Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления охраны и восстановления земель

Затраты на рекультивацию рассчитываются по формуле

Зр =S (З1 + 32 + 33 + 34 + 35), (7.2)

где S — площадь рекультивируемых земель; 3i (i— 1, 2, 3, 4, 5) — затраты на планировку поверхности, выемку плодородного слоя почвы, покрытие площади плодородным слоем, химическую обработку, инженерно-мелио­ративное и гидротехническое обеспечение 1 га нарушенных земель соот­ветственно.

Природные особенности Беларуси, специфика объектов ре­культивации, высокие удельные затраты обусловили преиму­щественное развитие лесохозяйственного направления рекуль­тивации. Одним из основных способов рационального использования земельных ресурсов является мелиорация — совокупность ор­ганизационно-хозяйственных и технических мероприятий по коренному улучшению земель, имеющих неблагоприятные вод­ный и воздушный режим и физико-химические свойства, под­верженных вредному механическому действию ветра или воды. Наиболее распространена гидротехническая мелиорация, т.е. осушение или орошение почв, обводнение пастбищ. Водный ре­жим почв изменяют такими специфическими методами, как снегозадержание, промывка, дренаж, регулирование стока и др. Для улучшения физического состо яния почв проводят уборку камней, пескование глинистых почв и др.

Т ерритория Б еларуси относится к зоне избыточного увлаж­нения, 1,4 млн га (6 %) заняты болотами, из ни х более 80 % — низинные.

Мелиорированные земли отличаются более высокой уро­жайностью.

Основные направления охраны и восстановления земель

Реализация государственной политики в области регулиро­вания земельных отношений, использования и охраны земель­ных ресурсов проводится на основе государственного земель­ного кадастра — свода систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Его ин­формация позволяет реализовать земельное законодательство, обеспечить регулирование земельных отношений и управление земельными ресурсами. Она используется при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, опреде­лении стоимости и размеров платежей за землю.

Государственный земельный кадастр содержит данные о рас­пределении земель по категориям, землевладельцам, земле­пользователям и видам земель; составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-террито­риальных единиц; местоположении, размерах и границах зе­мельных участков, их качественных характеристиках, уста­новленном режиме использования и др. Система кадастрового учета представляет собой присвоение специально уполномочен­ным органом уникального кадастрового номера земельному участку, выделенному в результате землеустройства, и пред­полагает учет его существенных элементов (граница участка, расположение на нем сооружений и т.п.).

Государственный земельный кадастр составляется посредством проведения топографических и картографических работ, почвенных,' геоботанических и других обследований и изыска­ний, учета и оценки земель.

Согласно экспериментальному рас­чету стоимости земли как составной части национального бо­гатства страны, осуществленному сотрудниками НИЭИ Минис­терства экономики Республики Беларусь.

Методика их кадастровой оценки (1995) строи­лась на основе учета следующих показателей:

• продуктивность земель в денежном выражении при сопо­ставимом среднем уровне ведения хозяйства;

• рентный доход как разность между продуктивностью зем­ли в денежном выражении и необходимыми издержками про­изводства (включая затраты на реализацию продукции);

• цена земли, обусловленная размером ежегодно получае­мого дохода с учетом его капитализации.

Основной задачей текущего периода является совершен­ствование земельных отношений и организационно-экономи­ческого механизма регулирования землепользования.

Механизм управления земельными ресурсами и регули­рования земельных отношений, посредством которого реали­зуются цели и задачи государственной земельной политики, включает:

• совершенствование законодательной базы, формализующей государственную земельную политику и обеспечивающей нор­мативно-правовое регулирование земельных преобразований;

• развитие структуры органов государственного управле­ния в области регулирования земельных отношений, использо­вания и охраны земель;

• проведение землеустройства как системы юридических, экономических и технических мероприятий по практической реализации государственной земельной политики;

• ведение государственного контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблю­дения земельного законодательства в условиях реформирова­ния земельных отношений;

• создание и ведение современного государственного земель­ного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех эле­ментов мехапизма управления земельными ресурсами.

