Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика проведения аудита государственных унитарных и муниципальных предприятий




 

Финансовый контроль деятельности унитарных предприятий реализуется через государственный, общественный и аудиторский контроль.

Впервые в порядке эксперимента аудит бухгалтерской отчетности федеральных государственных унитарных предприятий проводился в 1999г. Позднее осуществление независимого финансового контроля деятельности данных субъектов хозяйствования было предусмотрено Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а в настоящее время − Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Согласно концепции управления государственным имуществом, решение о проведении аудита унитарных предприятий преследовало следующие цели:

сбор и обобщение информации о составе, состоянии, характере и эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности и переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения;

подтверждение достоверности подготовленной унитарными предприятиями финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных аспектах для увеличения инвестиционной привлекательности и разработки по результатам аудиторских проверок мероприятий по повышению эффективного управления государственной собственностью;

проверка правильности формирования производственной себестоимости с точки зрения соответствия действующему законодательству и производственной целесообразности;

оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности унитарных предприятий и улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям и прекращения фактов выполнения функций, не свойственных целям функционирования.

При принятии данного решения появились трудности, связанные с недостаточностью нормативно-правовой базы, определяющей цели создания и порядок функционирования унитарных предприятий, наличием особенностей формирования данных бухгалтерского учета, а также отсутствием должной системы внутреннего контроля, ведущей к неоправданным финансовым потерям и ущербу для государства.

Поэтому необходимость аудиторских проверок к рассматриваемому объекту обусловлена:

раскрытием экономической природы унитарных предприятий и выявлением современных тенденций их дальнейшего развития;

выделением особенностей механизма функционирования унитарных предприятий;

систематизированием факторов, влияющих на порядок формирования данных бухгалтерского учета унитарных предприятий;

установлением связи между этапами аудита унитарных предприятий (по компонентам) и соответствующими им аудиторскими процедурами, позволяющие учитывать влияние факторов, определяющих специфику финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;

формированием комплекта методических материалов, входящих в состав внутренних стандартов аудита, отвечающий потребностям аудиторских организаций и требованиям примерного технического задания, утвержденного Министерством имущественных отношений РФ.

Согласно стандартам аудита РФ и международным стандартам аудита, организация аудита включает в себя несколько основных этапов:

. Подготовка письма о проведении аудита, определение объема проверки в соответствии с правилами (стандартами) и подготовка к заключению договора на оказание аудиторских услуг, которые зависят от размеров субъекта, глубины аудиторской проверки, опыта работы аудитора и знания субъекта.

. Планирование аудита, заключающееся в общем планировании аудита с указанием ожидаемого объема, сроков и графиков проведения аудита и предварительной оценке эффективности процедур внутреннего контроля.

. Разработка подходов к аудиту, подготовка и составление программы аудита.

Учитывая объект моего исследования считаю целесообразным рассмотреть этапы, имеющие отличительные особенности, от общеустановленных правил.

Во-первых, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита», введенного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532, оформлению договора о проведении аудита предшествует официальное предложение экономического субъекта с просьбой оказания аудиторских услуг что и является начальным этапом аудиторской проверки. В настоящее время не всеми аудиторскими организациями уделяется должное внимание данному документу, что фактически может привести к неразрешенным вопросам между аудиторской организацией и экономическим субъектом, так как именно письмо о проведении аудита содержит существенные условия договора на оказание аудиторских услуг, позволяет экономическому субъекту понять сущность, необходимость и целесообразность аудиторской проверки, а, так же приемы и методы, используемые аудиторской организацией при ее проведении.

Интересен подход к составлению данного письма в международной практике, согласно которой в государственной секторе действуют особые законодательные требования, регламентирующие полномочия аудиторов. Так, например, аудитора могут попросить предоставить отчет непосредственно министру финансов, законодательному органу или общественности в случае, если руководство аудируемого субъекта пытается ограничить объем аудита. Следует отметить, что такой случай возможен или вернее характерен и для российской практики.

Согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита», введенного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532, взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта регламентируются договором. При этом у ряда авторов существует мнение, что при заключении договора на обязательный аудит его предмет предельно четко сформулирован действующим законодательством.

