III. Представление о человеке
Православное Небо О христианском совершенстве Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений. I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ) III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ Введение Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом. В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т. д. Для подобного сравнения нужна иная таблица - «христианство и учения «крайних» шиитов». Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» — исламский мистицизм суфиев, утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я – истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922г.), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом. Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.
В тоже время авторы таблицы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными. Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течении 30 лет, является шиитом - алавитом (или «нусайритом», это течение – ок. 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ. Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. При этом в Турции проживает более 15 миллионов алавитов, исповедующих переселение душ. В мире также насчитывается около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, самым богатым человеком Сирии, крупным дипломатом, меценатом, чиновником ООН, имеющим титул «его Высочества» от британской королевы Елизаветы II. Крайние шииты Ирана по прежнему составляют в стране влиятельные и многочисленные группы. Ваххабизм разделяет большинство населения 27-милионной Саудовской Аравии (разумеется, за исключением 15% шиитов, около миллиона католиков, около 5 миллионов иностранных рабочих).
I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
[1]. 1. Бог сотворил ангелов прежде творения грубого материально-телесного мира. К ним также приложимо понятие «дух», ибо они сотворены по Образу Божьему. Однако такое название для них всегда условно, ибо образ и первообраз не совпадают в сущности, ангел, как и человеческая душа, созданная после творения ангелов, не Бог, а ограниченное существо. «Священное Писание и святые Отцы постоянно называют их бесплотными и невещественными, но так называют их только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу — единому Духу. Един Бог — вполне Дух, – учит св. Игнатий Брянчанинов об ангелах. - …Отвергнув понятие о подчинении ангелов пространству, должно или вовсе отвергнуть их существование, или признать их беспредельными, т.е. приписать им вездесущие Божеское. Только две неопределенные величины — ничто и бесконечное — не подчиняются никакой форме; всякая, напротив того, определенная величина, как бы ни была велика или мала, непременно имеет форму, по самой определенности своей. Согласившись, что ангелы ограничены, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т.е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух — Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и духовном видении духов). «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Глава III (17). Об Ангелах). «Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», — учит митр. Макарий (Булгаков) (Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку. Отдел I. О Боге в Самом Себе § 19).
[2]. Шейх уль Ислам Ибн Таймия сказал: «Простое упоминание о чем-то вместе с Аллахом не означает, что это становится Его атрибутом. Определенные созданные вещи могут быть упомянуты вместе с Аллахом, и их атрибуты не становятся божественными атрибутами, согласно мнению ученых – подобно фразам «Дом Аллаха», «Верблюдица Аллаха», «рабы Аллаха». Тоже самое относится к фразе «дух Аллаха», согласно мнению ранних поколений и их имамов и их последователям. Но если, что то является Его атрибутом и не является атрибутом которым обладает кто-нибудь еще, например Знание Аллаха, Рука Аллаха, Речь Аллаха, то это является из Его атрибутов» («Джаваб аль Сахих», 4:414). Таким образом, следуя Ибн Таймии, знание, рука, речь – могут быть атрибутами Аллаха, хотя, например, рука антропоморфный атрибут. Между тем, дух не может быть атрибутом Аллаха. Этот принцип применен к толкованию всех аятов, где встречается слово «дух» или «дух Аллаха». Этот принцип ведет к антропоморфизму. В одной из своих фетв ибн Таймийя пишет: «То, что в Коране и Сунне приведено как ясный довод, и если на этом мы находим и праведных предков значит, это есть истина. Если даже из этого будет следовать, что Аллах имеет все атрибуты физической телесности, нет никаких проблем, ибо истина есть истина» («Аль фатаваи» том 5 стр. 192). По словам Ибн Батуты, Ибн Таймия говорил: «Аллах спускается на нижнее небо подобно тому, как я спускаюсь с минбара». Сказав это ибн Таймийя сошёл с минбара. («Ад дурар аль камина» ибн Хаджар Аскалални. Том 1 стр. 154, «Рахила» ибн Батута стр. 95). [3]. Православное догматическое богословие выделяет четырнадцать основополагающих Божественных атрибутов: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, высочайшую премудрость, высочайшую свободу, совершеннейшую святость, бесконечную благость, бесконечное правосудие. Среди этих атрибутов нет антропоморфных. Некоторых мусульман смущает известная библейская фраза: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему... (Бытие 1:26). [4]. Мусульманское вероучение считает, что атрибуты Аллаха неповторимы, изначальны и вечны, Аллах свободен от всех недостатков, присущих творениям. Этих атрибутов 14. Шесть атрибутов относятся к проявлению сущности Аллаха– Сыфат-и Затиййа. Восемь атрибутов — к проявлениям доказательств сущности Аллаха – Сыфат-и Субутиййа. К первым шести относятся необходимость существования, предвечность, бесконечность, единственность, неподражаемость