Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как избежать ошибок на собеседовании

Собеседование при приеме на работу – правила успешного трудоустройства

 

· Правила собеседования: внешний вид

· Вопросы на собеседовании – как отвечать лучше

· Собеседование – частые вопросы

· Как избежать ошибок на собеседовании

· Кто нужен работодателю

· Основные моменты собеседования, которые стоит продумать заранее

· Как повысить уверенность в себе, выработать и развить самооценку

· Причины, по которым не получают работу

· Правила поведения на собеседовании

· Подготовка к собеседованию с работодателем

· Самопрезентация на собеседовании

 

Достойным завершением первого этапа долгого и нелегкого процесса поиска работы будет приглашение на собеседование.

Как пройти собеседование? Как вести себя? Что говорить на собеседовании? Все эти вопросы очень волнуют претендентов на рабочее место, и знание ответов на них является одним из условий Вашего трудоустройства. Прежде чем ответить на эти вопросы, рассмотрим для начала, что же представляет из себя собеседование с работодателем.

Собеседование при приеме на работу – это выяснение опыта претендента, а также его личностных качеств, т. е. знакомство с ним.

Собеседование – это беседа равных людей, у каждого из которых есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который может стать общим.

Даже если у Вас уже есть большой опыт поиска работы, помните, что к каждому новому собеседованию при приеме на работу необходимо заранее готовиться.

Правила собеседования: внешний вид

Вы собираетесь на первую встречу с работодателем. По описанию вакансии Вас все устраивает. Поэтому Вы готовитесь к собеседованию особенно тщательно: вносите поправки в резюме, мысленно продумываете ответы на возможные, в том числе заковыристые, вопросы, а на ночь штудируете русско-английский разговорник. Наконец, надо обдумать и свой внешний вид, чтобы у работодателя сложилось первое благоприятное впечатление о Вас.

 

Стиль индивидуальный и корпоративный

Стиль одежды во многом зависит от должности и учреждения, в котором Вы собираетесь работать.

· Чем ближе Ваша профессия к творчеству, тем меньше существует каких-то правил. Творческому человеку надо подчеркнуть свою индивидуальность и, наверное, не очень правильно будет давать ему советы – ему должно подсказать его творческое начало.

· Для представителей консервативных профессий оптимальный вариант – модная классика. Это значит выглядеть модно, но не вызывающе.

Соответственно, если Вы собираетесь работать в банке, не нужно иметь серьгу в носу. А на работу в ночной клуб Вы не приходите застегнутым на все пуговицы в строгом классическом костюме.

Есть один беспроигрышный вариант. Если Вы ранее не бывали в этом учреждении и не знакомы с его порядками, прежде чем решить, во что одеться, прогуляйтесь перед будущим местом работы и понаблюдайте, во что там принято одеваться. На собеседовании постарайтесь выглядеть в том же стиле.

 

Прическа

Качество стрижки видно сразу, особенно на коротких волосах, поэтому перед устройством на работу стоит зайти в салон, где стрижка не самая дешевая.

· Деловой женщине можно остановиться на стрижке, потому что чем длиннее волосы, тем больше времени и денег требует уход за ними. Неухоженные длинные волосы – это самое ужасное, что можно себе представить.

· Сегодня модно красить волосы в несколько цветов. Пусть это будут неконтрастные цвета, которые плавно перетекают один в другой и создают ощущение одного, но очень красивого и глубокого цвета. Стрижка должна смотреться практически неуложенной.

· У мужчин в моде более длинные волосы по сравнению с прошлым сезоном.

 

Костюм

· Остановите свой выбор на той одежде, в которой Вы чувствуете себя органично. Это придаст Вам уверенности при беседе с работодателем, и Вы сможете полностью сосредоточиться на своих деловых качествах.

· Длина юбки – вопрос фигуры и пристрастия, однако, собираясь в серьезную организацию, лучше предпочесть классический вариант длины юбки для делового костюма – до середины колена.

· Брюки должны быть скорее широкие.

