Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие координационных способностей

План

1. Общая характеристика КС.

2. Классификация КС.

3. Возрастные особенности формирования КС.

4. Диагностика уровня КС.

5. Методика развития КС.

Литература.

1) Лях В.И. Понятие «Координационные способности» и «ловкость»// ТиПФК, 1983, №8.

2) Лях В.И. Координационные способности школьников. М., ФиС, 1989.

3) Сулейманов И.И. Воспитание КС, Омск, 1983.

4) Филиппович В.М. Двигательная ловкость. // Легкая атлетика, 1980, №7.

 

1. Общая характеристика КС

КС занимают как бы промежуточное, пограничное положение между основными сторонами ФВ: с одной стороны, КС могут быть отнесены к процессу воспитания физических качеств человека, прежде всего, через такие разновидности как двигательная ловкость, способность к мышечному расслаблению и т.д. С другой стороны, КС тесно вплетены в процесс управления ДД, например, через такие разновидности как ориентационная и ритмическая способность.

Двигательные КС – это способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единое ДД с учетом поставленной цели.

Развитие КС позволяет организму человека более экономично расходовать энергетические ресурсы за счет точной дозировки движений во времени, пространстве, по степени напряжения и расслабления мышц.

Факторы, определяющие развитие КС:

· Свойства анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного);

· Свойства ВНД (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов).

Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые ДД, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Уровень развития ловкости зависит от многих факторов: наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода одних установок и реакций к другим.

Особенности КС:

1. КС выступают в качестве одного из ведущих факторов эффективности ДД.

2. КС являются более широким понятием, чем ловкость и включают ее в себя.

3. В управлении ДД человека КС занимают промежуточное положение между основными его сторонами: кондиционными способностями (сила, быстрота, выносливость, гибкость) и ДУН.

2. Классификация КС

КС человека представляют собой очень сложное образование (систему), имеющее несколько уровней координации деятельности, а отсюда – большое разнообразие своих разновидностей, играющих различную роль в общем процессе координации целостной деятельности человека.

К общим КС относятся:

1) Дифференцировочная способность - способность человека к достижению высокой точности и экономичности движений:

· Пространственная дифференциация;

· Временная дифференциация;

· Силовая дифференциация.

2) Реагирующая способность - способность к быстрому началу движения в соответствии с определенным сигналом:

· Зрительная реакция;

· Слуховая реакция;

· Тактильная реакция.

3) Способность к сохранению равновесия, т.е.устойчивости положения тела:

· Сохранение статического равновесия (стойки гимнастике);

· Сохранение динамического равновесия (способность к возвращению в состояние равновесия во время движения).

4) Ориентационная способность – способность к определению положения тела в пространстве и во времени. Для нее важны такие свойства анализаторов как зрительное восприятие, острота зрения, чувство величин и т.д.

5) Ритмическая способность – способность к формированию правильной последовательности движений с выраженными акцентами. Основу составляет переработка слуховой, зрительной и кинестетической информации.

6) Способность к переключению движений - способность человека к проектированию оптимальной программы действий, контролю, корректировке и перестройке ее двигательной реакции в соответствии с актуальной или предполагаемой ситуацией.

· Переключение в соответствии с заданной программой (гимнастика, фигурное катание);

· Переключение ситуативным образом.

Проявление КС зависит от целого ряда факторов:

1 – способности человека к точному анализу движений;

2 – деятельности анализаторов, особенно двигательного;

3 – сложности двигательного задания;

4 – уровня развития других физических способностей (скоростных способностей, динамической силы, гибкости и т.д.);

5 – смелости и решительности;

6 – общей подготовленности занимающихся (запаса разнообразных ДУН);

7 – возраста.

3. Возрастные особенности формирования КС

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений.

Л. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов (1991) считают, что период от 8 до 12 лет характеризуется высокими темпами развития ловкости и координации движений. В этот период дети могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации благодаря интенсивному развитию пространственной ориентировки, улучшению анализа тактильно-кинестезических сигналов. Этому способствует пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование двигательного анализатора, выражающееся в частности, в улучшении пространственно-временных характеристик движения.

По данным исследований Н. А. Фомина (1991) пространственная точность движений у мальчиков 8-11 лет развита слабо: ошибки при воспроизведении данных параметров движения составляют 45-50 %. Высокий темп развития пространственной точности воспроизведения движений отмечается у детей в периоде от 11 до 12 лет.

В.И. Лях (2000) отмечает, что способность точно воспроизводить и дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений у детей от 12 до 13 лет улучшается незначительно, фактически наступает стабилизация или даже ухудшение отдельных показателей названной способности.

А. П. Тамбиева (1963) считает, что способность дифференцировать усилия интенсивно развивается от 11 до 16 лет.

И. И. Сулейманов (1986) отмечает, что 90% координационных способностей формируются до 12 лет, а также он выделяет активные периоды развития различных видов координационных способностей.