и неизменность. Ко вторым восьми отнесены жизнь, знания, зрение, слух, воля, мощь, слово, способность создавать. Зрение и слух Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Но зрение и слух – атрибуты тварного мира. Атрибуты слуха и зрения, как бы мы их не понимали, сами по себе не могут быть вечными, нетварными, лишенными недостатков. Сравнения же с пауком прямо свидетельствует против их несозданности. Сотни зверей в этом мире могут разглядеть паука ночью даже на самом темном камне. Данные сравнительной офтальмологии говорят о том, что, в отличие от человека, который видит лучше при более ярком освещении, уже для собак нет никакой зависимости от яркости или затененности. Ночное видение кошки превосходит ночное видение собаки. Ее глаз способен видеть, когда уровень освещения в шесть раз ниже лимита человеческого глаза. Но сова и летучая мышь видят еще сильнее. Их ночное видение намного превосходит человеческое и они ночью ловят насекомых. Причем, зрение летучей мыши совсем не такое как зрение у животных и человека. Летучая мышь видит не оптически, глазами, а с помощью ультразвуковой локации, что позволяет ей заметить ночью самое мельчайшее насекомое. К тому же и сам человек может наблюдать паука в темную ночь на темном камне с помощью прибора ночного видения, а с помощью иных приборов может уже видеть и слышать, что происходит за кирпичными стенами. Что же касается слуха, то верхний предел человеческого слуха равен 20 000 Гц, обычной мыши 90 000 Гц, летучей мыши 120 000 Гц. Если о христианском Боге можно сказать, что Он видит и слышит, то только в аллегорическом и символическом смысле того слова. Издревле христианство учило, что часть знания о Своем Духовном Бытии Бог передал посредством символов, чтобы людям было легче постичь живое отношение к ним Божества, ибо «нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XI. О том, что говорится о Боге телесным образом). Но в своем учении Церковь всегда категорически утверждала, что это знание было лишь приспособлено к человеческой немощи, чтобы человек лучше понял Божественные действия, а не отражало Бога как Он есть. Это выразилось в анафеме всех антропоморфных представлений о Боге. В первую неделю великого поста, мы слышим следующие слова Церкви: «учащим что Бог не Дух, но плоть - анафема». [5]. «Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха есть лик преславный и достохвальный. «Вечен лишь лик Господа твоего, преславного, достохвального» (55:27). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха две величественные щедрые руки. «А Его руки распростёрты [в щедрости], — дарует Он, сколько пожелает» (5:64). «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся земля окажется в руке Его в день воскресения, а небеса будут скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают к Нему в сотоварищи!» (39:39). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха два глаза. «И по откровению Нашему воздвигни ковчег пред очами Нашими...» (11:37). Пророк сказал: «У Него — покрывало из света. Если бы Он приоткрыл его, то прелесть лика Его сожгла бы всё, что объемлет Его взор». Приверженцы Сунны единодушны в том, что у Аллаха два глаза, что подкрепляется высказыванием Пророка о Лжемессии: «Он одноглазый, а, поистине, Господь ваш — неодноглазый»» (Вероубеждения приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины. Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин).. [6]. Слово или речь как атрибут Аллаха не имеет ничего общего с Божественной Ипостасью Слова в христианстве. Слово или речь Аллаха не вносится в Божественное бытие как ипостась. Слово или речь Аллаха — это и есть сам Коран, который становится атрибутом Аллаха. «Коран — несотворенная речь Божья. И да не трудны для тебя будут слова эти: “она несотворена”, — ведь речь Божья принадлежит Богу, а в Нем нет ничего тварного. Остерегайся вступать в спор с теми, кто толкует о ее сотворенности или утверждает, что она была произнесена во времени, или кто рассуждает об этих вопросах так: “Не знаю, сотворена ли она или несотворена”. Нет, Коран — речь Божья, и она несотворена» (Имам Ахмед бен Ханбал. Акыда) Отсюда – Коран вечен. Напомним, что христианская Библия не вечна. Вечен Сам Бог как Слово. [7] Аллах является источником добра и зла одновременно, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу. [8] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 19 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г. [9] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 30 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г. [10] Ахмад бен Ханбал. Акида. [11] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. М., 2000.- С. 159. [12] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Там же. - С. 93. II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ)
[1]. Если считать Иблиса ангелом, то ангелы созданы из огня: «И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. Он сказал: "О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?" Он сказал: "Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины".(38. 73-77). В тоже время про Иблиса несколько раз сказано в хадисах: «Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт». Это может говорить о его природе как джина. [2]. Вера в перо, которым писал Аллах на скрижали - часть мусульманского вероубеждения. Она внесена в вероисповедные документы. «Мы верим в аль-Лаух (Скрижаль) и аль-Калам (Перо) и во все, что написано. … Перо высохло, написав все, что будет иметь существование до Судного Дня» («Акыда ат-тахавийя» (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави)). [3]. Об этом говорят хадисы. Например, в хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух». Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями». III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