· Допустимы бижутерия и золото, так что Вы можете смело дополнить свой наряд крупным браслетом, кольцом и серьгами. Однако стоит соизмерить свой внешний вид и количество драгоценностей с должностным окладом, на который Вы претендуете.

· Даже в жаркую погоду дамам стоит отказаться от декольте и прикрыть плечи.

· Деловой костюм подразумевает закрытую обувь, то есть туфли, а не босоножки. Вряд ли Вы будете страдать от жары, поскольку в приличных местах везде есть кондиционеры. Туфли, в отличие от костюма, могут быть более смелого и модного дизайна, не обязательно классическими.

· Собираясь на собеседование, от некоторых цветов в одежде лучше отказаться. Красный цвет может вызвать у Вашего собеседника агрессию, а коричневый – ощущение, что Вы не уверены в себе.

· Цвет одежды стоит подбирать в зависимости как от цвета волос и глаз, так и от сезона. Летом светлые тона: кремовый, салатовый, голубой, бежевый. Зимой можно остаться в бежевом или переодеться в более темный костюм. В моде сочетание черного с белым.

· Не стоит одеваться очень пестро – Вы рискуете показаться легкомысленным.

 

Несколько советов мужчинам:

· Избегайте вызывающих цветов галстука. Эта деталь в деловом костюме должна быть в одной тональности с ботинками и носками.

· К светлым брюкам не надевают черные ботинки, как, впрочем, и наоборот.

· Многие мужчины не придают значения маникюру, и напрасно. Если во время разговора Вы решите выкурить сигарету, то Ваши неухоженные руки сразу бросятся собеседнику в глаза. Кстати, при первом знакомстве с работодателем не афишируйте свою дурную привычку. Во-первых, во многих организациях не курят, а во-вторых, в моде здоровый образ жизни.

 

Макияж и парфюм

· Косметика должна быть естественных тонов. И здесь уместно вспомнить принцип, от которого уже давно отошли, но при устройстве на работу он применим: цветовое соответствие лака для ногтей и губной помады.

· Парфюм должен быть достаточно сдержанным, не стоит употреблять вечерние запахи.

И, наконец, самое главное

Самое главное на собеседовании – Ваша уверенность в себе. Вы ведь считаете себя профессионалом, который достоин этого места? Так пусть это читается на Вашем лице, и успех не заставит себя долго ждать.

 

Вопросы на собеседовании – как отвечать лучше

Что стоит за вопросами?

К собеседованию с работодателем готовятся тщательно. Иногда это напоминает подготовку к конспиративной работе. Поиск работы практически завершен, и осталось сделать последний рывок к желанной цели. Перед встречей с работодателем штудируются пособия, выстраиваются умозрительные диалоги, репетируются ответы на еще не заданные вопросы.

Рассмотрим некоторые часто задаваемые вопросы на собеседовании:

1. Расскажите о Ваших неудачах

Некоторые после подобного предложения впадают в легкий ступор. Одни пытаются убедить собеседника, что вся его жизнь – сплошная удача, другие пытаются отшутиться, вспоминая последнюю женитьбу или страну, в которой суждено было родиться. Но для работодателя, скорее, важно не просто перечисление ситуаций, в которых Вы потерпели фиаско, а понимание того, что Вы оцениваете как неудачу, способны ли об этом рассказывать, каким образом преодолеваете трудности. Никто из нас не застрахован от неудач, у каждого, в том числе и человека, сидящего напротив Вас, были свои взлеты и поражения. И ценность жизненного опыта состоит не в количестве лет, которые Вы отработали в должности, а в жизненном опыте, умении «вставать» после неудач, двигаться вперед после совершенных ошибок, разумности принимаемых решений и умении не наступать на те же грабли. Только человек, способный признавать и делать выводы из своих ошибок, умеет двигаться вперед.

2. Назовите Ваши сильные и слабые стороны

Еще один вопрос, который для многих становится камнем преткновения. В руководствах для тех, кто ищет работу, предлагается представлять свои слабые стороны как продолжение сильных, например, предлагается рассказать работодателю о том, как Вы не можете бросить начатое дело, а уйти вовремя с работы – это просто выше ваших сил.

