Дополнительные средства ФВ.
Средства физического воспитания План. 1. Классификация средств ФВ и необходимость их комплексного применения в ФВ. 2. Физические упражнения как средства ФВ: · Содержание и форма ФУ; · Классификация ФУ. · Техника ФУ. 3. Дополнительные средства ФВ. . Нагрузка и отдых как компоненты процесса упражнений. Литература. 1) Матвеев Л.П. Теория и методика ФК. М., ФиС, 1991. 2) Алабин В.Г., Скрипко А.Д. Тренажеры и тренировочные устройства в ФК и С. Минск: Вышейшая школа. 1979.
1. Классификация средств ФВ и необходимость их комплексного применения в ФВ. К средствам ФВ относятся, прежде всего, двигательные действия в форме спортивных и гимнастических упражнений, а также подвижные игры. Все они объединяются понятием «Физические упражнения». Кроме этого к средствам относят различные способы передачи информации, используемые преподавателем (слово, показ и т.д.). В качестве дополнительных средств выступают различные приборы и конструкции, а также гигиенические факторы и естественные силы природы. Для достижения цели ФВ применяются следующие группы средств: 1) ФУ (содержание, форма); 2) Оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода); 3) Гигиенические факторы (режим, питание, общественная и личная гигиена). Основным специфическим средством ФВ являются ФУ, т.к. они позволяют решать все задачи ФВ. Вспомогательные средства – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – такими возможностями не обладают, они должны использоваться в единстве с ФУ. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по ФИС эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Знание полного объема средств ФВ и их характеристик позволяет преподавателю в соответствии с поставленными задачами комплексного использования всех средств отбирать наиболее эффективные ФУ и полноценно и использовать имеющиеся классификации ФУ, которых в настоящее время в мире существует около 300 (Г.Г. Наталов).
Любое применение средств оказывает воздействие на организм в целом, тем не менее каждое обладает специфичным, только ему присущим воздействием на ту или иную систему, на тот или иной орган. Каждая группа объединяет определенное количество типичных средств. Применение одних средств, но с разной интенсивностью дает несколько вариантов. Наконец, каждое средство применяется не изолированно, а в комплексе с другими средствами различных групп (например, бег с прыжками при различных сочетаниях и разных действиях естественных сил природы). Подобных комплексов может быть неограниченное количество Физические упражнения. Содержание, форма и классификация. Двигательное действие – это целенаправленное проявление двигательной активности человека, преследующее решение конкретной задачи. Двигательное действие состоит из системы движений и поз. Не все движения и ДД можно назвать ФУ. Физические упражнения – это такие виды ДД, которые направлены на реализацию задач ФВ и подчинены его закономерностям. Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешнее проявление в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Число ФУ в ФВ очень велико, но они могут различаться по форме и по содержанию. Содержание ФУ составляют входящие в него действия и основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнений. Эти процессы сложны, многогранны и могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом и др. ФУ воздействуют не только на биологию, но и на психику, сознание, поведение человека.
От особенностей содержания того или иного ФУ в решительной мере зависит его форма. Форма ФУ представляет собой его внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется тем, как во время ФУ связаны между собой различные процессы функционирования организма, нервно-мышечные координации, каковы взаимосвязь моторных и вегетативных функций, соотношение энергетических процессов. Внешняя структура – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений. Форма и содержание взаимосвязаны, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. По мере изменения элементов содержания меняется и форма упражнения (повышается скорость, мощность, увеличивается амплитуда движения), и наоборот, несовершенная форма препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, как бы сковывает их. Одно и то же упражнение может привести к разным результатам, и, наоборот, разные ФУ могут привести к одному и тому же результату. Это является доказательством того, что ФУ сами по себе не наделены каким-то постоянными свойствами. Влияние ФУ на организм занимающихся определяется рядом факторов, и знание этих факторов поможет более эффективно управлять процессом занятий ФУ: 1. Индивидуальные особенности занимающихся. Сила воздействия ФУ зависит от возраста, пола, уровня активности и заинтересованности, уровня З, У и ФР. Определяют воздействие на организм и особенности самих упражнений: их сложность, новизна. 2. Правильная дозировка упражнений. Малые нагрузки не дают необходимого эффекта, но и слишком высокие нагрузки могут принести вред здоровью детей. Следует придерживаться оптимальных нагрузок. В процессе занятий учитель должен контролировать ЧСС и быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления: усиление дыхания, побледнение лица, нарушение координации, скованность движений. регламентировать нагрузку необходимо индивидуально, в зависимости от реакции организма занимающегося. 3. Условия выполнения упражнений. Сюда относятся условия места занятий, метеорологические условия и материальные факторы. Если выполнять одно и то же упражнение в разных условиях, то воздействие его на организм будет давать разные эффекты. В этом можно убедиться, пробежав определенный отрезок по дорожке стадиона, пересеченной местности вверх и вниз, воде, песку, снегу.
