Развитие аффективно-потребностной сферы личности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 10. Концепция личности Л.И.Божович Развитие аффективно-потребностной сферы личности. Понятие личность Этапы разработки проблемы личности в лаборатории Л.И.Божович. Закономерности формирования личности в онтогенезе. Этапы формирования личности в онтогенезе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ Концепция Л.И. Божович - это оригинальная, глубокая научная концепция, уходящая корнями в теорию Л.С. Выготского, но питаемая также многими другими источниками - психологическими, философскими, культурными. Сотрудниками лаборатории Л.И. Божович проводили исследования в массовых и вечерних школах, школах-интернатах, школах для "переростков" и трудных подростков, в детских комнатах милиции и колониях для несовершеннолетних правонарушителей, в детском театре и кинематографе и т.д. Подчас они отвечали на прямые запросы практики: понять, чем определяется воздействие спектакля, кинофильма на детей разного возраста, наметить пути воспитания ответственности, прилежания у младших школьников и т.д. Их разработки были весьма полезны. Вместе с тем такая практически полезная психология не была сферой внедрения, побочным продуктом высокой научной деятельности - это была в подлинном смысле слова "интересная психология". Основная область исследований - педагогическая и детская психология. Л.И.Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Она занималась анализом личностных конфликтов детей, конкретно - аффектом неадекватности, т.е. анализом устойчивых отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в связи с неуспехом в деятельности и характеризующихся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виновным. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности (основной труд – «Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968).
«Тройка да пятерка - вот и вся восьмерка», «тройку» составляли «мэтры» - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и А.Р.Лурия, а «пятерку» – более молодые психологи: А.В.Запорожец, Р.Е.Левина, Н.Г.Морозова, Л.С. Славина и Л.И. Божович). «Пятерку» Л.С.Выготский иногда называл «пятиликий Козьма Прутков». Биография. Божович Лидия Ильинична (1908-1981) - психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967). Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. С 1929 г. - на практической и научной работе по психологии (АКВ им. Н.К. Крупской, Украинская психоневрологическая академия в Харькове и др.) В 1948-81 гг. работала в НИИ ОПП (до 1978 г. - зав. Лабораторией психологии формирования личности. Научное сотрудничество Л.И. Божович разрабатывала теорию формирования личности в онтогенезе. В своих работах, она в отличие от других авторов, следовала логике мысли Л.С. Выготского, без выхода за рамки созданной им концепции, в то время как другие (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин,В.В. Давыдов, А.Р. Лурия), по ее мнению, развивали какую-либо одну из сторон: идею о ведущей роли деятельности, значение процесса интериоризации для психического развития ребенка, мысль о том, что обучение должно вести за собой развитие, ломая общую архитектонику этой концепции.
Развитие аффективно-потребностной сферы личности Развитие аффективно-потребностной сферы происходит по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов. Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредуясь социально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования. В центре формирования личности стоит процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции поведения. Понятие личность Личность представляет собой определенный уровень психического развития, который характеризуется целостностью, наличием способности овладения собой и обстоятельствами своей жизни. Определяющий атрибут личности - свобода как от чуждых собственным взглядам и убеждениям человека воздействий среды, так и от собственных страстей. Активность в противовес реактивности является важнейшей характеристикой поведения человека, достигшего уровня личности.
Вопрос для самопроверки: Какое из определений личности отражает взгляд Л.И.Божович:
а) Личность - такой уровень психического развития человека, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения.
б) Личность - небиологическое единство, это «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически» Она определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи.
Ответ: а) Личность - такой уровень психического развития человека, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения. Ответ б) – определение А.Н.Леонтьева.
Л.И. Божович ставила вопрос о методе исследования личности предельно остро - экспериментальное изучение в области личности не только возможный, но и по сути единственный путь. Она писала: "Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского открыла путь для научного познания высших форм психической жизни человека, и до тех пор, пока психология не сделает их предметом экспериментального исследования, она не может продвинуться в изучении психологии живой, целостной личности человека" Структура личности Структура личности определяется ее направленностью. Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. От направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них. Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|