Если Вы отвечаете на этот вопрос как по писаному, Вы, безусловно, демонстрируете хорошее знание литературы по этому вопросу, неплохую память и, в то же время, абсолютную негибкость, неумение «творчески» переработать прочитанный материал. Не забывайте, что менеджеры по персоналу тоже читают книжки, и если они представляются Вам людьми недалекими, способными «проглотить» любую информацию, Вы заблуждаетесь. За этим вопросом кроется не столько желание действительно узнать о Ваших положительных и отрицательных качествах, сколько способность к открытости, умение отвечать на неудобные вопросы, уверенность в себе. Не выдавайте штампов, у каждого из нас достаточно много недостатков, «имеющих право на жизнь» – кто-то теряет работоспособность под взглядами недоброжелателей, некоторые не выносят рутинной работы, и большинство из нас с трудом поднимаются с утра, чтобы успеть на работу вовремя. Подумайте, что действительно присуще именно Вам и не бойтесь быть откровенными. Ведь только уверенный в себе человек может говорить о своих недостатках, не опасаясь за свое резюме.

3. Как Вы видите себя через 5 лет

Вопрос, скорее, не о карьерных достижениях, а об умении видеть перспективы, понимать, каким образом можно двигаться к намеченной цели, внутренних мотивах, умении планировать собственную жизнь и видеть промежуточные результаты. В зависимости от того, что Вы рассказываете, нетрудно понять, насколько объективно Вы относитесь к себе как к профессионалу, интересна ли Вам сама профессия или Вас больше интересует карьерный рост, насколько точно Вы соотносите собственное развитие и продвижение.

4. Личная жизнь

Почему-то все вопросы, затрагивающие эту область, вызывают также большое смущение. А что лучше – быть замужем или нет, быть с детьми или бездетной, какой семейный статус имеет преимущества? Можно это обсуждать сколь угодно долго, но у Вас есть тот семейный статус, который есть, и Вы вряд ли будете его менять в зависимости от пожелания работодателя. В большинстве случаев эти вопросы не ставят целью проникнуть в тайны Вашей личной жизни, скорее, понять ту границу, до которой Вы способны говорить о себе с незнакомым человеком. Насколько Вы открыты и как Вы удерживаете границы своего «я», достаточно ли Вы независимы и самостоятельны, говорите ли о том, что Вас волнует, или пытаетесь уйти от обсуждения личных тем. И если Вы предпочитаете не распространяться о своей частной жизни, насколько деликатно Вы умеете это делать.

Собеседование по своему жанру менее всего напоминает экзамен, где на каждый вопрос есть единственный правильный ответ, который экзаменатор точно знает. Собеседование – это беседа равных людей, у каждого из которых есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который может стать общим. И успех на собеседовании зависит не от умения вычислять правильные ответы, а от способности быть интересным собеседником.

Поэтому, когда спрашивают, как отвечать на вопросы на собеседовании, кратко можно ответить – честно. Часто интересует не только то, что Вы говорите, но и как Вы это делаете. За каждым вопросом стоит не просто желание что-то узнать о Вас, но и Ваше умение вести диалог, быть открытым к собеседнику.

 

Собеседование – частые вопросы

Наиболее распространенные вопросы, к ответам на которые следует готовиться.

Очевидно, что никто не в состоянии заранее определить все вопросы, которые могут быть заданы на собеседовании. Теоретическим исключением являются структурированные собеседования, когда всем кандидатам задается один и тот же заранее подготовленный список вопросов. Но подобный вид собеседования применяется редко. Однако, на практике, можно составить список из 15-20 вопросов, многие из которых, в той или иной форме, задаются едва ли не на каждом собеседовании. Рассмотрим ряд таких вопросов:

1. Расскажите немного о себе

Это прекрасный шанс представить себя в лучшем свете, особенно если Вы заранее подготовились. Сознательно или неосознанно работодатель ищет работника, который МОЖЕТ выполнять работу, т.е. имеет соответствующую квалификацию, опыт и прочее, и ХОЧЕТ ее выполнять.

