Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество как саморазвивающаяся материальная система. Законы общественного развития. Проблема социального детерминизма.

ОБЩЕСТВО - это материальная система, которая возникла в результате эволюции природы и совместной трудовой деятельности людей. Общество - это самая сложная из всех материальных систем. С одной стороны, общество - часть природы, существует по ее законам, подчиняется ее ритмам. С другой стороны, общество - социальное образование, в нем действуют общественные связи и отношения, законы.

Как материальная система общество обладает всеми свойства, которые присущи материи: системностью, структурностью, движением, пространством, временем, самоорганизацией, отражением.

1. Системность: общество представляет собой систему, в которую включаются различные социальные элементы, явления, процессы. Сюда входят индивиды, классы, этносы, социальные институты, отношения, сферы общественной жизни. В то же время общество является элементом более сложной системы - природы и Вселенной.

2. Движение, пространство, время. Движение - это все изменения, которым подвергается общество. Это может быть развитие ее элементов, революции, войны, социальная мобильность, миграции, различные изменения сфер жизни и т.д. Пространство (социальное) - это категория, которая указывает на связь общества с другими системами Универсума, порядок расположения общества относительно других систем. Социальное время - это время существования общества и различных общественных явлений; оно необратимо, но условно можно говорить о том, что социальное время позволяет, благодаря памяти, обратиться к прошлому, а в мечтах - к будущему.

3. Самоорганизация - характерная черта общества. Казалось бы, за хаотическими действиями различных индивидов, групп скрывается высокая степень порядка, т.е общество будет стремиться к установлению гармонии. Силу того обстоятельства, что во обществе действует не только стихийные, но и сознательные силы, социальный порядок может устанавливаться с помощью институтов культуры или общественного сознания.

4. Отражение: формой отражения здесь выступает общественное сознание. Общественное сознание - это не сумма сознаний индивидов, но отражение общественного бытия. Насколько разнообразно общественное бытие, настолько многообразны формы общественного сознания: мораль, искусство, философия, наука, религия, право, экология, политика. По уровню общественное сознание разделяют на обыденное и научно-теоретическое. Общественное бытие определяет общественное сознание, однако особенность этой формы отражения в том, что общественное сознание может носить активный и относительно самостоятельный характер, более того, оно в своем развитии может «объезжать» общественное бытие и даже его изменять, например, Германия в XVIIIв., Россия второй половины XXв.

 

К обыденному уровню общественного сознания относят общественную психологию: это система взглядов, установок, обычаев, ментальных модусов, которые формируются обществом в его повседневной жизни. Идеология относится к теоретическому уровню общественного сознания, представляет собой научно обоснованную систему идей, теорий, которые отражают, защищают и реализуют интересы общества или групп людей. В идеале, идеология должна соответствовать общественной психологии и выходить из нее; идеология должна влиять на общественную психологию, формируя мнения, интересы, цели. Очень часто между общественной психологией и идеологией имеются противоречия, это значит, что идеология не соответствует общественной психологии, выражает интересы только отдельных групп людей. Многие политики призывают вообще отказаться от идеологии. Общества без идеологии не может быть: идеология - научно разработанная концепция, в которой отражаются те идеалы, к которым общество должно стремиться. Идеология выполняет важнейшие функции:

5. Защита интересов общества

6. Интеграция общества

7. Селекционная: отбирает лучшие идеалы для общественного развития.

8. Регуляторная

9. Ценностно-ориентационная.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - понятие, предполагающее раскрытие движущих сил общественного развития. Одни мыслители утверждают, что в качестве детерминанты исторического процесса выступают сверхъестественные силы (религиозные философы), другие — что географический фактор (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников), третьи — что идеи (французские философы XVIII в., В. Гегель, О. Конт и др.), четвертые — что материальный фактор (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов и др.). Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую французский мыслитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти. Но в то же время, Монтескье считает, что они боятся потерять свое богатство и потому предпочитают правление одной, хотя и деспотической, личности, которая защитила бы их богатый урожай от грабежа. В странах же с холодным климатом, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше думают о своей свободе, чем об урожае, и поэтому там отсутствует деспотическая форма правления.

54. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Основными сферами жизни общества выступают экономическая, политическая, социальная и духовная.