Сенситивные периоды развития КС:

Дифференцировочная способность – 6-10, наибольший прирост в 9-10 лет;

Реагирующая и ритмическая способность - 9-12 лет, девочки – 8;

Способность к равновесию - 9-13 лет;

Ориентационная способность - 11-15 лет.

Высокий уровень координационных способностей позволяет спортсмену быстро овладеть новыми двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двигательные качества – силу, быстроту, гибкость, проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными тренировочными и соревновательными ситуациями.

4. Диагностика уровня развития КС

Многообразие видов двигательных КС не позволяет оценивать уровень их по одному унифицированному критерию. Поэтому в ФВ используют различные показатели:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения. Чем оно короче, тем выше КС.

2) Время, необходимое для «перестройки своей ДД в соответствии с изменившейся ситуацией»;

3) Координационная сложность выполняемых ДД;

4) Точность выполнения ДД по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) Сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания.

Получение необходимой информации для оценки КС производится с помощью следующих методов: наблюдения, экспертных оценок, инструментальных методов (динамометры, кинематометры и т.п.), тестов.

Для оценки «чувства пространства» (ориентационной способности и способности к пространственной дифференцировке) можно использовать простой «7 – метровый тест» (с закрытыми глазами необходимо пройти заранее отмеченное расстояние).

Способность к кинестезическому дифференцированию может быть оценена с помощью теста «прыжки на разметку» (прыжки с ящика высотой 0,9 метра на разметку 1 метр от ящика на точность приземления).

Дифференцирование силовых параметров оценивается при помощи воспроизведения без зрительного контроля 50% от МАХ усилия на ручном динамометре.

Уровень развития реагирующей способности определяется по реакции хватания вертикально падающего объекта (линейки). Задача испытуемого поймать неожиданно отпущенную линейку.

Для определения ПЗМР и СЗМР используется рефлексометр, где испытуемый в ответ на зрительный или слуховой сигнал должен как можно быстрее нажать на кнопку прибора.

Для оценки способности к равновесию можно использовать пробу Ромберга. Динамическое равновесие оценивается при помощи теста «Повороты на узкой опоре». На перевернутой гимнастической скамейке необходимо как можно быстрее сделать 4 поворота.

Для оценки ориентационной способности используют тест «Заяц-волк»: расставляются картинки с героями, по заданию испытуемый должен обегать стульчик с той стороны, где изображен заяц, в каждой из трех попыток порядок расстановки картинок изменяется.

Ритмическая способность оценивается по прохлопыванию и протопыванию ритмических рисунков.

 

5.Методика развития КС

При воспитании КС решаются 2 группы задач:

1) по разностороннему их развитию – решаются преимущественно в дошкольном возрасте и базовом ФВ учащихся. Достигнутый здесь уровень развития КС создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в ДД;

2) по специально направленному развитию КС – решаются в процессе спортивной тренировки и ППФП. В первом случае требования к ним определяются спецификой ИВС, во втором- избранной профессией.

 

Принципы совершенствования КС:

· многообразие используемых упражнений на развитие КС: не менее 3-4 упражнений на один вид КС в течение одного занятия;

· многообразие вариантов используемого упражнения;

· относительно небольшое число повторений (4-10раз).

Практика ФВ и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на КС. Основным средством воспитания КС являются ФУ повышенной координационной сложности и содержание элементов новизны. Сложность ФУ можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а так же за счет внешних условий:

ü изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;

ü изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие;

ü комбинируя двигательные навыки;

ü сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов;

ü выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Приемы совершенствования КС.

Дифференцировочная способность:

1) броски или удары в цель на различное расстояние;

2) броски или удары в цель из различных И.П.;

3) прыжки в заранее отмеченную зону;

4) выполнение упражнений в условиях недостатка времени, на укороченной площадке, с несколькими мячами;

5) выполнение упражнений в необычных условиях (на льду, на снегу).

Реагирующая способность:

1) реагирование на различные сигналы из различных И.П.;

2) упражнения с быстрыми локальными движениями в ответ на сигналы;

3) упражнения в ловле и бросании малого мяча с введением дополнительных заданий;

4) моментальное повторение демонстрируемых учителем движений;

5) использование спортивных и подвижных игр.

Способность к сохранению равновесия:

1) уменьшение площади опоры;

2) спрыгивание с различной высоты;

3) напрыгивание на различную высоту;

4) прыжки с поворотом на определенный градус;

5) ходьба и бег по скамейке с различными поворотами, вращениями;

6) введение неустойчивой опоры;

7) ходьба и бег по обозначенной линии.

Ориентационная способность:

1) выполнение упражнений с закрытыми глазами (ходьба к определенной точке);

2) выполнение упражнений с ограниченной видимостью (пляжный козырек, расположенный ниже уровня глаз);

3) выполнение упражнений в движении спиной вперед;

4) изменение начальных и конечных положений;

5) изменения способа выполнения упражнений (темпа, ритма и т.д.);

6) упражнения с препятствиями.

Ритмическая способность:

1) прохлопывание ритма движений;

2) ритмичное звуковое сопровождение движения (счет, стук, бубен);

3) ходьба и бег через различные предметы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...