О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием.
Лавкай И. Ю. При логоневрозе нарушение речи в большей или меньшей степени ведет к нарушению отношений личности со средой, что, в свою очередь, может способствовать формированию ряда патологических личностных черт. С. С. Ляпидевским и С. И. Павловой (1961) изучались особенности характера и личности заикающихся. Была отмечена характерная склонность к аффективным вспышкам, сильная реакция на свой речевой дефект, мнительность, подозрительность, частое преобладание угнетенного настроения, страх перед речью, который часто приобретает характер навязчивости. И. М. Виш, И. С. Толмачева, Н. А. Ширяева (1971), изучая особенности личности в клинике заикания, выделили два вида реакций у заикающихся. Первый — оборонительно-агрессивная реакция, когда проявляется склонность к драчливости в связи с насмешками сверстников; чаще бывает у мальчиков. Второй — пассивно-оборонительная реакция, когда появляется замкнутость, дети становятся молчаливыми, отказываются от ответов на уроках, наступает астенизация; это бывает чаще у девушек. В период полового созревания девушки остро переживают свой недостаток, считают себя неполноценными, нередко озлобляются по отношению к подругам, завидуя их здоровью и успехам в жизни. В. М. Шкловский, В. С. Ильдеркина (1972) также выявили некоторые изменения личности. Они указали на основной переживаемый заикающимися конфликт — между желанием говорить и желанием избежать плохой речи. Нами в процессе проведения комплексной терапии у 163 подростков, страдающих заиканием, выяснялись характерологические изменения. Курс амбулаторного лечения длился в среднем 2,5—3 месяца. Анализ историй болезней показывает, что чем старше становились дети, тем сильнее они стеснялись своего заикания, больше тяготились своим дефектом и тем больше сказывался этот дефект на их отношении к окружающим. Некоторыми их болезнь расценивалась как настоящая трагедия. Так, больной Ф-ов С. помышлял о самоубийстве из-за заикания
Большинство подростков жаловались на то, что не могут избрать любимую профессию. Для больной мальчика Э-ина П., мечтающего стать летчиком, заикание стал «вопросом жизни». А больная Г-ва Г. так пишет о своем заикании «Я очень люблю литературу. Четыре года занималась в театральна студии и хотела стать актрисой или журналисткой, а потом из-за этого проклятого заикания бросила свое любимое дело. А у меня уже было около четырех ведущих ролей и всерухнуло... Хочу поскорее вылечиться, тогда может осуществиться моя мечта и я уйду в мир театра, ведь я люблю его больше всего. Жду не дождусь того дня, когда смогу чисто говорить, я тогда буду поднимать руку на уроках, бегать в любые магазины. Пойду снова в театральную студию, в общем я просто буду счастлива». Причины интимного характера, о которых меньше говорят, также усугубляют речевой дефект. Так, больной К-ур М. «хотел бы серьезно дружить с какой-нибудь девушкой, но боится, что его не поймут». Подростки начинают выбирать такие ситуации, в которых речевой дефект меньше сказывается. Проявляется страх перед речью. Среди обследованных логофобия в или иной степени имела место у 131 заикающегося, что составляет 80,4 %. Примером сильно выраженной логофобии может служить больная К-ва А., 17 лет, которая последние два года отвечала уроки только письменно. Каждый раз, прежде чем говорить, она вздыхала, кусала губы и произносила «ну», «ой», «не могу». При этом она испытывала настолько сильное волнение, что вступить в контакт с ней было почти невозможно. Вместе с тем, если это удавалось, то речь ее была почти плавной.