Отличительной чертой договора на оказание аудиторских услуг от прочих видов договоров является присутствие в нем интереса третьей стороны - пользователя информации (потенциального потребителя) о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Если при проведении аудита экономических субъектов всех форм собственности число пользователей информации не ограничено, то проверка деятельности унитарных предприятий проводится в первую очередь в интересах собственника (государства, муниципалитета).

Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависит от четкости составления договора на проведение аудита.

Договорные отношения между аудиторской организацией и унитарным предприятием имеют свои особенности в части неопределенности понятия «Заказчика», как одной из сторон в договоре. С одной стороны, обязательность аудиторской проверки, ее необходимость и заинтересованность в результатах проверки устанавливается действующим законодательством, с другой стороны обязанность по заключению договора и оплате услуг возлагается непосредственно на унитарное предприятие. Двоякость ситуации заключается в роли государства - собственника предприятий данной организационно-правовой формы.

Следовательно, в целях предотвращения конфликтных ситуаций с унитарным предприятием следует предусматривать возможность предоставления аудиторского заключения в полном объеме в составе вводной, аналитической и итоговой частей не только Исполнительному органу, подписавшему договор, но и собственнику унитарного предприятия, принявшему решение о проведении обязательной аудиторской проверки.

В-вторых, планирование является начальным этапом аудита и состоит в адекватном планировании аудиторской деятельности, помогает удостовериться в том, что основным областям аудита уделяется должное внимание, что будут выявлены потенциальные проблемы и работа выполняется в соответствии с установленным графиком. Планирование осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, с изменениями от 07.10.2004 № 532).

Что бы четко составить общий план аудита, который позволил бы в дальнейшем провести аудиторскую проверку во всех существенных аспектах и с высоким уровнем качества, аудитору необходимо собрать полную информацию о клиенте, имеющихся ограничениях и системе внутреннего контроля.

Необходимо изучить бизнес клиента, факторы, влияющие на эффективность его функционирования и отрасль в целом. Особое значение это приобретает при проведении аудита унитарных предприятиях, по следующим причинам:

в основном их деятельность осуществляется вне пределов рыночной экономики, на основе утверждаемых собственником цен и тарифов;

существует ряд ограничений Исполнительного органа на совершение отдельных операций, о чем нами указывалось ранее;

унитарные предприятия осуществляют свою деятельность в основном в секторах экономики с низким уровнем дохода и деловой активности;

продукция (работы, услуги), реализуемые унитарными предприятиями являются социально значимыми. Следовательно, при формировании их стоимости не учитывается взаимосвязь между спросом и предложением, что в свою очередь вынуждает унитарные предприятия определять цену продукции (работ, услуг) на основе фактических издержек;

если в акционерных обществах деятельность управляющего контролируется хотя бы советом директоров, то руководитель унитарного предприятия, являясь фактически полноправным хозяином, использующим государственное имущество в своих целях, практически не несет ответственности за результаты деятельности предприятия.

Учитывая вышеизложенные причины, аудитор должен произвести оценку эффективности и надежности системы внутреннего контроля у экономического субъекта в целом, контрольной среды и средств контроля.

Применительно к унитарным предприятиям, следует отметить, что изучение взаимосвязи между отдельными статьями финансовой отчетности может привести к результатам, отличающимся от прочих экономических субъектов или могут быть нехарактерными для них. Примером этому служит не четкая взаимосвязь на унитарных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на основе экономически обоснованных тарифов, между доходами и расходами. Кроме того, среднестатистические данные могут быть не типичны для унитарных предприятий, в силу специфики их организационно-правового статуса и финансово-хозяйственной деятельности. От достаточности и уместности доказательств будет зависеть степень обоснованности выводов, на которых основывается мнение аудитора. Методы достижения аудиторских доказательств в целом схожи с методами финансового контроля и устанавливаются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, с изменениями от 07.10. 2004.

Так, например, для унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на основе экономически обоснованного тарифа, методом, позволяющим получить более точные аудиторские доказательства, служит экспертиза. Эффективность их работы будет зависеть от грамотного планирования управления затратами, сокращения производственных потерь, эффективного использования рабочей силы. Оценку данных показателей можно произвести, только в случае исследования эффективности, применяемой на всех ее стадиях технологии производства, что по своей сути и является целью технологической экспертизы. Кроме того, в качестве достоверного аудиторского доказательства может выступать и экономическая экспертиза, так как планирование, учет и калькулирование затрат осуществляется с позиции определения расходов унитарных предприятий. Учитывая вышеуказанные особенности при организации аудиторской проверки унитарных предприятий, следует учитывать отраслевую законодательную базу, указания министерств, ведомств и другие нормативные акты, оказывающие влияние на возможность самостоятельной оценки аудитором существенности и формирования им мнения о характере и объеме необходимых аудиторских процедур.