[1] По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. - theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», — говорит св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», — учит св. Максим Исповедник. Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов (Иаков. 1:17), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей»(св. Максим Исповедник). Дар обожения — дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, — учит св. Марк Эфесский, — Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует божественная благодать». Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась»(св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» (2 Пет. 1:4). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе»(Флп. 2:5). На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал. 2:20). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова»(Еф. 4:13). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» (1 Кор. 2:14). [2] Человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воли человека. «Выражение: по образу – указывает на способность ума и свободы», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Бог есть Существо высочайше разумное и человек, как образ Его, обладает разумом. Бог есть Существо высочайше свободное и человек, как образ Его, обладает свободной волей. Человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя. «Выражение: по подобию – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним. (3) 6 Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души. (4) Преподобный Григорий Синаит. Творения. М., 1999. С. 25. (5) Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 332. (6) Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. СТСЛ, 1995. — С. 151. [7] Учение о предопределении не носит аллегорического характера. «Обязательным в сунне (таким, что если кто-нибудь не принимает, не практикует и не верует в это, то не считается суннитом) является вера в предопределение всего, и доброго и злого, и вера в хадисы о предопределении. Эти хадисы должны просто приниматься на веру без вопросов “почему” или “как”» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Акыда). Предопределение Аллаха фактически отнимает у людей волю и свободу выбора: «Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. И все они есть по Его воле, желанию, решению, установлению и предопределению» (Имам ан-Насафи. Акыда). Учение о предопределении – неотъемлемая часть ислама. Это учение нельзя путать с учением о предвидении Божьем, принятом в христианстве. Всесвятой Бог предвидит свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться, зная их наперед. Такое предвидение допущено Богом, поскольку Он Сам сотворил человека по Своему Образу и ожидает от человека свободного произволения в осуществлении Своей воли. Здесь исключен момент принуждения, насилия, предопределения человеческой воли со стороны Бога, Который позволяет свершиться свободному выбору человека, чтобы дать ему свою оценку в вечности [8] Такое утверждение связано с теорией предопределения. «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра и повиновения, а рабы его сами себе желают зла и неповиновения и поступают так, как хотят, утверждает этим, что желание рабов сильнее Аллаха. Какая клевета на Аллаха страшнее?» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Табакат 1, 25. Ибн Аби Йала). С точки зрения ислама, Аллах творит человеческие поступки (как и поступки всех созданий, а создания их лишь себе присваивают: «Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Коран 37. 94). Это учение – не аллегория: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены людьми» (§ 86. Акыда ат-тахавийя (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави). С точки зрения христианства, всемогущество Бога простирается гораздо дальше, чем подавление воли и исполнения за них их действий людей. Как могущий все и ничем не ограниченный, Он может не навязывать творениям Свою волю, ждет от них свободных действий. Христианство считает, что свобода воли у человека свидетельствует о том, что Бог не определяется своими творениями, существует вне них. Могущество Бога не в том, чтобы подавлять волю ограниченных созданий, а в том, чтобы предоставить им возможность прийти к Нему добровольно, по собственному желанию. Всемогущество Бога проявляется именно в даре свободы человеку. [9] Важно заметить, что, следуя Православию, женщины не должны принимать священный сан в церковной иерархии. Однако сам сан не является преимуществом «мужчины над женщиной», а лишь формой служения лаикам (мирянам), которые также и женщины. Принадлежность к церковной иерархии не свидетельствует о большем духовном достоинстве и больших возможностях для спасения. О таком достоинстве свидетельствует лишь принадлежность к монашеству, позволяющему всецело сосредоточиться на спасении души и Богопознании. Монашество равно открыто мужчинам и женщинам. О таком достоинстве свидетельствует и личная святость христианина. [10] Женщина в исламе утрачивает свое духовное равенство, она не равна с мужчиной в религии. Об этом говорит много хадисов: «Женщины спросили: “О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?” Он сказал: “Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии”» («Сахих» Бухари). В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что во время проповеди, посвященной солнечному затмению, Мухаммед сказал: «Я увидел Огонь, и большинство ег
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|