Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утопия як модель постистории

Введение.

Современная постисторическая ситуация в поиске социального удовлетворения множества запросов несколько ушла в сторону утопического или даже постутопического философского осмысления бытия. Для постмодерна характерно искать новые альтернативы, иногда в странной смеси утопических идей и образов социальной практики.

Такая ситуация вызвана определенным напряжением в обществе, неразрешенными проблемами, противоречиями социальных институтов и индивидуальных конфликтов.

Создание постутопических моделей – ответ на вызов постисторической действительности.

 

Актуальность. Сегодняшний мир меняется так стремительно, что на память одного только поколения приходятся целые периоды научно- технических достижений: эпоха бобинных магнитофонов, арифмометров, эпоха кассетных плееров, эпоха видеомагнитофонов, персональных калькуляторов, все они, как и прочие и им подобные стремительно уходят в прошлое. Однако именно сегодня встал вопрос о постистории.

Конец истории, в понимании Френсиса Фукуямы, конец идеологического противостояния и установления единого общепланетарного общества – конец всех исторических противостояний вызывают вопросы порядка, а что же дальше? Каково оно общество будущего? Действительно ли конец истории наступил? Что такое постистория? Какова она «Утопия» постистории? Модель постистории нашего времени?

Для нашей страны и стран всего постсоветского пространства культурный шок от стремительных перемен был вдвойне тяжелее, поскольку граждане советского союза не избалованные нововведениями после развала союза, пережили еще и разрыв шаблонов коммунистических идеалов и перехода на капиталистические ценности.

Еще один смыслообразующий взрыв общественного сознания на постсоветском пространстве произошёл на фоне отказа от всегосударственной ответственности за, практически, все сферы и периоды жизни советского человека, в том числе и за его будущее, якобы гарантированное тем же государством, и вдруг резкое возложение полной ответственности за жизнь праведного гражданина на его плечи, в том числе и ответственности за все государственные просчеты и за искаженную историю отечества.

Плюс к этому на определенный период наступила полна дезориентация в сфере средств массовой информации. Если в советский период информационные каналы говорили в целом в унисон, создавая убеждённость, что их информационная подача правдива, то после распада СССР новый информационный поток просто захлестнул обывателя, не только своей сверх массой, но и качеством часто не проверенной иногда ложной, не всегда корректной информацией, вызывая со временем недоверие и даже враждебность со стороны среднестатистического гражданина.

Именно поэтому современное общество, пережив определенный шок от своего настоящего, с разрушенным представлением о прошлом, относится с недоверием к будущему и к моделям будущего. Не только утопические модели, но и социальные идеалы нового поколения встречаются как критически, так и враждебно. Обыватель, наученный горьким опытом двух десятилетий всевозможных социально-экономических реформ, справедливо видит в предлагаемых ему изменениях возможную угрозу своего, пусть и сносного, но все же существования.

И вот не смотря на, то что в общество пронизывает некое разочарование от отсутствия устойчивых идеалов, некоей модели совершенного общества, современные философы, исследователи общественных глубин, социологи, политологи не торопятся найти новые социальные ориентиры, новые модели построения утопии нашего будущего.

А тем временем мировое сообщество стогнирует от отсутствия фундаментальных основ устойчивого развития социума. Не удивительно, что в поисках утопии народные массы устремились в реставрацию традиционных, или народных идеалов далекого прошлого, вплоть до восстановления быта древних национальных культур. Появление неоязыческих формирований разного толка – прямое свидетельство неудовлетворённости современными моральными принципами и идеалами.

Постмодернизм, в целом, содержит в себе особенность кризиса культурного, социального, идеального и даже утопического социального азимута.

Изучением проблем таких ориентиров издавна посвящались работы греческих и римских философов, практически вся древнеиндийская философия насыщена всевозможными размышлениями на тему социального идеала и гармоничного общества устойчивого к разрушению временем и текущими изменениями социального брожения.

Фактически вся история философской мысли пронизана попытками осмыслить и передать утопическую модель идеального общества живущим таким образом, что бы создать гармоничный и устойчивый социум, обреченный на процветание и счастье.