2. Организация проведения аудита унитарных предприятий на примере МУП "Электрические сети" г. Стерлитамак

Общая характеристика МУП "Электрические сети" г. Стерлитамак

 

МУП "Электрические сети" г.Стерлитамака образовано 28 декабря 1942 года.

В настоящее время штат МУП "Электрические сети" составляет 263 человека.

Производственная база предприятия включает в себя:

административное здание;

Трансформаторно-масляное хозяйство с крытым складом резервных трансформаторов;

гараж с отапливаемыми боксами на 46 единиц транспорта;

автомойку;

моторный цех;

аккумуляторный цех;

механические мастерсие со сварочным и покрасочным отделением;

деревообрабатывающий цех;

электролабораторию по ремонту и проверке электросчетчиков;

электротехническую лабораторию для ремонта и испытания РЗ и А, защитных средств;

складкие помещения;

защитное сооружение на 100 человек;

бытовые помещения.

Благодаря мощной производственной базе и высокопрофессиональному коллективу, предприятие способно качественно и собственными силами выполнять все работы, связанные с эксплуатацией, ремонтом, строительством, реконструкцией распределительных сетей 0.4-6-10 кВт г.Стерлитамака, р/ц Толбазы Аургазинского района, с.Наумовка Стерлитамакского района.

На предприятии постоянно обновляются производственные площади, техника, оборудование, внедряются современные технологии. Политика предприятия ориентирована на постоянное повышение надежности и качества электроснабжения, производительности труда, энергоресурсосбережение.

МУП «Жилищное хозяйство» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, ведет статистическую и иную отчетность в установленном действующим законодательстве порядке.

Контроль за сохранностью имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, и использованием его по назначению, осуществляет собственник - муниципальное образование Город Череповец (мэрия города). Предприятие в обязательном порядке представляет собственнику отчетность: ежеквартальный и не позднее 30 марта следующего за отчетным года годовой бухгалтерские балансы и все формы бухгалтерского отчета с отметкой об их принятии в орган государственной налоговой инспекции, информацию для реестра муниципальной собственности, а также иную отчетную документацию по требованию собственника.

Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. На предприятии установлена компьютерная технология обработки учетной информации.

Бухгалтерский учет в МУП «Жилищное хозяйство» на сегодняшний момент ведется с использованием средств вычислительной техники на базе электронной версии «1С:Бухгалтерия».Это универсальная бухгалтерская программа. Электронная версия «1С:Бухгалтерия» ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.

Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1С:Бухгалтерия», отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.

Помимо «1С:Бухгалтерия» используется прикладная программа как «1С-Квартплата». С помощью программы «1С-Квартплата» отслеживается поступление платежей от населения.

На предприятии установлена также справочная компьютерная система «Консультант-бухгалтер». Справочная система «Консультант Бухгалтер» представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовой информацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета.

МУП «Жилищное хозяйство» применяет типовые формы бухгалтерской отчетности, установленные Министерством финансов Российской Федерации: форма № 1 «бухгалтерский баланс»; форма № 2 «отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «отчет об изменениях капитала»; форма № 4 «отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»; «пояснительная записка»; формы документов для внутренней отчетности.

Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Начисление амортизации объектов основных средств предприятия в течение срока их полезного использования производится линейным способом. Основные средства, передаваемые в хозяйственное ведение собственником муниципального имущества, принимаются к учету в оценке собственника.

Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на их приобретение. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство осуществляется по средней себестоимости. Средняя оценка фактической себестоимости производится исходя из среднемесячной фактической себестоимости, в расчет которой включается количество и стоимость материалов и все поступления за месяц. Для оценки готовой продукции применяются учетные цены, сформированные по фактической себестоимости.

К доходам от обычных видов деятельности относятся поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, которые предусмотрены Уставом предприятия. Признание доходов в бухгалтерском учете МУП «Жилищное хозяйство» осуществляется по методу начисления. Выручка от реализации населению услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда производится по ценам, установленным органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда МУП «Жилищное хозяйство» составляет 1 025 тысячи рублей. Предприятие обязано перечислять в городской бюджет часть чистой прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется на создание резервного фонда, который составляет не менее 10% уставного фонда, и иных фондов предприятия, в том числе социального фонда, фонда совершенствования и развития производства, фонда материального поощрения.