· Работодатель должен видеть заинтересованного работника и понимать, чем эта заинтересованность объясняется.

· Работодатель ищет того, кто является управляемым, т.е. чувствует свою ответственность, демонстрирует подчинение дисциплине, восприимчивость к критике, умеет слушать и понимать то, что ему говорят.

Следует подготовить и отработать такой рассказ о себе, который покажет наличие у Вас перечисленных искомых качеств, особенно важных с точки зрения работодателей. Если Вы претендуете на известную Вам определенную должность или работу, Ваш рассказ должен быть построен с учетом этого. Рассказывая о себе, сокращайте формально-биографическую информацию и не увлекайтесь деталями. Самое главное – упомянуть свой практический опыт, свои знания и навыки, которые могут быть полезны работодателю, а также свое отношение к работе и заинтересованность.

Возможны следующие ответы на вопрос:

· Я ответственно отношусь к порученной работе, легко обучаюсь, дисциплинирована.

· Я могу и хочу выполнять эту работу, потому что мне это интересно.

2. Какие вопросы есть у Вас?

Этот вопрос может быть задан прямо в начале беседы, и только предварительная подготовка поможет правильно сориентироваться. Целесообразно заранее подготовить список вопросов, чтобы на собеседовании, учитывая контекст разговора, предложить их работодателю.

Не стоит задавать более трех разнонаправленных вопросов, если только Вас не вынуждает к этому сложившаяся ситуация.

3. Почему Вы выбрали эту работу (организацию)?

Приведите серьезные доводы: желание применить свою квалификацию, и опыт работы там, где они могут дать наибольшую отдачу, возможности роста, привлекательность работы в сильной команде и прочее.

Возможны следующие ответы на вопрос:

· Я вижу в Вашей фирме перспективы своего развития.

· Я хочу, чтобы мои знания получили применения, а я получил опыт профессионала.

· Мне хочется делать интересное дело в Вашем коллективе.

4. Получали ли Вы другие предложения работы?

Если получали, то прямо скажите об этом. То, что кто-то еще готов Вас нанять, только повысит Ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что данная работа Вас интересует больше.

5. Проходили ли Вы собеседование в других местах?

Как правило, можно честно говорить «да», но не торопиться говорить, где именно.

6. Не помешает ли Ваша личная жизнь данной работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем?

Этот вопрос чаще задают женщинам. На такую попытку обойти закон, отвечайте твердо: «Нет, не помешает»

7. Каковы Ваши сильные стороны?

Подчеркивайте в первую очередь те качества, которые полезны для данной работы.

8. Какие Ваши слабые стороны?

Ни в коем случае не отвечайте прямолинейно честно на этот вопрос. Его следует повернуть так, чтобы сместить акценты, упоминая о недостатках, расскажите о сверх компенсирующих их достоинствах.

9. Почему Вы хотите получить эту работу? Почему нам стоит Вас нанимать?

Это наилучший вопрос, чтобы «продать» себя. Но к нему следует тщательно подготовиться заранее.

10. Почему Вы ушли с предыдущей работы?

Не следует говорить о конфликтах, даже если они были. Никогда не критикуйте своего бывшего начальника или работодателя. Если интервьюер знает о том, что у Вас был конфликт, не вдавайтесь в детали, поясните, что это был уникальный случай, связанный с особыми обстоятельствами и подчертите то позитивное, что было в предыдущей работе: опыт, навыки, профессиональные связи и т.д.

11. Почему Вы решили переменить место работы?

Такой вопрос задают часто тому, кто на момент собеседования работает. Хорошо ответить на этот вопрос сложно. Можно говорить о том, что в организации исчерпаны реальные возможности для Вашего профессионального и должностного роста, а Вы не хотели бы останавливаться на достигнутом.

12. Как Вы представляете свое положение через три (пять) лет?

Лучше отвечать обтекаемо: я хотел бы работать в той же организации, но на более ответственной работе.

13. Какой у Вас опыт работы?

Возможны следующие ответы на вопрос:

· Первый трудовой опыт мною был получен еще в школьной бригаде.

· На практике (перечислите, где и в каком качестве Вы ее проходили).