Очень тесно связана с этим скоптофобия, т. е. стыд за свою болезнь. Наличие скоптофобии мы обнаружили у 125 больных, что составляет 76,7 %. Одновременно мы интересовались тем, как относится сам больной к своему дефекту, насколько осознано им заболевание и в какой мере оно его травмирует. Из числа обследованных 10 человек (6,1%) относились к своему дефекту сравнительно безразлично, у 75 человек (46%) психика была травмирована, и у 78 (47,8%) — резко травмирована. Само собой разумеется, что заболевание травмирует тем сильнее, чем больше выражен речевой дефект я чем сильнее страх перед речью. Однако это наблюдается не всегда. Так, бывают больные, у которых сильно выражен речевой дефект, но отношение к нему относительно индефферентное и осознание болезни и желание от нее избавиться выражены недостаточно. Встречаются и противоположные явления, когда при относительно слабо выраженном речевом дефекте больные оценивали его как очень тяжелый. Следовательно, реакция личности на наличие заикания не всегда прямо пропорциональна тяжести речевого дефекта играет большую но не исключительную роль. По мере развития невротического состояния и связанного с этим усиления реакции на свое заболевание может постепенно происходить изменение характера. Можно выделить несколько направлений этих изменений: 1. Появление замкнутости, избирательной общительности, которые Эти больные охотно лечились, однако установить контакт с ними было трудно. Даже наличие логофобии и мучительного переживания своего дефекта не всегда удавалось выявить у них сразу. У некоторых из этих больных можно было наблюдать более или менее выраженную тенденцию к компенсации. Эти больные стремились превзойти своих товарищей в каком-нибудь виде деятельности, выполнению которой речевой дефект не препятствовал. Одни из них много читали и с гордостью сообщали о своей начитанности и о своем, в этом отношении, превосходстве над другими. Такое же значение для утверждения своей роли в коллективе имело для других больных усиленное занятие музыкой, шахматами, спортом и т. д.
2. Для второго варианта характерологических изменений также типично стремление к самоутверждению и компенсации своего дефекта, желание превзойти своих товарищей, ко выражается это не столько в реальных достижениях, сколько в фантазиях и преувеличенной самооценке. Появляется чрезмерное тщеславие, эгоцентризм, т. е. черты, напоминающие истерические. Однако в этих случаях, нам кажется, правильнее говорить не об истерическом неврозе, а об особом типе развития личности. Наконец, сознание своего дефекта и неумение его преодолеть способствует развитию таких характерологических черт, как нерешительность, неуверенность в собственных силах и вместе с тем безответственность и стремление постоянно искать поддержку со стороны близких. Для этих больных характерна потеря целеустремленности и отсутствие интересов, свойственных сверстникам. А иногда появляется ипохондричность, больные считают себя людьми второго сорта, проявляют склонность к колебаниям, повышенную сензитивность. Изменения характера у наблюдавшихся больных не достигали степени психопатии. Правильнее говорить об «акцентуации личности» в этом возрасте по определенному типу, как об этом пишут К. Leonhard (1968), А. Е. Личко (1971), А. Е. Личко, С. Д. Озерецковский (1972). Существует мнение, что к подростковому возрасту наряду с преморбидными особенностями (эмоциональная лабильность, склонность к невротическим реакциям и т. п.) появляются изменения личности, в возникновении которых основную патогенетическую роль играет само заикание. Тот факт, что в развитии логоневроза большую роль играет сознание собственной неполноценности, легко объяснить, так как при этой форме функция общения, коммуникативная функция страдает больше, чем при других системных неврозах, что сильно сказывается на возможности социального приспособления. Поэтому такую большую роль играет сознание болезни в механизме развития логоневроза и так нередки обострения в подростковом возрасте.
Логоневроз, таким образом, относится к таким неврозам, который формируется в процессе онтогенеза, длительно существует и постепенно утяжеляется благодаря усилению реакции на собственный дефект. Необходимо отметить, что и эффективность терапии зависит от характерологических особенностей, подростков. Так, труднее было добиться хороших результатов у больных, которые не способны к усилию. Что же касается больных с истероидными чертами характера, они требуют особого индивидуального подхода, и коллектив равных в данном случае играет исключительно положительную роль. Подростки, у которых наметилось стремление компенсировать свой дефект, относились к лечению с большим рвением, и заниматься с ними было легче. Это чаще наблюдалось у больных интеллектуально развитых и вместе с тем целеустремленных и организованных. Различные вариации характерологических особенностей, типичных для логоневроза, должны учитываться при проведении лечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|