Чистая прибыль предприятия распределяется в соответствии с Уставом.

 

План и проведение аудита

 

Анализ финансового состояния предприятия начинают с изучения состава и структуры имущества по данным баланса. Для более углубленного анализа необходимо привлечь дополнительные данные из формы №5.

Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные и внеоборотные средства, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества внутри этих групп.

Сначала проведем горизонтальный финансовый анализ состояния предприятия.

Горизонтальный анализ заключается в построении одного или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Горизонтальный анализ баланса приведен в таблице 2.1

 

Таблица 2.1- Горизонтальный финансовый анализ баланса

Показатели 2011г. 2012г. 2013г. Отклонение 2011/2012 Отклонение 2012/2013 Отклонение 2011/2012 Отклон. 2012/2013
        Абсол. тыс.руб Абсол. тыс.руб Относит. % Относит %
1 2 3 4 5 6 7 8
Основные средства 9370,0 9332,0 8233,0 -38,0 -1099,0 99,6 88,0
Незавершенное строительство 2,0 2,0 1471,0 0,0 +1469,0   73550,0
Отложенный налоговый актив 82,0 110,0 136,0 +28,0 +26,0 134,0 124,0
Запасы, в т.ч. 7802,0 4022,0 1835,0 -3780,0 -2187,0 52,0 46,0
- Сырье и материалы 2451,0 2533,0 1676,0 +82,0 -857,0 103,0 66,0
- Затраты в незавершенном производстве 5222,0 1259,0 -- -3963,0 -1259,0 24,0  
- Расходы будущих периодов 129,0 230,0 159,0 101,0 -71,0 178,0 69,0
НДС по приобретенным ценностям 747,0 366,0 28,0 -381,0 -338,0 49,0 8,0
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес.), в т.ч. 13766,0 11937,0 12238,0 -1829,0 +301,0 87,0 103,0
- Покупатели и заказчики 10090,0 11025,0 10300,0 +935,0 -725,0 109,0 93,0
Денежные средства 5818,0 447,0 295,0 -5371,0 -152,0 8,0 66,0
Прочие оборотные активы 19,0 20,0 20,0 +1,0 -- 105,0 --
Итого активы 37606,0 26236,0 24256,0 -11370,0 -1980,0 70,0 92,0
Уставный капитал 1025,0 1025,0 1025,0 --- --- --- ---
Добавочный капитал 15061,0 15295,0 15261,0 +234,0 -34,0 102,0 99,7
Нер. прибыль (непокрытый убыток прошлых лет) (14550,0) (11460,0) (10453,0) (-3090,0) -1007,0 79,0 91,0
Отложенные налоговые обязательства 99,0 108,0 91,0 +9,0 -17,0 109,0 84,0
Прочие долгосрочные обязательства 2211,0 2058,0 -- -153,0 -2058,0 93,0  
Займы и кредиты 2000,0 2000,0 2011,0 --- +5,0 --- 100,2
Кредиторская задолженность, в т.ч. 31760,0 17210,0 14210,0 -14550,0 -3000,0 54,0 83,0
-Поставщики и подрядчики 11830,0 4145,0 5629,0 -11379,0 +1484,0 35,0 136,0
-Задолженность перед персоналом 2409,0 3863,0 3484,0 +1454,0 -379,0 160,0 90,0
-Задолженность перед внебюдж. фондами 695,0 756,0 598,0 +61,0 -158,0 109,0 79,0
-Задолженность по налогам и сборам 1607,0 2685,0 1859,0 +1078,0 -826,0 167,0 69,0
-Прочие кредиторы 15219,0 5761,0 2640,0 -9458,0 -3121,0 39,0 46,0
Прочие краткосрочные обязательства -- -- 2117,0 --- +2117,0 ---  
Итого пассивы 37606,0 26236,0 24256,0 -11370,0 -1980,0 70,0 92,0

 

На основании таблицы 2.1. можно сделать вывод, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом валюта баланса уменьшилась на 30%. Это произошло в результате снижения: запасов на 3780 тыс.руб., что составляет 48%; основных средств на 38 тыс.руб. (0,4%) и суммы убытков прошлых лет на 3090 тыс. руб. (21%)

Положительным моментом является уменьшение суммы кредиторской задолженности на 14981 тыс. руб. (46,5%).