Осуществление земельной реформы в стране вызвало корен­ные преобразования земельных отношений. Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1993) установил две формы собственности: государственную и частную. В настоя­щее время земельные отношения регулируются Кодексом Рес­публики Беларусь о земле (2008). Все крупное землевладение (земли колхозов, госхозов, фермеров и других землепользовате­лей) находится в собственности государства, а граждане Рес­публики Беларусь могут иметь в частной собственности зе­мельные участки, приобретенные для следующих целей;

• ведения личного подсобного хозяйства (до 1 га);

• строительства и обслуживания жилого дома (в городах — от 0,05 до 0,15 га; сельских населенных пунктах, поселках го­родского типа — от 0,15 до 0,25 га);

• ведения коллективного садоводства и дачного строитель­ства (до 0,15 га на одного члена кооператива).

Кроме того, земля может находиться в собственности юри­дических лиц, в том числе зарубежных, если на ней располага­ются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Согласно земельному законодательству землевладение и землепользование в Республике Беларусь является платным. Ставки земельного налога, закрепленные Налоговым кодексом Республики Беларусь (2009), исчислялись на основе показате­лей кадастровой оценки земель.

Передача земли в частную собственность проводится после внесения соответствующей платы за земельный участок, при этом применяется нормативная, льготная или договорная цена.

Льготная цена па земельный участок устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок па момент приобретения его в собственность. (Закона «О праве собственности на землю» (1993).

Нормативная цена рассчитывается с учетом природно-кли­матических условий, видов земель, характеристики почвенного покрова, мелиоративного состояния земель; причем цены 1993 г. подлежат индексации. Для определения цены конкрет­ного земельного участка, используемого для сельскохозяй­ственных целей, территория Беларуси подразделена на три природно-климатические зоны — северную, центральную и юж­ную; каждая из них делится на два округа — западный и вос­точный. Кроме того, выделено 17 типов почв, которые отражают природное состояние земель и общее направление их использо­вания. При оценке земельного участка учитывается его место­расположение по отношению к населенным пунктам. Рас­четные коэффициенты дифференцированы по расстоянию, административному и социаль­но-экономическому статусу.

Охрапа земель регулируется Кодексом Республики Беларусь о земле ( глава 10) и включает систему правовых, организацион­ных, экономических и других мер, направленных на рацио­нальное использование земель, предотвращение их необосно­ванных изъятий из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий; а также на воспроизвод­ство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

В природоохранных целях землепользователи, землевла­дельцы, собственники земельных участков обязаны осущест­влять:

• восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

• защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения отходами производ­ства, других процессов разрушения;

• защиту сельскохозяйственных земель от зарастания кус­тарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состоя­ния земель;

• рекультивацию нарушенных земель и другие мероприя­тия по охране и рациональному использованию земель.

Экономическое стимулирование рационального использова­ния и охраны земель.Это предполагает следующие меры:

•выделение средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей и землевладельцев;

• освобождение от платы за земельные участки в период сельскохозяйственного освоения;

• предоставление льготных кредитов;

• поощрение за повышение плодородия почв и продуктив­ности земель, производство экологически чистой продукции.

Генеральным направлением остается максимальное сохра­нение сельскохозяйственных угодий и дальнейшее совершен­ствование их структуры. На перспективу прогнозируется некоторое расширение пло­щади лесных и лесопокрытых земель посредством перевода в эту категорию заросших кустарником и мелколесьем бывших сельскохозяйственных угодий, а также посадки леса на песчаных и прочих не используемых в сельском хозяйстве землях. Сохранится также тенденция увеличения земель, находящихся

под водой, в основном за счет рекультивации торфяников, на

которых после выработки торфа создаются водохранилища. Возрастут площади земель, занимаемых транспортными маги­стралями, прежде всего — за счет передачи придорожных по­лос, строительства новых и реконструкции действующих авто­мобильных дорог.

В Республике Беларусь разработана Государственная прог­рамма охраны и рационального использования земель, в кото­рой на первое место выдвинута проблема сохранения и повыше­ния продуктивности земель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...