Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием.

Лавкай И. Ю.

При логоневрозе нарушение речи в большей или меньшей степени ведет к нарушению отношений лич­ности со средой, что, в свою очередь, может способствовать формирова­нию ряда патологических личност­ных черт.

С. С. Ляпидевским и С. И. Павло­вой (1961) изучались особенности характера и личности заикающихся.

Была отмечена характерная склонность к аффективным вспыш­кам, сильная реакция на свой рече­вой дефект, мнительность, подозри­тельность, частое преобладание уг­нетенного настроения, страх перед речью, который часто приобретает характер навязчивости.

И. М. Виш, И. С. Толмачева, Н. А. Ширяева (1971), изучая осо­бенности личности в клинике заика­ния, выделили два вида реакций у заикающихся. Первый — оборони­тельно-агрессивная реакция, когда проявляется склонность к драчли­вости в связи с насмешками сверст­ников; чаще бывает у мальчиков. Второй — пассивно-оборонительная реакция, когда появляется замкну­тость, дети становятся молчаливы­ми, отказываются от ответов на уроках, наступает астенизация; это бы­вает чаще у девушек. В период поло­вого созревания девушки остро пе­реживают свой недостаток, считают себя неполноценными, нередко оз­лобляются по отношению к подру­гам, завидуя их здоровью и успехам в жизни.

В. М. Шкловский, В. С. Ильдеркина (1972) также выявили некоторые изменения личности. Они указали на основной переживаемый заикаю­щимися конфликт — между жела­нием говорить и желанием избежать плохой речи.

Нами в процессе проведения комп­лексной терапии у 163 подростков, страдающих заиканием, выяснялись характерологические изменения. Курс амбулаторного лечения длился в среднем 2,5—3 месяца.

Анализ историй болезней показывает, что чем старше становились дети, тем сильнее они стеснялись своего заикания, больше тяготились своим дефектом и тем больше сказывался этот дефект на их отношении к окружающим. Некоторыми их болезнь расценивалась как настоящая трагедия. Так, больной Ф-ов С. помышлял о самоубийстве из-за заикания

Большинство подростков жаловались на то, что не могут избрать любимую профессию. Для больной мальчика Э-ина П., мечтающего стать летчиком, заикание стал «вопросом жизни». А больная Г-ва Г. так пишет о своем заикании «Я очень люблю литературу. Четыре года занималась в театральна студии и хотела стать актрисой или журналисткой, а потом из-за этого проклятого заикания бросила свое любимое дело. А у меня уже было около четырех ведущих ролей и всерухнуло... Хочу поскорее вылечиться, тогда может осуществиться моя мечта и я уйду в мир театра, ведь я люблю его больше всего. Жду не дождусь того дня, когда смогу чисто говорить, я тогда буду поднимать руку на уроках, бегать в любые магазины. Пойду снова в театральную студию, в общем я просто буду счастлива».

Причины интимного характера, о которых меньше говорят, также усугубляют речевой дефект. Так, больной К-ур М. «хотел бы серьезно дружить с какой-нибудь девушкой, но боится, что его не поймут».

Подростки начинают выбирать такие ситуации, в которых речевой дефект меньше сказывается. Проявляется страх перед речью.

Среди обследованных логофобия в или иной степени имела место у 131 заикающегося, что составляет 80,4 %. Примером сильно выраженной логофобии может служить больная К-ва А., 17 лет, которая последние два года отвечала уроки только письменно. Каждый раз, прежде чем говорить, она вздыхала, кусала губы и произносила «ну», «ой», «не могу». При этом она испытывала на­столько сильное волнение, что всту­пить в контакт с ней было почти не­возможно. Вместе с тем, если это удавалось, то речь ее была почти плавной.

Очень тесно связана с этим скоптофобия, т. е. стыд за свою болезнь. Наличие скоптофобии мы обнаружили у 125 больных, что составляет 76,7 %.

Одновременно мы интересовались тем, как относится сам больной к своему дефекту, насколько осозна­но им заболевание и в какой мере оно его травмирует. Из числа обсле­дованных 10 человек (6,1%) относи­лись к своему дефекту сравнительно безразлично, у 75 человек (46%) психика была травмирована, и у 78 (47,8%) — резко травмирована.

