Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение двигательным действиям

План

1. Общая характеристика обучения.

2. Закономерности обучения ДД.

3. Двигательное умение и навык.

4. Этапы процесса обучения ДД: цель, задачи, средства и методы.

 

1. Общая характеристика обучения.

Обучение в процессе ФВ обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных У, Н и связанных с ними З» (Л.П. Матвеев, 1983).

К основным понятиям процесса обучения относят двигательное действие, движение, умение, навык и тех­нику движения.

Двигательное действие — это целенаправленное проявление че­ловеком двигательной активности, с помощью которой решается двигательная задача. В педагогической структуре двигательного действия выделяют: побуждение (мотив) к совершению данного двигательного действия; осознание задачи, кото­рую стремится решить ученик, выполняя данное двигательное действие; построение плана решения задачи и его практическую реализацию. Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигатель­ного опыта и определенного количества попыток выполнить дан­ное действие. Каждое двигательное действие состоит из системы движений.

Движение представляет собой перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Выделяют произвольные (приоб­ретенные) и непроизвольные (врожденные) движения. Для практики физического воспитания наибольшую ценность имеют произвольные движения. Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками: во-первых, оно всегда являет­ся функцией сознания; во-вторых, приобретается человеком в ре­зультате его жизнедеятельности (включая процесс обучения); в-третьих, обучение движениям повышает степень их подчинен­ности воле человека. Используя одни и те же движения, можно выполнять разные двигательные действия (например, при пере­движении с мячом в баскетболе в одном случае обводят соперни­ка, а в другом — совершают прорыв под кольцо). Как видим, здесь система движений одна и та же, а двигательные действия разные. Вместе с тем двигательное действие можно осуществлять разными движениями (например, в одном случае штангу подни­мают рывком, в другом—с помощью жима).

Обучение ДД - процесс передачи и усвоения знаний о ДД, а также формирование на их основе двигательных У и Н. Цель обучения ДД – формирование культуры движений у занимающихся. В процессе ФВ занимающихся обучают различным ДД в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве ОРУ для управления ФР. И, наконец, обучают технике ДД, необходимых в труде, быту или на тренировке.

Наиболее общими задачами обучения ДД является формирование: школы движений, спортивных ДД и бытовых ДД.

Двигательная деятельность – регулируемая сознанием человека двигательная активность, направленная на достижение определенной цели. Составными частями этой деятельности являются ДД.

Для процесса обучения движениям необходимо знать структуру ДД. Несмотря на бесконечное многообразие ДД, можно выделить в их структуре общие, характерные для всех них части:

· Информационную – поступление по различным каналам самой разнообразной информации: логической, зрительной, слуховой, тактильной, мышечно-двигательной. Получение и обработка данной информации необходимы для формирования других частей движений;

· Мотивационную – побудитель к освоению ДД, при обучении движению необходимо ответить на вопрос «для чего оно предназначено?», а затем описывать технику его выполнения. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми ДД. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике;

· Ориентационную – общее видение, проект (программу) ДД, которое необходимо сформировать у обучающихся. Элементы ДД и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основы действия (ООД);

· Исполнительную – видимую часть ДД, непосредственно направленную на решение двигательной задачи. К выполнению ДД в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые З и представления. Выполнять действие следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить ДД следует анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию ДД при следующей попытке;

· Контролирующую – сопоставление исполнительной части действия с ориентировочной (программой). В случае несоответствия контролирующая часть через информационную и мотивационную части вносит коррективы в ориентационную, а через нее и в исполнительную часть ДД.

 

Рис. 1. Структура двигательной деятельности

 

Эффективность процесса обучения зависит от соблюдения следующих условий:

- формирование учебной мотивации;

- учет уровня ФР, координационной и кондиционной подготовленности, психической готовности;

- учет предыдущего двигательного опыта;

- воздействие на воспитание личностных качеств человека (самостоятельности, воли и др.)

2. Закономерности обучения ДД

Закономерности формирования информационной основы ДД:

1. комплексное использование дидактической информации;

2. степень мотивированности, т.е. настроенности учащихся на усвоение учебного материала; предварительное ознакомление с предметом обучения, повышающее способность учащихся к наблюдению;

3. информация (показ) лучше воспринимается в покое, чем в движении;

4. информация о движениях медленных и циклических воспринимается более эффективно, чем информация о движениях быстрых и ациклических;

5. последовательные движения воспринимаются лучше параллельных.


Закономерности формирования мотивационной основы ДД:

 

1. зависимость активности учащихся от степени сложности задания;

2. формирование положительных эмоций у занимающихся в процессе занятий;

3. подкрепление (стимуляция) поведения занимающихся. Для этого необходимо соблюдать: своевременность подкрепления (в момент действия, а не после него), оптимальность величины подкрепления, сочетание различных режимов подкрепления: постоянного (в начале обучения), вариативного и закрепленного (через строго определенное время).