14. На какую зарплату Вы рассчитываете?

В начале беседы лучше попытаться уклониться от ответа сказав, что Вы не считаете нужным обсуждать зарплату в первую очередь. Если интервьюер настаивает, то назовите сумму, которая является привлекательной для Вас и соответствует ожиданиям, возможностям и нормам организации. Если Вы такой информацией не обладаете, то не занижайте называемую Вами сумму, а отметьте свою готовность отдельно обсудить этот вопрос после подробного ознакомления с содержанием и условиями работы.

Возможны следующие ответы на вопрос:

· Полагаю, что оплата не будет ниже среднего на Вашем предприятии.

· Заработная плата согласно штатному расписанию на Вашем предприятии меня устроит.

· Я надеюсь на разумный уровень оплаты труда, соответствующий объему работ.

15. Что бы Вы хотели узнать еще?

Никогда не говорите, что у Вас нет вопросов. Постарайтесь задать такой вопрос, который бы говорил в пользу Вашего найма. Например, попросите уточнить что-то важное для работы, недостаточно освещенное в предыдущей беседе. Подумайте заранее о подобных вопросах. Но не стремитесь на собеседовании все эти вопросы задать, если Вас об этом не просят. Не забудьте поблагодарить работодателя за предоставленную информацию.

16. Какие изменения Вы произвели бы, если бы пришли на эту работу?

Вопрос чаще задается претендентам на места менеджеров и административных работников. Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение проявлять инициативу, но не переусердствуйте, проявив готовность камня на камне не оставить. Также остерегайтесь предлагать изменения, если у Вас не было возможности обстоятельно ознакомиться с состоянием дел.

Это наиболее типичные вопросы, предлагаемые кандидатам на собеседовании. Иногда, можно столкнуться с неожиданными и внешне безобидными вопросами. Например: «Что Вы делали сегодня?» Подумайте о том, как выгодно для себя Вы можете ответить на этот вопрос. Однако проблема состоит ещё и в том, как на самом деле Вы проводите своё время и какой стиль жизни повысит Ваши шансы получить работу

 

Как избежать ошибок на собеседовании

Итак, удача Вам улыбнулась, и Вы приглашены на собеседование к работодателю.

Однако не стоит волноваться. Достаточно придерживаться некоторых проверенных жизнью нехитрых правил, и Вы сможете проявить себя в самом выгодном свете.

Постарайтесь:

1. не опаздывать;

2. не источать резких, а тем более неприятных запахов;

3. выглядеть аккуратно, без признаков нечистоплотности;

4. одеться в соответствии с обстановкой (придерживайтесь делового стиля);

5. следить за своими жестами: избегайте суетливых, развязных или чересчур экспрессивных движений (постарайтесь не садиться на вращающийся стул или, по крайней мере, не крутитесь на нем);

6. смотреть интервьюеру в глаза, а не прятать смущенный взор («прожигать» собеседника взором также не стоит);

7. быть готовыми отвечать на вопросы потенциального работодателя.

 

Кто нужен работодателю

Рейтинг предпочтений работодателя по личным качествам:

· обаяние, приятность в общении;

· способность работать в команде;

· быстрая адаптация;

· энтузиазм;

· выдержка в экстремальных ситуациях;

· стрессоустойчивость;

· надежность.

Рейтинг предпочтений работодателя по чертам характера:

· готовность помочь;

· дружелюбие;

· заботливость;

· тактичность;

· чувство юмора.

Если Вы претендуете на должность по иерархической лестнице, то будьте готовы к тому, что от Вас потребуется:

· знания, опыт, навыки;

· образование (лучше профильное);

· опыт работы (желательно по специальности или в смежных сферах);

· универсальность (например, финансовый директор со знанием бухучета);

· конкретные дела, которые улучшили состояние;

· компьютерная грамотность;

· способность быстро обучаться;

· коммуникабельность;

· инициативность;

· систематичность;

· способность прогнозировать и анализировать;

· дисциплина

· порядочность;

· самоконтроль;

· упорство в решении проблем;

· стремление к профессиональному росту.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...