Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи,способы,формы организации противодействия и защиты войск от информационно-психологического воздействия

Организация противодействия и защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противостоящих сил в полку, бригаде

 

 


Введение

Противодействие информационный психологический противоборство

Информационно-психологическое противоборство уходит корнями в глубокую древность. В средние века славу известных специалистов по психологическому воздействию на войска противника снискали Чингизхан, киевский князь Святослав, кардинал Ришелье. Так, в полевом уставе армии США FМ33-1 «Психологические операции» описывается как монгольские лазутчики, характеризуя татаро-монгольское войско обывателям и правителям стран -потенциальных жертв, отмечали, что «все монгольские войны - истинные мужчины и выглядят как настоящие богатыри, все их помыслы связаны ни с чем иным, как только с войной и кровью, они выражают такое громадное нетерпение к бою, что их полководцам трудно удается их сдерживать; однако, несмотря на то, что они такие жестокие, они держат себя в рамках строгой покорности командованию и полностью посвятили себя своему правителю, они довольствуются любой пищей и не очень тщательны в выборе зверя или скотины для еды едят не только свиное мясо, но могут питаться и мясом волка, медведя и собаки; что касается их численности, то войска Чингизхана, по-видимому, напоминают кузнечиков, сосчитать которых не представляется возможным». Надо сказать, что спустя более семи столетий в психологической операции против российской армии ведущей боевые действия в Чечне использовались очень похожие тексты.

В настоящее время в нашей военной науке по критерию направленность информационно-психологического воздействия выделяются:

а) противодействие и зашита войск от психологических операций противника;

б) психологическая борьба (воздействие на войска противника и население враждебных, дружественных и нейтральных государств, т.е. то, что зарубежными специалистами квалифицируется как психологические операции).

И, хотя такое деление терминологически не совсем корректно, оно в целом отражает необходимые направления сосредоточения усилий командиров, штабов, органов воспитательной работы в рамках информационно-психологического противоборства с противником.

Проблемы противодействия и защиты войск от информационно-психологического воздействия, остро ставятся в настоящее время во Внутренних Войсках МВД России. Их актуальность в значительной мере обуславливается:

изменениями, которые происходят в мировоззренческих установках военнослужащих, понятиях патриотизма, чести, долга перед Отечеством

характером современной международной обстановки;

условиями реформирования войск;

наличием и развитием в армиях ряда государств сил и средств для осуществления на войска и население.

необходимостью изучения опыта и содержание работы командиров, штабов по противодействию и защите войск в ходе боевых действий прошлых лет.

Ряд факторов современного военного строительства объективно обусловил необходимость поставить вопросы морально-психологического обеспечения боевых действий на рельсы практического разрешения. К ним, судя по событиям в Чечне, надо отнести:

.Существенные недостатки, присущие прежней системе работы с людьми, ее ведомственный и сугубо идеологический характер

.Кардинальные изменения военно-политической ситуации в мире, а также политической, социально-психологической обстановки внутри страны.

.Современные тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы.

.Усиление внимания политического и военного руководства ведущих западных государств к проблемам морально-психологического воздействия на войска и население вероятного противника.

Целью данной курсовой работы автор ставит анализ теории и практики информационно-психологического противоборства как атрибута современной войны и самостоятельного средства достижения политических и военных целей государств, а также рассмотрение путей борьбы с информационно-психологическим воздействием противника.

 

 


Содержание и направления противодействия и защиты войск от информационно-психологического воздействия противостоящих сил

 

Противодействие информационно-психологического воздействия противника можно рассматривать с различных точек зрения. В положении «О морально-психологическом обеспечении служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России «противодействие и защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника определяется как одна из основных задач морально-психологического обеспечения.1 А также противодействие информационно-психологическому воздействию противника является компонентом морально-психологического обеспечения. В «Кратком словаре основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)» находим такое определение:

«Противодействие информационно-психологическому воздействию противника - комплекс мероприятий, осуществляемый силами и средствами морально-психологического обеспечения в целях нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на личный состав и население, достижения морально-психологической устойчивости, готовности к сопротивлению»2.

В работе «Управление деятельность командира по организации морально-психологического обеспечения в современных условиях» М.М.Закарлюка дается следующее определение:

«Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) представляет собой систему мероприятий по нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на наши войска с целью недопущения их деморализации и дезорганизации».3

Знание целей, задач, методов и средств осуществления психологических операций в современной войне позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям противника, направленным на подрыв морально-психологического состояния, дезинформацию и деморализацию личного состава, дезорганизацию боевой деятельности наших войск.