Классификация ФУ – это распределение их на группы согласно существенным признакам. Существует несколько классификаций ФУ: 1. по признаку исторически сложившихся систем ФВ: · гимнастические; · игровые упражнения; · туризм; · спортивные упражнения. Эта классификация существует как самая общая ориентировка в характеристике ФУ. 2. по особенностям мышечной деятельности. Это одна из самых распространенных и практически оправданных классификаций ФУ по тем требованиям, которые они предъявляют к физическим качествам человека: · скоростно-силовые виды упражнений (бег, метания, прыжки); · ФУ, требующие проявления выносливости (бег, лыжные гонки, плавание, гребля); · ФУ, требующие проявления координационных способностей (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание); · ФУ, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов ДД (борьба, бокс, фехтование, спортигры). 3. по особенностям структуры движений: · циклические; · ациклические; · комбинированные. 4. по их значению для решения образовательных задач: · основные – являются предметом изучения в соответствии с образовательными задачами; · подводящие - облегчающие обучение ДД, благодаря наличию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений; · подготовительные - способствуют развитию физических качеств, необходимых для решения образовательных задач. 5. по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп: · упражнения для мышц плечевого пояса; · упражнения для мышц туловища и шеи; · упражнения для мышц ног и таза. Внутри этой классификации предусматривают деление упражнений на подгруппы:
а) упражнения без предметов; б) упражнения с предметами; в) индивидуальные; г) парные. Техника ФУ - это наиболее эффективный способ выполнения ДД. Эффективность ФУ выражается в наиболее рациональном воздействии на организм занимающихся. Среди различных способов выполнения обычно выбирают те, которые соответствуют индивидуальным особенностям, уровню ФП, поставленной задаче; качеству спортивного инвентаря. Различают основу техники, ее главное звено и детали техники. Основа техники – это совокупность звеньев и черт структуры движения, необходимая для решения поставленных задач. Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента делает невозможны само решение двигательной задачи. Главное звено техники – это наиболее важная решающая часть данного способа выполнения двигательной задачи (метание – финальное усилие). Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие основного механизма. Видоизменение деталей – основной путь индивидуализации техники. В технике ФУ выделяют следующие характеристики: кинематические (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические и ритмические. Пространственные характеристики. Меры измерения пространственных характеристик подразделяются на координаты, перемещения и траектории, они позволяют определить местоположения, начало и окончание движений тела и его частей (положение тела, траектория движения частей тела (форма, направление, амплитуда)). Временные характеристики: · длительность; · темп – это частота повторения циклов движений или количество движений в единицу времени. Пространственно-временные характеристики: · скорость движения (быстрота перемещения в пространстве в единицу времени), если скорость постоянна – движение равномерное. Скорость тела складывается из суммы скоростей отдельных частей плюс влияние других факторов (длина конечностей, сопротивление внешней среды); · ускорение – изменение скорости во времени. Динамические характеристики – это силы, влияющие на движение тела человека. Они могут быть: · внутренние: силы тяги мышц (активные силы двигательного аппарата); эластичные силы мышц, связок (пассивные силы); реактивные силы – возникают при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорением; · внешние: сила тяжести собственного тела; сила реакции опоры; сила сопротивления внешней среды. Любую ДД человека можно рассматривать как приложение сил мышечной тяги во взаимодействии их с другими внутренними и внешними силами. Ритмическая характеристика – интегральная характеристика техники ДД. Ритм – наличие сильных, акцентированных моментов и смена, чередование различных интервалов времени. Ритм выражает соразмерность элементов движения по усилиям, во времени и в пространстве.
Дополнительные средства ФВ. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства ФВ дополняют ФУ такими важными для ФВ воздействиями, которыми сами ФУ не обладают. К природным (естественным) факторам относятся: · Солнечная радиация; · Свойства воздушной среды; · Свойства водной среды. Есть два пути использования естественных сил природы: - как сопутствующих условий занятий ФУ (занятия на открытом воздухе, в естественных водоемах), воздействие природных факторов сочетается с ФУ. - организация специальных процедур закаливающего характера. Требования к использованию природных и гигиенических факторов как средств ФВ: 1) системное и комплексное применение естественных сил природы в сочетании с ФУ; 2) естественные факторы только тогда приобретают значение, когда их воздействие дозировано по продолжительности, силе, направленности, иначе – это лишь условие среды; 3) при определении оптимальной дозы необходимо учитывать особенности занимающихся и характер пед. задач. Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств: · средства, обеспечивающие ЖД человека вне процесса ФВ (нормы личной гигиены, отдыха, питания); · средства, включаемые в процесс ФВ: оптимизация режима нагрузки и отдыха; обеспечение рационального питания на дистанции; создание внешних условий для занятий ФУ (чистый воздух, освещенность, инвентарь, одежда); создание условий восстановления после занятий ФУ (массаж, баня, УФО). Гигиенические факторы способствуют реализации принципа оздоровительной направленности системы ФВ. Технические средства Совершенствование методики ФВ идет под воздействием НТП. Одна из новых тенденций – внедрение современных технических средств и методов их применения в процессе ФВ. Эта тенденция проявляется прежде всего в создании разнообразных обучающих и тренировочных устройств. Широкое распространение получили технические средства ФВ, прежде всего тренажеры. Их применяли в своей тренировке еще гладиаторы, в средние века тренажерные устройства использовались в корригирующей гимнастике, а в 19 веке как аппараты механотерапии. Л.С. Глузман выделяет следующие группы тренажерных устройств: · тренажеры для оздоровительных целей; · аппараты механотерапии; · спортивные тренажеры, которые способствуют совершенствованию техники движений, развитию физических качеств, тактического мышления и волевых качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|