Отрицательным моментом является наличие дебиторской задолженности. Хотя она уменьшилась на 13%, но она составляет 11937 тыс. руб.

Наличие дебиторской задолженности связано с тем, что существуют не только предприятия, которые не производят вовремя расчеты, но и существуют неплательщики по коммунальным платежам. Последние составляют львиную долю в сумме дебиторской задолженности.

В 2013г. по сравнению с 2012г. валюта баланса уменьшилась незначительно на 1980 тыс. руб., что составило 8%.

Это произошло в результате уменьшения суммы основных средств на 1099 тыс. руб.; запасов на 2187 тыс. руб. (54%); денежных средств на 152 тыс. руб. (34%).

Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб. (55,86%), говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно, т.к. увеличивается сумма дебиторской задолженности на 301 тыс. руб. (3%)

Следующий этап - анализ актива и пассива бухгалтерского баланса.

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.

Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую - оборотные средства.

В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Проводится анализ в таблицах 2.2, 2.3, 2.4.

 

Таблица 2.2 - Анализ актива предприятия за 2011 год

Актив Код показ.

На начало периода

На конец периода

Абсолютное отклонение

Темп роста, %
    тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу  
Внеоборотные активы                
Основные средства 120 2051304,00 99,23 9370,00 24,92 -041934,00 100,61 0,46
Незавершенное строительство 130 50,00 0,00 2,00 0,01 -48,00 0,00 4,00
Отложенные налоговые активы 145 71,00 0,01 82,00 0,22 11,00 0,00 115,49
Итого по разделу 1 190 2051425,00 99,24 9454,00 25,14 -041971,00 100,61 0,46
Оборотные активы                
Запасы 210 3162,00 0,15 7802,00 20,75 4640,00 -0,23 246,74
НДС по приобретенным ценностям 220 0,00 0,00 747,00 1,99 747,00 -0,04 0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ож. более чем через 12 месяцев) 230 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев) 240 12467,00 0,6 13766,00 36,60 1299,00 -0,06 110,42
Денежные средства 260 182,00 0,01 5818,00 15,47 5636,00 -0,28  
Прочие оборотные активы 270 0,00   19,00 0,06 19,00 0,00 0,00
Итого по разделу 2 290 15811,00 0,76 28152,00 74,86 12341,00 -0,61 178,05
Баланс 300 2067236,00 100,00 37606,00 100,00 2029630,00 100,00 1,82

Таблица 2.3 - Анализ актива предприятия за 2012 год

Актив Код показ.

На начало периода

На конец периода

Абсолютное отклонение

Темп роста, %
    тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу  
Внеоборотные активы                
Основные средства 120 9370,00 24,92 9332,00 35,57 -38,00 0,33 99,59
Незавершенное строительство 130 2,00 0,01 2,00 0,01 0,00 0,00 100,00
Отложенные налоговые активы 145 82,00 0,22 110,00 0,42 28,00 -0,25 134,15
Итого по разделу 1 190 9454,00 25,14 9444,00 36,00 -10,00 0,09 99,89
Оборотные активы                
Запасы 210 7802,00 20,75 4022,00 15,33 -3780,00 33,25 51,55
НДС по приобретенным ценностям 220 747,00 1,99 366,00 1,40 -381,00 3,35 0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев) 230 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев) 240 13766,00 36,60 11937,00 45,50 -1829,00 16,09 86,71
Денежные средства 260 5818,00 15,47 447,00 1,70 -5371,00 47,24  
Прочие оборотные активы 270 19,00 0,06 20,00 0,08 1,00 0,00 0,00
Итого по разделу 2 290 28152,00 74,86 16792,00 64,00 -11360,00 99,91 59,65
Баланс 300 37606,00 100,00 26236,00 100,00 -11370,00 100,00 69,77

 

В период с 2011 по 2013 годы в структуре активов МУП «Электрические сети» наблюдались следующие изменения:

В 2011-2012 гг. в структуре актива баланса прослеживается значительное снижение доли внеоборотных активов за счет снижения доли основных средств в 2012 г. на 38 тыс. руб. В 2013г. доля внеоборотных активов в структуре баланса осталась практически неизменной и составила 9840 тыс. руб., произошло увеличение по незавершенному строительству на 14,93%;

Оборотные активы в 2011 г.увеличились на 12341 тыс.руб., увеличение произошло за счет увеличения запасов на 4640 тыс.руб., денежных средств на 5636 тыс. руб., дебиторской задолженности на 1299 тыс.руб. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.