Эффективность работы по противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий. То есть результаты противодействия будут определяться тем, в какой мере командиры, их заместители по воспитательной работе, военные психологи учтут закономерности функционирования психики в боевой обстановке.

«Психологические операций (ПсО) - это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская или психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижение как политических, так и военных национальных целей …»1.

Противодействие и защита личного состава от психологических операций противника представляет собой систему мероприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий (приложение № 1).

Прогнозирование психологических операций противника заключается в превентивной оценке командирами, штабами, органами по работе с личным составом сил и средств подрывных акций, которыми может располагать реальный или потенциальный противник. При этом следует исходить из нормативных положений полевого устава армии США FМ33+-1, определяющего, что для непосредственной поддержки боевых действий армейскому корпусу выделяется батальон, а дивизии (бригаде) - рота психологических операций (приложение № 2). В основу прогнозирования должны быть также положены и данные о штатной структуре этих подразделений. Так, например, в роте психологических операций кроме редакционного взвода, осуществляющего разработку информационных материалов тактического уровня, имеются типографский взвод и взвод звуковещательных станций. Такая структура позволяет роте ежесуточно производить порядка 500 тыс. листовок и вести одновременную работу 14 ЗС. В первой чеченской военной кампании по решению Д.Дудаева на опыте западных подразделений психологических операций был сформирован батальон психологической борьбы численностью более 50-ти человек. В его составе действовали как представители отечественных и западных средств массовой информации, так и специалисты психологи, диверсанты и т.д. Более того, в октябре 1999 года по приказу А. Масхадова в Чечне был сформирован специальный батальон психологической войны. В его состав вошли 30 различных подразделений, и выделенная западными спецслужбами подвижная телевизионная станция.1

Его ядро составлял отряд психологического обеспечения, состоящий из 4-х групп психологического обеспечения и группы выпуска пропагандистских материалов. Также были группа резерва и группа по работе с населением. В военное время в группировках НВФ действовали группы психологического обеспечения общей и непосредственной поддержки(приложение № 3). Исходя из этого можно предположить, что наши части и подразделения, решающие главные задачи, обязательно подвергнутся массированному информационно-психологическому воздействию противника. Районы сосредоточения, пути выдвижения. боевые позиции будут плотно залистовываться, подвергаться радиовоздействию, а войска, находящиеся в обороне попадут в зону активного звуковещания. Кроме того, как показывает опыт боевых действий и Корее, Вьетнаме, Афганистане, в населенных пунктах, на маршрутах движения войск возможно разбрасывание минирадиоприемников в противоударной упаковке, настроенных на частоту станций органов психологических операций, авторучек, зажигалок с соответствующей информацией, а нередко и взрывными устройствами. Важным моментом прогнозирования является определение каналов информационно-психологического воздействия на личный состав наших частей и подразделений. При этом следует предположить, что войска, находящиеся в пунктах постоянной дислокации могут быть подвергнуты воздействию всех известных информационно-психологических средств.

Наступающие части и подразделения, видимо, в большей степени испытают радиовоздействие посредством вхождения противника в сети боевого управления наших войск, встретятся с листовками, оставленными на покидаемых им позициях, видеоэффектами в атмосфере, подвергнутся воздействию оружия не смертельного действия (в частности, психотропного). В ходе совершения марша наиболее эффективными каналами подрывного воздействия на войска могут стать: вхождение противника в боевые радиосети наших войск в целях их дезинформации и распространения панических слухов, залистовывание районов привалов, мест расположения комендантских служб, населенных пунктов, районов сосредоточения. Листовки являются наиболее действенным средством пропаганды. Подтверждением этому является тот факт, что при проведении психологического обеспечения НВФ было разработано более 30 вариантов листовок и более 10 видов брошюр. Среди местного населения было распространено более 1 млн. листовок и более 100 номеров газеты, издаваемой органом психологического обеспечения. Командиры, штабы, заместители командиров по работе с личным составом должны выделить потенциальные объекты наиболее интенсивного воздействия противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние. Во время психологических операций в Гаити, среди местного населения было выделено 20 самостоятельных объектов, воздействие на которые строилось с учетом их социальной, социально-психологической и психологической специфики.