Основу экономической сферы составляет материальное производство непосредственных жизненных благ. Философия марксизма утверждает ведущую роль его в развитии общества в целом. Возможно, рациональное зерно здесь имеется, однако, необходимо отметить, что все сферы социума очень тесно взаимосвязаны и оказывают заметное и бесспорное влияние друг на друга. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, который характеризуется единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя средства производства (средства труда и предметы труда) и работника с его квалификацией, физической силой, трудовыми навыками, интеллектом и т.д. Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс.

Первая революция в производительных силах связана с началом производства не только орудий труда, но и средств существования (появление скотоводства и земледелия). На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт, что обусловило возникновение систематического обмена и торговли, концентрацию прибавочного продукта в руках части общества и возникновение частной собственности и эксплуатации. На основе эксплуатации труд стал более напряжённым. Произошло отделение умственного труда от физического, ремесла от сельского хозяйства, происходила экономическая специализация стран и регионов.

Вторая важнейшая революция – переход от ручных орудий труда к машине. Стала возрастать роль научных знаний, но одновременно и практических навыков. Человек становился придатком машины. Одновременно происходила постепенная демократизация общества.

Третья – научно-техническая революция (НТР) началась в середине прошлого века. Она характеризуется переходом от машинного производства к автоматизированному, внедрением компьютерных технологий. Возрастает значение наукоёмких производств. Научная деятельность становится звеном материального производства. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника. В связи с экологическим кризисом возникает необходимость долговременного учёта широкомасштабных последствий использования науки и техники. Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный труд. Следовательно: основными компонентами экономической сферы общества выступают производство (промышленность и сельское хозяйство), торговля, потребление.

Политическая сфера общества зарождается в классовом, антагонистическом обществе. Политическая система тесно связана с политической властью. Власть – это способность навязывать свою волю другим людям. Средствами навязывания являются прямое насилие, убеждение, авторитет, достижение компромисса. Важнейшим компонентом политической системы выступает государство. Функции государства включают регламентацию общественных отношений, организацию общественной жизни, принудительно-усмиряющие действия, защиту прав человека на жизнь, собственность и др., регулирование отношений с другими государствами, решение социальных вопросов. По мере нарастания общечеловеческих интересов усиливается значение политики, выполняющей функцию стабилизации общества, придания ему устойчивости и жизнеспособности гармонизации отношений. Различают демократический, тоталитарный и авторитарный политические режимы. Тоталитарный режим контролирует все основные сферы жизнедеятельности граждан, стремится к полному единообразию. Авторитарный режим также стремится к единообразию настроений, но контролирует лишь основные общественные сферы, держится на авторитете политического лидера. Демократический режим провозглашает и стремится обеспечить гражданские и политические права и свободы, опирается на выборность органов власти, принцип реального разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная). Формой контроля за властью при демократии являются институты гражданского общества – независимые от власти организации, имеющие авторитет и влияние в обществе.

Социальная сфера социума охватывает социальное взаимодействие индивидов и общества. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, происходит формирование социальной структуры. Социальные отношения включают платформу (интерес, ориентацию, общую заинтересованность) и обязанности между партнёрами.

В социально-дифференцированном обществе выделяются нации, классы, социальные группы, первичные коллективы людей, семьи, индивиды. Существуют в обществе также неформальные группы (объединяются для решения каких-то общих задач), диффузные группы (временные непостоянные объединения) и др. Теория стратификации делит общество на группы по профессии, уровню доходов, образованию и т.д.

В современном обществе сосуществуют процессы социальной интеграции и социальной дифференциации.

Основными функциями духовной сферы общества являются познавательно-информационная, идеологическое обоснование общественных отношений, формирование общественного идеала, проектов изменений реальности, коммуникационная, воспитательная. При этом всевозможные проектные построения могут быть реализованы лишь тогда, когда имеются материальные возможности для этого. С другой стороны, любое изменение в экономической, политической сферах «зарождаются» и оформляются именно в духовной сфере социума. В духовную сферу общества входит также его культура как показатель развития. Различные виды искусства, философия наука, религия и пр. выводят человека за рамки обыденности, способствуют приданию его жизни смысла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...