Само собой разумеется, что забо­левание травмирует тем сильнее, чем больше выражен речевой дефект я чем сильнее страх перед речью. Однако это наблюдается не всегда. Так, бывают больные, у которых сильно выражен речевой дефект, но отношение к нему относительно индефферентное и осознание болезни и желание от нее избавиться выра­жены недостаточно. Встречаются и противоположные явления, когда при относительно слабо выражен­ном речевом дефекте больные оценивали его как очень тяжелый. Следовательно, реакция личности на нали­чие заикания не всегда прямо пропорциональна тяжести речевого дефекта играет большую но не исключительную роль.

По мере развития невротического состояния и связанного с этим усиления реакции на свое заболевание может постепенно происходить изменение характера. Можно выделить несколько направлений этих изменений:

1. Появление замкнутости, избирательной общительности, которые
раньше не были свойственны ребенку, отказ от активной роли в коллективе. Иногда это имеет некоторое положительное значение (занимается музыкой, читает больше своих сверстников).

Эти больные охотно лечились, од­нако установить контакт с ни­ми было трудно. Даже наличие логофобии и мучительного пережива­ния своего дефекта не всегда удава­лось выявить у них сразу.

У некоторых из этих больных можно было наблюдать более или менее выраженную тенденцию к компенсации. Эти больные стреми­лись превзойти своих товарищей в каком-нибудь виде деятельности, выполнению которой речевой дефект не препятствовал. Одни из них мно­го читали и с гордостью сообщали о своей начитанности и о своем, в этом отношении, превосходстве над другими. Такое же значение для утверждения своей роли в коллекти­ве имело для других больных уси­ленное занятие музыкой, шахмата­ми, спортом и т. д.

2. Для второго варианта харак­терологических изменений также типично стремление к самоутверж­дению и компенсации своего дефек­та, желание превзойти своих това­рищей, ко выражается это не столь­ко в реальных достижениях, сколько в фантазиях и преувеличенной само­оценке. Появляется чрезмерное тще­славие, эгоцентризм, т. е. черты, на­поминающие истерические. Однако в этих случаях, нам кажется, пра­вильнее говорить не об истерическом неврозе, а об особом типе развития личности.

Наконец, сознание своего дефек­та и неумение его преодолеть способствует развитию таких характе­рологических черт, как нерешительность, неуверенность в собственных силах и вместе с тем безответствен­ность и стремление постоянно искать поддержку со стороны близких. Для этих больных характерна потеря це­леустремленности и отсутствие инте­ресов, свойственных сверстникам.

А иногда появляется ипохондричность, больные считают себя людьми второго сорта, проявляют склон­ность к колебаниям, повышенную сензитивность.

Изменения характера у наблюдав­шихся больных не достигали степени психопатии. Правильнее говорить об «акцентуации личности» в этом возрасте по определенному типу, как об этом пишут К. Leonhard (1968), А. Е. Личко (1971), А. Е. Личко, С. Д. Озерецковский (1972).

Существует мнение, что к подрост­ковому возрасту наряду с преморбидными особенностями (эмоцио­нальная лабильность, склонность к невротическим реакциям и т. п.) по­являются изменения личности, в воз­никновении которых основную пато­генетическую роль играет само заи­кание.

Тот факт, что в развитии логоневроза большую роль играет сознание собственной неполноценности, легко объяснить, так как при этой форме функция общения, коммуникативная функция страдает больше, чем при других системных неврозах, что сильно сказывается на возможности социального приспособления. Поэто­му такую большую роль играет соз­нание болезни в механизме развития логоневроза и так нередки обостре­ния в подростковом возрасте.

Логоневроз, таким образом, от­носится к таким неврозам, который формируется в процессе онтогенеза, длительно существует и постепенно утяжеляется благодаря усилению реакции на собственный дефект.

Необходимо отметить, что и эф­фективность терапии зависит от характерологических особенностей, подростков. Так, труднее было добиться хороших результатов у больных, которые не способны к усилию. Что же касается больных с истероидными чертами характера, они требуют особого индивидуального подхода, и коллектив равных в данном случае играет исключительно положительную роль.

Подростки, у которых наметилось стремление компенсировать свой дефект, относились к лечению с большим рвением, и заниматься с ними было легче. Это чаще наблюдалось у больных интеллектуально развитых и вместе с тем целеустремленных и организованных.

Различные вариации характерологических особенностей, типичных для логоневроза, должны учитываться при проведении лечения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...