Опыт свидетельствует о том, что специалистами психологических операций в войсках противника, как правило, выделяются следующие объекты воздействия: солдаты и сержанты; контрактники; военнослужащие-женщины; офицеры; генералы; представители конфликтующих этнических, политических и конфессиональных групп; военнослужащие из пополнения; те, кто длительное время бессменно участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи и др.

Важным моментом прогнозирования является определение возможной тематики и символики психологических операций противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Например, по взглядам военных психологов США, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как:

Опасность;

дискомфорт;

недостаток пищи;

отсутствие боевого опыта;

негативное отношение к целям и действиям руководителей;

недовольство командованием и др.

Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно-психологического воздействия на наших военнослужащих. Ясно, что специалисты психологических операций не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как:

возможные поражения и большие потери наших войск;

недостатки в их материально-техническом обеспечении;

неблагоприятные события в стране;

низкий уровень подготовки личного состава;

просчеты в информировании военнослужащих;

факты дезертирства, предательства и др.

Необходимо предусмотреть возможную степень уязвимости наших войск перед пропагандой и психологическими действиями противника, выявить группы и отдельных воинов, которые в наибольшей степени могут быть подвержены деморализации.

Оценка осуществляющейся противником информационно-психологической акции заключается в выявлении ее истинных целей и объектов. Планируя такие акции, специалисты психологических операций будут нацеливать ее на дезинформацию, запугивание, изменение настроений, системы отношений, желаний, активности, схем поведения наших военнослужащих. Как показывает опыт, важнейшей задачей психологической операции выступает дезинформация противника.

Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым. О том, с какими ухищрениями могут встретиться наши военнослужащие во время войны свидетельствует листовка, психологическое воздействие которой изучалось в ходе одного из учений армии США. В ней утверждалось: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не просят сдаваться - вы сами будете вынуждены в течении часа прибыть к американцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертельную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течении нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь за помощью. Мы гарантируем вам спасение». Ясно, что влияние такой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит ее психологический эффект.

Предупреждение эффективного «срабатывания» психологических операций предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав. Здесь важно держать под постоянным контролем людей, чья деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных и др.). Они могут стать сначала объектами, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, в боевых условиях нецелесообразно разрешать военнослужащим иметь личные радиоприемники. Однако во время первой чеченской компании это не учитывалось. Более того, радиоприемники вручались военнослужащим в качестве поощрения. Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане подтвердил необходимость назначения в каждом, подразделении ответственных лиц, а в частях - специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника. Особое внимание командиров, военных психологов должно быть уделено военнослужащим, потенциально наиболее подверженным психологическому воздействию. К ним можно отнести людей с заметой нервно-психической неустойчивостью высокой «психосоматической проводимостью» (то есть мнительных) и тревожностью, которые в сложных ситуациях нередко становятся индукторами паники. Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются:

назначение наставников из числа опытных психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально подверженным, психологическому воздействию противника с целью оказания психологической поддержки;

включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, нацеленные для решения конкретных задач, проведение с ними индивидуальной работы и общение приемам психической саморегуляции и др.

Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Помня о специфике действия психологических механизмов восприятия человекой информации (эффектах первичности, авторитета, возложения ответственности и др.) командирам необходимо упреждать противника в информировании своих подчиненных о военных, политических и боевых событиях, изменениях обстановки; активнее привлекать для этого специалистов (психологов, пропагандистов и др.) свидетелей событий (беженцев, бывших военнопленных, воинов уже принимавших участие в боях с противником, познавших его тактику действий), своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.

Известный военачальник времен Великой Отечественной войны М. Е. Катуков в этом отношении отмечал: «Должен особо подчеркнуть, что мы старались говорить бойцам только правду о нашем положении, как. бы горька она не была. Ничто так не действует на моральное состояние бойца, как сладенькая полуправда, которая потом трещит по швам под напором фактов. Мы старались воспитывать своих бойцов так, чтобы они понимали: победа или поражение- это не результат указаний свыше, это - твоя победа, твое поражение».1

Видимо сегодня нельзя пренебрегать и опытом информационно-психологичсского противодействия, накопленным в годы второй мировой войны нашим противником. Известно, что стремясь обеспечить идейно-психологическую защищенность своих военнослужащих от советской пропаганды фашистские лидеры организовали дело так, что практически весь личный состав прошел курс «национал-социалистской подготовки», состоящий из 16 занятий («германский народ», «германская империя», «германское жизненное пространство» и «национал-социализм»), и постоянно снабжался фашистской литературой (каждая рота получала журнал «Вермахт»,по 10 газет и серийную массовую литературу «Торнистеншрифт» («для солдатского ранца»).2