 

Таблица 2.4 - Анализ актива предприятия за 2013 год

Актив Код пока.

На начало периода

На конец периода

Абсолютное отклонение

Темп роста,%
    тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу  
Внеоборотные активы                
Основные средства 120 9332,00 35,57 8233,00 33,94 -1099,00 55,51 88,22
Незавершенное строительство 130 2,00 0,01 1471,00 6,06 1469,00 -74,19  
Отложенные налоговые активы 145 110,00 0,42 136,00 0,56 26,00 -1,31 123,64
Итого по разделу 1 190 9444,00 36,00 9840,00 40,57 396,00 -20,00 104,19
Оборотные активы                
Запасы 210 4022,00 15,33 1835,00 7,57 -2187,00 110,45 45,62
НДС по приобретенным ценностям 220 366,00 1,40 28,00 0,12 -338,00 17,07 0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев) 230 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев) 240 11937,00 45,50 12238,00 50,45 301,00 -15,20 102,52
Денежные средства 260 447,00 1,70 295,00 1,22 -152,00 7,68 66,00
Прочие оборотные активы 270 20,00 0,08 20,00 0,08 0,00 0,00 0,00
Итого по разделу 2 290 16792,00 64,00 14416,00 59,43 -2376,00 120,00 85,85
Баланс 300 26236,00 100,00 24256,00 100,00 -1980,00 100,00 92,45

 

В 2012 и 2013 г. оборотные активы уменьшились в результате уменьшения запасов на 14,99%.Но не смотря на то, что доля запасов снижается в общем размере активов и оборотных активов, все равно объем запасов составляет все еще очень значительную величину. Еще не использованы все резервы снижения затрат на управление запасами, что ведет к необходимости их использовать и тем самым еще улучшить ситуацию (закрепить благоприятную тенденцию);

Денежные средства уменьшаются значительно в 2012г. на 5371 тыс.руб., в 2013 г. на 152 тыс.руб. Отрицательным моментом является увеличение доли дебиторской задолженности, которая в 2012г. составила 45,50% актива баланса, а в 2013г. 50,45%. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.

Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают, изучая изменения в составе источников его образования. Поступление, приобретение, создание имущества может осуществляться за счет собственных и заемных средств (капитала), характеристика соотношения которых раскрывает существо финансового положения предприятия. Так, увеличение доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков, а с другой - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

В процессе анализа пассива баланса организации изучаются изменения в его динамике, составе, структуре, что показано в таблицах 2.5, 2.6, 2.7. (см. приложение 5, 6, 7).

В период с 2011 по 2013 годы в структуре пассивов МУП «Электрические сети» наблюдались следующие изменения:

Cнижение стоимости имущества предприятия за 2011 год составило 2029630 тыс. руб. Произошло это, главным образом, за счет снижения доли добавочного капитала на 2042819 т.р. В 2012 году стоимость имущества снижается на 11370 тыс. руб., снижение происходит в основном за счет снижения суммы кредиторской задолженности на 14550 тыс.руб. В 2013 году стоимость имущества снижается на 1980 тыс.руб.;

Произошло небольшое снижения суммы убытка в 2011 году на 1124 тыс. руб., в 2012 г. на 3090 тыс.руб., в 2013 г. на 1007 тыс.руб.;

В 2011 году по решению собственника увеличен размер уставного капитала и на 31 декабря 2013 года составил 1 025 тыс. руб.;

Положительными моментами работы предприятия так же является уменьшение суммы кредиторской задолженности в 2012 г. на 14550 тыс.руб., в 2013 г. на 3 тыс.руб. Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб., говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно;

Анализируя структуру пассива баланса, следует отметить как отрицательный момент, влияющий на финансовую устойчивость предприятия, уменьшение доли собственных источников предприятия с 2057880 тыс. руб. до 15061 тыс. руб. к 2011 году (уменьшение произошло в связи с изъятием из хозяйствен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...