизмов сотрудничества необходимо учесть такие, которые не позволяют партнеру блокировать вхождение нашего организации на новые рынки и тем самым выводить из конкуренции его перспективную продукцию.

Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления дает отечественному производителю мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства.

При инвестиционном сотрудничестве организации должны осуществлять две, по сути, разные стратегические программы. Первая воплощает план сотрудничества с иностранным партнером и обязательно отражает его интересы. Вторая концентрирует меры для создания своего относительно независимого конкурентоспособного производства. Причем эти программы не являются взаимоотторгающими.

Нужно сказать, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности организаций невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и организации. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а также зарубежных активов белорусских экспортеров и коммерческих банков. Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более льготных условиях, чем это делается коммерческими банками.

Реализация вышеобозначенных предложений требует подкрепления соответствующими правовыми и организационными мерами. Для их осуществления необходимы совершенствование налогового законодательства, кредитование и финансирование приоритетных производств из бюджета.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Республика Беларусь провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать белорусский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.

Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь регулируется совокупностью норм, изложенных в законах Республики Беларусь или указах Президента Республики Беларусь.

Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания.

Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются: финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.

Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта - экспорта готовой продукции. Правительство Республики Беларусь принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа белорусских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Республики Беларусь с иностранными государствами.

Государство всячески содействует белорусским организациим в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким организациим оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских организаций, и старается способствовать ей. Организация, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами организации. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, белорусский бизнес может стать равноправным партнером Запада.

Формирование концепции, стратегии развития, контроль и регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности на общегосударственном уровне осуществляют Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство и иные уполномоченные государственные органы Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. Он гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Так, Президент Республики Беларусь является вышестоящим по отношению к Государственному таможенному комитету органом и осуществляет общее руководство таможенным делом. Кроме того, он непосредственно решает вопросы внешней торговли, устанавливая в соответствии со ст. 34 закона «О таможенном тарифе» тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь. Индивидуальные тарифные льготы юридическим и физическим лицам также предоставляются Президентом Республики Беларусь.

В отношении внешней торговли с конкретным государством или группой государств Президент может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Высшим представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей рассматривает проекты законов по вопросам в области внутренней и внешней политики, по ратификации и денонсации международных договоров. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов. Любой законопроект в начале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект становиться законом после принятия палатой представителей и одобрения Советом Республики.

Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны, он регулирует кредитные отношения и денежные обращения, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Структурным подразделением Национального банка является Межбанковская валютная биржа, внешнеэкономическая деятельность которой сводиться к тому, что она организует и проводит операции на валютном рынке и устанавливает текущий рыночный курс рубля Республики Беларусь к иностранным валютам, организует и осуществляет расчеты в иностранной валюте по заключенным сделкам.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД) является ключевым внешнеэкономическим ведомством, осуществляющим регулирование во внешнеэкономической сфере и контроль над соблюдением государственных интересов, в состав которого входит департамент координации внешнеэкономической деятельности.

Торговые представительства входят в систему Министерства иностранных дел. Они осуществляют за границей полномочия Республики Беларусь в области внешнеэкономической деятельности.

Торгово - экономические службы созданы в составе дипломатических представительств МИДа. Их задачами являются:

Министерство торговли Республики Беларусь, в состав которого входит департамент внешней торговли, осуществляет содействие развитию экспортного потенциала.

Министерство экономики Республики Беларусь (Минэкономики) является республиканским органом государственного управления, подотчетным правительству. В состав Минэкономики входят департамент по делам инвестиции, департамент внешнеэкономических связей, департамент финансовой, налоговой, денежно - кредитной и валютной политики.

Министерство финансов Республики Беларусь играет важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности, в состав которого входит департамент финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК) - орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РБ. ГТК является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующим в разработке и реализации таможенной политики страны.

Белорусская торгово-промышленная палата занимает ведущее место среди организаций, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности. Она является негосударственной, некоммерческой организацией, основанной на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей РБ. Торгово-промышленная палата оказывает содействие национальным производственным, коммерческим, иным организациим и организациям в установлении, поддержании и расширении деловых контактов с зарубежными партнерами.

Областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет направляют свою деятельность на расширение контактов с зарубежными организациям

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...