Командирам, должностным лицам штабов, органам по работе с личным составом следует предусмотреть вполне конкретные меры на случай применения противником психотропного и других видов оружия не смертельного действия.С этой целью у каждого военнослужащий должны быть проверены наличие и исправность средств индивидуальной защиты, защитные очки, средства оказания первой помощи при ослеплении и отравлении и др. Подчиненных необходимо тренировать действиям в случае неожиданного выхода из строя боевой техники, средств связи, лишения возможности к передвижению на местности.

Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение сил и средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно. Поэтому необходимо активно включать военнослужащих в деятельность, не допускать потери бдительности и расслабленности, безделья, бесконтрольных контактов с гражданскими лицами. Все агитационно-пропагандистские материалы противника должны немедленно собираться, изыматься у личного состава и, после изучения, уничтожаться. Данные акции следует сопровождать индивидуальной и групповой разъяснительной работой с военнослужащими. Такая работа призвана сформировать у воинов негативное отношение ко всему тому, что предпринимается противником. При этом нельзя забывать о том, что не всякое действие противника требует механического опровержения, разоблачения. Часть его пропагандистско-агитационных материалов может быть активно использована в контрпропагандистских целях, часть- просто проигнорирована. Нужно помнить и о том, что сегодня уже эмоционально и содержательно малонасыщенными являются заявления о «зверином облике», «кровожадности», «тупости», противника. Каждая такая формулировка должна обязательно подкрепляться конкретными аргументами и фактами. Поэтому командирам и их заместителям по работе с личным составом необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по организации оптимального взаимодействия с средствами массовой информации (порядок предоставления им информации, организация контактов с военнослужащими, распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.). Видимо в этом отношении весьма ценным может оказаться опыт взаимодействия руководителей американских частей в зоне Персидского залива с представителями СМИ. Им удалось соединить жесткую цензуру военного времени (война названа «самой закрытой» в нынешнем столетии) с беспрецедентным размахом организованного посещения журналистами мест дислокации войск. Этому в немалой степени способствовало создание пресс-центров, в которых журналисты могли получить большой объем свежей, яркой и одновременно тщательно «просеянной», «отшлифованной» информации.

Гибкой и эффективной формой этой работы стали 40 «журналистских пулов», формировавшиеся в составе 4-5 представителей средств массовой информации и офицера по связям с общественностью. Последний служил своеобразным цензором всей информации, поступающей в пул. В зависимости от симпатий или антипатий военные руководители рейдировали тематику и объем информации, представляемой различным пулам. Так, из 1600 журналистов, аккредитованных в Саудовской Аравии, лишь 160 (преимущественно американских) получили право посещать зону боевых действий и интервьюировать военнослужащих. Однако даже им представлялись для беседы лишь тщательно отобранные и специально подготовленные офицеры и солдаты. Все это обеспечило такое отражение боевых событий в средствах массовой информации, которое способствовало формированию благоприятного общественного мнения в США и других странах, а также высокого боевого духа войск.

Для того. чтобы еще раз подчеркнуть всю пагубность недооценки значения работы с средствами массовой информации приведем такой пример. По оценкам специалистов российские военные средства массовой информации в ходе боевых событий в Чечне выглядели «почти беспомощными; за месяц боевых действий федеральных войск официальная информация, исходившая из Министерства обороны, составила 5% от всего объема сообщений, были дни, когда Министерство обороны попросту молчало и не реагировало на клевету и дезинформацию, звучавшую из других источников информации: армейская газета, ориентированная на войска в Чечне, стала выходить лишь спустя три месяца после начала активных боевых действий; из-за недостатка средств и фактически отсутствия эфирного времени на ТВ и радио. В Чечне получили аккредитацию и работали журналисты почти всех ведущих мировых информационных агентств, таких, как Франс-Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС, а также российских газет «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», других изданий. Кроме того, для ведения информационной войны боевиками активно использовались СМИ Чечни. Часто ложной и откровенно антирусской была информация о Чечне осенью и зимой 1999-2000 годов, которую публиковали большинство западных газет и журналов. Они отдавали предпочтение сообщениям из чеченских источников.