Закономерности формирования ориентационной основы ДД:

1. формирование ориентационной основы как единства различных представлений (смыслового, зрительного и т.д.) об изучаемом действии;

2. выделение в процессе решения двигательной задачи основных опорных точек, которые представляют собой конкретные представления (образы) занимающихся об основных моментах действия;

3. использование в процессе создания общего представления З об условиях и правилах выполнения движения, возможных ошибках и путях их преодоления, травмирующих моментах, дозировке нагрузки;

4. фазовость формирования ориентационной основы: в начале обучения создается основа представления о нем, затем происходит расширение представления за счет его детализации и, наконец, свертывание ориентационной основы, большая ее часть уходит в подсознание, а в сознании остаются наиболее важные признаки движения.

Закономерности формирования исполнительной основы ДД:

1. перенос (взаимодействие) двигательных навыков. В процессе формирования ДН они оказывают влияние друг на друга. В том случае, когда ранее сформированный Н облегчает формирование последующего, происходит положительный перенос. Основным условием положительного переноса Н является наличие структурного сходства в главных фазах этих ДД. Н-р, освоение метания малого мяча облегчает освоение метания гранаты. Если ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего, происходит отрицательный перенос. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене. Н-р, параллельное обучение прыжкам в длину и в высоту: Н прыжка в длину угнетает Н прыжка в высоту, т.к. направление «вперед-вверх» осваивается быстрее, чем направление «вверх-вперед»;

2. неравномерность формирования двигательных навыков. В зависимости от вида движения и индивидуальных особенностей овладение движениями происходит неравномерно. Существует 2 разновидности: 1 - быстрое начальное освоение Н, а затем замедление и, наконец, задержка в развитии навыка. Это характерно для легких ДД, когда ученик быстро схватывает основу ДД и долго осваивает детали;

2 – в начале обучения качественный прирост Н незначителен, а затем он резко возрастает. Это характерно для обучения сложным ДД;

3. фазовость формирования навыка: при формировании ДН в ЦНС последовательно сменяются 3 фазы протекания нервных процессов: 1 - неуверенное выполнение движений (иррадиация нервных процессов), 2 - затем точное, но нестабильное выполнение движений (концентрация нервных процессов) и 3 - автоматизированное выполнение действий, без прямого контроля сознания (стабилизация) – формируется динамический стереотип.

4. последовательность обучения: знание→общее представление→двигательное умение→двигательный навык. Последовательность обучения фазам движения – «от основы движения – к деталям», осваивать движение нужно с главной определяющей фазы, затем присоединять к ней в процессе освоения другие фазы.

 

3. Двигательное умение и навык

В зависимости от степени овладения ДД различают усвоение материала на уровнях двигательного умения и навыка.

Двигательное умение – это такой уровень владения ДД, который характеризуется преимущественной направленностью контроля на содержание изучаемого движения. Основными характеристиками ДУ являются:

· Неавтоматизированность, т.е. концентрация сознания на контроле за выполнением элементов ДД;

· Нестабильность способа выполнения данного движения;

· Развернутая, т.е. подробная ООДД;

· Невысокая скорость выполнения движения;

· Непрочное запоминание усвоенного материала.

Двигательный навык – это уровень владения ДД, при котором контроль будет преимущественно направлен не на само содержание изучаемого движения, а на условия его выполнения. Для ДН характерны: сжатая ориентировочная основа, автоматизированность, стабильность, целостность и прочность усвоения ДД.

 

4. Этапы процесса обучения ДД.

Весь процесс обучения ДД включает в себя 4 этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель – формирование основы техники изучаемого движения. Задачи:

· Формирование мотивационной основы действия (осознание и принятие занимающимися двигательной задачи). Методы: словесный, наглядный. Методические приемы: оптимальный уровень сложности заданий, постоянный режим поощрения;

· Формирование общего представления (ООД), которое складывается из смыслового представления (знание ООТ, условий и правил выполнения движения), зрительного представления, двигательного представления. Методы: словесные, наглядные, целостный метод;

· Формирование основы техники движения (на уровне первоначального умения). Методы: целостный метод с последующей отработкой частей, целостный в облегченных условиях, расчлененный, словесный и наглядный методы.

· Предупреждение или устранение ошибок. В первую очередь исправляются ошибки, которые ведут к травмам; ошибка должна исправляться сразу, чтобы она не закреплялась; сосредоточить внимание не более чем на 1-2 ошибках; не следует заканчивать занятие после неудачной попытки, чтобы у занимающегося не осталось неправильного представления о движении.

Продолжительность этапа начального разучивания ДД зависит от степени сложности техники изучаемого ДД, уровня подготовленности занимающихся; их индивидуальных особенностей; возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...