Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации предприятий

Лекция по теме: Предприятие как хозяйствующий субъект

1. Характеристика предприятия

2. Объединения предприятий

3. Юридическое лицо

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется, как правило, в виде предпринимательской деятельности. Из экономической теории известно, что предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей в форме спроса и получения прибыли. Предпринимательство отличают следующие черты:

· деятельность, организованная на основе частной собственности на средства производства;

· хозяйствующий субъект самостоятельно определяет вид предпринимательства, его содержание, размеры, ассортимент предлагаемых покупателям благ или услуг;

· экономический интерес хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности состоит в стремлении получить максимально возможную прибыль;

· хозяйствующий субъект несет ответственность за результаты своей деятельности перед контрагентами;

· объективным спутником этой деятельности является риск.

В российской экономике предпринимательской деятельностью, в соответствие с хозяйственным правом, могут заниматься граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). В России уже сложилась правовая основа для осуществления предпринимательства. Законы России гарантируют:

· право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество;

· равное право доступа всех хозяйствующих субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;

· равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовой формы;

· защита имущества предприятия от незаконного изъятия;

· свободный выбор сферы и вида деятельности в пределах разрешенного законом;

· недопущение недобросовестной конкуренции на рынке и ограничение монопольных тенденций в поведении предпринимателей.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица и без его образования. Предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельным гражданином в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, прошедшим государственную регистрацию, осуществляется без образования юридического лица. Любая другая предпринимательская деятельность, как правило, требует для ее осуществления образование юридического лица.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:

· имущественная обособленность, т. е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;

· самостоятельная имущественная ответственность, т. е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;

· самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени заключать гражданско-правовые договоры купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды и т. д. или иным способом приобретать права и нести обязательства;

· организационное единство, т. е. наличие устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Характеристика предприятия

В рыночной экономике основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие. Предприятие как понятие обозначает самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица, созданного в порядке, установленном законом, для производства продукции (услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Принципы организации предприятий

Организация и функционирование предприятия основывается на следующих принципах:

· экономичность;

· финансовая устойчивость;

· доходность, прибыльность.

Экономичность как принцип хозяйственной деятельности состоит в том, что в основе достижения результатов предпринимательской деятельности должны лежать минимальные затраты. Финансовая устойчивость предпринимательской деятельности проявляется в способности предприятия на каждый момент времени произвести необходимые платежи, т. е. быть способным выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами. Принцип доходности предпринимательской деятельности означает, что хозяйственная деятельность должна быть так организована, чтобы были обеспечены прибыль и рентабельность.

В ходе хозяйственной деятельности предприятие решает следующие задачи:

· получение прибыли собственниками предприятия и возмещение затрат;

· выполнение своих обязательств по поставке продукции (услуг) контрагентам в соответствие договорными обязательствами;

· своевременная выплата заработной платы персоналу предприятия, создание безопасных условий труда и условий для профессионального роста персонала;

· создание рабочих мест для местного населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды и минимизация нагрузки на нее в связи с деятельностью предприятия;

· недопущение сбоев в работе предприятия, стабильное наращивание темпов роста объема производства и доходов предприятия.

Ликвидация предприятия возможна по следующим причинам:

· по инициативе учредителей;

· в связи с нарушениями правовых норм в ходе создания предприятия;

· в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятия.

юбое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.

Факторы внешней среды можно разделить на две группы.

Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:

· состояние экономики, в условиях которой функционирует предприятие;

· политическая система страны;

· состояние законодательства, регулирующего и хозяйственную деятельность;

· научно-технический прогресс;

· социокультурные факторы;

· коммуникации;

· природно-климатические и др.

Вторая группа факторов, которая также формируют внешнюю среду, отличается тем, что на них предприятие может оказывать определенное воздействие. Эти факторы образуют деловую среду предприятия. К ним относятся:

· поставщики;

· потребители;

· инфраструктура;

· конкуренты;

· местные органы власти;

· население;

· СМИ;

· контрагенты по внешнеэкономическим связям.

Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:

· производственно-технические;

· персонал;

· финансы;

· информация.

Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.

Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.

Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.

Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.

Объединения предприятий

В рыночной экономике предприятия могут объединяться. Объективной причиной этого процесса является действие закона концентрации и централизации производства и капитала. В результате складываются объединения предприятий в форме: картелей, синдикатов, трестов, концернов, холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ).

Картель – объединение предприятий, производящих однородную продукцию. Участники картеля вырабатывают единую рыночную стратегию, которая включает общую ценовую политику. Как правило, предприятия, вошедшие в картель, сохраняют хозяйственную, финансовую, юридическую самостоятельность.

Синдикат – объединение предприятий, в котором создается единый центр по сбыту продукции участников синдиката.

Трест – объединение предприятий, принадлежавших разным предпринимателям и слившихся в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. Вертикальное комбинирование в тресте позволяет объединить в одной компании производства, связанные в одну технологическую цепочку, или разных отраслей производства.

Концерн - объединение самостоятельных предприятий, связанных системой участий, личной унией, патентно-лицензионными соглашениями, финансированием. Различают концерны «вертикального» и «горизонтального» типа. Первый тип объединений охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственных процесс которых взаимосвязан(например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные), второй – предприятия разных отраслей производства, не связанных между собой.

Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Холдинг – головная компания, которая обладает контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, в состав которых входят наряду с предприятиями материального производства и финансовые организации, банки. Главная задача таких объединений состоит в соединении банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий. Банки и предприятия, входящие в ФПГ, могут быть участниками неограниченного числа других объединений. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей могут охватывать целый сектор экономики страны.

Консорциум – временное объединение предприятий для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут одновременно быть участниками других ассоциаций, совместных предприятий. После выполнения своей задачи консорциум прекращает существование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...