Видео- и радиопрограммы, подготовленные Центральной телестудией Вооруженных сил РФ, выходили с опозданием не в лучшие часы для зрителей, подчас с искаженными коментариями; Министерство обороны России оказалось не готовым к работе с гражданскими СМИ в боевых условиях».1 Во многом именно поэтому такое громкое звучание имели информационно-психологические акции боевиков, связанные с диверсиями в Буденовске и Первомайском, с распространением слухов о широкомасштабном привлечении Дудаевым снайперов-спортсменов в качестве наемников, о наличии у боевиков ракет и оружия массового поражения, об отслеживании чеченцами участников боевых действий (в первую очередь летчиков) и визитах в их семьи, о возможности восстания против России всех кавказских народов и др. Многие из этих слухов опровергало лишь время.

Следует отметить, что слухи в практике психологических операций считаются одним из наиболее мощных и эффективных средств воздействия на войска противника и население. Они обладают свойством особой психологической заразительности, так как распространяются чаще всего знакомыми людьми, в доверительной форме, имеют особую эмоциональную окраску. Внушающая сила слухов возрастает прямо пропорционально росту дефицита информированности людей по поводу важнейших событий, явлений, фактов. Распространение слухов, особенно в среде с преобладающими состояниями тревоги, неуверенности сомнений нередко сопровождается деморализацией военнослужащих, дезорганизацией их целесообразной деятельности. При организации противодействия психологическим операциям противника необходимо уметь различать типы слухов. Специалисты подразделяют их на: слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные слухи.2

Слухи-желания распространяются в поисках противника в целях возбуждения у них в последующем сильное разочарование по поводу несбывшихся надежд утраты веры в собственные силы и возможность благополучного исхода событий. Такое разочарование отмечалось, например, у американских военнослужащих с началом боевых действий между США и Японией, когда не сбылись их надежды на то,что «японцам не хватит бензина Даже на 6 Месяцев»1

Слухи -пугала нацеливаются на стимулирование в рядах противника тревоги, беспокойства, страха и даже паники. К их числу относится большинство из перечисленных выше пропагандистских фальшивок чеченских боевиков.

Агрессивные слухи преследуют цель породить в стане врага состояние всеобщей подозрительности и взаимного недоверия среди людей, враждебности к тем или иным социальным группам и, тем самым, нарушить его единство. Используя такие слухи, интенсивно транслируемые российскими средствами массовой информации, чеченские специалисты по информационно-психологическим акциям практически убедили общественность страны в том, что обеими сторонами в конфликте управляют одни и те же люди в Кремле, что военные события в Чечне - источник обогащения некоторых слоев нашего общества и «раскрутки» имиджа ряда политических партий и групп.

Учитывая огромный психологический эффект слухов, командиры, офицеры воспитательных структур должны принимать своевременные и исчерпывающие меры по их пресечению, выявлению источников распространения, разъяснению личному составу целей их действительных авторов. Опыт боевых действий учит, что срыву психологического воздействия на противника служит также решительная изоляция военнослужащих, подразделений, а иногда и частей, подвергшихся деморализации, являющихся источником неуверенности, разлагающих слухов, паники, то есть. - локализация негативных психологических явлений. А это, в свою очередь, требует осуществления непрерывного контроля индивидуальных и групповых мнений и настроений военнослужащих в связи с психологическими действиями противника и оказания целенаправленного поддерживающе-мобилизующего влияния на них.

Ликвидация последствий психологических операций противника предполагает:

анализ и оценку ее результатов, причин эффективности;

наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск;

проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами;

восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям;

определение мер по оптимизации всей системы противодействия психологическим операциям, влияния на них противника и др.

Противодействие и защита войск от психологических операций является важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осуществляется командирами, штабами, органами по работе с личным составом на этапах подготовки и решения боевых задач. Эффективность информационно-психологического противодействия будет выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей психологических операций противника, реального морально психологического состояния своих войск и складывающейся обстановки, ведется непрерывно и комплексно, учитывает психологические закономерности восприятия человеком информации и т.д.

Таким образом, противодействие и защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника в современной войне рассматриваются в качестве важного и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. Они могут осуществляться как самостоятельно, так и в комплексе с средствами боевого поражения. Учитывая специфику деятельности внутренних войск, особенно на современном этапе, заместитель командира полка(бригады) будет организовывать работу на тактическом уровне.