Это и схоластические попытки построения царства божьего на земле, и протестантские альтернативные концепции совершенного общества, и творения периода немецкого классицизма, и русского философского века, и революционные идеи французских коммунаров, и марксистско-ленинские теоретическо-практические разработки, и современные идеи постмодерна в духе построения постутопического социализма.

Что же характерно для периодов истории философской утопической мысли? То, что после социальных, особенно затяжных кризисов, мыслители обращаются к необходимости осознания и внедрения новых моделей общественного устройства. Таких моделей, где социальное большинство было бы удовлетворено положением дел и получило бы гарантированное стабильное развитие.

Утопия – как социальный идеал, как явление формирующее сознание общества и сформированное коллективным сознанием социума, выраженным в трудах передовых мыслителей – является не только важным ориентиром и показателем общественного развития, но и проекцией коллективного бессознательного на свое будущее. Варианты его развития, ожидания и предпочтения. Будущее полное либо надежд (утопия), либо окончательного постапокалиптического упадка (антиутопия).

К чему же стремиться философская мысль утопистов? Невольно сама социальная утопия и постутопия постистории стремится, как бы нивелировать, убрать или исключить искажения развития современного постисторического пространства. При этом стремится же полностью удовлетворить или компенсировать потребности действительного общества.

Утопия и постутопия не происходят от философской фантазии мыслителей, а являются результатом социальных духовных проекций в сознании исследователя. Это своего рода продукт духовно-практической деятельности философа-утописта, выработанный на фундаменте текущих общественных преобразований и изрядно сдобренный надеждами и решениями самого автора.

Интересно наблюдать, что каждая идея социальных изменений носит не фантастический оторванный от жизни, как бы сам-собой возникающий идеал-модель, а имеет характерный набор рекомендаций и условий перехода от реального общества к утопическому идеалу. Каждый утопический социал-проект содержит не только готовый образ совершенного общества, но имеет ряд практический рекомендаций о том, как прийти к такому обществу и как осуществить практический переход от теории и жизненной составляющей. Таким образом, идеал общества служит ориентиром, целью и оформленным представлением содержащей завершенную форму отношений всех общественных институтов.

Естественно, что основными морально-нравственными составляющими общественного порядка являются идеалы свободы, праведности, любви, братства, справедливости, гармонии, человеколюбия. Правда, о содержательной части каждого такого понятия идут бесконечные споры и разногласия. Что считать справедливым, а что нет? Что считать гуманным, а что нет? Что есть свобода, а что необходимость? Где усилие превращается в насилие? Каковы ограничения морального общества? Эти и другие вопросы подразумевающие содержательную часть морально-нравственных категорий сами становятся объектом критики и осмысления, задавая тон и характеризуя утопические модели всех времен и народов.

Поэтому среди прочих функций, как утопии, так и постутопии можно указать функцию познавательную, критическую, а также ценностно-ориентировочную, целеопределяющую. Кроме того утопия по своему характеру является, как бы формирующей новые идеалы, нового общества, подчас переориентируя целые социальные слои на новые образы или хорошо забытые старые идеалы.

Это связанно с тем, что практически каждая утопическая модель с одной стороны критикует существующее положение дел, отмечает провалы и просчёты современного мышления, а с другой стороны предлагает новые, альтернативные методы решения назревших проблем, и прежде всего в области смены ценностных ориентиров социума.

Однако в постисторическом пространстве наблюдается некая обреченность, ирония, коллажность постутопических идей. В постмодерне все смешанно, и множественность переживаний, и уживчивость противоречий, и смесь разочарований и надежд на футуристическое бытие общества. В этом и заключаются характерные черты постутопического идеала. Это новый многоплановый взгляд на неоднозначность и альтернативность исторического развития современности. Взгляд, который допускает вариативность развития и сочетаемость противоречивых тенденций социального совершенствования.

Вывод.

Во-первых: утопия является отражением социальной практики и теории.

Во-вторых: утопия и постутопия содержат в себе и деструктивное и конструктивное начало, разрушая идеалы существующего общества и предлагая новые модели.

В-третьих: в постисторическом пространстве наблюдается противоречивое сосуществование разноплановых форм общества и общественных альтернатив.

В-четвертых: сама утопия и постутопия, хоть и являются проекцией надежд и желаний, остаются несколько оторванными от исторической практики оставаясь, при этом, желанными, иногда, гротескными идеалами будущего.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...