Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы строго регламентированного упражнения

Общая характеристика методов ФВ

Методы ФВ – это способы применения ФУ.

В ФВ применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса ФВ) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам ФВ относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование ФУ в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование ФУ в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения ФУ и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним методом нельзя ограничиваться в методике ФВ как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач ФВ.

Требования к методам:

1. метод должен соответствовать задачам ФВ;

2. применение метода должно опираться на реализацию всей системы принципов;

3. метод должен соответствовать возможностям занимающихся;

4. метод должен соответствовать возможностям тренера;

5. метод должен соответствовать условиям занятий и отведенному времени.

Методический прием – это способ воздействия, используемый для решения частных задач (например, показ ученикам упражнения стоя в профиль). У каждого метода могут быть самые разнообразные методические приемы.

Методика – система средств, методов и методических приемов, направленных на достижение определенного результата в процессе ФВ.

Структура метода:

1 – нагрузка, состоящая из двух компонентов: объема и интенсивности;

2 – отдых.

Нагрузка – это мера воздействия средства на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом трудностей.

Отдых – это восстановление организма после нагрузки.

Интенсивность – это относительная величина воздействия нагрузки, характеризующаяся силой воздействия. Показатели интенсивности измеряются в мощности работы, скорости, частоте движений и т. д.

Объем – это абсолютная величина воздействия нагрузки, выражается в длительности воздействия, измеряется в: дистанции, общем количестве затраченного времени, общем количестве повторений.

В процессе выполнения упражнения объем и интенсивность нагрузки находятся в обратно пропорциональной зависимости (чем выше объем, тем ниже интенсивность).

Виды интенсивность нагрузки:

· низкая интенсивность – ЧСС до 120 уд/мин. – неразвивающий характер нагрузки.

· умеренная интенсивность - ЧСС до 150 уд/мин - 50% от МАХ интенсивности (развитие общей выносливости);

· большая интенсивность – ЧСС от 150 до 170 уд/мин. – 70% от МАХ (развитие анаэробно-аэробных возможностей, развитие специальной выносливости);

· субмаксимальная интенсивность – ЧСС до 200-220 уд/мин. – анаэробная специальная выносливость – скоростная выносливость;

· максимальная интенсивность – ЧСС чуть меньше, чем в субмаксимальной – развивает анаэробные (алактатные) возможности.

Виды отдыха: активный – переключение на деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление; пассивный – относительный покой без активной ДД; и активно-пассивный. Активный отдых дает лучший эффект восстановления, чем пассивный.

По длительности и эффекту различают следующие интервалы отдыха:

1) Кроткий интервал отдыха (жесткий) – фаза недовосстановления – восстановление на 60-70% от исходного уровня. ЧСС восстанавливается до 130-140 уд/мин. После этого интервала отдыха можно работать с нагрузкой большой интенсивности.

2) Средний интервал отдыха (ординарный) – фаза компенсации, ЧСС восстанавливается до 110-120 уд/мин. После этого интервала отдыха выполняют работу с нагрузкой субмаксимальной интенсивности.

3) Длительный интервал отдыха (экстремальный) – фаза суперкомпенсации, ЧСС восстанавливается до 90-100 уд/мин. После этого интервала отдыха выполняют работу с нагрузкой МАХ интенсивности.

По интервалу между занятиями отдых бывает:

1) Ординарный – примерно равен длительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма после проведенного занятия. В массовом ФВ он составляет около 2 суток;

2) Сжатый – предусматривает проведение очередного занятия на фоне недовосстановления (предъявляет высокие требования к функциональным возможностям организма);

3) Суперкомпенсаторный – позволяет в очередном занятии повысить общую нагрузку и выполнять задание на более высоком уровне.

 

Методы строго регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе ФВ является строгая регламентация упражнений. Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что:

· каждое упражнение выполняется в строго заданной форме (заранее известна последовательность, порядок выполнения);

· точно определена нагрузка (объем, интенсивность, интервалы отдыха, характер отдыха).

Методы обучения движениям:

1. Целостный метод – обучение движению в полной его структуре, используется, когда движения просты по своей структуре (ходьба, бег), либо при обучении сложным по структуре движениям на этапе закрепления и совершенствования движения;

2. Расчлененный метод – обучение отдельным частям движения, используется при обучении сложным по структуре движениям на начальных этапах разучивания.

Методы развития физических качеств:

1. Стандартный – выполнение упражнений с постоянной интенсивностью для закрепления адаптации к нагрузке (длительный бег при ЧСС 130-140 уд/мин);

2. Переменный – выполнение упражнений с меняющейся интенсивностью нагрузки, используется для развития, совершенствования физических качеств;

3. Непрерывный – выполнение упражнений без интервалов отдыха, используется для развития аэробной и смешанной выносливости;

4. Интервальный – выполнение упражнений с использованием интервалов отдыха, используется для развития специальных видов выносливости, скоростных, скоростно-силовых способностей;

5. Стандартно-непрерывный, или равномерный метод, используется для «мягкого» развития общей выносливости;

6. Стандартно-интервальный, или повторный метод, используется для развития скоростных способностей.

7. Переменно-интервальный метод – варьирование трех моментов: а) интенсивности (4H100 – 90%; 100%, 100%, 90%, интервал отдыха одинаковый), здесь выделяют метод прогрессирующего упражнения, когда нагрузка изменяется в сторону увеличения с ординарными интервалами отдыха; б) интервалов отдыха (4H100, интервалы отдыха 60, 30, 40, 60 секунд); в) нагрузки и интервалов отдыха (100+200+300+400 метров с изменением интервалов отдыха);

8. переменно-непрерывный метод – варьирование интенсивности в процессе достаточно длительной нагрузки, без интервалов отдыха (фортлек – игра скоростей, кросс).

Особую группу составляют методы комбинированного типа, в которых сочетаются моменты стандартизации и вариативности воздействия:

a) метод стандартно-вариативного воздействия – повторное пробегание 100+300 с ускорением темпа на первом отрезке и замедлением на втором;

b) метод повторного упражнения с убывающими интервалами – этот метод ведет к прогрессирующему увеличению молочной кислоты в крови, предъявляя тем самым повышенные требования к развитию выносливости;

c) метод повторно-прогрессирующего упражнения.

Одной из наиболее рациональных форм сочетания различных методов строго регламентированного упражнения является круговая тренировка. Ее основа в серийном повторении нескольких видов ФУ, объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядоченной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены станций, которые расположены по кругу. В комплекс круговой тренировки включают технически несложные и предварительно разученные движения.

К различным вариантам КТ относятся:

· КТ по методу длительного непрерывного упражнения (общая выносливость);

· КТ по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (силовая и скоростно-силовая выносливость);

· КТ по методу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (силовые и скоростные способности).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...