 

Задачи,способы,формы организации противодействия и защиты войск от информационно-психологического воздействия

 

На основании приказа командующего внутренними войсками МВД Россия от 3 ноября 1993 года в составе органов по работе с личным составом создана служба психологического противодействия внутренних войск МВД России которая предназначена для морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей оперативного назначения.

Основными задачами службы являются:

Формирование (воспитание) психологической устойчивости и повышение боевой активности личного состава соединений и воинских частей оперативного назначения.

Защита личного состава войск от информационно - психологического воздействия противостоящих незаконных формирований, участников массовых беспорядков и иных антиобщественных элементов.

Противодействие психологическим операциям и пропагандистским усилиям незаконных формирований.

На данную структуру возложены следующие функции:

Сбор и анализ информации об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия на личный состав с выработкой предложений командованию о мерах по его нейтрализации.

Проведение мероприятии по противодействию психологическим операциям и пропагандистским усилиям противостоящих незаконных формирований.

Организация профилактических мероприятий по предупреждению распространения среди личного состава слухов, недопущению возникновения массовых психологических реакций, изучение и анализ коллективного общественного мнения в воинских частях и подразделениях при выполнении ими служебно-боевых задач.

Проведение переговоров о представителями незаконных формирований при освобождении заложников и в других случаях, а также предупреждение правонарушителей о незаконности их действия и о намерении сил правопорядка применить физическую силу, специальные средства, оружие или боевую технику.

Разработка и внедрение в войсковую практику эффективных методик и рекомендаций по организации психологического противодействия с учетом выполняемых служебно-боевых задач.

Морально-психологическая подготовка личного состава воинских частей и подразделений оперативного (специального) назначения в пунктах постоянной дислокации и местах выполнения служебно-боевых задач по выработке невосприимчивости к информационно-психологическому воздействию незаконных формирований.

Подготовка и осуществление мероприятий психологического воздействия по снижению морального и боевого потенциала незаконных формирований с использованием технических средств и методов специальной пропаганды.

Проведение комплекса специальных мероприятий по подготовке личного состава к применению в установленном порядке оружия, специальных средств, физической силы.

Осуществление взаимодействия с органами федеральной службы контрразведки Российской Федерации, ГУОП МВД России, с органами войсковой разведки внутренних войск МВД России, а также с другими органами психологической борьбы Минобороны России и пограничных войск Российской Федерации по вопросам организации психологического противодействия.

Участие в подготовке выводов и предложений из оценки общественно-политической обстановки в районе действий соединений и воинских частей внутренних войск МВД России.

Командиры обязаны создавать должностным лицам службы психологического противодействия надлежащие условия для выполнения ими должностных обязанностей, обеспечивать в установленном порядке литературой, справочными материалами (в том числе путем подписки на периодические издания), а также средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями.

В интересах профилактики эффективного психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления психологических операций. Эфективность работы в данном направлении в большей степени зависит от умелого использования различных форм и методов воздействия на личный состав, таких как:

Общественно-государственная подготовка, при проведении которой ведущая роль отводится методам рассказу или лекции. Отличие рассказа от лекции в том, что при использовании данного метода материал излагается более эмоционально и предназначен для менее подготовленной аудитории, не имеющих достаточных знаний. Начинать выступление необходимо с привлекающего внимания факта, а в дальнейшем обращаться к известным событиям и собственному опыту.

Групповое и индивидуальное информирование дает нам возможность непосредственного воздействия на военнослужащих. Необходимо помнить, что в любых условиях служебной деятельности важнейшим средством воздействия на военнослужащих является живое слово командира.

Использование средств массовой информации (прослушивание радиопередач,использование телевидения,газет, журналов),которые обладают мощным потенциалом. Как показали исследования, более 80% военнослужащих считают приоритетным источником информации телевидение, более 40% радиовещание. Печать, при условии ее оперативности, правдивости и объективности, также имеет огромное значение.

Наглядная агитация в определенных условиях имеет преимущество перед другими формами и методами информирования. Не потеряли свою актуальность использование плакатов, лозунгов, молний, информационных бюлллетней.

Как показывает опыт, хороший профилактический эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими об изощренных приемах, методах и последствиях подрывных акций противника. Так, например, развития негативных реакций и поведения военнослужащих можно избежать, заранее предупредив их о возможности применения противником так называемых «зараженных», «радиоактивных» листовок, психотропных средств и т.п. Вековая народная мудрость сформулировала две закономерности восприятия человеком явлений о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...